Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1673 просмотра

Экономия и диверсификация…

Основная часть Послания президента была посвящена социальной сфере и экономике Казахстана. Глава государства сделал акцент на необходимости снижения налогов для несырьевых секторов экономики с одновременным увеличением налогов с добывающих отраслей. Будут продолжены административная реформа, кампания по энергосбережению и усилению государства на энергетическом рынке.

Экономия и диверсификация…

Экономия и диверсификация…
…Именно так можно охарактеризовать основные постулаты ежегодного обращения президента к нации

Экономия и диверсификация…Основная часть Послания президента была посвящена социальной сфере и экономике Казахстана. В рамках фискальной политики глава государства сделал акцент на необходимости снижения налогов для несырьевых секторов экономики с одновременным увеличением налогов с добывающих отраслей. Будут продолжены административная реформа, кампания по энергосбережению и усилению позиций государства на энергетическом рынке.

Президент Нурсултан Назарбаев сообщил, что в условиях ухудшения мировой конъюнктуры необходимо активизировать внутренние инвестиционные ресурсы растущей ролью госхолдингов, институтов развития и СПК. «Главный вектор нефтегазовой отрасли - укрепление позиций государства в качестве влиятельного и ответственного участника международных нефтяных и энергетических рынков. Для этого мы последовательно усиливаем государственное влияние на стратегически важную энергетическую сферу», - добавил он. Президент напомнил о недавнем увеличении казахстанской доли в освоении месторождений Кашаган, Кумколь и возврате половины угольного разреза «Богатырь». Данные действия, по мнению Н. Назарбаева, являются крайне важными для обеспечения выхода на международный рынок с продукцией с высокой долей добавленной стоимости. «Это дает возможность нам обратить внимание на переработку. Работы в этом направлении мы будем продолжать. Холдингу «Самрук», региональным СПК принять конкретные меры по эффективному развитию и повышению конкурентоспособности горнометаллургической отрасли. Для этого надо разобраться и начать конкретно управлять госпакетами акций существующих горнометаллургических компаний, а также взять на себя права недропользования разведанными месторождениями черных и цветных металлов, включая редкоземельные, которыми мы в последнее время перестали заниматься», - пояснил он. Кроме того, глава государства настоял на необходимости решения вопроса по разведке новых месторождений в республике.

Важным вопросом в устойчивом развитии экономики страны, по мнению Н. Назарбаева, также выступает опережающее инфраструктурное обеспечение основных секторов экономики. «Правительству необходимо принять меры по развитию электроэнергетики, которая отстает от развития экономики и может стать тормозом, а также системы транспорта. Эти секторы сегодня явно не успевают за развитием экономики Казахстана. Для этого нам необходимо принять меры по строительству Балхашской ТЭС, третьего энергоблока Экибастузской ГРЭС-2, Мойнакской ГЭС, второй линии электропередачи 700 КВт по проекту Север-Юг Казахстана и линии электропередачи Север Казахстана - Актюбинская область. У нас есть и ряд других энергетических объектов, которые будут обеспечивать растущие темпы нашей экономики», - сообщил он.

Президент также отметил необходимость во внесении конкретных предложений по строительству атомной электростанции в Актау. В дополнение к этому, для стабильного обеспечения газом южных регионов республики,

Н. Назарбаев предложил проработать вопрос и начать строительство магистрального газопровода Бейнеу - Шымкент. По мнению главы государства, времена дешевой энергии заканчиваются, поэтому правительство должно сконцентрировать усилия на энергосберегающих и экологически чистых технологиях. «К повсеместной экономии электроэнергии наши предприятия и граждане еще не приступали. Если хотим меньше платить - надо экономить. Это должно стать заботой каждого. Правительство должно развернуть работу в этом направлении», - полагает он.

Н. Назарбаев считает, что если заморозить существующие низкие, по сравнению с другими странами, тарифы на электроэнергию и не менять оборудование, то действующие электростанции остановятся.

В свою очередь, председатель правления АО «Холдинг «Самрук» Канат Бозумбаев сообщил, что все запланированные энергообъекты будут сданы в срок. «Мы закончим строительство Мойнакской ГЭС к 2011-2012 годам мощностью в 100-300 МВт (Прим.«Къ»: мощность - в зависимости от времени года). В 2009 году мы закончим строительство линии электропередачи Север-Юг в 500 КВт. В текущем году первый участок будет сдан, что позволит передать дополнительно на юг 100 МВт. После окончания строительства всей линии в следующем году мы сможем передавать с севера на юг 1300-1400 МВт. Сегодня мы передаем всего 600 МВт. Работы по строительству линии Север Казахстана - Актюбинская область уже ведутся. Определенные проблемы есть, потому что проект АО «KEGOC» и частных инвесторов реализуется в основном на деньги с финансовых рынков. В будущем эта линия позволит передавать минимум 300 МВт для Актюбинской области», - пояснил он.

Для реализации транзитных инициатив, по мнению главы государства, необходимо обеспечить строительство и модернизацию железнодорожной инфраструктуры. Президент страны сообщил, что уже в этом году на концессионной основе должно быть завершено строительство железной дороги Шар - Усть-Каменогорск, что позволит не выходить на российскую территорию и сократить пути. В числе проектов - строительство железных дорог Мангышлак - Баутино, Ералиево - Курык, Хоргос - Жетыген, электрифицировать участок Макат - Кандыагаш. «Для снижения дефицита подвижного состава необходимо подготовить в текущем году и приступить к реализации комплекса мер по развитию отечественного транспортного машиностроения, я имею в виду конкретно - вагоностроение. Мы должны начать практическую реализацию самого крупного в Казахстане транспортного проекта - трансконтинентального коридора Западная Европа - Западный Китай, который, пройдя через все южные области, через Актюбинск, выйдет на Россию», - сообщил он. Президент также отметил, что в ближайшие годы будут сданы в эксплуатацию дороги, построенные на концессионной основе, с последующим введением платной системы: Астана - Боровое, Алматы - Капшагай, Алматы - Хоргос, БАКАД.

Еще одним важным вектором в направлении работы правительства, считает Н. Назарбаев, должно стать сельское хозяйство. «Валовая продукция аграрного сектора выросла за последние 5 лет почти в 2 раза, инвестиции более чем в 3 раза. В последнее время цены на продукты выросли во всем мире», - пояснил он. При этом, по мнению главы государства, предприятиям республики необходимо экспортировать продукцию более высокого передела, а не грязную шерсть и необработанные шкуры КРС, как это происходит сейчас. «Все эти продукты дадут дополнительную стоимость. Особое внимание необходимо обратить на переработку сырья. Здесь мы теряем и в цене и себя не обеспечиваем», - добавил он.

Для обеспечения устойчивого роста экономики, полагает президент, правительству необходимо уже в этом году разработать новый бюджетный кодекс. «Надо также форсировать работу по модернизации и совершенствованию системы планирования, повышению эффективности использования средств бюджета и управления госактивами. Правительство должно провести целенаправленный аудит - если хотите - «аудит с пристрастием» государственных средств, выделяемых по государственным социально-экономическим программам. Цель - оценить достигнутые результаты, резко повысить эффективность управления», - добавил он.

Н. Назарбаев также считает, что правительство должно продолжить работы по повышению конкурентоспособности малого и среднего бизнеса. Для этого он предлагает поддержать работу микрокредитных организаций, в том числе за счет государства.

Для того чтобы бизнес «вышел из тени», и в целях способствования модернизации и диверсификации экономики глава государства предложил ввести новый налоговый кодекс. «Новый кодекс должен приобрести характер закона прямого действия. Общая налоговая нагрузка для несырьевых секторов экономики будет снижена», - отметил он. В то же время косвенные налоги для добывающих отраслей будут увеличены. Н. Назарбаев также сообщил о том, что с 2009 года новой системой государственного планирования в республике станет трехлетний бюджет.

Министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов подтвердил, что перед ведомством стоит задача модернизировать налоговое законодательство. «Привести его (налоговый кодекс) в соответствие с сегодняшними реалиями. Надо упорядочить все льготы и обеспечить такую налоговую нагрузку, которая бы давала возможность устойчивому развитию всех отраслей экономики», - добавил он. Каким именно отраслям будет отдано предпочтение в предоставлении льгот, Б. Султанов не сказал, «поскольку по всем отраслям есть пакет налоговых льгот, и они внимательным образом должны быть рассмотрены на большой рабочей группе». «Должны быть соотнесены все возможные изменения по налоговой нагрузке с сегодняшним экономическим состоянием. В первую очередь вопрос стоит о снижении в целом налоговой нагрузки, чтобы дать возможность отраслям экономики и, особенно, МСБ повысить свою деловую активность. И также стоит вопрос упорядочения льгот», - пояснил он.

Еще одной мотивацией для развития МСБ, по мнению Н. Назарбаева, должно стать сокращение количества проверок предпринимателей со стороны контролирующих госорганов. «Контролирующие органы по несколько раз в год проверяют предприятия. Это серьезно отвлекает бизнес от своего дела. Это идет вразрез с политикой государства. Надо значительно сократить число проверок правоохранительными и другими проверяющими органами и упорядочить их», - считает он. Кроме того, президент предложил сократить численность сотрудников проверяющих госорганов. «Что же теперь делать с проверяющей армией чиновников? Вот здесь и должна действовать адмреформа - их численность надо сокращать», - добавил глава государства. Он также предложил уменьшить количество лицензий, разрешений и аккредитаций для бизнес-структур.

Комментируя инициативу президента о сокращении проверок бизнеса, депутат сената Куаныш Султанов отметил, что работу необходимо вести в отношении совершенствования законодательной базы. «Не увлекаться этими проверками, а наоборот, создавать законодательную базу. У нас, оказывается, 50 и более законов, предусматривающих проверку. Надо давать людям возможность самопроявляться и самопроверяться. Они должны честно в условиях экономической конкуренции либо выживать, либо сворачивать свои предприятия. Мы же ставим перед собой цель по получению более 70% промышленной продукции от МСБ», - объяснил свою позицию сенатор.

Между тем, председатель Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Сарыбай Калмурзаев полагает, что при любых проверках необходимо работать только в рамках закона. «Нельзя реагировать эмоционально. Спрашивать, почему он такой богатый: у него 2 машины, 2 дома, он коррупционер. Нам необходимо доказать эти факты», - отметил он. Касаясь вопроса проверок в банковской системе, С. Калмурзаев напомнил, что банковская система сама по себе очень сложная. «Очень много законов, регулирующих эту сферу. Есть такое понятие, как банковская тайна. Я не могу прийти с проверкой в банк - покажите все бумаги, вы неправильно работаете. Мы работаем с банками в одном только случае - при возбуждении уголовного дела. После получения всех разрешений мы можем работать с ними», - пояснил он.

1205 просмотров

Бизнесменам не нужны убыточные коммунальные предприятия Балхаша

На их реабилитацию потребуются миллиарды тенге

Фото: Shutterstock

По мнению чиновников, коммунальные предприятия, снабжающие жителей Балхаша водой и теплом, непривлекательны для инвесторов. Так ли это на самом деле, выяснял «Курсив». 

Акимату Балхаша подчиняются три убыточных коммунальных госпредприятия (КГП): «Балхаш Су», «Су жылу транс» и «Балхашэнерго». Работы и услуги, не входящие в их тарифную смету, субсидируются из бюджета, чтобы тариф был финансово устойчивым и не возникло социальной напряженности. 

«Без субсидирования данных статей затрат стоимость коммунальных услуг была бы в несколько раз выше. 70% инженерных сетей города имеют большой износ. То есть расходы по содержанию предприятий несопоставимы с их доходами», – поясняет руководитель отдела ЖКХ Айрат Карамурзин.  

Подведомственные акимату организации являются не только убыточными, но и проблемными. КГП «Балхаш Су» и КГП «Су Жылу Транс» находятся в сложном финансовом положении, КГП «Балхашэнерго» – на реабилитации. 

Братья-близнецы

КГП «Балхаш су» снабжает население питьевой водой, а также отводит канализационные воды. На протяжении нескольких лет предприятие работает в убыток. В прошлом году на его поддержку из областного бюджета выделили 200 млн тенге, в этом – 184 млн тенге.  
 
По данным департамента регулирования естественных монополий Карагандинской области, неисполнение тарифных смет КГП «Балхаш Су» в 2017 году причинило ущерб потребителям в размере 282 млн тенге. Для его возмещения был введен компенсирующий тариф. На днях бывшего директора предприятия Талгата Ежибаева осудили на 3,5 года ограничения свободы за злоупотребление должностными полномочиями. Согласно материалам уголовного дела, он подделал документы, чтобы формально исполнить тарифную смету. Ущерб государству составил 123 млн тенге. 
 
Кроме того, КГП «Балхаш Су» задолжало своим работникам 46 млн тенге. Они не получали заработную плату два летних месяца – июль и август. Выяснилось, что счета государственного предприятия арестованы с июля 2019 года из-за долга перед поставщиком электроэнергии ТОО «КазЭнергоЦентр» в размере 460 млн тенге. 

Как пояснил г-н Карамурзин, предприятие не смогло выплатить данную сумму по причине сложной финансовой ситуации, в которой оказалось после введения компенсирующего тарифа. В связи с этим на его счета наложили арест, который уже сняли. Сейчас организация выходит на стабильный режим работы. Она рассчиталась с сотрудниками за июль, в то время как августовские зарплаты выплачивает по мере поступления средств на свой счет. 
 
Интересно, что дела КГП «Су Жылу Транс», поставляющего населению тепло и горячую воду, идут по похожему сценарию, с той лишь разницей, что оно еще не задерживало зарплаты сотрудникам. Организация тоже не исполняла тарифные сметы, причинив потребителям чуть меньший ущерб – 201 млн тенге. Сейчас бывшего руководителя организации Бейсембека Сармантаева обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями, а именно в заключении фиктивных договоров с поставщиками на сайте госзакупок. 

В отношении КГП «Су Жылу Транс» департамент по регулированию естественных монополий Карагандинской области собирался ввести компенсирующий тариф. Однако в последний момент поменял решение, заменив его на более высокий тариф в качестве чрезвычайной регулирующей меры. Причиной послужило увеличение стоимости приобретаемой тепловой энергии у Балхашской ТЭЦ ТОО «Казахмыс Энерджи».

Фактическое повышение цен монополист произвел раньше на полтора месяца, чем предписывал антимонопольный орган. С 1 августа он увеличил тариф на горячую воду почти вдвое – со 136 тенге за куб. м до 262 тенге за куб. м. Сейчас по данному факту проводит расследование департамент. 

Вместе с тем КГП «Су Жылу Транс» задолжало ТОО «Kazakhmys Energy» 765 млн тенге, что почти вдвое больше по сравнению с долгами КГП «Балхаш Су» перед ТОО «Каз­ЭнергоЦентр». 

Предприятие также получает дополнительную поддержку от государства. В 2018 году из областного бюджета ему выделили 234 млн тенге, в 2019-м – 234 млн тенге.

Бездонный колодец 

Несколько лет назад в Казахстане началась оптимизация подведомственных организаций госорганам. В «Комплексный» план приватизации на 2016-2020 годы» вошли 780 объектов, из балхашских КГП в их числе оказалось только «Балхаш Энерго», которое до 2022 года будет проходить процедуру реабилитации.  

По словам Айрата Карамурзина, акимат не выставляет КГП «Балхаш Су» и КГП «Су Жылу Транс» на торги ввиду их инвестиционной непривлекательности. К примеру, для организации нормального водоснабжения на ремонт городских сетей, водозаборных и очистных сооружений, а также водовода поселка Саяк необходимо потратить 24,7 млрд тенге.

Юрист Ирина Фурсова полагает, что нежелание акимата передавать предприятия в частные руки может иметь другое объяснение.  
«С 2009 года департамент по регулированию естественных монополий утверждает инвестиционные программы для реконструкции коммунальных сетей. В числе прочих такой возможностью воспользовались ТОО «Караганды Су», ТОО «Теп­лотранзит Караганда», ТОО «Караганды Жарык». Балхашские КГП тоже могли бы проводить инвестиционные программы и через тариф получать деньги на реконструкцию коммунальных сетей. Почему акимат этого не сделал? Вероятно, ему выгодно брать субсидии из бюджета, совершенно не беспокоясь о модернизации этих сетей», – рассуждает правовед.
 
По мнению вице-президента Независимой ассоциации предпринимателей РК Тимура Назханова, установленная еще в советские годы система функционирования КГП в настоящее время не работает, поэтому необходима полная перестройка. 

«Общественность не допускается к реальным расходам и доходам этих предприятий. Они фактически закрытые. Система такая, что все нужно кардинально менять. Иначе так и будет бездонный колодец, куда уходят деньги налогоплательщиков», – отметил г-н Назханов.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций