Перейти к основному содержанию

Электроэнергия подорожает

Минувшей зимой Казахстан реально столкнулся с дефицитом электроэнергии и мазута. Энергетики настаивают на необходимости либерализации тарифов на электроэнергию. Однако Агентство по регулированию естественных монополий предлагает сохранить невысокие тарифы для населения и повысить их для предприятий.

Электроэнергия подорожает

Электроэнергия подорожает
Минувшей зимой Казахстан реально столкнулся с дефицитом электроэнергии и мазута. Энергетики настаивают на необходимости либерализации тарифов на электроэнергию. Однако Агентство по регулированию естественных монополий предлагает сохранить невысокие тарифы для населения и повысить их для предприятий.

Министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев предупредил о том, что в ближайший осенне-зимний сезон дефицит энергомощностей по Казахстану составит около 200 МВт. При этом резервных генерирующих мощностей в наличии нет, из-за чего ни один из 23 запланированных к ремонту котлов алматинских энергостанций пока не отремонтирован.

В наступающий осенне-зимний период на транзитном направлении cевер-юг ожидается работа со значительными перегрузками, в то время как угля и мазута на станциях всего на 4,7% больше уровня прошлогодних запасов. В дополнение к этому аким Жамбылской области Борибай Жексембин сообщил о том, что к началу отопительного сезона Жамбылская ГРЭС не сможет начать работу в шестиблочном режиме. Аким подчеркнул необходимость выделения минимум одного млрд тенге, предложив повысить тарифы либо увеличить трансферты из республиканского бюджета.

В то же время председатель Агентства по регулированию естественных монополий Нурлан Алдабергенов уверен, что выделенных 5 млрд тенге вполне достаточно для работы ГРЭС в запланированном режиме и без повышения тарифов. Премьер-министр Карим Масимов поддержал главу АРЕМ, отметив, что «чем больше денег даешь, тем больше просят».

В дополнение ко всему Мынбаев напомнил о практике ежегодного субсидирования Жамбылской ГРЭС. «Сейчас все чаще возникает вопрос вложения средств в модернизацию станции. Это означает вложение в капитал, которое все акционеры должны делать пропорционально. При этом важно сохранить структуру капитала: деление на частный и государственный. Если же частный акционер не вкладывает средства, то надо кардинально, раз и навсегда решить этот вопрос», - рассказал он о наиболее возможном выходе из ситуации.

Таким образом, в случае если бизнес не будет вкладывать средства в энергостанцию, доля государства при бюджетных вливаниях в модернизацию производства будет расти. А для увеличения привлекательности инвестиций в строительство новых энергомощностей Мынбаев предложил новым электростанциям предоставлять индивидуальные тарифы на электроэнергию.

Масимов напомнил о том, что в прошлом году все акимы бодро рапортовали об отсутствии проблем с подготовкой к отопительному сезону, однако зима получилась очень сложной. Глава правительства подчеркнул, что к недобросовестно готовящимся к отопительному сезону акимам необходимо «употребить власть».

В связи с этим Масимов поручил вице-премьеру Умирзаку Шукееву лично проследить за ходом подготовки к зиме в регионах. «Умирзак Естаевич, вам поручаю во второй половине июля возьмите самолет и облетите все проблемные города. На месте оцените, как обстоят дела с подготовкой к зиме», - распорядился глава правительства.

Для энергетиков стало правилом требовать, прежде всего, повышения тарифов. Однако Алдабергенов считает, что до этого они должны принять меры, позволяющие экономить электроэнергию потребителям. «Кроме того, нужно вводить дифференцированную систему приборов учета. Когда потребителю будет предоставлено несколько возможностей, он может выбирать. Он может в часы максимума потреблять, может - в ночной режим. Для юридических лиц это обязательно. Предложение, которое мы сделали по электрической энергии, для юрлиц будет обязательно. То, что касается физических лиц, будет дано право выбора», - рассказал он о своих предложениях «Къ».

Глава АРЕМ также сообщил о том, что в дальнейшем вместе с повышением тарифов параллельно будет идти право выбора дифференцированных тарифов на воду и тепло.

По его мнению, сравнивать граждан - потребителей света, воды и тепла с промышленными предприятиями нельзя. «Нельзя бабушку-пенсионерку сравнивать с предприятиями, которые потребляют воду для бизнеса и делают из нее деньги. И цена у них одинаковая. Нельзя этого делать. Если население потребляет для своих нужд - это одна цена. Если кто-то бизнесом занимается, из воды выгоду делает - это совершенно другое», - считает он.

Кроме того, Алдабергенов приветствует идею о введении индивидуальных (высоких) тарифов на электроэнергию новых энергостанций при условии направления большей части продукции на экспорт. Он подчеркнул необходимость концентрации усилий предприятий на мероприятиях по энергосбережению, поскольку казахстанская продукция до сих пор очень энергоемкая.

Для стимулирования вложения средств промышленными энергоемкими предприятиями в систему энергосбережения глава АРЕМ предложил установить для них высокие тарифы на электроэнергию. Вместе с тем Алдабергенов отметил, что АРЕМ будет жестко пресекать все попытки по занижению производителями объемов продаж электроэнергии населению в угоду высоким тарифам для промышленных предприятий.

banner_wsj.gif

1058 просмотров

Казахстанский рынок легальных такси за месяц в режиме ЧС просел на 84%

Компании недосчитались с начала года более 1,7 млрд тенге доходов

Фото: Офелия Жакаева

Казахстанский рынок такси показывает рекордное падение по всем показателям. Официально зарегистрированные компании недосчитались с начала года более 1,7 млрд тенге доходов. С другой стороны, пандемия и новые санитарные требования сократили долю теневого сектора рынка услуг по перевозке. Агрегаторы – еще один фактор, благодаря которому «бомбилы» перешли на «светлую» сторону экономики. 

Обратная динамика карантина 

По данным Комитета по статистике РК, за январь – апрель 2020 года таксистами было перевезено 1,4 млрд пассажиров – это на 18% меньше, чем за первые четыре месяца прошлого года. Самым критичным оказался апрель. В месяц карантина число перевезенных пассажиров сократилось на 84%. COVID-19 серьезно повлиял на доходы официально зарегистрированных компаний: если в январе – апреле прошлого года они заработали чуть больше 2 млрд тенге, то за аналогичный отчетный период этого года службы такси получили на 84% меньше – всего 346 млн тенге.

Причины рекордного падения связаны не только со снижением спроса, но и с ограничением количества разрешений на передвижение для машин-такси, выдаваемых акиматами городов и районов. Например, в южной столице было принято решение разрешить доступ на трассы только двум тысячам наиболее активных водителей. По словам заместителя акима Алматы Ерлана Кожагапанова, выбирали таксистов из базы нескольких онлайн-сервисов такси. Заветные пропуска могли получить только легальные компании, которые соблюдали новые требования по дезинфекции и медосмотру.
 
Динамика развития рынка такси показывает: карантин стал исключительным фактором влияния. Статистика прошлых лет говорит о росте основных показателей. Например, за 2019 год пассажирооборот предприятий такси достиг 79,2 млрд пассажиро-километров, что на 12% выше, чем годом ранее. А если брать данные 2015 года, то рост составил 76%. Число поездок увеличилось почти в два раза – с 381 до 672 млн. 

Вместе с тем, по данным агентства маркетинговых исследований BusinesStat, численность таксопарков в Казахстане имеет устойчивую тенденцию к падению. Минус 18% за последние три года. Аналитики BusinesStat пришли к выводу, что такой результат обусловлен экспансией агрегаторов такси. Таксопарки в их классическом понимании, с базами, гаражами, диспетчерским пунктом, уходят в прошлое, их вытеснили ИП и парки-посредники, которые сотрудничают с агрегаторами. По информации из открытых источников, такие компании, как «Яндекс. Такси», Uber, «Максим», Bolt, «АпаруТакси», «Везет», имеют от 6 до 25% дохода с каждой поездки. 

Приложение вместо диспетчера 

Представители администрации сервиса «АпаруТакси» отмечают: вместо диспетчерских служб клиенты стали отдавать предпочтение мобильным приложениям в первую очередь из-за более доступного сервиса.
 
«Рост рынка – прямая заслуга агрегаторов. За последние пять лет спрос и предложение в этой сфере выросли колоссально. Это связано с тем, что сервисы сделали услугу доступной – машина подается гарантированно быстро независимо от района города», – комментируют в организации, предоставляющей свои услуги на территории Нур-Султана и ВКО. 

«В нашем сервисе используются собственные технологии «Яндекс»: карты, маршрутизация и навигация, математические алгоритмы. С помощью нашей системы распределения заказов к пассажиру приезжает водитель, который быстрее всего может его забрать. Пока водитель везет пассажира, система, рассчитав, когда он должен прибыть в конечную точку, подбирает в нужное время новый заказ возле нее. Для шофера это большое преимущество: сокращаются время простоя и холостой пробег, больше заказов, и в итоге выше заработок», – говорит исполнительный директор компании «Яндекс.Такси» по развитию рынков Центральной Азии Тамирлан Шапиев. Онлайн-сервисы меняют стандарты качества таксомоторных услуг – тот же «Яндекс.Такси» в сентябре 2018 года ввел страхование жизни и здоровья пассажиров и водителей (автоматически действует на всех поездках, заказанных через приложение), хотя казахстанское законодательство этого не требует. 

Аналитики маркетингового агентства BusinesStat прогнозируют: благодаря уберизации такси в Казахстане в ближайшие два года рынок еще подрастет. Число поездок увеличится на 13%, средняя цена – на 12%. Этому поспособствуют потребительский спрос и растущая конкуренция между компаниями. 

Верхушка айсберга 

Сколько зарабатывают таксисты и агрегаторы? Официальные данные Комстата о доходах предприятий такси весьма невысоки – всего 3,5 млрд тенге в год (в 2018 году – 3,1 млрд тенге). В эту статистику не входят доходы ИП (а их число после появления агрегаторов увеличилось) и нелегальных «бомбил». Ради сокращения расходов ИП нередко платят налоги по самой низкой планке, так, как будто они зарабатывают минимальную зарплату. Их реальный доход пока остается за гранью отчетностей. 

Kursiv Research провел свои расчеты финансовых объемов рынка такси на примере Нур-Султана. Мы взяли официальные данные о доходах 10 таксопарков, входящих в группу Единая служба такси. Эти цифры стали открытыми из-за судебных исков Комитета по развитию и защите конкуренции РК по обвинению таксопарков в ценовом сговоре. Согласно судебным документам, за 2018 год 10 таксопарков Нур-Султана заработали 239,5 млн тенге, за I квартал 2019 года – 92,1 млн тенге (рост по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил 54%). 

По данным специалистов ОЮЛ «Ассоциация транспортников Астаны», Единая служба такси занимает небольшую долю на рынке Нур-Султана – всего 15%. Таким образом, общий объем рынка только по одному городу в 2018 году превысил 1,5 млрд тенге. Это практически половина официально заявленной суммы по всему Казахстану. 

В расчетах были использованы данные только официально зарегистрированных служб такси, цифровых агрегаторов. Серый рынок таксистов здесь не учтен. Вице-министр индустрии и индустриально-инновационного развития РК Берик Камалиев в ответ на запрос «Курсива» сообщил, что МИИР не располагает точными данными по объему теневого рынка таксомоторных услуг. По оценке специалистов ОЮЛ «Ассоциация транспортников Астаны», этот показатель в столице может доходить до 85% от всего рынка. Если брать эту цифру за основу, то общий объем легальных и нелегальных услуг такси Нур-Султана в 2018 году превысил 10 млрд тенге, и этот показатель почти в три раза выше официальных данных по всей стране. 

Ситуацию нельзя проецировать на все крупные города РК, так как в регионах сильно отличаются как тарифы на такси, объемы оказанных услуг, так и процент теневого рынка. Например, если в Алматы многие водители готовы взять попутчиков «с бордюра», то в Усть-Каменогорске голосовать на обочине считается дурным тоном. Лишь в крайних случаях, при сильном морозе шоферы из ВКО согласятся подвести пешеходов.

«В таких городах, как Усть-Каменогорск, агрегаторы фактически вытеснили нелегальных перевозчиков. Именно цифровые платформы больше всего сделали для легализации индивидуальных перевозчиков. Особенно это касается таких сервисов, как наш, поскольку ИП стало выгодно работать, соблюдая законодательство», – комментируют представители администрации «АпаруТакси». 

По мнению директора по связям с госорганами на международных рынках «Яндекс. Такси» Александра Высоцкого, один из эффективных способов «обеления» рынка – оформление водителей в качестве самозанятых. Такой статус позволяет снизить издержки водителей, серьезно упрощает работу и сокращает расходы, ликвидирует посредников, параллельно повышая контроль за доходами. Но для того, чтобы Казахстан развивался в этом направлении, необходима соответствующая законодательная инициатива со стороны государства, включающая изменения как в Налоговом кодексе, так и в законе о транспорте. 

Выгодно ли быть таксистом 

В начале этого года ученые Института государственного и муниципального управления Высшей школы экономики (ВШЭ) РФ опубликовали результаты своего исследования рынка такси в России. Они выяснили, что доля выручки водителей такси «в общем чеке» с приходом агрегаторов за последние годы упала почти в 2,5 раза. Вместе с тем комиссия цифровых сервисов и таксопарков за аренду машины стала выше, а средний тариф – ниже. 

В Казахстане ситуация несколько иная. По данным BusinesStat, средняя цена на услуги такси в стране показывала снижение лишь в 2017 году, когда онлайн-сервисы демпинговали, борясь за клиентов. 

Сервис аренды машины службы такси в Казахстане развит лишь в нескольких крупных городах. Арендный платеж за машину без выкупа (предложений аренды такси с последующим выкупом на рынке практически не осталось) в разных таксопарках зависит от марки машины, года выпуска и варьируется от 5 до 9 тыс. тенге. Другими словами, за аренду машины водитель должен платить от 156 до 234 тыс. тенге в месяц. 

Доходы водителей, исходя из анализа открытых данных в соцсетях и на YouTube-каналах, могут в зависимости от региона РК варьироваться от 160 до 400 тыс. тенге. Сумма зависит как от наличия своего автомобиля, его класса, так и от продолжительности смены, региональных тарифов. 

0001 (2)_4.jpg

Свободный рынок 

По мнению экспертов ВШЭ, чтобы не позволить цифровым платформам монополизацию рынка такси в России, необходимо ввести госрегулирование агрегаторов. В том числе и ценовое. Представители госорганов РК не видят в этом необходимости. 

«Как показывают результаты анализов товарных рынков, введение ценового регулирования, а также избыточный адмконтроль выступают в качестве факторов, негативно влияющих на конкуренцию», – считает ответственный секретарь Министерства нацэкономики РК Арман Джумабеков

С этим согласны и компании-агрегаторы. Администрация «АпаруТакси» придерживается мнения, что минимальное госрегулирование позволит сохранить тарифы оптимальными. «Госрегулирование цен – это механизм с очень высокими экономическими издержками. Страны иногда вынуждены прибегать к нему в периоды острых экономических кризисов – например, чтобы сдержать цены на продовольствие. Понятно, что сфера такси к таковым не относится. Побочный эффект госрегулирования цен хорошо известен – это бурный рост черного рынка, то есть уход целых отраслей экономики в нелегальный сегмент. Хотелось бы избежать такого поворота событий в сегменте такси», – говорит представитель «Яндекс.Такси» Александр Высоцкий. 

В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК поясняют: существующее государственное регулирование в сфере такси включает разрешительные процедуры перед началом работы и контроль со стороны местных исполнительных органов. Ценовая политика компаний такси не регулируется государством, так как эти услуги осуществляются в конкурентной среде. Исключение составляет только антиконкурентное повышение тарифов, как это произошло в Нур-Султане. За одновременное повышение цен на посадку на 10% десять компаний, входящих Единую службу такси, были оштрафованы на общую сумму 24 млн тенге.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png