Перейти к основному содержанию

Легкая промышленность теряет в весе

На сегодняшний день текстильная и швейная отрасли в обрабатывающей промышленности - единственные, которые имеют тенденцию падения объемов производства с 2001 года. По данным Агентства по статистике республики, доля отрасли в общем объеме промышленного производства сократилась в пять раз, притом что текстиль сейчас входит в число ведущих мировых отраслей промышленности с ежегодным объемом производства около $1,4 трлн, опережая машиностроение, химическую промышленность, ВПК.

Легкая промышленность теряет в весе

Легкая промышленность теряет в весе
На сегодняшний день текстильная и швейная отрасли в обрабатывающей промышленности - единственные, которые имеют тенденцию падения объемов производства с 2001 года. По данным Агентства по статистике республики, доля отрасли в общем объеме промышленного производства сократилась в пять раз, притом что текстиль сейчас входит в число ведущих мировых отраслей промышленности с ежегодным объемом производства около $1,4 трлн, опережая машиностроение, химическую промышленность, ВПК.

Казахстанская текстильная промышленность, согласно данным исследования «Анализ текущего состояния и проблемы обрабатывающей промышленности» за 2007 год, имеет благоприятные условия для успешного развития, учитывая более низкие затраты на производство, близость к сырью (Южный Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан) и потенциальным рынкам сбыта производимой продукции (Китай, Азия, Россия, Европа, Ближний Восток). Кроме того, ее развитию также может способствовать и тот факт, что не во всех соседних государствах имеется собственное хлопковое сырье.

Однако, несмотря на эти обстоятельства, текстильная и швейная отрасли в целом по-прежнему остаются неразвитыми. Около 80-90% казахстанского хлопка идет на экспорт по низкой цене, в то время как хлопчатобумажные товары (в том числе из казахстанского сырья) импортируются по высоким ценам. «Казахстан, имея огромные сырьевые ресурсы: хлопок, волокно, шерсть, шкуры, - импортозависим по большинству товаров», - подчеркнула председатель правления казахстанской Ассоциации предприятий легкой промышленности Любовь Худова. Наблюдается тенденция к резкому сокращению количества текстильных предприятий Казахстана, те же, что функционируют, работают не на полную мощность. Они в основном производят ограниченный ассортимент тканей - как правило, продукцию с низкой добавленной стоимостью, поставляемую в Россию, Украину и Китай.

Профессор кафедры «Экономика и маркетинг» университета международного бизнеса UIB Калкаш Аубакирова констатирует, что на сегодняшний день большинство перспективных предприятий простаивает. «Алматинский хлопчатобумажный комбинат полностью закрылся, Каргалинский суконный комбинат работает лишь периодически, выполняя госзаказы на форменную и специальную одежду. Реальной лепты в общий объем производства товаров текстильщики не вносят», - отметила она. Так, только количество занятого в сфере легкой промышленности населения сократилось за 2000-2007 гг. с 27 тыс. до 17. Текстильная промышленность республики покрывает потребности внутреннего рынка лишь на 10%. «Для формирования экономической безопасности страны объем внутреннего производства должен удовлетворять как минимум 30% внутреннего спроса», - сказал «Къ» заместитель директора специальной экономической зоны (СЭЗ) «Онтyстік» Нармухан Сарыбаев. Одной из причин спада легкой промышленности эксперт называет влияние мировых условий. «Это временный фактор, последствия кризиса. На отрасль нужно смотреть структурно, ведь в некоторых видах деятельности идет спад, а в некоторых - рост», - говорит Нармухан Сарыбаев.

Однако Любовь Худова настаивает на том, что общемировой кризис в спаде легкой промышленности играет второстепенную роль. «Для нас кризис наступил еще в 2000 году», - уверена она. Калкаш Аубакирова одной из причин низкой конкурентоспособности отечественной продукции считает использование морально устаревшего технологического оборудования. В последние годы, отметила эксперт, предпринимались попытки реорганизации, но они были единичными. По ее мнению, именно состояние большей части основных производственных фондов отрасли сдерживало и продолжает сдерживать производство высококачественной продукции, сравнимой с зарубежными аналогами.

Текстильная и легкая промышленность, по данным международных организаций, сейчас входит в число ведущих мировых отраслей промышленности с ежегодным объемом производства около $1,4 трлн, опережая машиностроение, химическую промышленность, ВПК. Депутат мажилиса Айгуль Соловьева считает, что в Казахстане текстильная и швейная отрасли - не самые значимые для экономики страны. По ее мнению, Казахстану в этой сфере довольно сложно конкурировать с Китаем и Кыргызстаном, поэтому нужно занять особую нишу. «Казахстан должен себя позиционировать в каких-то брендовых вещах, национальной одежде, например. Здесь требуется креативный подход», - сказала она «Къ». Советник ректора Алматинского технологического университета, обучающего специалистов в области легкой промышленности, Тасболат Мухаметкалиев объясняет трудности развития казахстанского легпрома низкой конкурентоспособностью отечественных производств в ценовом аспекте в сравнении с производителями Китая и Узбекистана. «Действительно, отечественная текстильная отрасль и в целом легкая промышленность неконкурентоспособны. Без поддержки государства развитие этой отрасли будет очень затруднено и может затянуться надолго», - подытожил он.

banner_wsj.gif

905 просмотров

Казахстанский рынок легальных такси за месяц в режиме ЧС просел на 84%

Компании недосчитались с начала года более 1,7 млрд тенге доходов

Фото: Офелия Жакаева

Казахстанский рынок такси показывает рекордное падение по всем показателям. Официально зарегистрированные компании недосчитались с начала года более 1,7 млрд тенге доходов. С другой стороны, пандемия и новые санитарные требования сократили долю теневого сектора рынка услуг по перевозке. Агрегаторы – еще один фактор, благодаря которому «бомбилы» перешли на «светлую» сторону экономики. 

Обратная динамика карантина 

По данным Комитета по статистике РК, за январь – апрель 2020 года таксистами было перевезено 1,4 млрд пассажиров – это на 18% меньше, чем за первые четыре месяца прошлого года. Самым критичным оказался апрель. В месяц карантина число перевезенных пассажиров сократилось на 84%. COVID-19 серьезно повлиял на доходы официально зарегистрированных компаний: если в январе – апреле прошлого года они заработали чуть больше 2 млрд тенге, то за аналогичный отчетный период этого года службы такси получили на 84% меньше – всего 346 млн тенге.

Причины рекордного падения связаны не только со снижением спроса, но и с ограничением количества разрешений на передвижение для машин-такси, выдаваемых акиматами городов и районов. Например, в южной столице было принято решение разрешить доступ на трассы только двум тысячам наиболее активных водителей. По словам заместителя акима Алматы Ерлана Кожагапанова, выбирали таксистов из базы нескольких онлайн-сервисов такси. Заветные пропуска могли получить только легальные компании, которые соблюдали новые требования по дезинфекции и медосмотру.
 
Динамика развития рынка такси показывает: карантин стал исключительным фактором влияния. Статистика прошлых лет говорит о росте основных показателей. Например, за 2019 год пассажирооборот предприятий такси достиг 79,2 млрд пассажиро-километров, что на 12% выше, чем годом ранее. А если брать данные 2015 года, то рост составил 76%. Число поездок увеличилось почти в два раза – с 381 до 672 млн. 

Вместе с тем, по данным агентства маркетинговых исследований BusinesStat, численность таксопарков в Казахстане имеет устойчивую тенденцию к падению. Минус 18% за последние три года. Аналитики BusinesStat пришли к выводу, что такой результат обусловлен экспансией агрегаторов такси. Таксопарки в их классическом понимании, с базами, гаражами, диспетчерским пунктом, уходят в прошлое, их вытеснили ИП и парки-посредники, которые сотрудничают с агрегаторами. По информации из открытых источников, такие компании, как «Яндекс. Такси», Uber, «Максим», Bolt, «АпаруТакси», «Везет», имеют от 6 до 25% дохода с каждой поездки. 

Приложение вместо диспетчера 

Представители администрации сервиса «АпаруТакси» отмечают: вместо диспетчерских служб клиенты стали отдавать предпочтение мобильным приложениям в первую очередь из-за более доступного сервиса.
 
«Рост рынка – прямая заслуга агрегаторов. За последние пять лет спрос и предложение в этой сфере выросли колоссально. Это связано с тем, что сервисы сделали услугу доступной – машина подается гарантированно быстро независимо от района города», – комментируют в организации, предоставляющей свои услуги на территории Нур-Султана и ВКО. 

«В нашем сервисе используются собственные технологии «Яндекс»: карты, маршрутизация и навигация, математические алгоритмы. С помощью нашей системы распределения заказов к пассажиру приезжает водитель, который быстрее всего может его забрать. Пока водитель везет пассажира, система, рассчитав, когда он должен прибыть в конечную точку, подбирает в нужное время новый заказ возле нее. Для шофера это большое преимущество: сокращаются время простоя и холостой пробег, больше заказов, и в итоге выше заработок», – говорит исполнительный директор компании «Яндекс.Такси» по развитию рынков Центральной Азии Тамирлан Шапиев. Онлайн-сервисы меняют стандарты качества таксомоторных услуг – тот же «Яндекс.Такси» в сентябре 2018 года ввел страхование жизни и здоровья пассажиров и водителей (автоматически действует на всех поездках, заказанных через приложение), хотя казахстанское законодательство этого не требует. 

Аналитики маркетингового агентства BusinesStat прогнозируют: благодаря уберизации такси в Казахстане в ближайшие два года рынок еще подрастет. Число поездок увеличится на 13%, средняя цена – на 12%. Этому поспособствуют потребительский спрос и растущая конкуренция между компаниями. 

Верхушка айсберга 

Сколько зарабатывают таксисты и агрегаторы? Официальные данные Комстата о доходах предприятий такси весьма невысоки – всего 3,5 млрд тенге в год (в 2018 году – 3,1 млрд тенге). В эту статистику не входят доходы ИП (а их число после появления агрегаторов увеличилось) и нелегальных «бомбил». Ради сокращения расходов ИП нередко платят налоги по самой низкой планке, так, как будто они зарабатывают минимальную зарплату. Их реальный доход пока остается за гранью отчетностей. 

Kursiv Research провел свои расчеты финансовых объемов рынка такси на примере Нур-Султана. Мы взяли официальные данные о доходах 10 таксопарков, входящих в группу Единая служба такси. Эти цифры стали открытыми из-за судебных исков Комитета по развитию и защите конкуренции РК по обвинению таксопарков в ценовом сговоре. Согласно судебным документам, за 2018 год 10 таксопарков Нур-Султана заработали 239,5 млн тенге, за I квартал 2019 года – 92,1 млн тенге (рост по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил 54%). 

По данным специалистов ОЮЛ «Ассоциация транспортников Астаны», Единая служба такси занимает небольшую долю на рынке Нур-Султана – всего 15%. Таким образом, общий объем рынка только по одному городу в 2018 году превысил 1,5 млрд тенге. Это практически половина официально заявленной суммы по всему Казахстану. 

В расчетах были использованы данные только официально зарегистрированных служб такси, цифровых агрегаторов. Серый рынок таксистов здесь не учтен. Вице-министр индустрии и индустриально-инновационного развития РК Берик Камалиев в ответ на запрос «Курсива» сообщил, что МИИР не располагает точными данными по объему теневого рынка таксомоторных услуг. По оценке специалистов ОЮЛ «Ассоциация транспортников Астаны», этот показатель в столице может доходить до 85% от всего рынка. Если брать эту цифру за основу, то общий объем легальных и нелегальных услуг такси Нур-Султана в 2018 году превысил 10 млрд тенге, и этот показатель почти в три раза выше официальных данных по всей стране. 

Ситуацию нельзя проецировать на все крупные города РК, так как в регионах сильно отличаются как тарифы на такси, объемы оказанных услуг, так и процент теневого рынка. Например, если в Алматы многие водители готовы взять попутчиков «с бордюра», то в Усть-Каменогорске голосовать на обочине считается дурным тоном. Лишь в крайних случаях, при сильном морозе шоферы из ВКО согласятся подвести пешеходов.

«В таких городах, как Усть-Каменогорск, агрегаторы фактически вытеснили нелегальных перевозчиков. Именно цифровые платформы больше всего сделали для легализации индивидуальных перевозчиков. Особенно это касается таких сервисов, как наш, поскольку ИП стало выгодно работать, соблюдая законодательство», – комментируют представители администрации «АпаруТакси». 

По мнению директора по связям с госорганами на международных рынках «Яндекс. Такси» Александра Высоцкого, один из эффективных способов «обеления» рынка – оформление водителей в качестве самозанятых. Такой статус позволяет снизить издержки водителей, серьезно упрощает работу и сокращает расходы, ликвидирует посредников, параллельно повышая контроль за доходами. Но для того, чтобы Казахстан развивался в этом направлении, необходима соответствующая законодательная инициатива со стороны государства, включающая изменения как в Налоговом кодексе, так и в законе о транспорте. 

Выгодно ли быть таксистом 

В начале этого года ученые Института государственного и муниципального управления Высшей школы экономики (ВШЭ) РФ опубликовали результаты своего исследования рынка такси в России. Они выяснили, что доля выручки водителей такси «в общем чеке» с приходом агрегаторов за последние годы упала почти в 2,5 раза. Вместе с тем комиссия цифровых сервисов и таксопарков за аренду машины стала выше, а средний тариф – ниже. 

В Казахстане ситуация несколько иная. По данным BusinesStat, средняя цена на услуги такси в стране показывала снижение лишь в 2017 году, когда онлайн-сервисы демпинговали, борясь за клиентов. 

Сервис аренды машины службы такси в Казахстане развит лишь в нескольких крупных городах. Арендный платеж за машину без выкупа (предложений аренды такси с последующим выкупом на рынке практически не осталось) в разных таксопарках зависит от марки машины, года выпуска и варьируется от 5 до 9 тыс. тенге. Другими словами, за аренду машины водитель должен платить от 156 до 234 тыс. тенге в месяц. 

Доходы водителей, исходя из анализа открытых данных в соцсетях и на YouTube-каналах, могут в зависимости от региона РК варьироваться от 160 до 400 тыс. тенге. Сумма зависит как от наличия своего автомобиля, его класса, так и от продолжительности смены, региональных тарифов. 

0001 (2)_4.jpg

Свободный рынок 

По мнению экспертов ВШЭ, чтобы не позволить цифровым платформам монополизацию рынка такси в России, необходимо ввести госрегулирование агрегаторов. В том числе и ценовое. Представители госорганов РК не видят в этом необходимости. 

«Как показывают результаты анализов товарных рынков, введение ценового регулирования, а также избыточный адмконтроль выступают в качестве факторов, негативно влияющих на конкуренцию», – считает ответственный секретарь Министерства нацэкономики РК Арман Джумабеков

С этим согласны и компании-агрегаторы. Администрация «АпаруТакси» придерживается мнения, что минимальное госрегулирование позволит сохранить тарифы оптимальными. «Госрегулирование цен – это механизм с очень высокими экономическими издержками. Страны иногда вынуждены прибегать к нему в периоды острых экономических кризисов – например, чтобы сдержать цены на продовольствие. Понятно, что сфера такси к таковым не относится. Побочный эффект госрегулирования цен хорошо известен – это бурный рост черного рынка, то есть уход целых отраслей экономики в нелегальный сегмент. Хотелось бы избежать такого поворота событий в сегменте такси», – говорит представитель «Яндекс.Такси» Александр Высоцкий. 

В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК поясняют: существующее государственное регулирование в сфере такси включает разрешительные процедуры перед началом работы и контроль со стороны местных исполнительных органов. Ценовая политика компаний такси не регулируется государством, так как эти услуги осуществляются в конкурентной среде. Исключение составляет только антиконкурентное повышение тарифов, как это произошло в Нур-Султане. За одновременное повышение цен на посадку на 10% десять компаний, входящих Единую службу такси, были оштрафованы на общую сумму 24 млн тенге.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png