Нефть в обмен на технологии

Опубликовано (обновлено )
Старший корреспондент отдела Business News
Природные ресурсы ввиду их естественной ограниченности становятся предметом пристального внимания развитых индустриальных стран. Поэтому вполне логично, что первой страной, которую посетил с визитом новый корейский премьер, стал Казахстан.

Природные ресурсы ввиду их естественной ограниченности становятся предметом пристального внимания развитых индустриальных стран. Поэтому вполне логично, что первой страной, которую посетил с визитом новый корейский премьер, стал Казахстан.

Самой важной темой визита премьер-министра Кореи Хан Сын Су в Казахстан стала возможность участия корейских компаний в разработке казахстанских энергоресурсов. Хан Сын Су отметил, что Корея импортирует 97% энергоресурсов из-за рубежа и очень нуждается в сотрудничестве с Казахстаном, богатом природными ресурсами. «В связи с этим мы просим вашего понимания, чтобы Корея смогла на благоприятных условиях участвовать в разработке энергоресурсов Казахстана», — сказал глава правительства Кореи, обращаясь к премьер-министру Казахстана.

При этом корейский премьер обратил внимание чиновников и бизнесменов на наличие у Кореи необходимых Казахстану технологий и опыта. «Корея готова поделиться своим опытом и способствовать развитию экономики Казахстана, увеличению инвестиций, передаче технологий, содействию подготовки кадров и совместному освоению зарубежных рынков», — продолжил он. Хан Сын Су напомнил о том, что Казахстан является самым важным экономическим партнером Кореи в Центральной Азии, однако предложил поднять сотрудничество на уровень выше, в частности, в таких областях, как строительство и коммуникации.

Глава правительства Казахстана Карим Масимов подчеркнул, что «именно сейчас идеальный период для вхождения компаний и банков Кореи в Казахстан». В связи с этим премьер-министр предложил бизнесменам обеих стран использовать создавшиеся сезонные возможности и в качестве подтверждения привел пример вхождения корейских банков на казахстанский рынок. Казахстанский премьер выразил надежду на то, что визит Хан Сын Су станет импульсом для более ускоренного взаимного экономического сотрудничества. Для этого казахстанское правительство активно работает в направлении улучшения бизнес-климата, в частности, предпринимая меры по снижению административных барьеров и упрощению таможенных процедур. «В экономической сфере отношения стран развиваются достаточно динамично, но в то же время сейчас нам необходим новый импульс, который может дать следующий шаг для дальнейшего развития», — подытожил премьер-министр Казахстана.

В ходе визита корейского премьера был заключен ряд межгосударственных соглашений. В частности, Министерство индустрии и торговли Казахстана и Министерство земли, транспорта и морских дел Кореи подписали протокол о сотрудничестве в области строительства. Также Мининдустрии Казахстана и Министерство знаний и экономики Кореи подписали меморандум о сотрудничестве в области текстильной промышленности. Кроме того, между АО «Самрук-Энерго» и корейской электроэнергетической корпорацией, а также корпорацией «Самсунг» был также заключен меморандум о взаимопонимании. В дополнение к перечисленному между корейской гидро- и ядерной энергетической компанией и АО «НАК «Казатомпром» был подписан долгосрочный контракт на поставку урановых концентратов.

Между тем председатель комитета по инвестициям Министерства индустрии и торговли Тимур Нурашев отметил, что сейчас в Казахстане создана вся необходимая правовая база для осуществления инвестиционной деятельности. Принятый в 2003 году закон «Об инвестициях» был признан международными экспертами одним из лучших среди стран с переходной экономикой. Он напомнил, что в республике созданы условия для свободного движения капитала и репатриации прибыли. С 1996 года между двумя странами действует соглашение о взаимной защите и поощрении инвестиций. Тимур Мурашев подчеркнул, что меры по поддержке инвестиций в равной мере относятся и к иностранным, и к внутренним инвестициям. При этом упор делается на привлечении инвестиций в обрабатывающий сектор. Таким иностранным инвесторам предоставляются преференции по уплате корпоративного подоходного налога на срок до 10 лет, освобождение от налога на имущество на срок до 5 лет и освобождение от налога на землю на срок до 5 лет. При этом сроки действия преференций зависят от размера инвестиций, но минимальная льгота по уплате налогов составляет 3 года. Кроме того, инвестор освобождается от уплаты таможенных пошлин при ввозе оборудования. Государство также готово безвозмездно передать земельные участки или иное имущество инвесторам.

Рассказывая «Къ» о том, как Корея привлекала в послевоенные годы иностранных инвесторов, вице-президент KOLON Group Сан Хо Шин выделил создание налоговых преференций и отсутствие бюрократических барьеров, что максимально облегчило вхождение на корейский рынок. При этом он выразил уверенность в том, что Казахстан имеет лучшую инвестиционную систему среди стран СНГ. Отметив, что иностранные инвесторы в основном вкладывают средства в сырьевые проекты, он подчеркнул необходимость отталкиваться в каждом случае от естественных условий. Несмотря на отсутствие в Корее полезных ископаемых, массы иностранных инвесторов продолжают прибывать туда. Важнейшей причиной этого Сан Хо Шин считает готовность корейских рабочих к усердному труду. «Начиная с 1950-х до 1970-х, мы пригласили много хай-тек-компаний, производящих электронику, которым требовалось много работников. Также это производство товаров под существующими брендами по лицензии. Например, производство автомобилей General Motors с последовавшим за этим выкупом предприятий корейской стороной», — добавил он. Однако Корее пришлось выделить определенные ключевые отрасли для развития, поскольку, полагает вице-президент компании, у страны есть сферы, в которых она заведомо не сильна. По мнению корейского бизнесмена, при разработке нефтяных и газовых месторождений за рубежом местные компании обычно группируются в определенные инвестиционные консорциумы, ведомые государством. Каждая компания инвестирует лишь часть суммы, разделяя риск с другими бизнесменами. Кроме того, данные проекты поддерживаются корейскими банками. Вместе с тем корейское правительство не предоставляет гарантий по подобным проектам.

В настоящее время корейский бизнес представлен в Казахстане, прежде всего, в строительной индустрии. Другими основными сферами для корейских инвестиций, пояснил «Къ» коммерческий представитель посольства Кореи в Казахстане Ким Бен Квон, являются энергетика, финансы, производство электроники и торговля. При этом наибольший рост объема инвестиций отмечается в строительной индустрии Алматы и Астаны. Представитель посольства прогнозирует, что в будущем гораздо больше корейских компаний придет в нефтегазовую отрасль. Одной из важнейших проблем, существующих сейчас на местном рынке, Ким Бен Квон назвал кредитный кризис. В это время имеющие достаточные резервы корейские компании имеют возможность войти в казахстанские проекты до начала активного роста. «Возможно, к середине или концу следующего года эти сложности будут устранены. Через полтора года казахстанская экономика улучшится и корейские инвесторы сейчас готовятся к грядущим изменениям в республике», — добавил он.

Напомним, в Казахстане действует свыше 300 СП с участием корейского капитала, сосредоточенные в основном в сфере строительства, финансов, электроники и торговли. Торговый оборот между странами составил в 2007 году $843,3 млн (экспорт — $217,4 млн, импорт — $625,9 млн). В прошлом году объем корейских инвестиций увеличился до $780,7 млн. При этом общий объем инвестиций за период с 1993 по 2007 год включительно составил $2,5 млрд, что позволило Корее занять шестое место среди крупнейших стран-инвесторов в Казахстан. В свою очередь, казахстанские инвесторы вложили в экономику Кореи неизмеримо меньшую сумму в $66,7 млн.

Читайте также