Тарифы могут пересмотреть

Опубликовано (обновлено )
Старший корреспондент отдела Business News
Ежегодное повышение тарифов на 15%, разрешенное правительством АО «НК «КТЖ», так и не позволило нацкомпании в достаточной мере обновить изношенный на 70% парк. Очередной проблемой на пути к прибыльности компании на этот раз стало опережающее рост тарифов повышение стоимости дизтоплива. В связи с этим нацкомпания предлагает в очередной раз пересмотреть тарифы на свои услуги.

Ежегодное повышение тарифов на 15%, разрешенное правительством АО «НК «КТЖ», так и не позволило нацкомпании в достаточной мере обновить изношенный на 70% парк. Очередной проблемой на пути к прибыльности компании на этот раз стало опережающее рост тарифов повышение стоимости дизтоплива. В связи с этим нацкомпания предлагает в очередной раз пересмотреть тарифы на свои услуги.

Президент АО «НК «КТЖ» Аскар Мамин, выступая на расширенном заседании по итогам работы компании за первое полугодие 2008 года, отметил, что в целом компанией выполнены все основные производственные показатели. По итогам первого полугодия 2008 года относительно аналогичного периода прошлого года в КТЖ наблюдается рост грузооборота на 10,2%, в том числе в транзитном направлении на 18%, рост объема контейнерных перевозок — 23%, в том числе транзитные контейнерные перевозки — 37%. Доходы компании за первые шесть месяцев текущего года составили 208,6 млрд тенге, что выше аналогичного периода 2007 года на 16%.

«В ближайшее время, с учетом развития транзитного потенциала, роста экономики Казахстана, сопредельных государств, реализации стратегии индустриально-инновационного развития, ввода в эксплуатацию новых производственных мощностей, имеющих большой экспортный потенциал, прогнозируется практически двукратный рост потребности в железнодорожных перевозках», — обрисовал перспективы развития отрасли Аскар Мамин.

По мнению главы КТЖ, ожидается, что в ближайшие пять лет грузооборот на территории Казахстана увеличится до 500 млн тонн в год. В связи с большим ростом перевозок только для развития пассажирского транспорта в 2009-2015 годы КТЖ планирует практически полностью обновить парк, закупив 1500 новых вагонов. Руководитель нацкомпании также сообщил о продолжающихся работах по административной реформе центрального аппарата и оптимизации структуры и численности дочерних компаний.

По информации вице-президента КТЖ Каната Алпысбаева, рост доходов нацкомпании объясняется увеличением товарооборота. При этом расходы КТЖ за первые шесть месяцев текущего года составили 186,9 млрд тенге, а себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг достигла 157,6 млрд тенге. По итогам деятельности нацкомпании за первое полугодие был зафиксирован положительный финансовый результат — 21,7 млрд тенге, что выше плана на 5,8 млрд тенге, или на 36,2%. «Данный финансовый результат был получен не только за счет роста грузооборота, но также связан с определенным недоосвоением бюджета расходов», — подчеркнул замглавы КТЖ.

Инвестиционный бюджет нацкомпании в текущем году составил 25,6 млрд тенге. При этом КТЖ планирует получить в текущем году финансовый результат порядка 19 млрд тенге. Выполнение планов по доходам осложняется тем, что стоимость топлива возросла с начала текущего года уже на 70%. В связи с этим Канат Алпысбаев предложил провести работу с госорганами по защите конкурентоспособных тарифов на перевозку и выделение квоты на приобретение дизтоплива.

Вместе с тем у КТЖ есть и другие резервы по снижению расходов. Вице-президент КТЖ Ермек Кизатов считает, что одним из резервов сокращения расходов нацкомпании может стать передача административных и технических функций по содержанию и эксплуатации основных средств, нижестоящим уровням управления. Кроме того, в условиях удорожания кредитов и нехватки собственных средств нацкомпания пойдет на софинансирование железнодорожных проектов с крупными промышленными предприятиями. Среди последних он отметил предполагаемое в ближайшие годы двукратное увеличение добычи нефти компанией ТШО. «По существующей информации — до 26 млн тонн в год. Увеличение производства продуктов переработки на заводе второго поколения — это сера и нефтепродукты. Дополнительный объем ожидается еще в 18 млн тонн. В настоящее время проводятся переговоры с компанией ТШО по софинансированию развития инфраструктуры железной дороги по прогнозируемому росту перевозок», — пояснил замглавы нацкомпании. Суммарный объем инвестиций по данному проекту составит 25 млрд тенге.

В связи с наличием ряда крупных предприятий, планирующих резкое увеличение объема перевозок грузов, Аскар Мамин предложил проанализировать все эти проекты и создать четкий план работы по каждому из них.

Наиболее быстро в структуре КТЖ за прошедшие полгода развивались контейнерные перевозки. Президент АО «Казтранссервис» Эдиль Искаков отметил, что компания перевезла за первые шесть месяцев текущего года 1297 тыс. тонн, что на 23% больше показателей за аналогичный период 2007 года. При этом рост перевозок идет в основном за счет крупнотоннажных контейнеров, а основную долю занимает транзит — 41% всех перевозок. На импорт пришлось 38%, экспорт — 19%, межобластные перевозки — 1,6%. Эдиль Искаков подчеркнул, что в последнее время наблюдается рост транзитных и экспортных контейнерных перевозок. За первые шесть месяцев по станции Достык было перевезено 64,4 тыс. контейнеров, рост составил 35%. В связи с увеличивающимся спросом на перевозку грузов контейнерами КТС планирует приобретать контейнеры за счет собственных и заемных средств, а также выйти на IPO с целью привлечения в дальнейшем стратегического инвестора.

Еще одним новшеством станет создание на базе АО «КТС» мультимодальной транспортной компании, которая, по мнению главы КТС, должна предоставлять все виды услуг контейнерного перевозчика на всех видах транспорта, то есть перевозить грузы по принципу «от двери до двери». «Не только как оператор, но и как перевозчик. Такая программа нами готовится и, я думаю, во втором полугодии мы попробуем пилотный проект осуществить на маршруте Достык — Алматы», — добавил Эдиль Искаков. В целях развития транзитного потенциала Казахстана компания планирует организовать сквозное контейнерного сервиса путем создания трех СП: в Урумчи, Астане и Берлине.

Читайте также