Рекапитализация путем национализации

Опубликовано
Правительство РК предлагает четырем системообразующим банкам Казахстана пополнить свой капитал за счет вливаний из Фонда национального благосостояния «СамрукКазына» в размере до $5 млрд.

Правительство РК предлагает четырем системообразующим банкам Казахстана пополнить свой капитал за счет вливаний из Фонда национального благосостояния «СамрукКазына» в размере до $5 млрд.

Рекапитализация путем национализацииВторая волна мирового финансового кризиса нанесла крайне ощутимый удар по еще не оправившейся после первой волны финансовой системе Казахстана. В этих условиях правительство и Национальный банк страны решили прибегнуть, используя мировой опыт, к крайним мерам — частичной мягкой национализации. Собственно, у правительства и не было другого выхода, поскольку качественные показатели отечественной финансовой системы в течение 2008 года только ухудшались.

Так, с начала года займы в разрезе отраслей экономики увеличились лишь на 6,5%, что во много раз меньше, чем в 2007 году, а совокупные обязательства банков составили 10980,7 млрд тенге, из них перед нерезидентами, то есть по внешним заимствованиям — 4911,2 млрд тенге. Сокращение объемов кредитования наиболее остро ощутил малый и средний бизнесы. Если в не самом благоприятном 2007 году на кредитование МСБ банки потратили около 1,8 трлн тенге, то в этом году, даже учитывая средства, выделенные правительством, объем выданных кредитов составил по первому кварталу около 250 млрд тенге. Соответственно, нет никаких оснований считать, что в и третьем квартале эта сумма увеличилась. В результате в 2008 году будет наблюдаться двукратный дефицит кредитных ресурсов по сравнению с 2007 годом.

По мнению президента государственного фонда поддержки малого и среднего бизнеса «Даму» Госмана Амрина, сейчас реально говорить об уровне кредитования МСБ в размерах 2005 года. Совершенно ясно, что подобный дефицит ведет к «схлопыванию» прежде всего несырьевого сектора.

Не слишком веселая ситуация и с депозитами. Общая сумма привлеченных средств от населения и юридических лиц, а также международных обязательств по состоянию на 1 октября 2008 года составила 7310,6 млрд тенге, уменьшившись за сентябрь на 61,8 млрд тенге или 0,8%. В том числе вклады физических лиц снизились на 10,6 млрд тенге или на 0,7%.

Есть и другая тревожная статистика. По данным АФН, доля безнадежных кредитов в экономике увеличилась по сравнению с ситуацией на 1 января 2008 года более чем в два раза (1,5% и 3,3% соответственно).

Все это, безусловно, вызывает тревогу как у правительства, так и у Национального банка и АФН. В результате было принято решение увеличить размеры провизий для банков. По словам председателя АФН Елены Бахмутовой, если банки в состоянии увеличить капитал на сумму, которую мы считаем адекватной в сегодняшних условиях, они могут это сделать. При этом она отметила, что эти суммы составляют значительный объем. Как пояснила глава АФН, расчеты агентства исходили из того, что объем провизии желательно иметь в диапазоне от 15 до 30%. Но при этом сумма восстановления по депозитам может варьироваться от 75 до 90%. В данном случае ясно, что, с учетом выплат по внешним займам у банков практически не останется средств для кредитования казахстанской экономики.

В итоге на прошедшем на этой неделе заседании правительства было оглашено совместное заявление правительства, Нацбанка и АФН. Основная идея документа заключается в том, что банкам будут увеличены размеры провизий, что, в свою очередь, может повлечь дефицит средств для кредитования экономики. В этой ситуации правительство предлагает акционерам банков либо незамедлительно увеличить размеры уставного капитала, либо согласиться на вхождение в состав акционеров государства в лице фонда «СамрукКазына», который приобретет до 25% акций банков на общую сумму до $5 млрд, которые выделены ему на дополнительную капитализацию из Национального фонда.

«Мы делаем сегодня предложение четырем системообразущим банкам — Альянс банку, БТА банку, Народному банку и Казкоммерцбанку, — заявил Карим Масимов. — Если у вас после формирования провизии возникли проблемы, то государство в лице ФНБ «СамрукКазына» может в вас влить капитал размером до 25% или в сумме до $5 млрд. Для того чтобы банки смогли кредитовать реальный сектор в этих условиях, банковская система должна правильно сформировать провизии по своим кредитам, списать часть долгов».

Между тем Елена Бахмутова считает, что проблема списания долгов для казахстанских банков не слишком актуальна. «Списания долгов бывают в западных банках, где на балансе находятся ценные бумаги, которые стоят ноль. У нас таких бумаг на балансе банков практически нет, ценных бумаг тоже не очень много», — пояснила глава АФН. Поэтому, как она уточнила, в основном речь идет о кредитах.

По ее мнению, долгосрочные кредиты могут быть на какое-то время заморожены, но это не значит, что эти кредиты надо списывать. Под них должны создаваться резервы на будущее списание, которые варьируются от объема кредитных портфелей.

Что касается остальных банков, как заявила Елена Бахмутова, имея в виду пятый и шестой (АТФ и Банк ЦентрКредит), которые тоже относятся к системообразующим, то, как известно, их крупными акционерами являются иностранные банки. Поэтому с ними предполагается провести отдельные консультации на предмет необходимости оказания такой помощи со стороны государства. Кроме того, по ее словам, и другие институты республики вправе претендовать на стандартную помощь Нацбанка, которая предоставляется для восстановления краткосрочной ликвидности, а также они могут принять участие в госпрограммах по поддержке экономики. Несмотря на то, что парламентом уже принят закон «Об устойчивости финансовой системы», который находится на подписи у президента и вносит изменения в действующее законодательство, также позволяет правительству в случае кризисной ситуации входить в уставной капитал в объеме не менее 10% от капитала без согласия соответствующих банковских руководящих органов, предлагаемый правительством план будет носить добровольный характер.

Председатель Национального банка РК Анвар Сайденов, в свою очередь заявил, если банки посчитают возможным обратиться к помощи государства, то оно может предоставить этот дополнительный капитал, приобретя пакет голосующих акций. Он особо подчеркнул, что процесс будет носить добровольный характер. Между тем в сложившейся на сегодняшний день ситуации у банков возможности увеличить провизии есть лишь при условии серьезного увеличения прибыли, что маловероятно, так как совокупные размеры чистой прибыли казахстанских банков серьезно сократились по сравнению с ситуацией на 1 января этого года, либо за счет допэмиссии и привлечения средств акционеров. В результате уже вечером во вторник было объявлено, что правительством и двумя из четырех системообразующих банков — АО «Народный банк Казахстана» и АО «Казкоммерцбанк» достигнута договоренность по осуществлению поддержки реального сектора экономики на базе реализации объявленных мер по стабилизации банковского сектора Казахстана. При этом, согласно достигнутой договоренности, выступающий от имени правительства ФНБ «СамрукКазына» ограничит свое участие в АО «Народный банк Казахстана» и АО «Казкоммерцбанк» дополнительной эмиссией простых акций в размере 25% акционерного капитала и, кроме того, эмиссией согласованного объема привилегированных акций. В официальном сообщении о предстоящей сделке было учтено то, что доля Народного банка и Казкоммерцбанка по состоянию на 1 октября 2008 года в активах банковской системы составляет 34,8%. В займах — 36,9%, в депозитах физических лиц — 41,1%, в депозитах юридических лиц — 42,6%. А также то, что с конца 2006 года АО «Казкоммерцбанк» и АО «Народный банк Казахстана» являются публичными компаниями, разместившими свои акции в виде депозитарных расписок на Лондонской фондовой бирже. Этот шаг обеспечивает существующим и потенциальным инвесторам, депозиторам, клиентам банков высокий уровень открытости, прозрачности финансовой отчетности, корпоративного управления.

Читайте также