Без инвестора и придорожного сервиса

Опубликовано
С неожиданными проблемами столкнулись власти при реализации проекта автобана Астана - Щучинск. Несмотря на то, что темпы строительства самой магистрали придерживаются календарного плана, одним из главных опасений являются сроки возведения придорожного сервиса по причине отсутствия инвестора.

С неожиданными проблемами столкнулись власти при реализации проекта автобана Астана — Щучинск. Несмотря на то, что темпы строительства самой магистрали придерживаются календарного плана, одним из главных опасений являются сроки возведения придорожного сервиса по причине отсутствия инвестора.

Завершить строительство магистрали планируется уже в следующем году, однако подрядные организации рапортуют о возникших проблемах. Как известно, в прошлом году был проведен тендер, в результате которого определились три компании-инвестора. Однако, по словам исполнительного директора СПК «Сарыарка» Рахима Ошакбаева, в настоящий момент данные компании еще не приступили к реализации намеченных объектов в связи с недоступностью банковских займов.

«Поэтому мы продолжили поиск партнеров, способных привлечь инвестиции без средств банков. В настоящее время рассматриваются предложения двух компаний», — сказал «Къ» представитель СПК.

Работу с инвесторами планируется построить по принципам государственно-частного партнерства. Речь идет о создании совместного предприятия, где со стороны государства будет предоставлен земельный участок, а инвестор, в свою очередь, должен позаботиться о денежных средствах, необходимых для строительства объектов. Согласно проектам, представленным двумя компаниями, вдоль трассы будут построены девять АЗС, два гостиничных комплекса, ресторан, стоянки, а также автомобильный гиперцентр, который сможет оказать услуги покупки и продажи машин, ремонта и т.д.

Между тем подобный расклад вызывает недовольство заказчиков проекта. «Я хотел бы усомниться в тех предложениях, которые делает СПК», — отметил министр транспорта и коммуникаций Серик Ахметов. Глава ведомства обращает внимание на то, что до завершения проекта остался всего год, но до сих пор не выбран конкретный инвестор.

«Я думаю, что заявленные сроки невыполнимы. Нужно искать не потенциальных инвесторов, а тех, кто реально хочет этим заняться», — говорит министр. Кроме того, Серик Ахметов высказал недовольство относительно строительства автомобильного гиперцентра. «Зачем строить рядом с Астаной огромный комплекс? Там должен быть сервисный центр, обслуживающий транспорт, а не огромные боксы по продаже и эксплуатации автомобилей. Я считаю, что СПК не проработало данный вопрос», — возмущен министр.

В то же время отсутствие инвесторов для строительства придорожного сервиса — не единственная проблема, с которой столкнулись заказчик и подрядчики. По словам Серика Ахметова, резкое повышение стоимости дизельного топлива, дорожного битума и металлов увеличили и общую стоимость проекта до 115 млрд тенге. «При этом существует дефицит дизтоплива. Сегодня для того чтобы завершить объект в срок, ежедневно необходимо порядка 200 тонн дизельного топлива. А в целом на реализацию проекта — 30 тыс. тонн», — заявляет министр.

Кроме того, он акцентировал внимание на объектах, построенных вдоль трассы. «Очень много построек без разрешений. Поэтому они будут снесены», — сказал Серик Ахметов. По его информации, въезд на автодорогу будет осуществляться только на транспортных развязках и со стороны трех пунктов, где расположены объекты сервисного обслуживания. «Других заездов в проекте не предусмотрено. Это касается мотелей и заправок», — говорит глава МТК.

В целом, для недопущения пересечений транспортных потоков на автодороге предусмотрено устройство 16 транспортных развязок, 7 местных проездов и двух эстакад для пропуска диких животных. Помимо всего прочего, в целях обеспечения безопасности дорожного движения вдоль всей трассы на разделительной полосе и обочинах предусмотрена установка барьерного ограждения. А в населенных пунктах и транспортных развязках планируется установить ограждающий забор и освещение.

По словам премьер-министра Карима Масимова, для обеспечения максимальной безопасности трасса Астана — Щучинск должна патрулироваться вертолетами. «С этой дороги спрос особый: от того, как компании выполнят свои обязательства, зависит ее качество. А мы по результатам строительства будем судить о вас в будущем. Если вы сделаете эту дорогу хорошо и в обозначенные сроки, впредь перед вами — «зеленая улица», — сказал премьер руководителям пяти подрядных организаций в ходе рабочей поездки. Кроме того, он поручил Министерству энергетики и минеральных ресурсов проработать вопрос, связанный с обеспечением топливом строительства дороги, а также поставил задачу перед МТК исполнить реализацию проекта в заявленный срок.

Сегодня трасса Астана — Щучинск, соединяющая столицу страны и курортную зону Боровое, является одной из самых перегруженных дорог в Казахстане. Кроме того, в разгар туристического сезона водители развивают на этой трассе скорость автомобилей до 180-190 км/ч, что создает опасность для всех участников движения. Для исправления данной ситуации было решено не только расширить дорогу, но и изменить ее прочностные и скоростные характеристики. Проектная пропускная способность новой шестиполосной магистрали составит 40 тысяч автомобилей в сутки, максимальная скорость которых должна быть не более 150 км/ч. Автодорога протяженностью 224 км станет первым скоростным автобаном, отвечающим требованиям международных стандартов.

Курсив-справка
Стоимость строительства бетонной дороги в 20 раз выше, чем асфальтной. В реализации проекта автобана Астана — Щучинск задействовано 940 единиц техники и более 3,5 тыс. человек, из них 500 иностранных специалистов. Мобилизовано два бетонных и 11 асфальтобетонных заводов, а также 20 дробильных установок. В настоящий момент завершены работы и открыто движение на 205 км трассы.

Читайте также