Космические планы

Опубликовано (обновлено )
В Казахстане начала работу инициативная группа по созданию Национальной аэрокосмической ассоциации (НААС). После ее регистрации группа займется привлечением в ее ряды всех заинтересованных в этом проекте и поиском новых партнеров. В планах специалистов не только дальнейшее развитие инфраструктуры в аэрокосмической отрасли, но и развитие казахстанского космического туризма. Кроме того, по мнению инициаторов, этот сектор не должен являться предметом исследования только соответствующих органов, а необходимо и публичное обсуждение.

В Казахстане планируется создание Аэрокосмической ассоциации

В Казахстане начала работу инициативная группа по созданию Национальной аэрокосмической ассоциации (НААС). После ее регистрации группа займется привлечением в ее ряды всех заинтересованных в этом проекте и поиском новых партнеров. В планах специалистов не только дальнейшее развитие инфраструктуры в аэрокосмической отрасли, но и развитие казахстанского космического туризма. Кроме того, по мнению инициаторов, этот сектор не должен являться предметом исследования только соответствующих органов, а необходимо и публичное обсуждение.

По сведениям, предоставленным «Къ» инициативной группой, в неофициальном порядке свою заинтересованность по вступлению в НААС высказали многие в том числе и зарубежные компании. По словам генерального директора республиканского государственного предприятия «Казаэронавигаиця» Сергея Кульназарова, организовать Национальную аэрокосмическую ассоциацию стоит по нескольким причинам. Первая — это внимательное изучение зарубежного опыта. Современная мировая практика предполагает существование и сотрудничество как минимум трех подразделений аэрокосмической отрасли: госорганов, хозяйствующих субьектов и общественных объединений. В США это NASA, компании типа Lockheed Martin, Boeng, Orbital Sciences, Ассоциация аэрокосмической промышленности Северной Америки. В России это Роскосмос или Федерельное агентство воздушного транспорта, Центр имени Хруничева, ракетно-космическая корпорация «Энергия», а также еще несколько объединенных ассоциаций. «Мы не настолько сегодня развиты, чтобы иметь несколько объединений, кроме того, создание единой общественной организации позволит преодолеть барьер между авиацией и космонавтикой, существовавший в бывшем СССР», — поясняет Сергей Кульназаров. Второй причиной является необходимость в цивилизованном, публичном обсуждении проблем развития отрасли, тем более что они имеют большое общественное значение. В пример при этом были приведены такие проблемы, как загрязнение территории Казахстана компонентами ракетного топлива, выработка политики в случае ухода России с космодрома Байконур, выбор приоритетов при создании национальной аэрокосмической отрасли. По мнению специалистов, это не должно остаться уделом посвященных.

Стоит отметить проект членов инициативной группы по созданию Национальной аэрокосмической ассоциации Нурлана Аселкана и Рэмира Нигматулина, учредивших специализированную компанию Space Energy. Сегодня эта компания приступила к предварительной работе по возможной организации отдельной казахстанской космической экспедиции и зарождению в республике космического туризма. В разговоре с «Къ» Сергей Кульназаров отметил, что сегодня, после повышения цен, стоимость полета туриста возросла до $30 млн с тенденцией дальнейшего роста. «Космический туризм пользуется спросом, кто бы что ни говорил, — пояснил он, — Сегодня к полету готовится очередной турист Ричард Гэрриот. Нам для одиночного туриста понадобится вышеназванная сумма. Что касается своей экспедиции на «Союзе», то здесь другой порядок цифр. Стоимость изготовления самого корабля, ракеты-носителя, других услуг Роскосмоса и Space Adventures — более $100 млн. Другое дело, что у нас уже есть профессиональные космонавты Мухтар Аймаханов и Айдын Аимбетов, так что на подготовке мы можем сэкономить. Плюс, конечно, у нас есть и другие аргументы в переговорах с партнерами, учитывая, что все мы работаем на Байконуре и заинтересованы в сотрудничестве». Им была отмечена еще одна проблема — насколько готов завод экспериментального машиностроения в подмосковном Калининграде к выпуску дополнительных партий кораблей «Союз». Специалист пояснил, что, по заверениям руководителей предприятия, они готовы к повышенной нагрузке. По вопросу финансирования проекта Сергей Кульназаров видит выход в частно-государственном партнерстве. «Без господдержки реализовать такой проект непросто, вероятно невозможно, а частный бизнес тоже ведь не должен остаться в стороне от патриотического общенационального начинания. По крайней мере, так было и в Малайзии, и в Корее, и в других странах. Чем мы хуже?», — заявляет он.

Космическим туризмом планы НААС не ограничиваются. Генеральный директор «Казаэронавигации» рассказал «Къ», что в космонавтике ключевым фактором дееспособного участия Казахстана является наличие носителя, позволяющего Байконуру сохраниться и развиваться в дальнейшем. Учитывая, что эксплуатация ракет с токсичным топливом будет ограничена, на повестке дня стоит задача перехода на новые поколения носителей. Таким носителем может стать, например «Зенит-3», недавно успешно выведший израильский спутник на орбиту. Казахстан может принять участие в модернизации ракеты, строительстве для нее второй стартовой установки. Есть предложение сотрудничать в создании для «Зенита» нового разгонного блока и второй ступени. Не потерял актуальности и изрядно затянувшийся проект носителя «Байтерек». «Не следует понимать, что мы на пустом месте с нуля будем создавать ракетно-космическую технику. Такого рода проекты можно осуществлять в теснейшем сотрудничестве с российскими, украинскими, западными компаниями. В авиации в поле зрения будет продолжающийся переход на стандарты работы ИКАО, обеспечению для этого всей необходимой законодательной и нормативной основе. А проблемы малых аэропортов? Необходимо приложить все усилия, чтобы не потерять с таким трудом созданную инфраструктуру. Авиакомпании приобретают новые воздушные суда, поставляется новое аэронавигационное оборудование. Необходимо, чтобы все вопросы координации, совместимости были отработаны. Иначе все же могут возникнуть проблемы с авиационной безопасностью. Словом, работ и направлений у создающейся ассоциации будет много», — считает Сергей Кульназаров.

Читайте также