nedvijimost-v-krizis.png

2346 просмотров

Керосиновые споры

На фоне произошедшего скачка цен на авиатопливо российский Минтранс намерен ужесточить конкуренцию в области заправки самолетов. С целью снижения цен министерство предлагает ввести норматив, запрещающий аэропортам осуществлять заправочную деятельность и таким образом открыть доступ к данному рынку конкурирующим между собой операторам. Казахстанская сторона снижение цен поддерживает, но применять подобные меры в своей стране считает неприемлемым.

Керосиновые споры

Керосиновые споры
Керосиновые споры На фоне произошедшего скачка цен на авиатопливо российский Минтранс намерен ужесточить конкуренцию в области заправки самолетов. С целью снижения цен министерство предлагает ввести норматив, запрещающий аэропортам осуществлять заправочную деятельность и таким образом открыть доступ к данному рынку конкурирующим между собой операторам. Казахстанская сторона снижение цен поддерживает, но применять подобные меры в своей стране считает неприемлемым.

По предложению российского Минтранса, аэропорт будет только строить емкости для хранения топлива, а их наполнением займутся нефтяные компании. В свою очередь, аэропорт, как владелец инфраструктуры, будет получать комиссию за использование оператором топливозаправочных комплексов. Теоретически видение российских властей поможет избежать монополии в сфере заправки самолетов, а значит, снизить цены на авиатопливо.

Между тем представители аэропортов не до конца поддерживают идею министра транспорта Игоря Левитина, хотя и согласны с тем, что проблему роста цен на авиакеросин решать необходимо. В определенных кругах появилось мнение, что Минтранс таким образом пытается сократить аэропортам маржу прибыли от использования топливозаправочных комплексов. Кроме того, предполагается, что снизить цены на авиатопливо поможет конкуренция на всех этапах керосиновой цепочки.

Казахстан не нуждается в подобных мерах, уверены эксперты. По словам начальника управления аэропортов и авиакомпаний комитета гражданской авиации Галея Сыртланова, удобнее, когда сами аэропорты хранят и заправляют топливом самолеты. «Для аэропортов важна возможность отслеживать и рассчитывать резерв топлива», - сказал «Къ» Галей Сыртланов. Кроме того, если топливозаправочные комплексы (ТЗК) будут переданы в частные руки, вряд ли это поможет снизить цены на керосин. Ведь отечественным аэропортам запрещено «накручивать цену на топливо, они берут плату только за услугу заправки».

В то же время стало известно, что в карагандинском аэропорту заправкой самолетов занимаются несколько частных операторов. Но цены на керосин там «не дешевле, просто они сдерживают друг друга».

Противоположную точку зрения высказал «Къ» начальник топливного комплекса АО «Международный аэропорт Астана» Юрий Дзюба. Он считает, что конкуренция в сфере заправки самолетов топливом все же нужна, но для этого необходимы немалые вложения в строительство альтернативных ТЗК. «Если один и тот же склад отдать в руки двух разных хозяев, то это не обеспечит конкуренцию», - считает Юрий Дзюба. По его мнению, наиболее оптимальным вариантом стала бы передача ТЗК в собственность трех учредителей. В частности «государству, потому что аэропорт - это стратегический объект, нефтедобывающим компаниям, так как они могут напрямую реализовывать свою продукцию, и третьему участнику - физическому лицу», - говорит Юрий Дзюба. Предполагается, что такой расклад позволит повысить провести реконструкцию ТЗК, повысить качество услуг и снизить стоимость топлива.

Существует еще один вариант снижения стоимости топлива - это отдать их в собственность нефтяных компаний по примеру России. Но в этом случае, по мнению экспертов, компании не будут заинтересованы в модернизации оборудования ТЗК, а риск завышения цен на авиакеросин увеличится.

Напомним, максимальный рост цен на авиатопливо произошел в ноябре-декабре прошлого года. В связи с дефицитом стоимость керосина увеличилась на 15-20%. Причем основной причиной дефицита топлива стало решение российских властей ограничить экспорт авиатоплива из-за увеличения внутреннего спроса.

Таким образом, Казахстан, импортировавший из соседней страны 60% керосина, ощутил острую нехватку авиатоплива. Тогда, «для оперативного обеспечения топливом, Минэнерго выделило из госрезерва 10 тыс тонн авиакеросина аэропортам Алматы, Астаны, Актобе и Атырау», - говорит Галей Сыртланов. Данные меры позволили стабилизировать цены на авиатопливо.

Кроме того, между казахстанскими производителями керосина и его потребителями был подписан меморандум, согласно которому нефтеперерабатывающие заводы должны поставлять всю продукцию только в отечественные аэропорты, исключив экспорт керосина за рубеж.

Несмотря на все вышеперечисленные меры, по мнению Галея Сыртланова, цены на керосин в долгосрочной перспективе нужно еще немного снизить. Для осуществления этих целей на рассмотрение правительства было внесено предложение о строительстве нефтеперерабатывающего завода.

«У Казахстана очень большой транзитный потенциал. И если в Казахстане авиатопливо будет дешевле, чем в других странах, тогда пролетающим самолетам станет выгодно останавливаться на заправку именно у нас», - поясняет он.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG

banner_wsj.gif


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_opros.gif

kursiv_opros.gif