nedvijimost-v-krizis.png

Казахстан намерен получить не менее 51% в Транскаспийском проекте

Власти усиливают давление на партнеров с целью получить контроль над транспортировкой своих энергоресурсов на мировые рынки. По мнению экспертов, реализация этого проекта может поставить под вопрос планы по расширению мощностей Каспийской трубопроводной системы (КТК), по которой казахстанская нефть поставляется в Европу по территории России.

Казахстан намерен получить не менее 51% в Транскаспийском проекте

Казахстан намерен получить не менее 51% в Транскаспийском проекте
Власти усиливают давление на партнеров с целью получить контроль над транспортировкой своих энергоресурсов на мировые рынки. По мнению экспертов, реализация этого проекта может поставить под вопрос планы по расширению мощностей Каспийской трубопроводной системы (КТК), по которой казахстанская нефть поставляется в Европу по территории России.

«Безусловно, мы ниже 51% формально и неформально к этой трубе не пойдем. Мы интенсивно переговариваемся, но у нас есть разногласия с консорциумом Chevron, они единым фронтом сейчас выступают», - заявляет министр энергетики страны Сауат Мынбаев. Глава ведомства подтвердил наличие некоторых разногласий, отметив при этом, что Казахстан не намерен уступать контроль в стратегически важном вопросе.

В январе 2007 года национальная нефтегазовая компания Казахстана «КазМунайГаз» и участники консорциума Agip KCO и СП «Тенгизшевройл» (ТШО, где ChevronTexaco Overseas принадлежит 50%, ExxonMobil Kazakhstan Ventures Inc. - 25%, «КазМунайГазу» - 20%, российско-американскому СП LUKArco - 5%) подписали меморандум о взаимопонимании основных принципов сотрудничества по проекту создания ККСТ. Речь, в частности, идет о реализации Транскаспийского нефтепроводного проекта, который, по замыслу его участников, позволит создать надежную систему долгосрочной танкерной транспортировки нефти через терминалы в Казахстане и Азербайджане и ее последующего экспорта с использованием трубопровода БТД и другой нефтетранспортной инфраструктуры. В рамках проекта на казахстанском побережье Каспия предусматривается создание новой нефтетранспортной инфраструктуры: строительство нефтепровода Ескене-Курык, расширение морского порта Курык, закупка танкеров дедвейтом более 60 тыс. тонн, на которых нефть будет транспортироваться по Каспийскому морю в систему БТД на территории Азербайджана. Ресурсной базой для Казахстана станут месторождения «Кашаган» на шельфе Каспия, которое разрабатывает консорциум Agip KCO, и «Тенгиз», которым занимается ТШО. По оценкам «КазМунайГаза», общая стоимость создания ККСТ может составить $3 млрд, причем за счет привлечения внешних инвестиций. Предполагается, что ККСТ обеспечит на начальном этапе транспортировку через БТД на мировые рынки 25 млн тонн нефти в год с последующим увеличением до 38 млн тонн в год. Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию казахстанской каспийской системы транспортировки планируется к началу добычи на Кашагане в 2010-2011 годах. Однако доля в 20%, которыми владеет «КазМунайГаз», судя по всему, теперь казахстанскую сторону не удовлетворяют, и Астана намерена резко ее увеличить до контрольной.

Напомним, в прошлом году Казахстан добыл около 70 млн тонн нефти, из которых 63 млн были предназначены для экспорта. В планах увеличить добычу до 80 млн тонн в 2010 году и до 100 млн тонн в 2015 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG

banner_wsj.gif


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_opros.gif

kursiv_opros.gif