Цена ограниченного ресурса

Опубликовано (обновлено )
Согласно отчету ПРООН в Казахстане, республика занимает последнее место среди стран СНГ по водообеспеченности. На сегодня более трети населения Казахстана не имеет постоянного доступа к качественной питьевой воде. По расчетам, уже через 37 лет удовлетворить спрос на воду может оказаться невозможным.

Дефицит воды может перекроить всю экономику

Согласно отчету ПРООН в Казахстане, республика занимает последнее место среди стран СНГ по водообеспеченности. На сегодня более трети населения Казахстана не имеет постоянного доступа к качественной питьевой воде. По расчетам, уже через 37 лет удовлетворить спрос на воду может оказаться невозможным.

Нехватка воды до последнего времени считалась бедой отсталых стран. Однако чем больше на земле людей, чем быстрее развивается мировая экономика, тем сильнее становится нагрузка на водные ресурсы. Настало время признать, что «мировая жажда» может всерьез повлиять не только на климат в отдельных точках планеты, но и на геополитические перспективы государств.

«В ближайшие десятилетия экономики будут расти во всех частях мира. Вкупе с увеличением численности населения это означает, что спрос на еду, энергию и другие товары и услуги будет усиливаться. И стремительным станет повышение спроса на воду», — так объясняет причины грядущих проблем профессор Стокгольмского международного института водных ресурсов Ян Лунгвист в докладе, представленном им в конце 2007 года в управление по охране окружающей среды Швеции.

История развитых стран за последние десятилетия свидетельствует, что рост ВВП приводит к увеличению спроса на продовольствие, а это влечет за собой больший расход воды. «Производство продуктов питания остается самым водоемким сектором экономической деятельности», — замечает профессор.

По данным Всемирной организации здравоохранения, 70% потребляемой на планете воды приходится на сельское хозяйство, а в некоторых развивающихся странах эта доля достигает 90%.

Специалисты ООН в своем ежегодном обзоре о состоянии водных ресурсов предупреждают: «Без реформы водопользования дефицит воды получит еще более широкое распространение, вследствие чего цены на этот ресурс будут стремительно расти». По их оценкам, мировое потребление воды за последние 100 лет увеличилось в 6 раз и еще удвоится к 2050 году.

Объемы чистой пресной воды могут к данному сроку сократиться из-за загрязнения окружающей среды и вырубки лесов. Таким образом, не исключено, что в недалеком будущем доступных запасов воды окажется недостаточно для удовлетворения потребностей человечества.

Если предположить, что нормы расхода воды не изменятся, и учесть ожидаемый рост ВВП к 2045 году, то, по прогнозам ООН, выйдет, что производство пищи к этому времени потребует 11,6 тыс. куб. км воды в год вместо сегодняшних 7,1. Это означает, что уже через 37 лет удовлетворить спрос на воду окажется невозможным.

По мнению директора Института водных проблем РАН Виктора Данилова-Данильяна, недостаток воды на земле выльется в повышение стоимости продукции всех водоемких отраслей: машиностроения, электроэнергетики, химической, целлюлозно-бумажной и пищевой промышленности. Однако, как отмечает эксперт, это будет не резкий ценовой перелом, а «размытая» во времени перестройка структуры мировых цен на все виды продукции. Таким образом, ожидается масштабное приспособление рынков и производителей к таким изменениям.

Ученые уже разработали инструмент для решения проблемы дефицита воды в глобальном масштабе. Термин «виртуальная вода» был придуман профессором лондонского королевского колледжа Тони Аланом в 1993 году. Он означает количество воды, необходимое для производства того или иного продукта или предоставления услуги. Так, Ян Лунгвист полагает, что в мире будет развиваться экспорт водоемкой продукции: вода станет продаваться за рубеж не сама по себе, а заключенная в форму продуктов, электроэнергии и бумаги.

Сейчас основными параметрами экспорта считаются энерго- и трудоемкость товаров и услуг — они влияют на то, как государства и бизнес планируют развитие целых отраслей. Но в будущем новой точкой отсчета в определении оптимальной экономики может стать вода.

Уже существуют модели, по которым рассчитывается водный баланс страны, учитывающий все, что она производит, и все, в чем она нуждается.

Исходя из этого правительства смогут выяснить, экспорт каких товаров нужно стимулировать, а каких ограничивать. Составленная исследователями карта торговых потоков виртуальной воды сильно отличается от привычного ныне разделения на доноров и реципиентов капитала или экспортеров и импортеров товаров. Да и не всегда наличие воды физической тождественно достатку воды виртуальной. Наиболее зависимыми от виртуальной воды будут Аравийский полуостров, Швеция, Финляндия, Япония и Великобритания.

По данным исследователей, Казахстан наименее зависим от виртуальной воды, что говорит о его конкурентном преимуществе на этом рынке.

Однако, как указано в отчете Представительства ООН в Казахстане (ПРООН) по интегрированному управлению водными ресурсами (ИУВР) за 2007 год, по водообеспеченности Казахстан занимает последнее место среди стран СНГ. Удельная водообеспеченность его территории равна 37 тыс. куб. м на 1 кв. км, или 6,0 тыс. куб. м на одного человека в год, в то время как в России эти показатели равны — 303,5 тыс. куб. м. на 1 км и 33 тыс. куб. м на одного человека в год.

В республике запасы водных ресурсов составляют в среднем около 539 куб. км в год, в том числе 190 куб. км сосредоточены в озерах, водные ресурсы рек и водохранищ достигают соответственно 100,5 и 95,5 куб. км, вековые запасы ледников — 95 куб.км, подземные воды — 58 куб. км.

Сопоставление водных ресурсов с потребностью экономики показывает наличие дефицита воды как в целом по республике, так и в отдельных регионах. Суммарный объем располагаемых водных ресурсов, возможных для использования в экономике, в среднем в год не превышает 43 куб. км, поскольку значительные объемы воды (57,5 куб.км) затрачиваются на экологические, рыбохозяйственные, транспортные и энергетические нужды, составляют фильтрационные и другие виды потерь. В маловодные годы возможные к использованию воды сокращаются до 25 куб. км соответственно.

При этом годовое водопотребление отраслей экономики на сегодняшний день колеблется от 20 до 29 куб. км, что уже говорит о дефиците 4 куб. км воды в маловодные годы. В то же время численность населения продолжает расти, индустриализация продолжается, и потребность в воде возрастает с каждым годом.

По данным ПРООН, в республике запасы подземных вод, являющихся пригодными для питья, составляют лишь 16,04 куб. км, то есть 3% от общих запасов воды. Необходимо отметить, что почти 40% населения Казахстана в настоящее время не имеют постоянного доступа к качественной питьевой воде. В качестве питьевой этой частью населения используется привозная вода, вода из дворовых и общественных колодцев, а также из поверхностных источников (озер, рек и водохранищ).

Практически все поверхностные источники водоснабжения в последние годы подверглись существенному загрязнению различными веществами антропогенного происхождения, таким образом, качество воды во многих из них не соответствует нормативным требованиям.

Для повышения качества воды сельские населенные пункты с локальными системами водоснабжения вынуждены использовать различные типы водоочистных установок, систем опреснения и так далее, которые существенно влияют на стоимость воды.

По данным мониторинга ПРООН, основной причиной низкого качества получаемой потребителем воды является также то, что значительная часть водопроводной сети из-за длительной эксплуатации и отсутствия своевременных промывок подвержена коррозии и обрастанию внутренних поверхностей трубопроводов.

В исследовании отмечено, что вследствие плохого качества воды 42% домохозяйств в Казахстане для питья и приготовления пищи покупают бутылочную воду. Причем прослеживается взаимосвязь: чем отрицательнее качество питьевой воды, тем больше бутилированной воды употребляется в качестве питьевой. В частности, в Атырау (68% опрошенных респондентов), в Западно-Казахстанской области (57%), Караганде (64%) и Кызылорде (75%) указали, что качество воды и санитарные условия являются основной причиной для покупки бутылочной воды.

В большинстве случаев (в 56%) покупаются 1,5 литровые бутылки с водой. В среднем домохозяйства покупают в неделю одну бутылку на человека. Стоимость бутылки разнится от 50 до 75 тенге, средняя стоимость составляет 65 тенге за бутылку. Таким образом, за год бутылочная вода обходится приблизительно в 3000 тенге на человека.

Между тем опрошенные «Къ» производители воды утверждают, что в настоящее время дефицит воды в республике не сказывается ни на объемах, ни на стоимости продукции, и увеличение цен ввиду дефицита не ожидается.

Курсив-справка
По информации ЮНЕСКО, содержание виртуальной воды:
в листе бумаги А4 (плотность 80г/кв. м) составляет 10 л;
в картофелине (100 г) – 25 л;
в куске хлеба (30 г) – 40 л;
в бокале пива (250 мл) – 75 л;
в чашке кофе (125 мл) – 140 л;
в стакане апельсинового сока (200 мл) – 170 л;
в стакане молока (200 мл) – 200 л;
в гамбургере (150 г) – 2400 л;
в футболке из хлопка (размер М, 500г) – 4100 л;
в паре ботинок из коровьей кожи – 8000 л.

Читайте также