Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1536 просмотров

Таможенное соглашение ограничит товаропоток

Парламент республики ратифицировал соглашение между странами ШОС о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах. Сотрудничество будет выражаться в обмене оперативными статданными об импорте-экспорте товаров и поможет сторонам правильно взимать таможенные пошлины. Для вступления документа в силу его должен ратифицировать Китай, однако эксперты уже сейчас прогнозируют, что такое развитие событий, с одной стороны, поможет вывести на свет теневые денежные потоки, с другой - может на некоторое время ограничить поставки товаров в Казахстан.

Таможенное соглашение ограничит товаропоток

Таможенное соглашение ограничит товаропоток
Таможенное соглашение ограничит товаропотокПарламент республики ратифицировал соглашение между странами ШОС о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах. Сотрудничество будет выражаться в обмене оперативными статданными об импорте-экспорте товаров и поможет сторонам правильно взимать таможенные пошлины. Для вступления документа в силу его должен ратифицировать Китай, однако эксперты уже сейчас прогнозируют, что такое развитие событий, с одной стороны, поможет вывести на свет теневые денежные потоки, с другой - может на некоторое время ограничить поставки товаров в Казахстан.

Проект соглашения был одобрен главами таможенных органов стран - членов ШОС еще летом прошлого года в России. По словам вице-министра финансов Руслана Даленова, документ ратифицировали Россия, Узбекистан и Кыргызстан. Теперь в списке стран и Казахстан, самыми крупными торговыми партнерами которого являются две страны ШОС - Россия и Китай. По информации премьер-министра Карима Масимова, озвученной в ходе его интервью «Эхо Москвы», уровень товарооборота Россией составляет примерно $20 млрд в год, с Китаем немного меньше - около $15-18 млрд.

Возможно, именно благодаря огромным потокам товаров на таможне имеют место статистические расхождения. Последнее, в частности, касается ввоза товаров из Поднебесной. «По данным китайских таможенников, экспорт в Казахстан составляет около $5 млрд. В то же время, согласно нашей статистике, из Китая импортировано около $2 млрд, то есть отклонение составляет $3-4 млрд», - говорит Руслан Даленов. По его словам, такое отклонение происходит из-за того, что та часть товаров, которая идет транзитом через Казахстан, оформляется китайской стороной как экспорт в республику. И даже если принять это во внимание, то сумма расхождения все равно составит около $300 млн. Специалисты считают, что именно на такую сумму занижается таможенная стоимость товаров при пересечении казахстанско-китайской границы.

Данные факты подтвердила «Къ» и замдиректора АО «Акцепт-Терминал» Надежда Гутовская. «Товары из Китая всегда проходят по красному коридору, так как часто имеет место недостоверное декларирование с той стороны, - констатирует эксперт. - Иногда заявляются одни товары, фактически это совершенно другие. Также нередки случаи занижения таможенной стоимости». Соответственно, предпринимателям не всегда удается перевезти товар через границу в обычном режиме. Например, на одном из складов Астаны уже второй год находится китайский товар, который владелец не может растаможить. Дело разбирается в суде, так как имело место недостоверное декларирование. «В документах был указан один товар, а когда провели таможенный досмотр, обнаружили 90% несоответствия», - говорит Надежда Гутовская.

Решить проблему достоверного декларирования и все сопутствующие вопросы должно сотрудничество стран ШОС в рамках упомянутого соглашения. По словам Руслана Даленова, речь идет об информационном обмене, который позволит таможенным службам правильно исчислять и взимать таможенные платежи, совместно предотвращать правонарушения в этой сфере, а также упростить таможенное оформление.

Однако не все специалисты одинаково положительно оценивают этот шаг. Так, сенатор Гани Касымов полагает, что ратификация соглашения будет невыгодна Казахстану, так как может привести к бесконтрольному доступу товаров из Китая и Кыргызстана, которые являются членами ВТО и не имеют экспортных пошлин. Последствия могут быть катастрофическими для Казахстана, считает депутат.

Экономист Анвар Ахметжанов напоминает, что на рынке выживает сильнейший, и если казахстанские товаропроизводители не могут конкурировать с иностранными, то это их проблема. Что же касается свободного обмена информацией между таможенниками стран ШОС, то безусловный плюс - это возможность вывести теневые обороты на свет. «Не секрет, что предприниматели идут на уловки - закупают вещи штучно, оформляют их через килограммы. В итоге получается совершенно другая суть», - констатирует «Къ» эксперт.

Стремление таможенников к большей прозрачности при пересечении границы, по мнению Надежды Гутовской, может привести к временному снижению потока грузов до тех пор, пока предприниматели не привыкнут к новым условиям работы. В то же время это, по мнению эксперта, не повлияет на работу таможенных брокеров.

В казахстанском Союзе таможенных декларантов считают, что все проблемы и для таможенников, и для бизнесменов решатся с введением электронной системы декларирования. Такие планы у таможенников есть, однако они до сих пор предпочитают бумажные носители электронным. При таком подходе в момент таможенного оформления всегда проявляется человеческий фактор, утверждает президент союза Нурлан Буршакбаев. В то же время электронное декларирование избавит стороны от личного контакта, что намного упростит работу компаний-декларантов.

Курсив-справка
На прошлой неделе в ходе интервью радиостанции «Эхо Москвы» премьер-министр РК Карим МАСИМОВ заявил, что между Россией и Казахстаном никаких таможенных барьеров не будет. «Я думаю, что в данных условиях это взаимопроникновение пойдет на пользу как Казахстану, так и Российской Федерации», - отметил глава казахстанского правительства. Он также добавил, что к 1 апреля 2009 года должен появиться наднациональный орган Таможенного союза (России, Казахстана и Белоруссии).

1567 просмотров

Какие аэропорты Казахстана интересны инвесторам

Идущие второй год переговоры о продаже аэропорта Алматы уже близки к завершению

Фото: Byelikova Oksana

Алматинский аэропорт – не единственный международный аэропорт страны, выставленный на продажу. 

«Возможная сделка вписывается в стратегию развития аэропортов группы ADP и TAV в Центральной Азии», – это цитата из релиза французской Groupe ADP, которая 8 ноября сообщила, что консорциум TAV Airports (46,12% принадлежат Groupe ADP) и VPE Capital (специализируется в управлении активами в СНГ) ведет переговоры о приобретении крупнейшего аэропорта Казахстана. 

Пассажиропоток аэропорта Алматы по итогам 2018 года составил 5,6 млн человек, и этот результат позволил ему войти в 10 самых загруженных воздушных гаваней постсоветского пространства.

Единственный акционер АО «Международный аэропорт Алматы» – Venus Airport Investments B.V., зарегистрированная в Амстердаме. В свою очередь эта компания полностью принадлежит сингапурской Steppe Capital Pte. Ltd, контролируемой Тимуром Кулибаевым. Groupe ADP управляет рядом аэропортов, в числе которых Париж – Шарль-де-Голль, Париж – Орли и Париж – Ле-Бурже. В 2018 году группа компаний через бренд Paris Aéroport, по собственным данным, приняла более 105 млн пассажиров и 2,3 млн тонн грузов и почты в аэропортах Париж – Шарль-де-Голль и Париж – Орли, а также более 176 млн пассажиров в аэропортах за рубежом через дочернюю компанию ADP International. 

С 405-м еще не договорились

Идущие второй год переговоры о продаже аэропорта Алматы уже близки к завершению – это информация от знакомого с ситуацией источника «Курсива» из правительственных кругов. Однако есть несколько моментов, которые не позволяют консорциуму TAV в полной мере согласиться с условиями сделки, предложенной компанией Venus Airport Holdings B.V. 

Речь идет о возможности расширения алматинского аэропорта. В частности, источник «Курсива» не подтвердил появившуюся в СМИ информацию о достигнутой договоренности с группой компаний ERG о переносе авиаремонтного завода №405 c прилегающей с севера к Международному аэропорту Алматы территории.

«В августе этого года премьер Мамин приезжал на завод. Походил по территории 405-го и уехал. Есть информация, что предлагаемые варианты передислокации в Нур-Султан или Боралдай рядом с Алматы не устраивают ERG. Высококвалифицированные рабочие завода готовы поехать в столицу только при условии, что им дадут квартиры. А это маловероятно. Для строительства нового завода возле аэропорта Боралдай слишком мало места», – рассказал «Курсиву» собеседник. 

О существующих разногласиях между ERG и Международным аэропортом Алматы сообщил «Курсиву» и человек, близкий к руководству авиаремонтного завода №405. 

«Попытки передислоцировать завод активно предпринимались прежним руководством аэропорта. Но и дирекция завода, и акционеры, среди которых Национальная компания «Казинжиниринг», все эти атаки отбили. Передислоцировать завод – это убить действующее высокотехнологичное предприятие. К тому же недавно с Россией был подписан договор о начале сборки вертолетов Ми-8. А это уже большая политика», – подчеркнул источник «Курсива». 

Куда расти аэропорту

Получается, что расширять Международный аэропорт Алматы пока можно только с южной стороны, где уже стоит железобетонный каркас терминала. На строительство нового пассажирского терминала потратили десятки миллионов долларов, но локация в итоге была признана неудачной, поскольку самолеты пришлось бы постоянно перегонять от старого терминала к новому через две взлетно-посадочные полосы, а это дорого и неэффективно. 

Даже без расширения территории алматинский аэропорт является прибыльным предприятием. Две самые длинные в стране взлетно-посадочные полосы и самое современное навигационное оборудование позволили аэропорту получить сертификат повышенной категории ICAO – IIІ B. Ежегодный пассажиропоток – почти шесть миллионов человек. Все это принесло аэропорту 4,465 млрд тенге чистой прибыли только по итогам первого полугодия 2019 года. С учетом получения пятой степени «свободного неба», в рамках которой уже в следующем году в Международный аэропорт Алматы начнут выполнять рейсы авиакомпании из России, стран Персидского залива и Азии, прибыль может возрасти на 30, 40, а то и 100%. 

Доходы, расходы и пассажиропоток

На прибыль могут также рассчитывать управляемый до 2035 года турецкой компанией ATM Grup Международный аэропорт Актау, пассажиропоток которого по итогам 2018 года составил 1 023 900 человек, и главный аэропорт Казахстана «Нурсултан Назарбаев» в столице страны, услугами которого в прошлом году воспользовались 4 545 373 человека. В ближайшей перспективе на прибыльность может выйти находящийся на балансе акимата самого крупного города юга Казахстана Международный аэропорт Шымкента, который после введения в строй нового терминала под управлением авиа­компании SCAT рассчитывает увеличить пассажиропоток с нынешних 817 073 до 3 500 000 человек в год. Что касается остальных аэропортов страны со статусом «международный», то у них расходы на реконструкцию и содержание нередко превышают доходы. 

К примеру, завершившаяся в конце октября 2019 года реконструкция основной взлетно-посадочной полосы Международного аэропорта Костаная обошлась в 9 млрд тенге. За 10,7 млрд тенге в 2018 году были реконструированы терминал и взлетно-посадочная полоса в Международном аэропорту Семея. В 10,6 млрд тенге обойдутся работы по реконструкции терминала и взлетно-посадочной полосы Международного аэропорта Усть-Каменогорска, которые будут завершены в 2021 году. Предварительная стоимость реконструкции терминала кызылординского Международного аэропорта имени Коркыт ата оценивается в 7,5 млрд тенге. 

Улучшенная инфраструктура региональных международных аэропортов Казахстана позволит принимать им большие воздушные суда типа Boeing-767 или Airbas-321, а также рассчитывать на увеличение пассажиропотока. Это в теории, но не факт, что практика окажется соответствующей. Во-первых, стоимость авиаперелетов как на внутренних, так и на международных направлениях достаточно высока для большинства жителей регионов Казахстана. Во-вторых, количество населения региональных центров не позволяет в полной мере делать прибыльными их аэропорты. Показателен пример Петропавловска, откуда с мая 2019 года выполняла рейсы в Москву российская авиа­компания «ИрАэро». Спустя три месяца российский авиаперевозчик был вынужден отказаться от обслуживания маршрута Москва – Петропавловск – Москва из-за очень низкого пассажиропотока и с ноября перенес свой рейс в Кокшетау. Аналогичная история наблюдалась и в Павлодаре, откуда российская авиакомпания «Сибирь» в течение полутора лет не выполняла полеты в Новосибирск из-за нерентабельности авиасообщения.

На особых условиях

Региональные международные аэропорты заинтересованы в привлечении зарубежных инвесторов и не против, чтобы их взяла под управление частная компания. Однако претендентов на управление такими регио­нальными аэропортами немного.

В настоящий момент известно лишь об  интересе со стороны компании «Новапорт», входящей в группу AEON Corporation российского мультимиллионера Романа Троценко. И то лишь к Международному аэропорту Актобе и главному аэропорту Казахстана «Нурсултан Назарбаев». В мае 2019 года «Новапорт» объявила о намерениях вложить в модернизацию аэропорта Актобе $50 млн при условии получения права собственника терминала, а также инвестировать в развитие Международного аэропорта столицы Казахстана, но только после ввода в эксплуатацию второй взлетно-посадочной полосы, нужды в которой, по мнению экспертов IATA, пока нет. 

Попытки Казахстана сделать привлекательными региональные аэропорты с международным статусом своими силами, похоже, успехом не увенчались. Переданные решением правительства в период 2013–2016 годов в респуб­ликанскую собственность девять аэропортов страны, которыми управлял фонд «Самрук-Казына» через дочернюю компанию «Казахстан Темир Жолы» –ТОО «Airport Management Group», в большинстве своем вернулись в коммунальную собственность. В частности, осенью 2018 года были возвращены областным акиматам аэропорты Костаная и Шымкента, в октябре по-новому старых хозяев приобрели аэропорты Актобе, Атырау и Павлодара. Напомним, что последние три аэропорта фонд национального благосостояния намеревался продать, но на лот из трех воздушных гаваней ценой в 9,2 млрд тенге покупателей не нашлось.

Сейчас за Airport Management Group (AMG) остались только аэропорты Петропавловска, Кызылорды и Кокшетау. 

«Учитывая все эти эксперименты с аэропортами, вполне естественным выглядит желание зарубежных инвесторов в первую очередь интересоваться Международным аэропортом Алматы», – заметил источник «Курсива» в правительственных кругах. 

 

При этом он добавил, что в настоящий момент все же наблюдается острожный интерес к активам ряда казахстанских аэропортов со стороны инвесторов, прежде всего из стран Персидского залива и Юго-Восточной Азии. По его словам, связан он с введенной с 1 ноября «пятой степени свободы» в 11 международных аэропортах страны.

FireShot Capture 011 -  - new2.kursiv.kz_.jpg

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций