nedvijimost-v-krizis.png

1563 просмотра

Школьник напомнил об обещании

Иностранные компании должны начать приобретать оборудование у казахстанских машиностроителей. Однако инвесторы делают акцент на низкое качество продукции и отсутствие сервисного обслуживания.

Школьник напомнил об обещании

Школьник напомнил об обещании
Иностранные компании должны начать приобретать оборудование у казахстанских машиностроителей. Однако инвесторы делают акцент на низкое качество продукции и отсутствие сервисного обслуживания.

Ежегодно недропользователи покупают оборудование примерно на $16 млрд, из них только 7% производится в Казахстане, а остальное ввозится из-за рубежа. Такая ситуация вызывает возмущение не только местных машиностроителей, но и властей, поскольку в 2006 году был подписан меморандум, согласно которому недропользователи обязывались увеличить долю казахстанских закупок. Однако, как признается министр индустрии и торговли Владимир Школьник, толку от меморандума нет. «Давайте свое слово держать», - призывает министр руководителей крупных компаний. Он напомнил также, что в настоящее время нет единой методики расчета казахстанской составляющей закупок. В связи с этим многие компании включают в эту графу своих отчетов расходы на услуги связи, электроэнергию, водо- и теплоснабжение, а также импортное оборудование, поставляемое казахстанскими посредническими фирмами. В итоге получается красивая и внушительная цифра. «Реальный показатель казахстанской доли зачастую искажается, а стоимость ввезенного оборудования завышается, эти затраты затем покрываются за счет нашей же казахстанской нефти», - заявляет глава МИТ.

По словам самих недропользователей, данная индустрия требует высокого качества оборудования, а продукция казахстанских заводов этим требованиям не соответствует. «Как правило, качество и стоимость отечественной продукции в значительной мере уступают импортным аналогам. К тому же наши заводы не обеспечивают сервисное обслуживание и своевременный ремонт оборудования, что приводит к длительным простоям», - сказал «Къ» генеральный директор АО «Мангистаумунайгаз» Узакбай Карабалин. Он также отметил, что несмотря на то, что ввоз иностранного оборудования и комплектующих изделий облагается таможенными пошлинами и сопровождается транспортными расходами, их конечная стоимость все же ниже казахстанских. «Потому что отечественные заводы зачастую приобретают заказанные им изделия у иностранных поставщиков», - говорит глава ММГ.

В свою очередь, представители ТОО СП «Тенгизшевройл» с гордостью заявляют о том, что казахстанская доля их затрат составляет 52%. «Наша цель - до конца текущего года израсходовать на казахстанские товары и услуги $1,2 млрд», - говорит представитель компании Лагорио-Френч Рине. Причем за десять прошедших месяцев ТШО уже использовал $1,1 млрд. «Однако для того чтобы остаться конкурентоспособными, мы должны применять передовое оборудование и технологии», - оговаривается она. Лишь представители «ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз» увидели в покупке казахстанских товаров и услуг материальную выгоду. «Чем чаще мы привлекаем казахстанские компании, тем больше подтягиваем их до международного уровня», - поясняет «Къ» старший менеджер компании Аида Абдуллаева. По ее словам, увеличение казахстанского содержания удешевляет все работы в сервисном секторе и в сфере закупок товаров и услуг.

«Между тем отечественные машиностроители абсолютно не согласны с высказываниями в свой адрес. Крупные иностранные компании специально придумывают различные препоны и завышают требования к казахстанским заводам», - уверен директор АО «Алматинский завод тяжелого машиностроения» Жетписбай Едигенов.

Данный завод производит всю гамму оборудования для черной металлургии. «Однако, несмотря на это, та же «Арселор Миттал Темиртау» закупает оборудование где угодно, но не у меня», - сетует предприниматель. По его словам, это относится и к АО «Казахмыс», и к ENRC. Как полагает Жетписбай Едигенов, необходимо создать рабочий орган для проведения тендеров и антикризисных мер. «Сейчас нужно делать неординарные вещи, иначе наш завод с многотысячным персоналом скоро встанет», - констатирует он.

По мнению директора АО «Западно-казахстанская машиностроительная компания» Алиби Ахметжанова, многие иностранные компании не хотят работать с казахстанскими заводами, считая их мелкими. В связи с этим, по его словам, 13 специализированных предприятий объединились в консорциум. «То есть заказчикам не придется работать с одним мелким заводом. Весь ассортимент товаров и услуг сможет предоставить консорциум», - поясняет он «Къ». Предприниматель предлагает использовать данный подход повсеместно, в частности, следует организовать несколько подобных крупных региональных консорциумов для работы с недропользователями.

В свою очередь заместитель акима Атырауской области Болат Даукенов согласен с высказываниями машиностроителей. По его данным, из 34 подрядных организаций Agip KCO только 4 - казахстанские. «Не это ли показатель казахстанского содержания», - говорит он. Кроме того, замакима утверждает, что компании, аффилированные с Agip KCO, обычно получают самые дорогостоящие контракты. «При этом в целях сокрытия аффилированности практикуется создание совместных предприятий, а при проверке оказывается, что эти фирмы имеют 100% иностранную долю», - констатирует Болат Даукенов. По мнению чиновника, сложившаяся ситуация не изменится до тех пор, пока предприятия сами не пересмотрят свою внутреннюю политику.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG

banner_wsj.gif


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_opros.gif

kursiv_opros.gif