Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1783 просмотра

Сомнительные средства для неясной цели

Недоумение осталось после одобрения мажилисом в первом чтении законопроекта по вопросам жилищно-коммунальной сферы. Ряд важных проблем в жилищных отношениях так и остались неурегулированными. Четко прописаны только нормы по обязанности жильцов оплачивать капитальный ремонт своих домов, полномочия жилищных инспекций, контролирующих это, и соответствующие штрафы за невыполнение их предписаний.

Сомнительные средства для неясной цели

Сомнительные средства для неясной цели
Сомнительные средства для неясной целиНедоумение осталось после одобрения мажилисом в первом чтении законопроекта по вопросам жилищно-коммунальной сферы. Ряд важных проблем в жилищных отношениях так и остались неурегулированными. Четко прописаны только нормы по обязанности жильцов оплачивать капитальный ремонт своих домов, полномочия жилищных инспекций, контролирующих это, и соответствующие штрафы за невыполнение их предписаний.

Многострадальный законопроект «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты РК по вопросам жилищно-коммунальной сферы» обещает быть принятым. Четыре раза в двух прошлых созывах мажилиса этот закон вносился, но был отправлен обратно в правительство из-за несогласия депутатов с тем, что граждане должны сами оплачивать капитальный ремонт многоквартирных домов. Сейчас, в первом чтении, проект закона одобрен большинством голосов, несмотря на резкие негативные выступления нескольких депутатов прошлых созывов.

Законопроект, напомним, создавался в жесткой борьбе между представителями комитета по строительству Министерства индустрии и торговли (МИТ), акиматами, КСК. Комитет стремился минимизировать свое участие в решении проблем трудного сектора. Акиматы, как обычно, ратовали за расширение контрольных полномочий. Представители КСК старались не допустить конкуренции со стороны других потенциальных участников рынка коммунальных услуг, а также пытались сохранить прежний порядок управления финансами. В итоге проект закона, заслушанный в первом чтении, представлял относительный компромисс трех сторон.

Ответственность за финансирование капитального ремонта прочно закреплена за жильцами. Акиматам доверят создание жилищных инспекций с большими полномочиями, правом на предписания, с соответствующими штрафами за невыполнение. В утешение КСК введена норма, закрепляющая нынешнее их положение, - управление и оказания услуг одним лицом.

Вечно живые КСК
Одним из концептуальных моментов для управления общим имуществом является создание кондоминиума. Одни говорят, что повсеместная регистрация кондоминиумов нужна для повышения ответственности жильцов за общедомовое имущество, другие - для прозрачности использования платежей граждан. Прозрачность будет обеспечена за счет открытия отдельных счетов на каждый дом, но в законопроекте используется термин «объект кондоминиума». Дело в том, что, говоря о кондоминиуме, некоторые разработчики закона подразумевают под этим оптимальный объем квартир, которого достаточно для автономного его содержания на взносы жильцов. В противном случае предлагается объединение нескольких домов в кондоминиум. Но ведь долю в общей собственности надо вносить в документы на недвижимость. Это возможно в случае комплекса одинаковых по классу, структуре домов. И неприемлемо при объединении ветхой «хрущевки» и новенькой «многоэтажки» с лифтами.

Спорно и требование заводить текущий счет на каждый дом. «Банки за обслуживание счета берут от 8 до 12 тыс. тенге в месяц. У меня десятки домов и я веду раздельный учет поступлений от граждан по каждому объекту, но текущий счет - один», - пояснил член рабочей группы, председатель ОЮЛ «Алматинская городская ассоциация КСК» Шамиль Мендыгалиев.

По выбору формы управления кондоминиумом сохраняется старая трактовка: непосредственное совместное управление всеми собственниками; кооперативом собственников квартир (помещений); физическими (управляющий жилым домом) или юридическими лицами (служба оказания жилищно-эксплуатационных и коммунальных услуг), иными. Закреплено нынешнее положение КСК как управляющего и обслуживающего органа. В понятийном аппарате записано: «Орган управления объектом кондоминиума - физическое или юридическое лицо, осуществляющее функции по содержанию объекта кондоминиума». И если в первых вариантах проекта закона контекстно проходила идея замены КСК на другие формы управления, то в нынешнем не осталось и намека, поскольку не прописаны механизмы выделения объектов из КСК, проведения при этом соответствующего разделительного баланса.

Стимулирование кнутом
Решено разорвать порочный круг: жители не доверяют руководителям КСК и поэтому не платят, а КСК не могут завоевать авторитет, поскольку от жильцов поступает очень мало денег. Теперь жильцам вменяется административная ответственность. Не будешь платить как за текущее обслуживание, так и за целевые сборы, - планируется штраф от 5 до 20 МРП, субъектам малого и среднего предпринимательства - от 20 до 40 МРП, крупного - от 50 до 100 МРП. По той же шкале предполагается штрафовать и управляющий орган кондоминиума, если тот не выполняет график капитального ремонта. Этим будут заниматься жилищные комиссии при акиматах. В проекте закона им даются большие полномочия: от организации технического обследования общего имущества кондоминиума, согласования сметы на капремонты до их принятия. Исходя из того, что в старых домах живет не самое платежеспособное население, штрафовать их КСК и жителей будут минимум ежегодно.

Кроме того, проведение технической экспертизы дома - весьма затратное мероприятие. Разработчики полагают, что деньги будут выделяться из местных бюджетов. Но их возможность ограничена, а трансферты из республиканского бюджета пока не предусмотрены. Впрочем, как и на жилищную помощь. «Жилищные пособия платили, если они составляли 10-20% от совокупного бюджета семьи, в зависимости от решений местных маслихатов. Чтобы починить крышу 90-квартирного дома, надо было несколько лет назад 5-6 млн. тенге, т.е. на квартиру получается 150 тыс. тенге. Для многих это - непосильная сумма», - пояснил руководитель рабочей группы Амангос Утегенов. Сначала депутаты предлагали, чтобы государство финансировало хотя бы 50% этих затрат, но предложение не нашло одобрения. Сейчас речь идет о выделении трансфертов из республиканского бюджета на достаточный размер жилищных пособий и техническую экспертизу зданий. Однако, выражает опасение мажилисмен, эти нормы повиснут из-за нерешенности по финансированию.

«То, что нужно для КСК, для более эффективной работы, никаких конструктивных механизмов в законопроекте нет. Нет ничего, что касалось бы тарифов, той же индексации по умолчанию, на размер инфляции. Мне кажется, власти выгодно, когда бардак в жилищных отношениях» - сокрушенно резюмирует Шамиль Мендыгалиев.

1 просмотр

Какие аэропорты Казахстана интересны инвесторам

Идущие второй год переговоры о продаже аэропорта Алматы уже близки к завершению

Фото: Byelikova Oksana

Алматинский аэропорт – не единственный международный аэропорт страны, выставленный на продажу. 

«Возможная сделка вписывается в стратегию развития аэропортов группы ADP и TAV в Центральной Азии», – это цитата из релиза французской Groupe ADP, которая 8 ноября сообщила, что консорциум TAV Airports (46,12% принадлежат Groupe ADP) и VPE Capital (специализируется в управлении активами в СНГ) ведет переговоры о приобретении крупнейшего аэропорта Казахстана. 

Пассажиропоток аэропорта Алматы по итогам 2018 года составил 5,6 млн человек, и этот результат позволил ему войти в 10 самых загруженных воздушных гаваней постсоветского пространства.

Единственный акционер АО «Международный аэропорт Алматы» – Venus Airport Investments B.V., зарегистрированная в Амстердаме. В свою очередь эта компания полностью принадлежит сингапурской Steppe Capital Pte. Ltd, контролируемой Тимуром Кулибаевым. Groupe ADP управляет рядом аэропортов, в числе которых Париж – Шарль-де-Голль, Париж – Орли и Париж – Ле-Бурже. В 2018 году группа компаний через бренд Paris Aéroport, по собственным данным, приняла более 105 млн пассажиров и 2,3 млн тонн грузов и почты в аэропортах Париж – Шарль-де-Голль и Париж – Орли, а также более 176 млн пассажиров в аэропортах за рубежом через дочернюю компанию ADP International. 

С 405-м еще не договорились

Идущие второй год переговоры о продаже аэропорта Алматы уже близки к завершению – это информация от знакомого с ситуацией источника «Курсива» из правительственных кругов. Однако есть несколько моментов, которые не позволяют консорциуму TAV в полной мере согласиться с условиями сделки, предложенной компанией Venus Airport Holdings B.V. 

Речь идет о возможности расширения алматинского аэропорта. В частности, источник «Курсива» не подтвердил появившуюся в СМИ информацию о достигнутой договоренности с группой компаний ERG о переносе авиаремонтного завода №405 c прилегающей с севера к Международному аэропорту Алматы территории.

«В августе этого года премьер Мамин приезжал на завод. Походил по территории 405-го и уехал. Есть информация, что предлагаемые варианты передислокации в Нур-Султан или Боралдай рядом с Алматы не устраивают ERG. Высококвалифицированные рабочие завода готовы поехать в столицу только при условии, что им дадут квартиры. А это маловероятно. Для строительства нового завода возле аэропорта Боралдай слишком мало места», – рассказал «Курсиву» собеседник. 

О существующих разногласиях между ERG и Международным аэропортом Алматы сообщил «Курсиву» и человек, близкий к руководству авиаремонтного завода №405. 

«Попытки передислоцировать завод активно предпринимались прежним руководством аэропорта. Но и дирекция завода, и акционеры, среди которых Национальная компания «Казинжиниринг», все эти атаки отбили. Передислоцировать завод – это убить действующее высокотехнологичное предприятие. К тому же недавно с Россией был подписан договор о начале сборки вертолетов Ми-8. А это уже большая политика», – подчеркнул источник «Курсива». 

Куда расти аэропорту

Получается, что расширять Международный аэропорт Алматы пока можно только с южной стороны, где уже стоит железобетонный каркас терминала. На строительство нового пассажирского терминала потратили десятки миллионов долларов, но локация в итоге была признана неудачной, поскольку самолеты пришлось бы постоянно перегонять от старого терминала к новому через две взлетно-посадочные полосы, а это дорого и неэффективно. 

Даже без расширения территории алматинский аэропорт является прибыльным предприятием. Две самые длинные в стране взлетно-посадочные полосы и самое современное навигационное оборудование позволили аэропорту получить сертификат повышенной категории ICAO – IIІ B. Ежегодный пассажиропоток – почти шесть миллионов человек. Все это принесло аэропорту 4,465 млрд тенге чистой прибыли только по итогам первого полугодия 2019 года. С учетом получения пятой степени «свободного неба», в рамках которой уже в следующем году в Международный аэропорт Алматы начнут выполнять рейсы авиакомпании из России, стран Персидского залива и Азии, прибыль может возрасти на 30, 40, а то и 100%. 

Доходы, расходы и пассажиропоток

На прибыль могут также рассчитывать управляемый до 2035 года турецкой компанией ATM Grup Международный аэропорт Актау, пассажиропоток которого по итогам 2018 года составил 1 023 900 человек, и главный аэропорт Казахстана «Нурсултан Назарбаев» в столице страны, услугами которого в прошлом году воспользовались 4 545 373 человека. В ближайшей перспективе на прибыльность может выйти находящийся на балансе акимата самого крупного города юга Казахстана Международный аэропорт Шымкента, который после введения в строй нового терминала под управлением авиа­компании SCAT рассчитывает увеличить пассажиропоток с нынешних 817 073 до 3 500 000 человек в год. Что касается остальных аэропортов страны со статусом «международный», то у них расходы на реконструкцию и содержание нередко превышают доходы. 

К примеру, завершившаяся в конце октября 2019 года реконструкция основной взлетно-посадочной полосы Международного аэропорта Костаная обошлась в 9 млрд тенге. За 10,7 млрд тенге в 2018 году были реконструированы терминал и взлетно-посадочная полоса в Международном аэропорту Семея. В 10,6 млрд тенге обойдутся работы по реконструкции терминала и взлетно-посадочной полосы Международного аэропорта Усть-Каменогорска, которые будут завершены в 2021 году. Предварительная стоимость реконструкции терминала кызылординского Международного аэропорта имени Коркыт ата оценивается в 7,5 млрд тенге. 

Улучшенная инфраструктура региональных международных аэропортов Казахстана позволит принимать им большие воздушные суда типа Boeing-767 или Airbas-321, а также рассчитывать на увеличение пассажиропотока. Это в теории, но не факт, что практика окажется соответствующей. Во-первых, стоимость авиаперелетов как на внутренних, так и на международных направлениях достаточно высока для большинства жителей регионов Казахстана. Во-вторых, количество населения региональных центров не позволяет в полной мере делать прибыльными их аэропорты. Показателен пример Петропавловска, откуда с мая 2019 года выполняла рейсы в Москву российская авиа­компания «ИрАэро». Спустя три месяца российский авиаперевозчик был вынужден отказаться от обслуживания маршрута Москва – Петропавловск – Москва из-за очень низкого пассажиропотока и с ноября перенес свой рейс в Кокшетау. Аналогичная история наблюдалась и в Павлодаре, откуда российская авиакомпания «Сибирь» в течение полутора лет не выполняла полеты в Новосибирск из-за нерентабельности авиасообщения.

На особых условиях

Региональные международные аэропорты заинтересованы в привлечении зарубежных инвесторов и не против, чтобы их взяла под управление частная компания. Однако претендентов на управление такими регио­нальными аэропортами немного.

В настоящий момент известно лишь об  интересе со стороны компании «Новапорт», входящей в группу AEON Corporation российского мультимиллионера Романа Троценко. И то лишь к Международному аэропорту Актобе и главному аэропорту Казахстана «Нурсултан Назарбаев». В мае 2019 года «Новапорт» объявила о намерениях вложить в модернизацию аэропорта Актобе $50 млн при условии получения права собственника терминала, а также инвестировать в развитие Международного аэропорта столицы Казахстана, но только после ввода в эксплуатацию второй взлетно-посадочной полосы, нужды в которой, по мнению экспертов IATA, пока нет. 

Попытки Казахстана сделать привлекательными региональные аэропорты с международным статусом своими силами, похоже, успехом не увенчались. Переданные решением правительства в период 2013–2016 годов в респуб­ликанскую собственность девять аэропортов страны, которыми управлял фонд «Самрук-Казына» через дочернюю компанию «Казахстан Темир Жолы» –ТОО «Airport Management Group», в большинстве своем вернулись в коммунальную собственность. В частности, осенью 2018 года были возвращены областным акиматам аэропорты Костаная и Шымкента, в октябре по-новому старых хозяев приобрели аэропорты Актобе, Атырау и Павлодара. Напомним, что последние три аэропорта фонд национального благосостояния намеревался продать, но на лот из трех воздушных гаваней ценой в 9,2 млрд тенге покупателей не нашлось.

Сейчас за Airport Management Group (AMG) остались только аэропорты Петропавловска, Кызылорды и Кокшетау. 

«Учитывая все эти эксперименты с аэропортами, вполне естественным выглядит желание зарубежных инвесторов в первую очередь интересоваться Международным аэропортом Алматы», – заметил источник «Курсива» в правительственных кругах. 

 

При этом он добавил, что в настоящий момент все же наблюдается острожный интерес к активам ряда казахстанских аэропортов со стороны инвесторов, прежде всего из стран Персидского залива и Юго-Восточной Азии. По его словам, связан он с введенной с 1 ноября «пятой степени свободы» в 11 международных аэропортах страны.

FireShot Capture 011 -  - new2.kursiv.kz_.jpg

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций