Движение по новым правилам

Опубликовано
Казахстанская дорожная полиция должна стать элитным подразделением министерства внутренних дел, считают в правительстве. Достичь этого предполагается за счет увеличения ответственности и повышения заработной платы сотрудников. Кроме того, МВД намерено активизировать меры по пресечению коррупции на дорогах, в рамках которых к уголовной ответственности будут привлекаться и взяткодатели.

Казахстанская дорожная полиция должна стать элитным подразделением министерства внутренних дел, считают в правительстве. Достичь этого предполагается за счет увеличения ответственности и повышения заработной платы сотрудников. Кроме того, МВД намерено активизировать меры по пресечению коррупции на дорогах, в рамках которых к уголовной ответственности будут привлекаться и взяткодатели.

В целях обеспечения безопасности дорожная полиция переведена на усиленный режим, а именно: увеличена плотность нарядов и усилен контроль несения службы. Определенную роль сыграл и вступивший недавно в силу закон «О безопасности дорожного движения», которому предшествовали масштабные разъяснительные мероприятия. Практика показала, что усилия властей не прошли даром, в частности, за август-сентябрь госбюджет пополнился на 90 млн тенге, взысканных с нерадивых автолюбителей в виде штрафов. Кроме того, по итогам восьми месяцев количество дорожно-транспортных происшествий снизилось на 15%. Таким образом, на наших дорогах стало гибнуть на 700 человек меньше, и еще 2 тыс. человек удалось уберечь от различного рода травм.

Казахстан занял первое место среди стран СНГ по позитивным сдвигам в укреплении безопасности на дорогах. По мнению министра внутренних дел Бауржана Мухамеджанова, таких результатов удалось добиться во многом благодаря установкам фото- и видеофиксации. «Один прибор в сутки фиксирует до тысячи правонарушений, в то время как один дорожный полицейский — всего 10», — констатирует глава МВД. Напомним, что на сегодняшний день такие установки имеются в городах Астана, Алматы, Караганда и Усть-Каменогорск.

Помимо указанных мер по обеспечению безопасности, министерство внутренних дел планирует избавиться от коррупции в рядах дорожных полицейских посредством аттестации всех сотрудников. Для этого будет создана группа, состоящая из журналистов и представителей общественности, которая поедет в регионы для проведения аттестации всех дорожных полицейских. Между тем не менее жесткие меры предполагается предпринимать и в отношении автолюбителей, пытавшихся подкупить стражей дорожного порядка. Уже 85 граждан будут привлечены к уголовной ответственности за дачу взятки. «Даже если дорожные полицейские вымогают у вас взятку, не давайте ее, вы можете попасться. Возможно, это провокация, может быть, это работают наши подразделения», — предупреждает министр автолюбителей.

В свою очередь председатель комитета дорожной полиции МВД Омирзак Тусумов считает, что чистка рядов позволит подразделению освободиться от нечистоплотных и безграмотных сотрудников. По его словам, полицейские будут проходить тестирование на знание нормативно-правовых актов, правил дорожного движения, а также по боевой и физической подготовке. «Те, кто не прошел тестирование, уйдут из дорожной полиции», — сказал он «Къ». Место уволенных сотрудников займут гражданские или сотрудники других служб, которые будут обязаны пройти месячный курс начальной подготовки. После проведения данной акции ожидается повышение зарплаты сотрудникам дорожной полиции от 800 у.е. до 1200 у.е. в зависимости от должности и стажа. «Высокие зарплаты позволят нам набирать сотрудников на конкурсной основе», — говорит глава дорожной полиции.

В то же время мнения автолюбителей по поводу намерений МВД разнятся. Как сказал «Къ» профессиональный водитель Досым Муканов, жесткие меры властей вполне оправданы. «Если за взятку будут наказывать, тогда, конечно, водители перестанут ее предлагать. А сотрудники ГАИ уже сейчас боятся ее брать», — говорит он. Водитель со стажем признает, что постепенно сотрудники дорожной полиции все же приучают автолюбителей к порядку. Однако, по мнению другого автолюбителя, Элеоноры Товма, взяточничество на дорогах существует слишком давно и успело укорениться в сознании всех участников дорожного движения, поэтому его невозможно искоренить полностью. «Лишь малая часть добытой взятки попадает в карман самому гаишнику, большее оседает в кошельках вышестоящего начальства», — делится мнением с «Къ» автолюбитель.

Между тем, премьер-министр Карим Масимов считает работу, проводимую МВД, действенной и эффективной. «В целом, общественное мнение позитивно расценивает те меры, которые сейчас предпринимает МВД», — сказал он на заседании правительства. По словам премьера, увеличение зарплаты сотрудникам дорожной полиции даст возможность сделать данное подразделение элитным.

Читайте также