Неопределенный Байконур

Опубликовано
На проходившем в конце прошлой недели в Астане заседании подкомиссии по Байконуру, несмотря на достигнутый прогресс по многим проблемам, остался нерешенным вопрос, стоявший в повестке дня под первым номером. А именно - о внесении изменений и дополнений в соглашение о статусе города Байконура в части расширения перечня органов государственного управления РК в решении вопросов жизнедеятельности города.

Неопределенный БайконурРоссии и Казахстану не удалось договориться о статусе города

На проходившем в конце прошлой недели в Астане заседании подкомиссии по Байконуру, несмотря на достигнутый прогресс по многим проблемам, остался нерешенным вопрос, стоявший в повестке дня под первым номером. А именно — о внесении изменений и дополнений в соглашение о статусе города Байконура в части расширения перечня органов государственного управления РК в решении вопросов жизнедеятельности города.

«Казахстан в одностороннем порядке инициировал ноту России, где говорится об отмене пунктов соглашения по статусу Байконура, в которых указывается количество госорганов власти Казахстана, находящихся там. Получилась следующая ситуация — статус Байконура не определен, — комментирует ситуацию глава администрации Байконура Александр Мезенцев. — Для российской стороны такой подход неприемлем по той причине, что органы, которые появляются, занимаются контрольными функциями — финансовая полиция, налоговая инспекция и так далее. Вместе с тем на территории комплекса действует российское законодательство, и внедрять законодательство другого государства неправильно».

В подготовленном российской стороной проекте протокола заседания подкомиссии содержалась жесткая формулировка: «В связи с изменением позиции казахстанской стороны по вопросу подписания ранее согласованной редакции проекта протокола о внесении изменений и дополнений в соглашение между РФ и РК о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти, в части расширения перечня органов государственной власти Республики Казахстан, функционирующих на территории г. Байконура и отсутствием результатов по сближению позиций сторон признать дальнейшее проведение переговоров и консультаций на уровне экспертов нецелесообразным».

Статус города Байконура определяется ратифицированным парламентами России и Казахстана «Соглашением между РФ и РК о статусе города Байконура, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти», которое было заключено в Москве 23 декабря 1995 года. В нем четко прописано, что «город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На территории города размещены объекты космодрома «Байконур», а также другие объекты, создающие необходимые коммунально-бытовые и социально-культурные условия для персонала космодрома, членов их семей и других жителей города. На период аренды комплекса город в отношениях с Россией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения РФ, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан». А в пункте 3 статьи 10 данного соглашения дан исчерпывающий перечень органов исполнительной власти Казахстана, которые открываются и функционируют в городе в уведомительном порядке. На период аренды комплекса «Байконур» на территории города функционируют следующие органы Республики Казахстан: суд, прокуратура, Национальное аэрокосмическое агентство, специальный представитель президента Республики Казахстан, Территориальный комитет по государственному имуществу, отделение Национального банка РК, военный комиссариат, представительства Министерства внутренних дел и Государственного следственного комитета Республики Казахстан. Данные органы не подлежат перерегистрации.

Официальная позиция Казахстана заключается в следующем: «Казахстанская сторона подтвердила свою позицию о необоснованности установления ограничений на функционирование государственных органов РК на территории города Байконура, а также неуместности включения их перечня в статью 10 Соглашения о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 года, регулирующего имущественные права администрации города Байконура. В этой связи казахстанская сторона предлагает целесообразным исключить пункт 3 статьи 10 из соглашения, при этом дополнив статью 1 соглашения нормой, предусматривающей открытие на территории города Байконура необходимых государственных органов РК в уведомленческом порядке без согласования с российской стороной».

По мнению Александра Мезенцева, с каждым вновь введенным органом исполнительной власти власть искусственно ограничивается, потому что невозможно командовать институтами другого государства. Кроме того, он считает, что Казахстан хочет лишь денежных вливаний с российской стороны, а финансовые потоки, идущие в город, развернуть в сторону района и области.

«Все делается в нарушение договора. Причем все происходит в уведомительном порядке, когда нас просто ставят перед фактом. Например, появляется отдел Минюста РК. Мы говорим — нет договоренностей. А они отвечают — а нам надо. В то же время я пытаюсь добиться выделения еще двух человек по соцобеспечению, но даже одного не добавляют. Зато в отделе юстиции 15 человек сидит, несколько нотариусов. Все лукавство от лукавого», — посетовал «Къ» Александр Мезенцев.

Курсив-справка
Как известно, срок аренды Байконура Россией по согласованию сторон продлен до 2050 года. Ежегодная арендная плата составляет $115 млн.

Читайте также