Единым налогом…

Опубликовано (обновлено )
«Выплачивать налог на добычу полезных ископаемых должны все недропользователи без исключения», - пришли к выводу чиновники во время обсуждения нового налогового кодекса, который нашел поддержку и среди юристов. Предполагается, что НДПИ будет начисляться на все виды металлов. В то же время существует вероятность, что контракты ТШО и Аджип КСО останутся неизменными.

«Выплачивать налог на добычу полезных ископаемых должны все недропользователи без исключения», — пришли к выводу чиновники во время обсуждения нового налогового кодекса, который нашел поддержку и среди юристов. Предполагается, что НДПИ будет начисляться на все виды металлов. В то же время существует вероятность, что контракты ТШО и Аджип КСО останутся неизменными.

В новый налоговый кодекс предлагается ввести НДПИ от 5 до 20% от годового объема добычи. Рассчитывать ставки планируется в зависимости от рентабельности, коэффициента налоговой нагрузки, средних показателей всей отрасли и мировых конкурентов.

Кроме того, в новом налоговом кодексе предлагается отменить стабильность ранее заключенных контрактов. Между тем, как выяснилось, существует вероятность, что контракты таких недропользователей, как ТШО и Аджип КСО останутся неизменными. Это связано с заключенным соглашением о разделе продукции между компаниями и государством. «СРП — это отдельный налоговый режим, который определяет объем инвестиций. Это вопрос юридических дискуссий, здесь должен быть применен правовой анализ», — говорит вице-министр финансов Даулет Ергожин.

По его словам, трудно определить, какой налоговый режим выгоднее для компаний. «СРП более выгодно, когда существует большой риск того, что месторождение может оказаться пустым. Кроме того, если у компании недостаточно собственных финансовых средств и неточный технологический процесс», — поясняет он.

В то же время Даулет Ергожин отмечает, что необходимо исправить ситуацию с различной налоговой нагрузкой на пользователей недр. Он предлагает инициировать судебные и арбитражные процессы вплоть до расторжения контрактов с нарушителями, причем не принимая во внимание ни политические, ни международные аспекты данных действий.

В Минфине уже завершили расчет налоговых ставок практически, которые будут озвучены уже на следующей неделе. «Коридор ставок разный, но денег соберем нормально — сейчас до конца просчитываем всех металлургов, чтобы сказать примерную цифру по всему сектору», — сказал Даулет Ергожин. Что касается месторождений, рентабельность которых ниже 10%, по словам вице-министра, решение будет приниматься отдельно.

В Минфине полагают, что некоторые недропользователи не в полной мере осознают серьезность исполнения своих обязанностей по уплате причитающихся налогов в бюджет. Поверхностный анализ цен на нефть 10 лет назад и сегодня показывает, что она возросла на порядок. Однако никто не говорит об увеличении налогов на недропользователей в десятки раз. «Мы не намерены изымать те инвестиции, которые были направлены в нашу страну, не создаем угрозу их потери и ликвидации бизнеса. Мы лишь восстанавливаем утраченный баланс первоначальных интересов», — сказал вице-министр.

За отмену стабильности ранее заключенных контрактов ратует и председатель Счетного комитета Омархан Оксикбаев. По его словам, бюджет несет значительные потери вследствие уклонения от налогов некоторых крупных компаний через трансфертное ценообразование. В качестве примера он привел АО «Арселор Миттал Темиртау», которое реализует металл посредством дочернего предприятия с льготным налоговым режимом. «На сегодня коэффициент налоговой нагрузки составляет всего лишь 2,3%, что несоизмеримо с получаемой компанией прибылью», — аргументирует Омархан Оксикбаев. Согласно анализу, проведенному счетным комитетом, среднемировая доля государства в проектах по недропользованию составляет 70%, а в Казахстане не более 25%, кроме того, размер экспортной пошлины в стране в три раза меньше, чем в соседней России. «К тому же ее не уплачивают такие крупные недропользователи, как «Тенгизшевройл», — добавляет чиновник.

Ситуацию, когда некоторые компании могут быть освобождены от уплаты налогов, юрист Ермек Кенжешев считает вполне допустимой. «Многие контракты на недропользование были заключены еще в 90-х годах, причем на очень лояльных условиях. Сейчас государство просто пытается уравнять нагрузку на компании, а заодно и пополнить отощавший бюджет за счет недропользователей», — сказал он «Къ». В свою очередь, проводя аналогию, доктор юридических наук Российской федерации Сергей Сарбаш считает такой расклад недопустимым. «Нельзя принять закон, в котором указано, что конкретная компания не будет уплачивать налог, так как есть четко установленные льготы. Это запрещено не только договором, но и законом. Кроме того, получится, что нарушаются права других компаний, а это в свою очередь вступает в противоречие с рыночными принципами. Я считаю, что так делать нельзя», — сказал «Къ» эксперт.

Между тем, по информации Минфина, в настоящий момент из 440 действующих контрактов на недропользование около 100 нарушаются самими компаниями, а именно относительно выплаты налогов. Кроме того, снижение налоговой нагрузки за счет ее увеличения на недропользователей, по версии ведомства, должно способствовать притоку иностранного капитала.

Читайте также