Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


932 просмотра

Инвесторов попросят подождать

Отсрочку внешних долгов казахстанских банков намерены предложить власти иностранным кредиторам. Причем пока неизвестно, что Казахстан готов предложить взамен, этот вопрос только обсуждается. Однако некоторые эксперты уже расценивают подобное заявление как косвенное признание приближающегося дефолта.

Инвесторов попросят подождать

Инвесторов попросят подождать
Отсрочку внешних долгов казахстанских банков намерены предложить власти иностранным кредиторам. Причем пока неизвестно, что Казахстан готов предложить взамен, этот вопрос только обсуждается. Однако некоторые эксперты уже расценивают подобное заявление как косвенное признание приближающегося дефолта.

На сегодняшний день общая задолженность казахстанских банков перед иностранными инвесторами составляет более $40 млрд, причем около $21 млрд из них приходится на долг по еврооблигациям. Вместе с тем большую часть задолженности необходимо погасить уже в ближайшие 2-3 года. Напомним, в следующем году банкам придется выплатить порядка $10,6 млрд внешних заимствований. По словам председателя ФНБ «Самрук-Казына» Кайрата Келимбетова, государство намерено обсудить с кредиторами возможность пролонгации графика погашения займов и получения дисконтов. При этом вопросы, касающиеся дисконта, срока пролонгации и формы взаимоотношений, скорее всего, будут конфиденциальными. Кроме того, Кайрат Келимбетов подчеркнул, что механизмы гарантий, которые страна могла бы предложить взамен отсрочки, еще обсуждаются. Подробности переговоров обещают обнародовать в январе следующего года.

В целом большинство иностранных инвесторов, скорее всего, с пониманием отнесутся к казахстанской инициативе, уверен, в свою очередь, председатель Нацбанка Анвар Сайденов. Одновременно глава Нацбанка не отрицает и возможности обратной реакции: «Может быть, кто-то из инвесторов отреагирует негативно или отрицательно, но это лишь те, кто не слишком хорошо знает внутреннюю ситуацию. А большинство инвесторов, причем подавляющее, знают эту ситуацию неплохо».

По его мнению, больше всего шансов договориться о рефинансировании или отсрочке платежей имеются по двухсторонним сделкам, где один кредитор и один заемщик. «По синдикатам, наверное, тоже возможно, но поскольку в них участвует целая группа кредиторов, с каждым договариваться будет непросто», - предупреждает Анвар Сайденов. Предполагается, что сложнее всего будет договориться с иностранными инвесторами по поводу евробондов.

Помимо всего прочего Анвар Сайденов опровергает слухи о возможном дефолте, обусловленными заявлением Кайрата Келимбетова. «Речь о дефолте не идет. И речь не идет о том, что кто-то отказывается платить по долгам, и что хотите, то и делайте. Эта позиция не конструктивная», - заявил он.

Абсолютно другого мнения придерживается экономист Алихан Байменов. Лидер партии «Ак жол» считает, что прежде, чем вести переговоры о реструктуризации, нужно заставить акционеров банков хранить свой капитал именно в нашей стране, пусть даже в своем банке. Кроме того, не последнюю роль играет прозрачность распределения средств и повышение ответственности топ-менеджеров финансовых институтов. «Очевидно, что если вести речь о реструктуризации долгов банковского сектора, то ценой вопроса станет степень доверия иностранных кредиторов к антикризисным мерам правительства», - говорит он «Къ». Эксперт не отрицает возможность приближения дефолта. По его мнению, планируемые переговоры будут тяжелыми, учитывая негативный характер прогноза стабильности казахстанских банков в международных рейтингах. «Инвесторы должны иметь полную информацию о деятельности банков. А если сами акционеры не доверяют своим банкам, то кредиторы тем более», - считает экономист. Кроме того, Алихан Байменов предлагает превращать средства накопительной системы в акции потенциально ликвидных горнорудных компаний, «чтобы они стали народными, потому что идея с облигациями весьма туманна».

В свою очередь директор центра экономического анализа «Ракурс» Ораз Джандосов считает, что реструктуризация долгов - это, по сути, признание определенного дефолта, сегодняшнего или предстоящего. «Она необходима, чтобы не допустить дефолта. Поэтому для кредитора лучше согласиться на реструктуризацию, то есть на уменьшение чистой стоимости выданного кредита, чем вообще потерять его», - поясняет он.

В то же время сотрудник института стратегических исследований Анара Рахимжанова не согласна с мнением коллег о приближающемся дефолте. «На самом деле капиталы банков вполне позволяют выплатить долги», - утверждает она «Къ». По ее словам, дело в том, что сейчас у кредиторов нет реальной необходимости в данных средствах. «Сейчас им лишние деньги особо не нужны, так как их придется вложить куда-нибудь, а многие проекты, как известно, заморожены», - поясняет она. В связи с этим предполагается, что предложение казахстанской стороны позволит использовать эти средства после кризиса, что вполне выгодно для самих кредиторов. Кроме того, считается, что данная отсрочка даст возможность нашим банкам перегруппировать свои активы и более рационально использовать выделенные государством средства, что делает реструктуризацию выгодной обоюдно.

1566 просмотров

Какие аэропорты Казахстана интересны инвесторам

Идущие второй год переговоры о продаже аэропорта Алматы уже близки к завершению

Фото: Byelikova Oksana

Алматинский аэропорт – не единственный международный аэропорт страны, выставленный на продажу. 

«Возможная сделка вписывается в стратегию развития аэропортов группы ADP и TAV в Центральной Азии», – это цитата из релиза французской Groupe ADP, которая 8 ноября сообщила, что консорциум TAV Airports (46,12% принадлежат Groupe ADP) и VPE Capital (специализируется в управлении активами в СНГ) ведет переговоры о приобретении крупнейшего аэропорта Казахстана. 

Пассажиропоток аэропорта Алматы по итогам 2018 года составил 5,6 млн человек, и этот результат позволил ему войти в 10 самых загруженных воздушных гаваней постсоветского пространства.

Единственный акционер АО «Международный аэропорт Алматы» – Venus Airport Investments B.V., зарегистрированная в Амстердаме. В свою очередь эта компания полностью принадлежит сингапурской Steppe Capital Pte. Ltd, контролируемой Тимуром Кулибаевым. Groupe ADP управляет рядом аэропортов, в числе которых Париж – Шарль-де-Голль, Париж – Орли и Париж – Ле-Бурже. В 2018 году группа компаний через бренд Paris Aéroport, по собственным данным, приняла более 105 млн пассажиров и 2,3 млн тонн грузов и почты в аэропортах Париж – Шарль-де-Голль и Париж – Орли, а также более 176 млн пассажиров в аэропортах за рубежом через дочернюю компанию ADP International. 

С 405-м еще не договорились

Идущие второй год переговоры о продаже аэропорта Алматы уже близки к завершению – это информация от знакомого с ситуацией источника «Курсива» из правительственных кругов. Однако есть несколько моментов, которые не позволяют консорциуму TAV в полной мере согласиться с условиями сделки, предложенной компанией Venus Airport Holdings B.V. 

Речь идет о возможности расширения алматинского аэропорта. В частности, источник «Курсива» не подтвердил появившуюся в СМИ информацию о достигнутой договоренности с группой компаний ERG о переносе авиаремонтного завода №405 c прилегающей с севера к Международному аэропорту Алматы территории.

«В августе этого года премьер Мамин приезжал на завод. Походил по территории 405-го и уехал. Есть информация, что предлагаемые варианты передислокации в Нур-Султан или Боралдай рядом с Алматы не устраивают ERG. Высококвалифицированные рабочие завода готовы поехать в столицу только при условии, что им дадут квартиры. А это маловероятно. Для строительства нового завода возле аэропорта Боралдай слишком мало места», – рассказал «Курсиву» собеседник. 

О существующих разногласиях между ERG и Международным аэропортом Алматы сообщил «Курсиву» и человек, близкий к руководству авиаремонтного завода №405. 

«Попытки передислоцировать завод активно предпринимались прежним руководством аэропорта. Но и дирекция завода, и акционеры, среди которых Национальная компания «Казинжиниринг», все эти атаки отбили. Передислоцировать завод – это убить действующее высокотехнологичное предприятие. К тому же недавно с Россией был подписан договор о начале сборки вертолетов Ми-8. А это уже большая политика», – подчеркнул источник «Курсива». 

Куда расти аэропорту

Получается, что расширять Международный аэропорт Алматы пока можно только с южной стороны, где уже стоит железобетонный каркас терминала. На строительство нового пассажирского терминала потратили десятки миллионов долларов, но локация в итоге была признана неудачной, поскольку самолеты пришлось бы постоянно перегонять от старого терминала к новому через две взлетно-посадочные полосы, а это дорого и неэффективно. 

Даже без расширения территории алматинский аэропорт является прибыльным предприятием. Две самые длинные в стране взлетно-посадочные полосы и самое современное навигационное оборудование позволили аэропорту получить сертификат повышенной категории ICAO – IIІ B. Ежегодный пассажиропоток – почти шесть миллионов человек. Все это принесло аэропорту 4,465 млрд тенге чистой прибыли только по итогам первого полугодия 2019 года. С учетом получения пятой степени «свободного неба», в рамках которой уже в следующем году в Международный аэропорт Алматы начнут выполнять рейсы авиакомпании из России, стран Персидского залива и Азии, прибыль может возрасти на 30, 40, а то и 100%. 

Доходы, расходы и пассажиропоток

На прибыль могут также рассчитывать управляемый до 2035 года турецкой компанией ATM Grup Международный аэропорт Актау, пассажиропоток которого по итогам 2018 года составил 1 023 900 человек, и главный аэропорт Казахстана «Нурсултан Назарбаев» в столице страны, услугами которого в прошлом году воспользовались 4 545 373 человека. В ближайшей перспективе на прибыльность может выйти находящийся на балансе акимата самого крупного города юга Казахстана Международный аэропорт Шымкента, который после введения в строй нового терминала под управлением авиа­компании SCAT рассчитывает увеличить пассажиропоток с нынешних 817 073 до 3 500 000 человек в год. Что касается остальных аэропортов страны со статусом «международный», то у них расходы на реконструкцию и содержание нередко превышают доходы. 

К примеру, завершившаяся в конце октября 2019 года реконструкция основной взлетно-посадочной полосы Международного аэропорта Костаная обошлась в 9 млрд тенге. За 10,7 млрд тенге в 2018 году были реконструированы терминал и взлетно-посадочная полоса в Международном аэропорту Семея. В 10,6 млрд тенге обойдутся работы по реконструкции терминала и взлетно-посадочной полосы Международного аэропорта Усть-Каменогорска, которые будут завершены в 2021 году. Предварительная стоимость реконструкции терминала кызылординского Международного аэропорта имени Коркыт ата оценивается в 7,5 млрд тенге. 

Улучшенная инфраструктура региональных международных аэропортов Казахстана позволит принимать им большие воздушные суда типа Boeing-767 или Airbas-321, а также рассчитывать на увеличение пассажиропотока. Это в теории, но не факт, что практика окажется соответствующей. Во-первых, стоимость авиаперелетов как на внутренних, так и на международных направлениях достаточно высока для большинства жителей регионов Казахстана. Во-вторых, количество населения региональных центров не позволяет в полной мере делать прибыльными их аэропорты. Показателен пример Петропавловска, откуда с мая 2019 года выполняла рейсы в Москву российская авиа­компания «ИрАэро». Спустя три месяца российский авиаперевозчик был вынужден отказаться от обслуживания маршрута Москва – Петропавловск – Москва из-за очень низкого пассажиропотока и с ноября перенес свой рейс в Кокшетау. Аналогичная история наблюдалась и в Павлодаре, откуда российская авиакомпания «Сибирь» в течение полутора лет не выполняла полеты в Новосибирск из-за нерентабельности авиасообщения.

На особых условиях

Региональные международные аэропорты заинтересованы в привлечении зарубежных инвесторов и не против, чтобы их взяла под управление частная компания. Однако претендентов на управление такими регио­нальными аэропортами немного.

В настоящий момент известно лишь об  интересе со стороны компании «Новапорт», входящей в группу AEON Corporation российского мультимиллионера Романа Троценко. И то лишь к Международному аэропорту Актобе и главному аэропорту Казахстана «Нурсултан Назарбаев». В мае 2019 года «Новапорт» объявила о намерениях вложить в модернизацию аэропорта Актобе $50 млн при условии получения права собственника терминала, а также инвестировать в развитие Международного аэропорта столицы Казахстана, но только после ввода в эксплуатацию второй взлетно-посадочной полосы, нужды в которой, по мнению экспертов IATA, пока нет. 

Попытки Казахстана сделать привлекательными региональные аэропорты с международным статусом своими силами, похоже, успехом не увенчались. Переданные решением правительства в период 2013–2016 годов в респуб­ликанскую собственность девять аэропортов страны, которыми управлял фонд «Самрук-Казына» через дочернюю компанию «Казахстан Темир Жолы» –ТОО «Airport Management Group», в большинстве своем вернулись в коммунальную собственность. В частности, осенью 2018 года были возвращены областным акиматам аэропорты Костаная и Шымкента, в октябре по-новому старых хозяев приобрели аэропорты Актобе, Атырау и Павлодара. Напомним, что последние три аэропорта фонд национального благосостояния намеревался продать, но на лот из трех воздушных гаваней ценой в 9,2 млрд тенге покупателей не нашлось.

Сейчас за Airport Management Group (AMG) остались только аэропорты Петропавловска, Кызылорды и Кокшетау. 

«Учитывая все эти эксперименты с аэропортами, вполне естественным выглядит желание зарубежных инвесторов в первую очередь интересоваться Международным аэропортом Алматы», – заметил источник «Курсива» в правительственных кругах. 

 

При этом он добавил, что в настоящий момент все же наблюдается острожный интерес к активам ряда казахстанских аэропортов со стороны инвесторов, прежде всего из стран Персидского залива и Юго-Восточной Азии. По его словам, связан он с введенной с 1 ноября «пятой степени свободы» в 11 международных аэропортах страны.

FireShot Capture 011 -  - new2.kursiv.kz_.jpg

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций