Масимов прошелся по налогам

Опубликовано
Правительство Казахстана предлагает снизить корпоративный подоходный налог, ввести единую ставку социального налога и налог на дорогостоящую недвижимость. Кроме того, могут быть объединены имущественный и земельный налоги.

Правительство Казахстана предлагает снизить корпоративный подоходный налог, ввести единую ставку социального налога и налог на дорогостоящую недвижимость. Кроме того, могут быть объединены имущественный и земельный налоги.

Масимов прошелся по налогамПравительство Казахстана предлагает снизить ставки корпоративного подоходного налога, который в настоящее время составляет 30%. «Мы предлагаем снизить его до уровня 15-20%. Может быть, это снижение будет разбито по годам», — сказал в среду в Астане премьер-министр Карим Масимов на совещании по итогам деятельности налоговых органов в первом полугодии 2008 года.

Кроме того, в рамках разработки нового Налогового кодекса правительство предлагает ввести единую («плоскую») ставку социального налога. «Как мы и говорили на первой презентации проекта Налогового кодекса, будет произведен переход к «плоской» ставке социального налога. В свое время у нас был индивидуальный подоходный налог прогрессивный, потом мы ввели «плоский». Теперь делаем «плоскую» ставку социального налога, его возможный размер — 11%», — сказал Карим Масимов.

Также, по словам премьера, возможно введение налога на дорогостоящее имущество физических лиц стоимостью выше 30 млн тенге. «Мы считаем, что надо увеличить ставки налога на имущество физических лиц, в частности, на дорогостоящую недвижимость», — сказал Карим Масимов. Также на недвижимость юридических лиц в размере от 1% до 2%. «Я думаю, что это справедливо, пример общемировой практики: если ты богатый, если ты имеешь возможность заплатить за дорогостоящее имущество — плати соответствующий подобающий налог», — заключил премьер.

Карим Масимов поручил соответствующим госорганам до конца года внести в правительство предложения по объединению земельного и имущественного налогов. «Я поручаю Министерству экономики, Минфину и Минюсту, а также заинтересованным госорганам до конца текущего года внести в правительство соответствующие предложения. Это ключевой вопрос нашего дальнейшего развития», — сказал Карим Масимов. Он добавил, что пока технически это сделать невозможно, так как нужно сначала завершить работу по формированию земельного кадастра и внедрить эффективный механизм рыночной оценки недвижимости, или разработать четкий механизм оценки недвижимости для налоговых целей. «Пока земельного кадастра как такового, объединенного с кадастром недвижимости, у нас нет», — констатирует Карим Масимов.

Партнер юридической фирмы Grata Алия Абдирова также считает, что объединить земельный налог и налог на имущество можно, так как и земля, и имущество являются собственностью компании. «Эта идея возникла давно. Трудность будет в том, что традиционно и объекты налогообложения, и ставки, и подход к налоговой базе по этим двум налогам — разные», — говорит она. В то же время она отмечает, что в России земельный налог и налог на имущество разделены, поэтому оценивать опыт близких по экономическим условиям стран затруднительно. Что касается снижения ставки корпоративного налога, то ситуация здесь двоякая: «Изначально предполагалось, что снижение ставки корпоративного налога будет произведено за счет отмены ряда налоговых льгот, к которым компании привыкли и, надо сказать, такая отмена была воспринята весьма негативно», — говорит Алия Абдирова.

По ее словам, трудно определить, снизятся ли поступления в бюджет или повысятся. Сравнивая схожие ситуации с НДС и ИПД, она дает такой анализ: «При имевшем место снижении ставки НДС с 16% до 13% поступления в бюджет не снизились, а наоборот, увеличились, так как предприятия стали выходить из тени. К тому же надо учитывать множество побочных факторов, в случае с НДС — это увеличение поступлений в бюджет при повышении цены на продукцию, так как НДС начисляется на весь объем стоимости.

Та же ситуация по индивидуальному подоходному налогу — уже 2 года ставка фиксирована и составляет 10%, за счет этого увеличились поступления, так как предприниматели начали зачислять сотрудников в штат и отображать их зарплаты более корректно. То же планируется сделать и с социальным налогом — ввести твердую ставку. Ситуация со снижением корпоративного налога и изменением поступлений от него в бюджет может развиваться по схожему сценарию.

Президент Национальной ассоциации предпринимателей Талгат Акуов согласен с тем, что налог на землю и налог на имущество по сути одно и тоже, т.е. относятся к одной категории, поэтому объединение этих налогов имеет смысл, однако в плане мер поддержки бизнеса придерживается другого мнения.

«Снижение корпоративного подоходного налога в данном случае незначительно активизирует бизнес, нужно сделать упор на льготы. Нам необходимо взять за образец китайскую модель налогообложения, в которой предусмотрены очень хорошие льготы для предпринимателей», — считает он.

Глава правительства поручил Министерству экономики в этот же день разместить на своем веб-сайте проект нового Налогового кодекса. «Я даю поручение Министерству экономики и бюджетного планирования, как основному разработчику Налогового кодекса, разместить на веб-сайте министерства проект Налогового кодекса, для того чтобы мы имели возможность высказать свои замечания и предложения, какие-то учесть, какие-то обсудить, поскольку нам жить по этому закону», — сказал Карим Масимов.

«Круглый стол», посвященный обсуждению проекта нового Налогового кодекса, планируется провести 7 августа в Астане. «7 августа в Астане мы проведем «круглый стол» по обсуждению проекта Налогового кодекса. Мы даем достаточно времени, чтобы можно было поговорить о проекте нового Налогового кодекса, потом еще раз все обсудим на заседании правительства и внесем в парламент», — сказал премьер-министр.

Читайте также