Бизнесменов поделят на ассоциации

Опубликовано
Обязательное членство всех субъектов бизнеса в каком-либо объединении предусмотрено законом «О част¬ном предпринимательстве». Данные объединения призваны повысить финансовую грамотность бизнесменов и помочь продвижению товаров на отечественный рынок. Однако членство в них предусматривает и определенные взносы, с размерами которых бизнесмены не всегда согласны.

Обязательное членство всех субъектов бизнеса в каком-либо объединении предусмотрено законом «О част¬ном предпринимательстве». Данные объединения призваны повысить финансовую грамотность бизнесменов и помочь продвижению товаров на отечественный рынок. Однако членство в них предусматривает и определенные взносы, с размерами которых бизнесмены не всегда согласны.

Становлению и развитию отечественного бизнеса должны способствовать новые законы «О конкуренции» и «О частном предпринимательстве». Однако, по мнению некоторых предпринимателей, проекты законов напротив направлены на усложнение ведения бизнеса. Если законопроект «О конкуренции» казахстан¬скую бизнес-элиту еще устраивает, то проект закона «О частном предпринимательстве», разработку которого курирует националь¬ная экономическая палата «Союз «Атамекен», вызвал неоднозначную реакцию. Согласно данному законопроекту, каждый субъект бизнеса обязательно должен состоять как минимум в одном специализированном объединении.

В настоящее время нет необходимости создавать ассоциацию над ассоциациями. По мнению заместителя директора Ассоциации предпринимателей Караганды Серика Санаубаева, платить членские взносы и повышать таким образом свою грамотность может позволить себе только крупный и средний бизнес. «К примеру, люди, которые занимаются пошивом обуви или ремонтом бытовой техники, как правило, зарабатывают только на жизнь и не могут вносить дополнительные платежи», — поясняет он «Къ».

Вопрос объединения стоял еще лет 15-20 назад, на заре зарождения Казахстана, а сейчас более важно просто исполнять все существующие законы. По словам С. Санаубаева, прежде чем включать в закон такую норму, необходимо провести определенный мониторинг и согласовать свои предложения с предпринимателями. «Если НЭП «Союз «Атамекен» настаивает на принятии данного закона, то прежде нужно поехать в село и спросить у крестьянина, хочет ли он быть членом какого-либо объединения, и тогда все станет ясно», — высказывает бизнесмен свою позицию.

В свою очередь, президент Союза защиты предпринимателей и собственников Василий Резван поддерживает противоположную точку зрения, считая, что человек, решивший заняться бизнесом, должен сначала ознакомиться со всеми стандартами, законами и требованиями. «Сейчас государство слишком занято, чтобы разъяснять предпринимателям правила игры. Этим как раз займется ассоциация посредством бизнес-тренингов и семинаров», — поясняет он «Къ». Относительно членских взносов предприниматель высказывается довольно однозначно. «Без взносов не обойтись. Но мы не за то, чтобы платить НЭП «Союз «Атамекен», а за то, чтобы каждый член гильдии знал, что творится в данной отрасли», — считает В. Резван. По его словам, подобная практика применяется в Германии, причем довольно успешно.

Вместе с тем, одной из главных проблем бизнеса предприниматель называет регулярные проверки. «Как бизнесмен, я занял второе место по количеству проверок после ЮКО. За два года у меня их было 84, причем каждая, как правило, длится от 10 дней до месяца, что мешает нормально работать», — говорит предприниматель. В связи с этим Союз предпринимателей и собственников предлагает санкционирование проверок. «Иногда у меня даже не хватает штата сотрудников на всех проверяющих, потому что по восемь человек одновременно приходят», — сетует он.

Не менее важным является вопрос об урегулировании взаимоотношений потребителей и бизнесменов, на который направлен законопроект «О конкуренции». «Данный закон позволит защитить малый бизнес от монополистов», — считает В. Резван. В качестве примера он приводит ситуацию, сложившуюся недавно в Алматинской области, когда два крупных хлебозавода, сговорившись, предложили акиму запретить малому бизнесу продавать хлеб-кирпичик. В результате цены на продукт первой необходимости увеличились почти в два раза, несмотря на то, что количество точек общепита доходило до 500. «Новый закон «О конкуренции» как раз позволит пресечь такие случаи. Для этого мы внесли предложение расширить полномочия экспертных советов, которые выступают от имени малого бизнеса», — говорит бизнесмен. По его мнению, вышеназванный законопроект позволит сдержать рост цен и улучшить качество товаров и услуг.

Как отмечает председатель Агентства по защите конкуренции Мажит Есенбаев, законопроект максимально приближен к международным стандартам и учитывает направления государственной политики и развития бизнеса. «Его необходимость обусловлена непониманием и игнорированием действующего закона «О конкуренции», в результате чего, например, ежегодно перед посевной увеличивается стоимость ГСМ, а в отопительный сезон — цены на мазут и уголь», — говорит глава АЗК. В связи с этим основными задачами законопроекта он называет предупреждение монополистической деятельности, пресечение недобросовестной конкуренции, обеспечение свободной конкуренции и защиту прав потребителей.

В то же время приемлемость законопроекта «О частном предпринимательстве» вызвала сомнения у премьер-министра Карима Масимова: «С учетом состоявшихся дискуссий я пока не могу сказать, что данный закон решает все задачи и вопросы, которые сегодня стоят перед частным предпринимательством». В связи с этим глава кабмина распорядился доработать законопроект «О частном предпринимательстве» в 30-дневный срок, а затем снова представить его правительству.

Читайте также