Инновационные гранты важнее

Опубликовано
Союз мусульман Казахстана направил обращение к руководству страны с призывом внедрить в республике бесплатное высшее образование. Некоторые эксперты называют настоящий момент удачным для такого шага в силу демографических и социальных факторов, однако экономическое обоснование идеи еще предстоит провести. Кроме того, есть мнение, что введение тотального бесплатного высшего образования неэффективно и необоснованно.

Союз мусульман Казахстана направил обращение к руководству страны с призывом внедрить в республике бесплатное высшее образование. Некоторые эксперты называют настоящий момент удачным для такого шага в силу демографических и социальных факторов, однако экономическое обоснование идеи еще предстоит провести. Кроме того, есть мнение, что введение тотального бесплатного высшего образования неэффективно и необоснованно.

Руководитель Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков отмечает: «Нынешняя система образования в Казахстане является неэффективной и дискриминационной. Она сформировала неравные условия для различных социальных слоев и стала причиной беспрецедентной коррупции. Бездумное копирование европейской системы образования не только не позволило добиться заметных успехов, но и отбросило систему казахстанского образования назад».

Благоприятными предпосылками для реализации идеи бесплатного образования в Казахстане, по словам Мурата Телибекова, является наличие запасов минерального сырья и чрезвычайно низкий демографический потенциал. Согласно статистическим данным, из 16 млн населения только 15% казахстанцев находятся в возрастной группе, вовлеченной в образовательный процесс. На практике реальное число желающих получить высшее образование значительно ниже.

Момент, выбранный группой ученых и общественных деятелей для внедрения идеи бесплатного образования, может показаться неудачным, ведь в условиях кризиса ликвидности и сокращения бюджета в разрезе социальных программ становится непонятным — за счет каких источников будет финансироваться бесплатное образование?

Однако Мурат Телибеков приводит другой резон: «В условиях экономической неопределенности особенно важно снять общественное напряжение. Необходимо дать молодежи стимул и надежду на будущее, чтобы энергия напряженности в обществе не вылилась в акты агрессии и роста уровня преступности в стране».

Ректор Центрально-Азиатского университета, доктор политических наук Макаш Татимов, говорит о еще одном благоприятном факторе внедрения бесплатного образования в данный момент, и этот фактор — демографический. Дело в том, что число абитуриентов будет неуклонно сокращаться в ближайшие годы, и это связано с тем, что поколение нынешних абитуриентов было рождено в годы становления государства (начиная с 1991 года), в те годы был отмечен очень низкий уровень рождаемости. «Мы должны поймать сейчас эту волну, пока абитуриентов будет меньше, чем обычно, и осилить систему бесплатного образования в Казахстане», — говорит Макаш Татимов. К 2017 году он прогнозирует снижение количества абитуриентов в два раза.

В ходе дискуссии было отмечено, что во многих развитых мусульманских странах национальные университеты, как правило, бесплатные. Плату за обучение взимают лишь представительства иностранных университетов либо негосударственные коммерческие университеты. Причем инициаторами бесплатного образования зачастую выступают представители духовенства. Примером может служить исламский университет «Аль-Азхар» в Египте и сеть католических университетов в Европе и США.

По общему мнению спикеров, можно рассмотреть возвращение к некоторым элементам советской модели образования, которая славилась ранее во всем мире и была бесплатной. Как известно, тогда применялись устные экзамены, делающие упор на умении студента мыслить, а не заучивать предмет наизусть.

Президент Ассоциации вузов РК Рахман Алшанов поделился с «Къ» своим мнением об идее бесплатного высшего образования в Казахстане. Он отмечает, что на самом деле бесплатное образование в Казахстане существует, для граждан государство ежегодно выделяет около 130 тыс. грантов на бесплатное высшее образование, одновременно реализуется программа «Болашак» — 3 тыс. граждан РК могут выбрать любой институт в мире, в том числе Оксфорд, Гарвард, Масачусетсткий технологический университет. В целом государство тратит около $1 млрд в год на бесплатное образование.

«Что касается тотального бесплатного обучения, то стоит вопрос — сколько именно граждан обучать? Если объявить, что образование будет бесплатным, то половина населения страны пойдет учиться. Возможности бюджета, особенно сейчас, в условиях кризиса имеют определенный предел. Хотя, например, в Германии государство практически полностью поддерживает высшее образование из федеральных бюджетов, но оно определяет конкретные рамки — сколько студентов будут обучаться», — говорит Рахман Алшанов.

Он объясняет закономерность перехода многих систем высшего образования в мире на платную основу, отмечая, что платное обучение стало практиковаться только в последние годы, так как высшее образование выходит на уровень коммерциализации.

Если раньше образование в мире было элитным, доступно лишь для избранных людей, которые продвигали наше общество и науку, то сейчас оно становится массовым — в 14 тыс. университетов обучается свыше 100 млн человек, идет образовательный бум, и образование из центра культуры и науки превращается в более утилитарный объект, когда целью становится быстро получить квалификацию для работы на производстве. Поэтому сейчас растет доля платного обучения — в том числе в Европе на уровне до 30%, в Японии — до 50%. В Казахстане на бесплатной основе обучаются 17% студентов, то есть 73% платят за свое обучение сами.«Если же рассматривать потребности в профессиональных кадрах, — говорит Рахман Алшанов, — то сейчас не хватает именно специалистов с начально-профессиональным образованием, средне-техническим — слесарей, сантехников, токарей, сварщиков — специалистов не высшего образования — и именно эти сферы нужно поддерживать государству. Ведь на самом деле имеет место переизбыток специалистов с высшим гуманитарным образованием».

Он также считает, что в условиях безработицы, которая у нас имеет место, высшее образование выполняет роль так называемого социального образования, это происходит во многих странах мира, чтобы молодые люди были заняты.

«Но ведь проблема в том, что сегодня нужно создавать учебные заведения, выпускающие таких специалистов, которые сами будут создавать рабочие места. Металлургический комплекс, сырьевой комплекс уже определились, там нет такого огромного спроса на выпускников. А новых сфер нет, их нужно создавать. Например, в Европе реформа образования нацелена на то, чтобы студенты думали о том рабочем месте, которого не существует, создавали бы уникальные рабочие места, были бы работодателями», — отмечает Рахман Алшанов.

Например, выпускники американских вузов ежегодно создают 50-70 тыс. рабочих мест. Многие компьютерные технологии и другие виды бизнеса там созданы студентами, которые с первого курса ориентированы на модель своего будущего бизнеса. В Китае сейчас строятся десять инновационных университетов, в Америке функционирует около 100 инновационных университетов с огромными бюджетами.

«И в этой связи я думаю, что государство сейчас должно увеличить финансирование именно инновационных университетов, а не выделять гранты на бесплатное обучение для всей системы высшего образования», — говорит Рахман Алшанов.

Он считает, что высшее образование нуждается сейчас не столько в реформе, сколько в расширении доступа к современному образованию. Например, чтобы студент и преподаватель могли иметь круглосуточный доступ к библиотекам Гарварда, Оксфорда через электронные сети, чтобы можно было прослушивать лекции выдающихся профессоров, не выезжая из страны, и т.д. И на это также было бы целесообразней направить финансирование. Он советует наращивать не количество специалистов с высшим образованием, так как общество не чувствует в них недостатка, а сделать университеты суперсовременными.

«Конечно, при существующей системе грантов многие талантливые ребята остаются за бортом, некоторые специальности не покрываются грантами. Возможно, оптимальным будет довести уровень бесплатного образования до 30% от общего числа студентов», — считает Рахман Алшанов.

Наиболее важным является вопрос финансирования бесплатного высшего образования. Рахман Алшанов объясняет, что в развитых странах есть три основных источника финансирования высшего образования: государство, компании и непосредственно обучение за свой счет.

«Я бы хотел особенно отметить такой источник, как компании. Они играют огромную роль в образовании за рубежом, выделяя на обучение практически равную долю грантов с государством. Мы провели исследование — в Казахстане всего 300 компаний из более 200 тыс. выделяют около 8 тыс. грантов на обучение. Эту цифру надо довести хотя бы до 80 тыс. К тому же при таких условиях работодатель сможет придти в университет и поинтересоваться — как идет обучение и сказать, какой сегмент обучения устарел, построить необходимую новую научную лабораторию на базе университетов — это выгоднее. Связь между обучением и требованиями работодателя всегда должна быть», — выделяет приоритетный источник финансирования Рахман Алшанов.

Система западного профобразования, которая имеется при компаниях, доводит до кондиции выпускников вузов. В Америке, к примеру, есть 12-20 фундаментальных направлений в университетах и тысячи специализаций в университетах компаний, где специалисту присваивают определенные квалификации, а предмет обучения часто является коммерческой тайной компании. И такое образование чаще всего финансируется самими компаниями. Часто фирмы создают также свои кафедры при университетах, где они полностью или частично финансируют обучение.

В Казахстане уже есть подобные примеры — Нацбанк открыл магистратуру при Академии им. Рыскулова, Казатомпром создал свой ядерный университет, финансирование обучения ведут Казмунайгаз, КазахстанТемирЖолы и др.

«Поэтому приоритетной схемой финансирования бесплатного образования будет являться деление его на три сегмента: гранты социально незащищенным слоям населения — абитуриентам из сельской местности, сиротам, оралманам и т.д.; затем гранты по госзаказу, и третий необходимый сегмент — бесплатное обучение по инновационным направлениям, в инновационных отраслях, которое будет вестись при участии и поддержке отечественных компаний», — выражает свое мнение Рахман Алшанов.

Это западная модель высшего образования, нашу модель Рахман Алшанов определяет как переходную: «Мы ввели бакалавриат, магистратуру, PHD в соответствии с Болонским процессом, но звено связи с компаниями у нас не развито, практически отсутствуют инновационно-исследовательские университеты».

В качестве примера он приводит сотовый телефон, который стоит около $500, что в тысячи раз превышает себестоимость материалов, из которых он произведен. Причем все необходимые элементы для его производства есть в Казахстане. «Наиболее рентабельны сейчас ноу-хау, высокие технологии — это приносит наибольшую отдачу, и в эти отрасли выгодней направить инвестиции на бесплатное высшее образование», — считает он.

Читайте также