Уголь ценой в жизни

Опубликовано
Трагедия на шахте «Тентекская» разделила законодательную и исполнительную власти на два лагеря, где депутатский корпус требует закрыть шахты для модернизации и повышения уровня безопасности на производстве, а Кабмин настаивает на лояльном отношении к инвестору.

Трагедия на шахте «Тентекская» разделила законодательную и исполнительную власти на два лагеря, где депутатский корпус требует закрыть шахты для модернизации и повышения уровня безопасности на производстве, а Кабмин настаивает на лояльном отношении к инвестору.

Ранним утром 2 июня на шахте «Тентекская» произошел внезапный выброс угля и метана в забои конвейерного штрека 193 пласта «Д-6 Север». В шахте на тот момент находилось 100 горняков, 95 из которых были сразу эвакуированы. Непосредственно в забое, где произошел выброс, оставались пять человек, проводивших противовыбросовое разбуривание в груде забоя. Их судьба неизвестна до сих пор, однако родным и близким горняков уже сообщили, что из шахты они вероятно не вернутся.

Это уже четвертая крупная авария на шахтах карагандинского угольного бассейна за последние пять лет. Предыдущие — на шахтах имени Ленина и «Шахтинская» — правительственная комиссия объяснила человеческим фактором. По факту взрыва на шахте «Абайская» было заявлено, что причиной явилось обрушение основной кровли. На этот раз виноватой специалисты признали природу, назвав чрезвычайное происшествие горногеологическим явлением. По словам главного инженера военизированной горно-спасательной части «Комир» Геннадия Силинского, речь идет о гигантском выбросе метана с измельченным углем. «Концентрация метана, — говорит спасатель, — может достигать 100%, кислорода 1-1,5%. При такой концентрации ни одно живое существо выжить не сможет».

Депутаты нижней палаты парламента между тем настаивают на вине управляющей компании. Мажилисмен Мухтар Тиникеев даже потребовал закрыть все шахты для модернизации и повышения уровня безопасности на производстве с условием, что АО «Арселор Миттал Темиртау» будет выплачивать шахтерам среднюю заработную плату.

«Пришло время жестче спрашивать с миллиардера, который уже входит в пятерку богатейших людей планеты. Сегодня более 70 % оборудования на шахтах устарело, оно 1948-1952 гг. О каком соблюдении техники безопасности здесь может идти речь?», — возмущен народный избранник. Он также акцентировал внимание на системе разработки «шахта-лава», внедренной инвестором для минимизации затрат и повышении производительности, которая одновременно создает предпосылки для чрезвычайных ситуаций. «Это приводит к тому, — говорит Мухтар Тиникеев, — что газу и метану просто некуда деваться, он собирается в одном месте, что в итоге приводит к необратимым последствиям. При этом дегазация практически не проводится».

На защиту «Арселор Миттал Темиртау» встал министр по чрезвычайным ситуациям Владимир Божко, полностью исключив вину управляющей компании. «Компания взяла на себя обязательства по перевооружению и пока их выполняет. Что касается «шахта-лава», то сейчас «Арселор Миттал Темиртау» также взяла на себя обязательства отойти от этой системы разработки и производить разработки несколькими участками», — обозначил позицию ведомства его глава.

Не так давно, тем не менее, иностранной компании было сделано предупреждение, что в случае отсутствия улучшения ситуации с безопасностью производства на шахтах, у нее могут отозвать лицензию на недропользование. Однако дальнейшего развития практически скандал не получил, впрочем, и принципиальной позиции Кабмина в данном вопросе также не прозвучало. Шахтер с 30-летним стажем Анатолий Рябков считает, что на данный момент ситуация на карагандинских шахтах подобна бомбе замедленного действия.

«Миттал знал, что ответственность за те взрывы, которые будут происходить, будут нести только казахстанцы. Он более чем уверен, что взрывы на его шахтах не уронят достоинство торговой марки, потому что по общепринятой практике иностранный инвестор ведет свой бизнес по правилам страны пребывания», — сказал «Къ» Анатолий Рябков.

Между тем, сходятся во мнении эксперты, взрыв метана в современных угольных шахтах практически невозможен. Гремучая смесь образуется при концентрации метана в атмосфере, превышающей 5%. А газоанализаторы, которые стоят в шахтах, во всех выработках, настроены так, что при достижении 2% в любой выработке обесточивается вся шахта, и все находящиеся под землей люди обязаны немедленно выйти на поверхность. Но главное заключается в том, что, сколько бы метана ни скопилось под землей, пока нет искры или открытого или тлеющего огня, взрыва не будет. Поэтому в шахту допускается исключительно искробезопасное оборудование, которое ни при каких условиях не даст искру. На бывшем постсоветском пространстве выполнение требований техники безопасности по разным причинам находится на теоретическом уровне.

В советское время, согласно статистическим данным, чрезвычайные происшествия на шахтах почти не регистрировались. Дело в том, что на тот период угольная промышленность была приоритетной, в отрасль вкладывались огромные инвестиции, в том числе и в безопасность. Заработная плата, в свою очередь, была построена в основном не на сдельной, а на базовой основе, другими словами, каждый шахтер был заинтересован не в выполнении плана, а в качестве работ.

К тому же, оборудование еще не было изношено в той степени, что наблюдается сейчас, да и сами горняки в случае потери трудоспособности на сто процентов были социально забронированы целой системой мер. Сегодня же жертвами погони за показателями и сверхприбылью стали еще 5 человек.

Курсив-справка
XXI век: самые тяжелые аварии на шахтах мира
Китай
20 октября 2004 года. Провинция Хэнань, взрыв газа. Погибли 148 человек.
28 ноября 2004 года. Провинция Шаньси, взрыв газа. Погибли 166 человек.
14 февраля 2005 года. Провинция Ляонин, взрыв газа. Погибли 214 человек.
Индия
Октябрь 2001 года. Штат Западная Бенгалия. Обвал породы. Погибли около 150 человек.
Россия
19 марта 2007 года. Кемеровская область. Взрыв на шахте «Ульяновская». Погибли 110 человек.
Колумбия
Ноябрь 2001 года. Департамент Кальдас. Обвал породы. Погибли более 40 и пропали без вести более 50 человек.
Казахстан
5 декабря 2004 года. Карагандинская область. Шахта «Шахтинская». Погибли 23 горняка.
20 сентября 2006 года. Карагандинская область. Взрыв газа на шахте им. В. И. Ленина. Погиб 41 человек.
11 января 2008 года. Карагандинская область. Шахта «Абайская». Взрыв метана. Погибли 30 человек.
2 июня 2008 года. Карагандинская область. Шахта «Тентекская». Выброс газа и метана. Погибли 5 человек.

Читайте также