Аскар Мамин: «Мы создаем машиностроение для железнодорожного транспорта»

Опубликовано (обновлено )
Как известно, в конце октября этого года в Астане в ходе рабочей встречи глав правительств Российской Федерации и Казахстана национальная железнодорожная компания «Казахстан темир жолы» (КТЖ) и машиностроительные компании России договорились об организации на территории Казахстана совместных предприятий по производству грузовых вагонов и электровозов. Этим самым Казахстан впервые заложил базу для развития собственного железнодорожного машиностроения, чтобы в недалеком будущем начать реализацию локомотивов и вагонов с маркой «Сделано в Казахстане». Поэтому последние дни октября 2008 года, когда и были подписаны важные для Казахстана документы, смело можно назвать историческими.

В скором времени в Казахстане появятся локомотивы и вагоны собственного производства

Как известно, в конце октября этого года в Астане в ходе рабочей встречи глав правительств Российской Федерации и Казахстана национальная железнодорожная компания «Казахстан темир жолы» (КТЖ) и машиностроительные компании России договорились об организации на территории Казахстана совместных предприятий по производству грузовых вагонов и электровозов. Этим самым Казахстан впервые заложил базу для развития собственного железнодорожного машиностроения, чтобы в недалеком будущем начать реализацию локомотивов и вагонов с маркой «Сделано в Казахстане». Поэтому последние дни октября 2008 года, когда и были подписаны важные для Казахстана документы, смело можно назвать историческими.

Однако возникает вопрос: «Насколько успешно Казахстан сможет претворить в жизнь эти проекты?» Чтобы получить ответ на него, мы обратились за разъяснениями к президенту АО «НК «Казахстан темир жолы» Аскару Мамину.

— Аскар Узакпаевич, чем обусловлена необходимость создания отечественного транспортного машиностроения для Казахстана?
— В первую очередь, хотел бы выразить благодарность редакции делового еженедельника «Курсивъ» за проявленный интерес к такой важной теме. Развитие отечественного транспортного машиностроения — одна из важных задач, поставленных перед железнодорожной отраслью главой нашего государства Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым.
Как вам известно, КТЖ является не просто крупным и стабильным потребителем продукции промышленного комплекса страны, но и основной составляющей транспортной инфраструктуры страны. Образно железнодорожную отрасль можно назвать каркасом экономики Казахстана, так как почти 60 процентов грузовых перевозок в стране осуществляется железнодорожным транспортом, а пассажирских — более 50 процентов. При этом необходимо подчеркнуть, что объемы перевозок железнодорожным транспортом ежегодно растут. Так, по итогам 9 месяцев текущего года рост грузооборота составил 8,4 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
При этом на фоне растущих объемов перевозок у нас наблюдается значительный уровень износа подвижного состава, то есть в стране постепенно складывается дефицит пассажирских и грузовых вагонов, а также локомотивов, связанный с их дальнейшим выбытием. Так, уровень износа подвижного состава составляет в среднем почти 70 процентов. Поэтому сложившаяся ситуация требует от нас принятия адекватных мер по обновлению подвижного состава.

— Как АО «НК «КТЖ» планирует реализовывать программу по обновлению подвижного состава?
— Прежде чем ответить на ваш вопрос, хотел бы объяснить ситуацию в сфере железнодорожного машиностроения на пространстве бывшего Советского Союза. К нашему сожалению, исторически производственные мощности транспортного машиностроения были сконцентрированы на территории России и Украины. К примеру, АО «НК «КТЖ» осуществляет импорт запасных частей и подвижного состава в количестве 90% общего объема закупа. Также в настоящее время во всех железнодорожных администрациях стран СНГ и Балтии наблюдается аналогичная картина с состоянием подвижного состава. В среднем дефицит грузовых вагонов во всех железнодорожных администрациях стран СНГ и Балтии составляет порядка 100 тысяч вагонов. При этом Россия и Украина нацелены на удовлетворение, в первую очередь, собственных потребностей, что также влияет на конечную стоимость подвижного состава и ведет к его удорожанию для других железнодорожных администраций, включая АО «НК «КТЖ».
Учитывая все эти факторы, АО «НК «КТЖ» предпринимает ряд мер по организации собственного транспортного машиностроения.
Первый проект, который находится на стадии реализации, — локомотивосборочный завод в Астане, возводимый совместно с компанией General Electric. Запуск завода планируется в третьем квартале 2009 года, проектная производственная мощность — сто локомотивов в год. Технические характеристики данного локомотива превышают существующие аналоги эксплуатируемых локомотивов. Проектная мощность завода позволяет полностью удовлетворить потребности тепловозов в Казахстане, а в перспективе экспортировать в страны СНГ и Балтии. Параллельно АО «НК «КТЖ» проводит работу по организации сервисного обслуживания тепловозного парка на базе существующих ремонтных производственных мощностей, которые позволят улучшить его техническое состояние и надежность. Данная работа ведется совместно с компанией General Electric, что позволит организовать в Казахстане ремонт основных узлов и агрегатов.
Второй проект — производство электровозов в Атбасаре мощностью пятьдесят электровозов в год — должен быть реализован в течение двух лет. Нашими партнерами по данному проекту являются известные в мире производители — французская компания Alstom и российское ЗАО «Трансмашхолдинг». В настоящий момент ведутся работы по проектированию локомотива нового поколения, в котором будут учтены самые последние технические разработки мировых производителей.
Третий проект — создание собственного вагоносборочного производства на базе ТОО «Таман» в Экибастузе мощностью 2500 вагонов в год. В марте этого года был подписан протокол намерений о стратегическом партнерстве между АО «НК «КТЖ», ТОО «Ремонтная корпорация «Камкор», АО «Востокмашзавод» и представителями частных инвесторов, в соответствии с которым планировалось производство грузовых вагонов. Совместно с компанией «Техвагонмаш» разработан компоновочный план вагоностроительного предприятия, разработано техническое задание на подготовку производства к строительству полувагонов. Надо отметить, что АО «НК «КТЖ» намеревается реализовать два проекта, связанных с грузовыми вагонами.
Так, совместно с российской компанией «ИСТ» будет претворяться в жизнь еще один. Ежегодно в Казахстане планируется производить 2500 единиц готовой продукции. Данный проект предполагает задействовать Тихвинский вагоностроительный завод (Ленинградская область), принадлежащий компании «ИСТ», который будет поставлять вагонные тележки и комплектующие.
Для удовлетворения дефицита пассажирских вагонов АО «НК «КТЖ» вместе с ЗАО «Трансмашхолдинг» планирует организовать производство пассажирских вагонов на базе АО «Алматинский вагоноремонтный завод». Это наш четвертый проект. Мы планируем ежегодно выпускать не менее 100 пассажирских вагонов последней модификации. Этого количества нам хватит, чтобы закрыть внутреннюю потребность и впоследствии выйти на рынки соседних стран и поставлять их на экспорт.

— Таким образом, в скором будущем Казахстан сможет полностью удовлетворять собственные нужды в продукции машиностроения?
— Совершенно верно. Именно такую задачу, как вы помните, поставил перед правительством глава нашего государства Нурсултан Назарбаев на расширенном заседании правительства 13 октября текущего года.
Нами дополнительно проводится анализ номенклатуры железнодорожной продукции, которую АО «НК «КТЖ» импортирует со стран ближнего зарубежья. В результате мы планируем создать новые производства на территории РК, которые позволят максимально удовлетворить нужды КТЖ и выйти на новые рынки.
Также реализация данных проектов поможет нам создать более тысячи новых рабочих мест, дополнительно использовать производственные мощности и обеспечить производство экспортно ориентированной продукции. В настоящий момент АО «НК «КТЖ» с Банком развития Казахстана разрабатывает программу финансирования данных проектов. Таким образом, мы создаем машиностроение для железнодорожного транспорта.

Читайте также