Уполномоченный орган для ГЧП

Для экономии средств госбюджета в рамках строительства автодорог предполагается применить принципы государственно-частного партнерства (ГЧП). В связи с этим планируется создать уполномоченный орган, который будет обеспечивать баланс взаимоотношений между государством и частным бизнесом. Однако некоторые эксперты считают, что ГЧП нужно рассматривать еще шире, вплоть до создания частных тюрем.

Уполномоченный орган для ГЧП

Уполномоченный орган для ГЧП
Для экономии средств госбюджета в рамках строительства автодорог предполагается применить принципы государственно-частного партнерства (ГЧП). В связи с этим планируется создать уполномоченный орган, который будет обеспечивать баланс взаимоотношений между государством и частным бизнесом. Однако некоторые эксперты считают, что ГЧП нужно рассматривать еще шире, вплоть до создания частных тюрем.

Основной функцией нового центра станет обеспечение баланса взаимоотношений между государством и частным бизнесом. Данный центр будет проводить экспертизы предлагаемых проектов, а также экономические оценки ТЭО объектов. В качестве ключевого финансового партнера по концессионным проектам планируется определить АО «ФУР Казына».

«Создание специализированной организации повысит качество и ответственность за проводимые экспертизы за счет привлечения высококвалифицированных специалистов, а также позволит оптимизировать затраты правительства на проведение экспертиз концессионных проектов», - считает министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов. Кроме того, в рамках внедрения ГЧП считается необходимым внести изменения в некоторые законодательные акты.

Вовлечение «Казыны» на столь позднем этапе, после завершения конкурса, удлиняет сроки финансирования и реализации проектов, считает заместитель председателя правления ФУР Кайрат Айтекенов. «В этой связи полагаю, что «Казына» после предварительного рассмотрения ТЭО концессионного проекта и выражения заинтересованности в нем государства и частных структур может быть определена ключевым финансовым партнером на этапе объявления конкурса», - говорит он. По его мнению, предлагаемая схема имеет ряд преимуществ как для государства, так и для частного сектора. «Для госсектора заблаговременное вхождение фонда в проект означает повышение привлекательности концессионных проектов с точки зрения частного сектора и дополнительное подтверждение жизнеспособности проекта. А для частного сектора это предоставляет возможность привлечения средств из других источников финансирования на более выгодных условиях, а также может служить гарантией качественной и комплексной оценки проекта», - поясняет К. Айтекенов. Он также призывает международные финансовые организации поддержать эту инициативу и обсудить перспективы сотрудничества.

Кроме того, предполагается, что внедрение государственно-частного партнерства обеспечит привлекательность проектов строительства дорог для крупных иностранных и отечественных инвесторов, тем самым снизит нагрузку на госбюджет. «Эффективным решением проблем привлечения средств для строительства новых безопасных скоростных автодорог в стране является применение ГЧП в дорожной отрасли. Это позволит нам перераспределить единовременную финансовую нагрузку при реализации проектов и вести работы одновременно, строить несколько дорог», - считает министр транспорта и коммуникаций Серик Ахметов.

Он также заявляет, что для ускоренного развития дорог и поддержания существующих магистралей необходимо ежегодно выделять не менее 240 млн. тенге. «Налогов, собираемых с пользователей автодорог, недостаточно на их эксплуатацию и содержание. По статистическим данным, сборы от пользователей дорог за 2006 год составили 31,5 млрд тенге, при этом еще 78 млрд тенге пришлось направлять на ремонт автодорог из бюджета, то есть субсидировать автодорожную отрасль за счет других секторов экономики», - сетует министр.

Кроме того, отмечается и высокий уровень смертности на отечественных дорогах. По словам Серика Ахметова, недавнее изучение опыта Финляндии показывает, что там основным критерием стандартов дороги является снижение ДТП и смертности. В этой стране на 75 тысячах дорог общего пользования ежегодно погибают 320 человек. В Казахстане же около 120 тыс. дорог, на которых каждый год гибнут примерно 3 тыс. человек. «Это говорит о том, что наши дороги по стандартам качества намного уступают в безопасности. Поэтому эффективным решением проблем с привлечением средств и сохранением безопасности на дорогах является применение ГЧП и строительство дорог по международным стандартам», - поясняет глава МТК.

В свою очередь, председатель национальной экономической палаты «Союз «Атамекен» Азат Перуашев считает, что применение ГЧП должно быть значительно шире. «Рамки государственно-частного партнерства могут охватывать энергоснабжение, здравоохранение, противопожарные службы, вплоть до существования частных тюрем», - говорит он. В связи с этим предлагается рассмотреть изменения в законодательство, связанные с осуществлением госзакупок, частным предпринимательством и правом собственности.

Он также обращает внимание на то, что крупные проекты должны реализовывать в основном казахстанские компании, а не иностранные. «Почему когда во всем мире наблюдается дефицит финансирования, госбюджет должен финансировать именно иностранные компании? Взаимодействие между государством и бизнесом нужно доводить до уровня взращивания отечественных ресурсов, может быть и бюджетного национализма», - высказывается А. Перуашев.

По мнению эксперта ЮСАИД Партисио Манзилы, в государственно-частном партнерстве необходимо четко отработать механизм распределения рисков, которые сводят к минимуму искажения рынка. Предлагается также организовать работу центра по британскому примеру, когда доли участия государства и бизнеса распределяются поровну. В настоящее время на рассмотрение парламента уже внесены соответствующие поправки в ряд законов, касающихся ГЧП и автодорожной отрасли.

Курсив-справка
Мировая практика создания ГЧП-центров
Великобритания - АО «Партнерство Великобритании» - самостоятельная организация (51% - доля частного сектора, 49% - правительства).
Австралия - АО «Партнерство, штат Виктория» - финансируется и функционирует при группе по управлению рисками, коммерческими вопросами и инфраструктурой, которая является функциональным подразделением коммерческого управления Министерства финансов.
Южная Африка - центральная структура по работе с проектами ГЧП финансируется и функционирует за счет Министерства финансов Южной Африки.
Венгрия - центральная организованная структура по работе с проектами ГЧП финансируется и функционирует за счет Министерства экономики и транспорта.
Чешская Республика - АО «ППП Сентрум» - финансируется и функционирует за счет Министерства финансов.
Ирландия - центральный ГЧП Центр финансируется и функционирует за счет Центра экспертизы, подчиненного Национальному агентству развития финансов в департаменте финансов при Министерстве финансов.

banner_wsj.gif

3666 просмотров

В Казахстане торговые центры ожидают к осени оттока арендаторов

Прогнозируется, что последствия кризиса для ретейлеров еще впереди

Фото: Офелия Жакаева

Двухмесячный карантин практически не проредил ряды арендаторов торговых площадей в казахстанских торговых центрах. Но девелоперы настроены не слишком оптимистично и прогнозируют, что главные последствия кризиса для ретейлеров еще впереди.

С 25 мая арендаторы ТРЦ открыли двери своих офлайн-магазинов и начали торговлю, пытаясь наверстать месяцы простоя. Девелоперы сообщают, что потерь среди арендаторов торговых центров практически нет.

«Несмотря на сложнейший период на рынке ретейла, на данный момент мы существенного оттока арендаторов не видим ни в своих центрах, ни в других проектах на рынке», – комментирует ситуацию директор по управлению торговыми активами компании, управляющей несколькими ТРЦ в Алматы и Нур-Султане, Шахида Садырова.

Слабым звеном оказались единичные мелкие арендаторы, которые не успели закупить летние коллекции перед объявлением режима ЧП. Так, молл «Апорт» из 272 арендаторов покинули 9 небольших индивидуальных предпринимателей. ТРЦ «Спутник» не досчитался двух-трех арендаторов. В то же время в молле «Апорт» за первый месяц работы после локдауна открыли свои магазины десять новых брендов, кроме того, открылся бар «Пинта», который занял сразу 900 кв. м. Готовится к открытию McDonald’s с McCafe, Marwin&Меломан и еще несколько брендов, сообщает один из основателей и совладелец моллов «Апорт» Дмитрий Ревин.

В «Достык Плаза», по данным директора департамента аренды Марины Шишкиной, открылись новые бутики по продаже ювелирных изделий, парфюмерии, товаров для детей. Девелоперы отмечают, что период локдауна повысил спрос на домашний текстиль, товары для творчества, книги, настольные и семейные игры. Однако владельцы и управляющие торговыми центрами не спешат радоваться, полагая, что последствия текущего кризиса отрасль почувствует к осени. К этому времени рынок могут покинуть в первую очередь непрофессиональные и несетевые игроки, у которых нет достаточной ликвидности для поддержания товарооборота.

«В ситуации неопределённости игроки на рынке зачастую не готовы принимать сложные для себя и судьбоносные решения. Мы прогнозируем существенный отток арендаторов, которые завершат свою историю на рынке после летнего сезона. Те арендаторы, которым не удалось договориться на особые льготные условия аренды, не смогут вовремя и в полном объёме заказать осенние коллекции и полноценно торговать на рынке», – объясняет Садырова.

«Осенью возможны изменения, когда мы почувствуем результаты карантина и остановки экономики», – соглашается с коллегой управляющий ТРЦ «Спутник» Ержан Уразбаев.

При ограничении доступа к офлайн-магазинам сложно будет удержаться на плаву и тем игрокам, кто не смог наладить онлайн-торговлю.

«Игроки, вовремя инвестировавшие в эффективные инструменты онлайн-продаж, сегодня окажутся в приоритете и будут иметь больше шансов на безболезненный выход из посткарантинного периода», – считает Садырова.

Чтобы минимизировать потери и сохранить вакантность на приемлемом уровне, девелоперы разрабатывают для арендаторов льготные схемы арендных платежей с разными сценариями.

Среди самых распространенных: скидки и отложенные платежи, равномерно распределенные на посткарантинный период, либо единовременные платежи в конце 2020-го – начале 2021 года.

 

*Материал подготовлен при поддержке Colliers International Kazakhstan
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg