Налоговый кодекс грузит «сырье»

Опубликовано
Депутаты нижней палаты парламента опасаются уменьшения социальной ответственности бизнеса и ухода его в тень. Речь идет о значительном увеличении нагрузки на сырьевой сектор с 49% до 62%, предусмотренном новым Налоговым кодексом. По мнению мажилисменов, документ содержит множество недочетов, в связи с чем парламентарии настаивают на его существенной доработке.

Депутаты нижней палаты парламента опасаются уменьшения социальной ответственности бизнеса и ухода его в тень. Речь идет о значительном увеличении нагрузки на сырьевой сектор с 49% до 62%, предусмотренном новым Налоговым кодексом. По мнению мажилисменов, документ содержит множество недочетов, в связи с чем парламентарии настаивают на его существенной доработке.

В следующем году в Казахстане ожидается добыча нефти и газового конденсата в объеме 72 млн тонн. Причем налогом на добычу полезных ископаемых будет облагаться почти 44 млн тонн добытой в стране нефти, что само по себе предполагает значительное пополнение госбюджета. По словам министра экономики и бюджетного планирования Бахыта Султанова, повышенной экономической отдачи требует от недропользователей снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор. Так, в течение последних лет нагрузка на малый бизнес была значительно снижена. «Дальнейшее ее снижение невозможно, если принять во внимание, что ставки налогов равны 2-3%», — говорит министр. Несмотря на это, ввиду необходимости сокращения теневой экономики предполагается с 2011 года ликвидировать специальный налоговый режим на основе разового талона.

Министр также предложил упразднить контракт на недропользование в виде «Соглашения о разделе продукции», кроме заключенных до введения кодекса. «Помимо этого, будет исключено положение о стабильности налогового режима контрактов для всех недропользователей, кроме ТШО и действующих СРП», — сказал глава МЭБП. Напомним: согласно проекту нового Налогового кодекса, исчисление налога на добычу полезных ископаемых будет производиться от стоимости объема добычи, рассчитанной по мировым ценам. Кроме того, недропользователи будут платить ренту и налог на сверхприбыль. Причем для низкорентабельных месторождений предусмотрены льготные ставки. Таким образом, планируется обеспечить максимальную нагрузку на сырьевой сектор.

По словам Б. Султанова, переговоры с предпринимателями и представителями сырьевого, нефтяного и перерабатывающего секторов проходили довольно напряженно. «Мы выверяли каждую ставку и наблюдали экономику отдельных месторождений», — подчеркивает министр. Тем не менее некоторые депутаты остались недовольны чрезмерной налоговой нагрузкой на нефтяников. Среди них мажилисмен Владимир Нехорошев. «Умное государство аккуратно и осторожно берет сырьевой бизнес за горло не для того, чтобы задушить его, а чтобы нащупать артерию», — высказался он. Он также выразил сомнение относительно социальной ответственности бизнеса. По мнению мажилисмена, из-за увеличения налоговой нагрузки некоторые компании могут пересмотреть свои социальные пакеты.

Как отмечает депутат Курмангали Уали, в проекте Налогового кодекса еще очень много недоделок. «Нагрузка на недропользователей слишком большая», — сказал «Къ» мажилисмен. По его мнению, это может принудить нефтяные компании не только к уменьшению соцпакетов, но и к сокрытию реальных объемов добычи. «Компании как скрывали, так и попытаются скрывать свои объемы добычи нефти. Здесь нужно будет найти ощутимые пути наказания, может «бить по карману» и возвращать эти деньги», — считает К. Уали.

В свою очередь, представитель ENRC Юлия Кальчева заявляет, что вопреки сомнениям депутатов, компания увеличила инвестиционную программу в Казахстане с $3,6 млрд до $6,9 млрд. «Этим мы хотели четко продемонстрировать нашу приверженность развитию Казахстана. В то же время мы надеемся на стабильность государственной политики по вопросам налогообложения», — сказала она «Къ». По ее словам, ENRC вела и продолжает вести диалог с правительством по данному вопросу.

Новый налоговый режим, бурно обсуждаемый парламентариями, экономист КИСИ Анара Рахимжанова считает вполне приемлемым и соответствующим современным требованиям. По ее словам, основной аргумент в пользу увеличения налоговых ставок для недропользователей — это пользование невозобновляемыми ресурсами. «Они продают и получают прибыль от этих ресурсов, следовательно, государство должно получить часть этих доходов», — говорит она «Къ». К тому же по сравнению с другими странами размер новых ставок находится на среднем уровне, отмечает эксперт.

Кроме того, по ее мнению, инвесторам нет смысла уменьшать свой соцпакет. «Ведь государство будет обеспечивать социально ответственных недропользователей инвестиционной, нормативно-правовой поддержкой и на международном уровне», — поясняет А. Рахимжанова. В то же время возможность сокрытия нефтяными компаниями объемов добычи нефти, по мнению эксперта, будет зависеть от качества системы администрирования и контроля. В целом она отмечает, что основные положения Налогового кодекса были заявлены уже давно, и до сих пор инвесторы были согласны с той нагрузкой, которая на них ложится, что позволяет надеяться на честную и открытую игру.

Курсив-справка
Согласно проекту нового Налогового кодекса, установлены ставки в следующих размерах: на медь — 8%, цинк — 9%, свинец — 8,5%, алюминий — 0,3%, олово и никель — 6%, золото, серебро, платину и палладий — 5%. Кроме того, установлены ставки на добычу руды, черных, цветных и радиоактивных металлов: хромовая руда — 17%, железная и железо-марганцевая руда — 3%, железорудный концентрат (окатыши) — 3,5%, уран (закись-окись) — 15%.

Читайте также