СПК меняют стратегию

Опубликовано (обновлено )
Согласно последним решениям правительства, социально-предпринимательские корпорации станут представительствами фонда «Самрук-Казына» в регионах. Они получат целый ряд новых полномочий, в том числе приоритетное право на недропользование и приобретение стратегических объектов. Однако эксперты напоминают, что при всех открывающихся возможностях СПК не должны подменять собой частный бизнес.

Согласно последним решениям правительства, социально-предпринимательские корпорации станут представительствами фонда «Самрук-Казына» в регионах. Они получат целый ряд новых полномочий, в том числе приоритетное право на недропользование и приобретение стратегических объектов. Однако эксперты напоминают, что при всех открывающихся возможностях СПК не должны подменять собой частный бизнес.

В конце прошлого года семь казахстанских социально-предпринимательских корпораций (СПК), созданных для стимулирования бизнеса в регионах, перешли под управление фонда национального благосостояния (ФНБ) «Самрук-Казына». Благодаря этому правительство вновь обратило внимание на СПК, которым за год с небольшим своего существования не удалось реализовать все предоставленные возможности. Так, по словам постоянного представителя НДП «Нур Отан» в правительстве Владимира Дворецкого, руководство многих СПК не находило общего языка с бизнесом, а также неэффективно использовалась система корпоративного управления.

Представитель партии говорит, что корпорациям представлялись на рассмотрение десятки проектов, однако поддержки СПК они не добились. Отказ мотивировался, к примеру, наличием плохо проработанных бизнес-планов. При этом даже одобренные проекты не увенчались успешным завершением. «Ряд проектов сейчас стоит, а некоторые просто разваливаются на глазах. И это можно установить при любой проверке», — говорит представитель партии в правительстве. Среди корпораций-аутсайдеров он назвал «Сары-Арка», «Иртыш», «Жетысу» и «Батыс».

В свою очередь, правительство постаралось сделать все, чтобы создать оптимальные условия для работы корпораций. Специальная рабочая группа правительства выработала для них новую стратегию. «Войдя в состав «Самрук-Казына», СПК становятся своеобразным мини-«Самруком» в своих регионах», — говорит вице-премьер Умирзак Шукеев. Иначе говоря, параллельно с инвестиционной деятельностью корпорации будут координировать работу всех дочерних компаний, входящих в состав «Самрук-Казына». Под управление СПК будут переданы СЭЗ, региональные кластеры, индустриальные зоны, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационные фонды, венчурные фирмы.

Важным нововведением станет и разделение полномочий СПК с национальными компаниями-недропользователями. Так, по словам представителя ФНБ, недавно созданная национальная горнорудная компания «Таукент-Самрук» будет осуществлять право недропользования по крупным проектам с разведкой-добычей твердых и полезных ископаемых. На долю СПК придутся проекты регионального масштаба по добыче твердых и общераспространенных полезных ископаемых. В сфере нефтедобычи, по словам управляющего директора ФНБ Канатбека Сафинова, СПК будут привлекаться к реализации крупных международных нефтегазовых проектов, таких как Карачаганак, Кашаган, в части создания инфраструктурных проектов.

Однако все указанные виды деятельности будут скорее сопутствующими. Базовые проекты в основном в секторе агропромышленного комплекса, для СПК определит правительство. Так, СПК «Сары-Арка», по словам вице-премьера, сосредоточится на производстве сухой клейковины, «Жетысу» — на производстве сои.

При этом помимо новых обязанностей у СПК появятся и новые права и иммунитеты. «СПК получит такие же права, как и фонд «Самрук-Казына», на приоритетное приобретение стратегических объектов, прав по недропользованию, приобретение конкурсной массы при банкротстве организаций, которые владеют стратегическими объектами», — говорит управляющий директор ФНБ. Помимо этого, при востребовании земельных участков СПК не будет необходимости участвовать в торгах или аукционах, а акции корпораций не должны быть приватизированы или подлежать отчуждению. Вместе с тем СПК не должны подменять собой частный бизнес, считает министр индустрии и торговли Владимир Школьник. «Имея такую поддержку, имея вхождение во власть, конечно, захочется забрать самые интересные проекты себе, но все-таки надо думать о развитии бизнеса», — напомнил министр.

Между тем СПК сильны именно тем, что при поддержке государства будут заниматься предпринимательством, принося реальный доход. По словам Умирзака Шукеева, государство может оплачивать только некоммерческую деятельность СПК, такую, как организация бизнес-форумов и стимулирование бизнеса. На эти цели ежегодно потребуется около 500 млн тенге для каждой СПК, что в итоге составит около 3,5 млрд тенге. Помимо госбюджета финансирование СПК будет идти частично за счет заемных средств и инвестиций, в том числе путем выпуска ценных бумаг и предоставление корпоративных гарантий фонда «Самрук-Казына».

Для того чтобы новая стратегия деятельности СПК заработала, правительству остается только внести соответствующие изменения в законопроект об СПК. Ожидается, что концепция документа, который внесен в парламент еще в июле 2008 года, обновится примерно на 70%. У кабмина в этом случае есть два варианта: откорректировать документ в рамках рассмотрения в парламенте либо отозвать его, исправить и внести повторно.

Мария ДАУТОВАСПК меняют стратегию
Согласно последним решениям правительства, социально-предпринимательские корпорации станут представительствами фонда «Самрук-Казына» в регионах. Они получат целый ряд новых полномочий, в том числе приоритетное право на недропользование и приобретение стратегических объектов. Однако эксперты напоминают, что при всех открывающихся возможностях СПК не должны подменять собой частный бизнес.

В конце прошлого года семь казахстанских социально-предпринимательских корпораций (СПК), созданных для стимулирования бизнеса в регионах, перешли под управление фонда национального благосостояния (ФНБ) «Самрук-Казына». Благодаря этому правительство вновь обратило внимание на СПК, которым за год с небольшим своего существования не удалось реализовать все предоставленные возможности. Так, по словам постоянного представителя НДП «Нур Отан» в правительстве Владимира Дворецкого, руководство многих СПК не находило общего языка с бизнесом, а также неэффективно использовалась система корпоративного управления.

Представитель партии говорит, что корпорациям представлялись на рассмотрение десятки проектов, однако поддержки СПК они не добились. Отказ мотивировался, к примеру, наличием плохо проработанных бизнес-планов. При этом даже одобренные проекты не увенчались успешным завершением. «Ряд проектов сейчас стоит, а некоторые просто разваливаются на глазах. И это можно установить при любой проверке», — говорит представитель партии в правительстве. Среди корпораций-аутсайдеров он назвал «Сары-Арка», «Иртыш», «Жетысу» и «Батыс».

В свою очередь, правительство постаралось сделать все, чтобы создать оптимальные условия для работы корпораций. Специальная рабочая группа правительства выработала для них новую стратегию. «Войдя в состав «Самрук-Казына», СПК становятся своеобразным мини-«Самруком» в своих регионах», — говорит вице-премьер Умирзак Шукеев. Иначе говоря, параллельно с инвестиционной деятельностью корпорации будут координировать работу всех дочерних компаний, входящих в состав «Самрук-Казына». Под управление СПК будут переданы СЭЗ, региональные кластеры, индустриальные зоны, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационные фонды, венчурные фирмы.

Важным нововведением станет и разделение полномочий СПК с национальными компаниями-недропользователями. Так, по словам представителя ФНБ, недавно созданная национальная горнорудная компания «Таукент-Самрук» будет осуществлять право недропользования по крупным проектам с разведкой-добычей твердых и полезных ископаемых. На долю СПК придутся проекты регионального масштаба по добыче твердых и общераспространенных полезных ископаемых. В сфере нефтедобычи, по словам управляющего директора ФНБ Канатбека Сафинова, СПК будут привлекаться к реализации крупных международных нефтегазовых проектов, таких как Карачаганак, Кашаган, в части создания инфраструктурных проектов.

Однако все указанные виды деятельности будут скорее сопутствующими. Базовые проекты в основном в секторе агропромышленного комплекса, для СПК определит правительство. Так, СПК «Сары-Арка», по словам вице-премьера, сосредоточится на производстве сухой клейковины, «Жетысу» — на производстве сои.

При этом помимо новых обязанностей у СПК появятся и новые права и иммунитеты. «СПК получит такие же права, как и фонд «Самрук-Казына», на приоритетное приобретение стратегических объектов, прав по недропользованию, приобретение конкурсной массы при банкротстве организаций, которые владеют стратегическими объектами», — говорит управляющий директор ФНБ. Помимо этого, при востребовании земельных участков СПК не будет необходимости участвовать в торгах или аукционах, а акции корпораций не должны быть приватизированы или подлежать отчуждению. Вместе с тем СПК не должны подменять собой частный бизнес, считает министр индустрии и торговли Владимир Школьник. «Имея такую поддержку, имея вхождение во власть, конечно, захочется забрать самые интересные проекты себе, но все-таки надо думать о развитии бизнеса», — напомнил министр.

Между тем СПК сильны именно тем, что при поддержке государства будут заниматься предпринимательством, принося реальный доход. По словам Умирзака Шукеева, государство может оплачивать только некоммерческую деятельность СПК, такую, как организация бизнес-форумов и стимулирование бизнеса. На эти цели ежегодно потребуется около 500 млн тенге для каждой СПК, что в итоге составит около 3,5 млрд тенге. Помимо госбюджета финансирование СПК будет идти частично за счет заемных средств и инвестиций, в том числе путем выпуска ценных бумаг и предоставление корпоративных гарантий фонда «Самрук-Казына».

Для того чтобы новая стратегия деятельности СПК заработала, правительству остается только внести соответствующие изменения в законопроект об СПК. Ожидается, что концепция документа, который внесен в парламент еще в июле 2008 года, обновится примерно на 70%. У кабмина в этом случае есть два варианта: откорректировать документ в рамках рассмотрения в парламенте либо отозвать его, исправить и внести повторно.

Читайте также