Перейти к основному содержанию

1464 просмотра

Казахстанская экономика замедляет ход

В начале января Fitch Ratings опубликовало новый отчет по Казахстану, в котором дается развернутое объяснение, почему агентство сочло возможным понизить в ноябре 2008 года долгосрочный рейтинг дефолта эмитента Казахстана в иностранной валюте с уровня «BBB»/прогноз «Негативный» до «BBB-» (BBB минус)/прогноз «Негативный». В данном отчете говорится в частности, что влияние более слабого глобального макроэкономического прогноза на цены на сырьевые товары и усиление волатильности мирового финансового рынка понижают устойчивость суверенной кредитоспособности Казахстана.

Казахстанская экономика замедляет ход

Казахстанская экономика замедляет ход
Казахстанская экономика замедляет ходВ начале января Fitch Ratings опубликовало новый отчет по Казахстану, в котором дается развернутое объяснение, почему агентство сочло возможным понизить в ноябре 2008 года долгосрочный рейтинг дефолта эмитента Казахстана в иностранной валюте с уровня «BBB»/прогноз «Негативный» до «BBB-» (BBB минус)/прогноз «Негативный». В данном отчете говорится в частности, что влияние более слабого глобального макроэкономического прогноза на цены на сырьевые товары и усиление волатильности мирового финансового рынка понижают устойчивость суверенной кредитоспособности Казахстана.

По оценкам Fitch рост ВВП Казахстана составит 2,5% в 2008 году и 1% в 2009-м, что существенно ниже среднегодовых темпов роста в 9,6% 2003-2007 годов. Экономическому буму по 2007 год способствовал существенный рост кредитования: в 2003-2007 годах отношение банковских кредитов к ВВП повысилось до 62%.

Как отмечают эксперты Fitch, бум кредитования частично финансировался за счет значительных иностранных заимствований. Однако с началом нестабильности глобального финансового рынка летом 2007 года частный сектор Казахстана столкнулся со сложностями обслуживания внешнего долга, который в то время уже составлял 96% ВВП. К октябрю 2008 года темпы роста кредитования сократились до 4% в годовом выражении со 109% июня 2007 года.

В то же время МВФ снизил прогноз роста ВВП Казахстана до 5,3 % с 6 % в 2009 году. Вторя этому прогнозу, правительство Казахстана после обрушения американских инвестиционных банков и фондового рынка приняло «Оперативный план стабилизационных действий в случае замедления мировой экономики и возможного снижения цен на ряд экспортных товаров», в котором прогноз индекса физического объема ВВП также составил в 2008 году 5,3%, в 2009-м - 6,0%.

Экономический рост Казахстана во многом зависит от динамики цен на товары сырьевой группы, в основном на нефть. По прогнозам агентства, цены на нефть в 2009 году будут находиться в среднем на уровне $60 /барр. по сравнению с $97/барр. в 2008 году. Кроме того, важным фактором динамики ВВП в 2009 году будет, по утверждениям экспертов, не цена на нефть, как это было ранее, а возможности погашения банками внешних обязательств.

Ожидается, что частным заемщикам Казахстана будет сложнее рефинансировать внешнюю задолженность в $14 млрд со сроками погашения в 2009 году ввиду усиления волатильности на мировых рынках капитала. В 2008 году в целом наблюдался отрицательный прирост объемов кредитования. Увеличение кредитных ресурсов происходило в основном за счет государственных средств. За 2008 год главным заменителем иностранных займов стали государственные средства, направляемые на реализацию антикризисной программы. Их объем составил более $21 млрд, в том числе $10 млрд из Национального фонда.

Скорее всего, в случае более резкого спада экономики, чем ожидается в настоящее время, банковский сектор Казахстана опять потребует солидных дополнительных вливаний со стороны государства, что потенциально может привести к дальнейшему ослаблению такого фактора поддержки рейтингов, как сильные позиции государственных финансов.

Тем не менее, несмотря на неблагоприятные факторы, экономический рост Казахстана все же продолжается, некоторый период стагнации, скорее всего, в 2009 году будет преодолен. Замедление прироста ВВП еще не показатель фатально отрицательных тенденций, что в достаточной мере продемонстрировано тем фактом, что пессимистические сценарии развития кризиса, приводившие к дефолту и полному краху реального сектора экономики, все же не сбылись. Таким образом, экономику Казахстана ждет достаточно долгое, скучное «плато» в развитии, но по окончании этого периода все вернется на круги своя.

1 просмотр

Зачем бизнесу нужны «пользовательские» дизайнеры

И какие проблемы они решают, рассказывает креативный директор Notamedia Максим Павлов

Фото: Shutterstock

В условиях высокой конкуренции за внимание аудитории выросли и требования к разработчикам сайтов. Теперь владельцев онлайн-ресурсов интересует не только посещаемость их площадок, но и то, как ведут себя пользователи. Например, сколько времени они проводят на странице, дочитывают ли материалы до конца и в каких случаях совершают покупку. Как управлять вниманием онлайн-аудитории, в какую сторону меняется web-дизайн и зачем нужны сайты, если есть социальные сети, мы обсуждали на семинаре Huawei Media Hub в Алматы.

UI и UX-дизайн

До 2005–2007 годов в решении бизнес-задач разработчики опирались на интуицию и опыт. Но в условиях конкуренции и растущих запросов пользователей старый подход оказался неэффективным. Потребность анализировать поведение пользователей на сайтах возникла практически одновременно с такой возможностью – онлайн-платформы накопили большие объемы данных, в web-пространстве появились статистика и аналитика. Чтобы создавать более удобные интерфейсы и достигать целей заказчиков, разработчики стали изучать поведение онлайн-аудитории.

Так появились UX (user experience – пользовательский опыт) и UI (user interface – пользовательский интерфейс) – дизайнеры. Первые отвечают за функциональность и адаптивность продукта и то, какие эмоции он вызывает при взаимодействии. Вторые занимаются графической частью интерфейса, будь то анимация, иллюстрации и просто кнопки, разделы и другие элементы на странице. 

Функция всегда первична, а эстетика складывается из практичности. К примеру, выравнивание по левому краю помогает пользователю быстрее читать текст. Заголовок чуть-чуть увеличить – казалось бы, вкусовщина, но, если у него будет низкий контраст, текст сольется с анонсом. Должно быть либо одинаково, либо непохоже. Когда возникают пограничные варианты, мозг задает вопросы, и появляется чувство, будто что-то не так.

Поведение пользователей

Для анализа поведения пользователей используются разные инструменты, один из популярных – сервис Google Analytics. Здесь есть инструмент «тепловая карта». Она выводится на отдельный экран, где видно, куда человек заходит, а куда – нет. Если нужно, чтобы люди кликали на конкретное место, мы решаем эту задачу, повышая его приоритет на странице.

В случае рекламных баннеров многое зависит от их местоположения на сайте. Если реклама находится в нижней части страницы, придется отслеживать, как много людей до нее доходят. Также нужно учитывать эффект «баннерной cлепоты», когда посетитель неосознанно игнорирует навязчивые объявления. Более эффективным форматом может стать нативная реклама.

Для создания удобного интерфейса разработчики используют разные подходы, например, Atomic design или дизайн-систему. Так, любую web-страницу можно представить в виде нескольких экранов, допустим, блоков с анонсами и рекламой, заголовками и так далее. Из самых мелких элементов – атомов (кнопки, иконки, поля ввода), потом собираются более крупные. Блоки чуть большего размера, состоящие из нескольких атомов, называются молекулами. К ним относятся навигация и меню сайта, карточки товаров, баннеры с подписями и прочее. 

В результате соединения атомов и молекул получается цельная структура будущего сайта. Предварительная версия – это шаблон, а финальная – полноценный макет с реальным контентом. Дизайн-система подходит как для бизнеса, так и для сервисов, медиа и корпоративных ресурсов. Такой подход распространен среди крупных проектов с высокой потребностью в развитии и масштабировании. 

Сайты или соцсети? 

Для малого бизнеса сайт может быть и не нужен, будет достаточно простого сайта-визитки с поддержкой в Facebook, но если речь идет о крупном бренде или корпорации, вмешивается имиджевая составляющая. Плюс нужно учитывать, что контент в социальных сетях сегодня однотипный, и это повышает конкуренцию за внимание. Другой минус информации в социальных сетях – ее короткий срок жизни. Помимо этого, социальные сети сами понижают рейтинги рекламных записей и уменьшают охват аудитории, даже при условии большого количества подписчиков. 

Например, новую модель автомобиля вряд ли получится продать без сайта. Высокая добавочная стоимость будет зависеть не только от характеристик машины, но и от эмоциональной составляющей. С момента, когда человек первый раз увидел понравившуюся модель, и до покупки в среднем приходит около полугода. Человек еще не раз зайдет на сайт посмотреть фотографии и видео с автомобилем и только спустя время пойдет в салон. Ни одна соцсеть с этой задачей на текущий момент, наверное, не справится. 

Запрос на индивидуальность 

Тренды на рынке web-дизайна формируются не за один день. Это постепенный процесс, и любое новшество должно пройти проверку временем. Если новинку начали внедрять крупные компании, это знак, что нужно начинать думать в этом направлении. 

Например, бизнес уже использует и дополненную реальность, и 3D – это может быть машина, которую можно покрутить мышкой, или жилищный комплекс с возможностью посмотреть квартиру со всех ракурсов. Все зависит от задач.

В 2010-е годы в web-дизайне прослеживался тренд на скевоморфизм с уклоном на декор и «вкусные» кнопки. Потом на смену ему пришел минимализм с плоскими изображениями и сдержанным объемом информации. Но стандартизация и переизбыток шаблонов привели к тому, что многие сайты стали однотипными. Думаю, со стороны бизнеса сейчас созрел запрос на индивидуальность. В том числе с помощью технологий, которые пока затратны в плане производства и не очень доступны с точки зрения потребления пользователями на любой платформе.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif