За прибылью к соседям

Опубликовано
Министерство сельского хозяйства предлагает инвесторам вкладывать средства в производство мясной продукции. Причем основным потребителем казахстанского мяса называется Россия, где спрос усиливается на фоне спада предложения. Предприниматели заявляют о готовности участвовать в подобном производстве, не отрицая его устойчивости в период кризиса, однако настаивают на предварительном решении многочисленных проблем.

Министерство сельского хозяйства предлагает инвесторам вкладывать средства в производство мясной продукции. Причем основным потребителем казахстанского мяса называется Россия, где спрос усиливается на фоне спада предложения. Предприниматели заявляют о готовности участвовать в подобном производстве, не отрицая его устойчивости в период кризиса, однако настаивают на предварительном решении многочисленных проблем.

Согласно статистическим данным, Россия нуждается в ежегодном импорте до 300 тыс. тонн говядины. Причем, согласно проведенному анализу, объем собственного производства мяса в соседней стране стабильно снижается, а спрос растет. В Казахстане, предположительно основном экспортере, специалисты напротив отмечают большой потенциал и перспективность производства мяса. Так, первое место в производстве этой продукции занимает говядина — 46%, затем следуют свинина и баранина — 24% и 14% соответственно. При этом средняя цена на говядину в приграничных регионах Казахстана на четверть ниже, чем в России, что делает условия для поставок мяса в соседнюю страну, наиболее выгодными. В связи с этим социально-предпринимательские корпорации и министерство сельского хозяйства республики призывают инвесторов вкладывать средства в производство мясной продукции. Потенциальный рынок, преимущественно крупные города России, оценивается в 100 тыс. тонн говядины в год.

Основное производство мяса в нашей стране сосредоточено в Костанайской области, где оно составляет 17,1% от общего объема. «В последние годы Казахстан не экспортировал мясо КРС в свежем виде, но в то же время возрос экспорт мороженого мяса», — говорит председатель СПК «Тобол» Марат Толибаев. Он также отмечает, что импорт свежего мяса очень низкий, так как страна обеспечивает свое потребление и считает, что в ближайшие пару лет необходимо создать специфические производственные комплексы с мощностью 5 тыс. тонн. Всего для удовлетворения планируемого спроса необходимо организовать порядка 20 таких экспортных производств.

Министр сельского хозяйства Ахылбек Куришбаев, в свою очередь, называет причины, по которым экспорт мяса пока является невозможным. «Проблема в том, что наше мясо не соответствует ветеринарным стандартам, которые требуются для экспорта», — поясняет глава ведомства. Для устранения данных проблем, министр считает необходимым создавать экспортные площадки. «Когда появятся такие площадки, тогда скот и молодняк будут закупаться у фермеров и на личных подворьях. Это станет локомотивом для развития животноводства», — говорит Ахылбек Куришбаев.

Однако сами предприниматели решение данного вопроса видят иначе. Прежде чем экспортировать мясо за границу, нужно позаботиться о постоянном увеличении поголовья скота, говорит заместитель председателя «Евразийской ассоциации предпринимателей» Бахыт Уаисова. «Иначе мы просто перережем весь имеющийся скот и в итоге останемся без ничего», — говорит она «Къ». К тому же, по ее мнению, производить все-таки нужно не сырое мясо, а конечный продукт — тушенку.

Сейчас, по данным Бахыт Уаисовой, отечественные мясные комбинаты частично работают с привозным российским мясом. Это связано с тем, что поголовье скота уменьшается с каждым годом, и собственного мяса для переработки уже не хватает. «Государство могло бы датировать фермеров с условием, что они будут поставлять мясо в перерабатывающие заводы по фиксированным ценам», — считает она.

Очень выгодным называет мясной бизнес заместитель директора «Ассоциации предпринимателей Караганды» Серик Санаубаев. «Но пока нет условий для ведения такого бизнеса, нет четкой организации труда. Этим должно заняться государство», — говорит он «Къ». По его словам, немалую роль здесь играет недоступность кредитов для сельчан. «На самом деле, помощь в производстве мяса сейчас находится на уровне разговоров», — констатирует Серик Санаубаев.

Между тем, считает экономист АО «Института экономических исследований» Жамиля Бопиева, наиболее стабильными в период кризиса могли бы стать крупные инфраструктурные проекты. «Отечественный бизнес должен выступить в качестве поставщика услуг или товаров для реализации этих проектов», — делится она мнением с «Къ». Кроме того, по словам эксперта, в настоящий момент стране выгоднее развивать внутренний спрос, нежели экспортировать свои товары.

Читайте также