Концессией по кризису

Опубликовано
Программа государственно-частного партнерства - явление достаточно новое для нашей страны. Предполагается, что она позволит отечественному бизнесу осуществлять совместные международные крупные проекты на основе концессии. Примером подобного сотрудничества стал меморандум о взаимопонимании между российским инвестиционным холдингом «Базовый элемент» и казахстанской компанией BI Group.

Программа государственно-частного партнерства — явление достаточно новое для нашей страны. Предполагается, что она позволит отечественному бизнесу осуществлять совместные международные крупные проекты на основе концессии. Примером подобного сотрудничества стал меморандум о взаимопонимании между российским инвестиционным холдингом «Базовый элемент» и казахстанской компанией BI Group.

Не секрет, что реализация некоторых крупных проектов, в особенности, транспортных и социальных требует больших финансовых вливаний. В связи с этим было решено осуществлять их посредством государственно-частного партнерства на концессионной основе. В частности, государство передает инвесторам часть организационных, экономических и управленческих функций в отношении реализуемого проекта. В то же время право собственности на завершенный проект остается у государства. В свою очередь, для успешной работы концессионеров, предусмотрены некоторые меры государственной поддержки. К примеру такие, как госгарантии по привлекаемым займам, предоставление натурных грантов и софинансирование концессионных проектов. Подобный подход особенно актуален в условиях кризиса, он позволяет обеспечивать рост экономики за счет привлечений инвестиций для реализации совместных проектов. В настоящий момент, по словам министра транспорта и коммуникаций Серика Ахметова уже проработан вопрос применения механизма государственно-частного партнерства в транспортной сфере и сформирована законодательная база для реализации концессионных проектов. «В ближайшее время в рамках ГЧП мы планируем построить и реконструировать около 2 тыс. км автодорог международного значения, соответствующих мировым стандартам», — добавляет глава ведомства.

Между тем, несмотря на относительную новизну для Казахстана и стран СНГ, реализация инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства в виде концессии происходит в мире уже более чем 20 лет. По мнению члена совета директоров холдинга BI Group Бауыржана Исабаева проекты ГЧП в виде концессии позволяют экономить республиканский и местные бюджеты, а также распределять риски. В текущем году компания заключила меморандум о взаимопонимании по проектам в Казахстане с российским инвестиционным холдингом «Базовый элемент», который специализируется в шести секторах экономики: энергетическом, ресурсном, машиностроительном, финансовом, строительном и авиационном. «Мы планируем создать международный консорциум с привлечением других зарубежных партнеров для реализации концессионных проектов в нашей стране», — говорит
Б. Исабаев. Таким образом, компания намерена внести свою лепту в обеспечение стабилизации экономики в условиях кризиса. Среди преимуществ подобной совместной деятельности, он отмечает применение передового зарубежного опыта, способность привлечь необходимый заемный капитал, интеграция отечественных компаний в мировое сообщество, а также новые производственные возможности внутри страны.

В то же время для дальнейшего успешного развития экономики представитель BI Group считает просто необходимым привлекать крупные зарубежные корпорации к реализации совместных международных консорциумов по примеру компании. Причем подрядные работы, по его мнению, должны выполнять именно казахстанские компании. Помимо этого предлагается обеспечить государственное стимулирование и поощрение усилий отечественных компаний, реализующих подобные совместные проекты. «Данные мероприятия позволят отечественным компаниям основательно и эффективно сотрудничать с зарубежными корпорациями, а сработавшиеся международные консорциумы будут в последующем реализовывать крупные проекты не только в Казахстане, но и за рубежом», — аргументирует Б. Исабаев. В свою очередь компания планирует привлечь к работе международного консорциума такие корпорации как Strabag, Hochtief, а также различные финансовые институты.

Между тем, по словам вице-министра транспорта и коммуникаций Дулата Кутербекова государство намерено обеспечить достаточную защиту интересов и стимулов для инвесторов, участвующих в реализации концессионных проектов. «Во всем мире инструмент ГЧП как одна из форм концессионных соглашений применяется, когда государство заинтересовано в частных инвестициях при сохранении за собой собственности на объект», — поясняет он. Напомним, что объем инвестиций в основной капитал за последние полгода составил более $12,5 млрд, что практически на 12,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Предполагается, что с созданием международных консорциумов эта цифра увеличится в несколько раз.

Читайте также