Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1486 просмотров

Связь - всему голова

«Пойду на почту», - обычно говорят на селе, когда надо выйти на связь с «большой землей», ведь почта в деревне - это не только письма и газеты, но и порой единственное место, откуда можно просто позвонить. А ведь сельчанам тоже не чуждо стремление к общению, тем более что за годы миграции сельского населения и особенно молодежи в город им есть куда и кому звонить. Впрочем, власти о проблеме знают и готовы ее решить.

Связь - всему голова

Связь - всему голова
«Пойду на почту», - обычно говорят на селе, когда надо выйти на связь с «большой землей», ведь почта в деревне - это не только письма и газеты, но и порой единственное место, откуда можно просто позвонить. А ведь сельчанам тоже не чуждо стремление к общению, тем более что за годы миграции сельского населения и особенно молодежи в город им есть куда и кому звонить. Впрочем, власти о проблеме знают и готовы ее решить.

Легендарный «узын кулак», или казахский беспроводной телеграф, о котором писали еще Ильф и Петров, может кануть в Лету, поскольку уже скоро в каждом доме бесчисленных аулов и деревень нашей огромной страны будет своя радиоточка, с которой можно будет позвонить родным или соседям, или даже выйти в интернет.

В том, что такое возможно, воочию смогли убедиться главы Агентства РК по информатизации и связи и АО «азателеком» - организаций, непосредственно вовлеченных в реализацию проекта «Модернизация и развитие сети телекоммуникаций сельской связи с использованием технологии WLL CDMA», а также алматинские журналисты, присутствовавшие накануне Дня независимости на презентации новой телефонной станции беспроводной связи стандарта CDMA-450 в селе Туймебаева близи Алматы.

«Прорывной характер проекта обусловлен тем, что предлагаемая технология очень удобна с точки зрения скорейшего решения проблемы полной телефонизации наших сел. Это одновременно экономичная технология в сравнении, скажем, с кабельной телефонией, и перспективная технология с позиции построения сетей третьего поколения», - заявил председатель АИС Куанышбек Есекеев во время посещения объектов телекоммуникаций в селе Туймебаева.

В свою очередь, председатель правления АО «азателеком» Аскар Жумагалиев также подтвердил преимущества технология CDMA. «В Казахстане с его обширной территорией и низкой плотностью населения наиболее оптимальным решением задачи телефонизации сельских населенных пунктов, порученной президентом страны, может быть беспроводная связь», - подчеркнул он. «Если говорить о данном стандарте, то, во-первых, это эффективно, во-вторых, финансово менее сложно, ну и, в-третьих, по качеству стандарта CDMA-450 практически не уступает проводной связи и является наиболее оптимальной также с точки зрения сроков реализации проекта», - отметил Аскар Жумагалиев.

Сегодня внедрение этого стандарта входит в число прорывных проектов и осуществляется в рамках государственной программы «30 корпоративных лидеров». Ожидается, что проект позволит полностью удовлетворить потребности сельского населения в услугах связи, что, в свою очередь, позволит, как минимум сократить информационное неравенство между городскими и сельскими жителями, а также смягчить извечную дихотомию между ними, что в эпоху урбанизации - дело немаловажное.

Теперь, как говорят в компании, каждый житель села, рядом с которым находится базовая станция CDMA-450, при желании может подключить себе телефон. Причем вся процедура займет очень мало времени, т.е. человеку нужно просто придти в ближайшее отделение «аза-телекома», написать заявление, оплатить стандартную плату за установку и подключить свой телефонный аппарат к выданному в компании портативному терминалу. При этом абонентская плата будет такая же, как во всех других селах с обычной проводной телефонией, - 220 тенге.

По словам генерального директора Алматинской областной дирекции телекоммуникаций АО «азателеком» Жексембая Мейрембаева, к этой программе область готовилась в течение последних пяти лет. Напомним, пилотный проект по внедрению беспроводной связи в стандарте CDMA-450 на территории Алматинской области стартовал еще в 2004 году. Тогда в целях телефонизации сельской местности АИС инициировал рассмотрение Межведомственной госкомиссией по радиочастотам вопроса о высвобождении частоты, ранее принадлежавшей МВД и Минобороны, под новый стандарт цифровой радиосвязи - CDMA-450, что позднее и было сделано.

«Наша область - одна из самых обширных, из конца в конец более 1000 км, а численность населения превышает 1 млн 600 тыс. человек. Областной центр - город Талдыкорган - небольшой, жители области в основном проживают на селе. Стандарт CDMA-450 значительно снижает затраты, поскольку строить воздушные линии связи на большие расстояния дорого. Сейчас в радиусе 30 км мы можем установить телефон в течение одного дня», - говорит он.

Всего, по словам главного связиста области, в очереди на установку телефона стояло 48 тыс. жителей региона и уже в этом году были удовлетворены 34 тыс. заявки. «В следующем году мы планируем полностью «покрыть» потребности наших жителей по услугам связи, создав на территории области все условия для безотказной установки телефонов», - сообщил Жексембай Мейрембаев, отметив при этом, что по технологии CDMA-450 уже подключено 13 550 абонентов, а до конца года планируется подключить еще 1,5 тыс. абонентов.

«В Алматинской области уже установлено 39 базовых станций CDMA-450, зона покрытия которых в сельской местности составляет 30-35 км. Каждая такая станция способна обслуживать до 1 тыс. абонентов, а потому чем выше плотность населения в том или ином районе, тем больше станций там располагается», - отмечает он.

Сельчане уже успели по достоинству оценить преимущества беспроводной связи. Как отметила одна из жительниц села Туйменбаева, люди довольны тем, что появилась возможность в течение дня подключить к себе домой телефон, ведь раньше, чтобы позвонить родным или даже вызвать врачей «скорой помощи», приходилось идти к соседям или на почту.

В целом по республике АО «азателеком» в лице дочерней компании ТОО «Востоктелеком», отвечающей за реализацию проекта «Модернизация и развитие сети телекоммуникаций сельской связи с использованием технологии WLL CDMA», уже установило 171 базовую станцию беспроводной связи в 12 областях республики. До конца года планируется довести количество станций до двухсот, подключив свыше 60 тыс. терминалов.

В планах же на будущий год компания наметила подключение к беспроводной связи более 165 тыс. абонентов. Достигнуть этой планки, в «азателекоме» намерены в том числе и за счет ввода на территории страны дополнительных 117 базовых станций CDMA-450. В целом проект предполагает к 2013 году установку в общей сложности 900 станций, что, как ожидается, позволит удовлетворить спрос каждого жителя села на услуги телекоммуникаций.

Оптимизма в этом придает и решение правительства о том, что абонентские терминалы, устанавливаемые «азателекомом» в сельских населенных пунктах, более не подлежат государственной регистрации и перестают облагаться налогом. Общую уверенность в этом выразил глава АИС Куанышбек Есекеев, заявивший, что подписанное в ноябре постановление правительства о том, что подключение этих абонентов не облагается налогом, положительным образом скажется на реализации всего проекта по модернизации и развитию телекоммуникаций на селе.

1567 просмотров

Какие аэропорты Казахстана интересны инвесторам

Идущие второй год переговоры о продаже аэропорта Алматы уже близки к завершению

Фото: Byelikova Oksana

Алматинский аэропорт – не единственный международный аэропорт страны, выставленный на продажу. 

«Возможная сделка вписывается в стратегию развития аэропортов группы ADP и TAV в Центральной Азии», – это цитата из релиза французской Groupe ADP, которая 8 ноября сообщила, что консорциум TAV Airports (46,12% принадлежат Groupe ADP) и VPE Capital (специализируется в управлении активами в СНГ) ведет переговоры о приобретении крупнейшего аэропорта Казахстана. 

Пассажиропоток аэропорта Алматы по итогам 2018 года составил 5,6 млн человек, и этот результат позволил ему войти в 10 самых загруженных воздушных гаваней постсоветского пространства.

Единственный акционер АО «Международный аэропорт Алматы» – Venus Airport Investments B.V., зарегистрированная в Амстердаме. В свою очередь эта компания полностью принадлежит сингапурской Steppe Capital Pte. Ltd, контролируемой Тимуром Кулибаевым. Groupe ADP управляет рядом аэропортов, в числе которых Париж – Шарль-де-Голль, Париж – Орли и Париж – Ле-Бурже. В 2018 году группа компаний через бренд Paris Aéroport, по собственным данным, приняла более 105 млн пассажиров и 2,3 млн тонн грузов и почты в аэропортах Париж – Шарль-де-Голль и Париж – Орли, а также более 176 млн пассажиров в аэропортах за рубежом через дочернюю компанию ADP International. 

С 405-м еще не договорились

Идущие второй год переговоры о продаже аэропорта Алматы уже близки к завершению – это информация от знакомого с ситуацией источника «Курсива» из правительственных кругов. Однако есть несколько моментов, которые не позволяют консорциуму TAV в полной мере согласиться с условиями сделки, предложенной компанией Venus Airport Holdings B.V. 

Речь идет о возможности расширения алматинского аэропорта. В частности, источник «Курсива» не подтвердил появившуюся в СМИ информацию о достигнутой договоренности с группой компаний ERG о переносе авиаремонтного завода №405 c прилегающей с севера к Международному аэропорту Алматы территории.

«В августе этого года премьер Мамин приезжал на завод. Походил по территории 405-го и уехал. Есть информация, что предлагаемые варианты передислокации в Нур-Султан или Боралдай рядом с Алматы не устраивают ERG. Высококвалифицированные рабочие завода готовы поехать в столицу только при условии, что им дадут квартиры. А это маловероятно. Для строительства нового завода возле аэропорта Боралдай слишком мало места», – рассказал «Курсиву» собеседник. 

О существующих разногласиях между ERG и Международным аэропортом Алматы сообщил «Курсиву» и человек, близкий к руководству авиаремонтного завода №405. 

«Попытки передислоцировать завод активно предпринимались прежним руководством аэропорта. Но и дирекция завода, и акционеры, среди которых Национальная компания «Казинжиниринг», все эти атаки отбили. Передислоцировать завод – это убить действующее высокотехнологичное предприятие. К тому же недавно с Россией был подписан договор о начале сборки вертолетов Ми-8. А это уже большая политика», – подчеркнул источник «Курсива». 

Куда расти аэропорту

Получается, что расширять Международный аэропорт Алматы пока можно только с южной стороны, где уже стоит железобетонный каркас терминала. На строительство нового пассажирского терминала потратили десятки миллионов долларов, но локация в итоге была признана неудачной, поскольку самолеты пришлось бы постоянно перегонять от старого терминала к новому через две взлетно-посадочные полосы, а это дорого и неэффективно. 

Даже без расширения территории алматинский аэропорт является прибыльным предприятием. Две самые длинные в стране взлетно-посадочные полосы и самое современное навигационное оборудование позволили аэропорту получить сертификат повышенной категории ICAO – IIІ B. Ежегодный пассажиропоток – почти шесть миллионов человек. Все это принесло аэропорту 4,465 млрд тенге чистой прибыли только по итогам первого полугодия 2019 года. С учетом получения пятой степени «свободного неба», в рамках которой уже в следующем году в Международный аэропорт Алматы начнут выполнять рейсы авиакомпании из России, стран Персидского залива и Азии, прибыль может возрасти на 30, 40, а то и 100%. 

Доходы, расходы и пассажиропоток

На прибыль могут также рассчитывать управляемый до 2035 года турецкой компанией ATM Grup Международный аэропорт Актау, пассажиропоток которого по итогам 2018 года составил 1 023 900 человек, и главный аэропорт Казахстана «Нурсултан Назарбаев» в столице страны, услугами которого в прошлом году воспользовались 4 545 373 человека. В ближайшей перспективе на прибыльность может выйти находящийся на балансе акимата самого крупного города юга Казахстана Международный аэропорт Шымкента, который после введения в строй нового терминала под управлением авиа­компании SCAT рассчитывает увеличить пассажиропоток с нынешних 817 073 до 3 500 000 человек в год. Что касается остальных аэропортов страны со статусом «международный», то у них расходы на реконструкцию и содержание нередко превышают доходы. 

К примеру, завершившаяся в конце октября 2019 года реконструкция основной взлетно-посадочной полосы Международного аэропорта Костаная обошлась в 9 млрд тенге. За 10,7 млрд тенге в 2018 году были реконструированы терминал и взлетно-посадочная полоса в Международном аэропорту Семея. В 10,6 млрд тенге обойдутся работы по реконструкции терминала и взлетно-посадочной полосы Международного аэропорта Усть-Каменогорска, которые будут завершены в 2021 году. Предварительная стоимость реконструкции терминала кызылординского Международного аэропорта имени Коркыт ата оценивается в 7,5 млрд тенге. 

Улучшенная инфраструктура региональных международных аэропортов Казахстана позволит принимать им большие воздушные суда типа Boeing-767 или Airbas-321, а также рассчитывать на увеличение пассажиропотока. Это в теории, но не факт, что практика окажется соответствующей. Во-первых, стоимость авиаперелетов как на внутренних, так и на международных направлениях достаточно высока для большинства жителей регионов Казахстана. Во-вторых, количество населения региональных центров не позволяет в полной мере делать прибыльными их аэропорты. Показателен пример Петропавловска, откуда с мая 2019 года выполняла рейсы в Москву российская авиа­компания «ИрАэро». Спустя три месяца российский авиаперевозчик был вынужден отказаться от обслуживания маршрута Москва – Петропавловск – Москва из-за очень низкого пассажиропотока и с ноября перенес свой рейс в Кокшетау. Аналогичная история наблюдалась и в Павлодаре, откуда российская авиакомпания «Сибирь» в течение полутора лет не выполняла полеты в Новосибирск из-за нерентабельности авиасообщения.

На особых условиях

Региональные международные аэропорты заинтересованы в привлечении зарубежных инвесторов и не против, чтобы их взяла под управление частная компания. Однако претендентов на управление такими регио­нальными аэропортами немного.

В настоящий момент известно лишь об  интересе со стороны компании «Новапорт», входящей в группу AEON Corporation российского мультимиллионера Романа Троценко. И то лишь к Международному аэропорту Актобе и главному аэропорту Казахстана «Нурсултан Назарбаев». В мае 2019 года «Новапорт» объявила о намерениях вложить в модернизацию аэропорта Актобе $50 млн при условии получения права собственника терминала, а также инвестировать в развитие Международного аэропорта столицы Казахстана, но только после ввода в эксплуатацию второй взлетно-посадочной полосы, нужды в которой, по мнению экспертов IATA, пока нет. 

Попытки Казахстана сделать привлекательными региональные аэропорты с международным статусом своими силами, похоже, успехом не увенчались. Переданные решением правительства в период 2013–2016 годов в респуб­ликанскую собственность девять аэропортов страны, которыми управлял фонд «Самрук-Казына» через дочернюю компанию «Казахстан Темир Жолы» –ТОО «Airport Management Group», в большинстве своем вернулись в коммунальную собственность. В частности, осенью 2018 года были возвращены областным акиматам аэропорты Костаная и Шымкента, в октябре по-новому старых хозяев приобрели аэропорты Актобе, Атырау и Павлодара. Напомним, что последние три аэропорта фонд национального благосостояния намеревался продать, но на лот из трех воздушных гаваней ценой в 9,2 млрд тенге покупателей не нашлось.

Сейчас за Airport Management Group (AMG) остались только аэропорты Петропавловска, Кызылорды и Кокшетау. 

«Учитывая все эти эксперименты с аэропортами, вполне естественным выглядит желание зарубежных инвесторов в первую очередь интересоваться Международным аэропортом Алматы», – заметил источник «Курсива» в правительственных кругах. 

 

При этом он добавил, что в настоящий момент все же наблюдается острожный интерес к активам ряда казахстанских аэропортов со стороны инвесторов, прежде всего из стран Персидского залива и Юго-Восточной Азии. По его словам, связан он с введенной с 1 ноября «пятой степени свободы» в 11 международных аэропортах страны.

FireShot Capture 011 -  - new2.kursiv.kz_.jpg

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций