Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1633 просмотра

Платные дороги построят с частниками

<i>Количество таких дорог, согласно планам правительства, составит 10-12% от их общего объема</i><br /><br /><b>Озвучив свои инициативы о необходимости введения института платных дорог в Казахстане, правительство перешло к практическим шагам. Бюджетное финансирование строительства и реконструкции дорог будет сокращаться, а к постройке новых и расширению старых трасс на принципах софинансирования будут привлекаться концессионеры.</b><br /><br />Председатель комитета развития транспортной инфраструктуры Минтранскома <b>Дулат Кутербеков</b> проинформировал, что бюджет отрасли в 2007 году составил 118,9 млрд. тенге, за счет которых ремонтом было охвачено более 4 тыс. км автодорог. Из них на республиканскую сеть пришлось 2,6 тыс. км. В частности, в текущем году на трассе Астана - Щучинск был обеспечен проезд по трем полосам протяженностью в 205 км. Освоен 41 млрд. тенге. На строительстве было задействовано 3,5 тыс. человек, в том числе 500 иностранных специалистов. Над качеством производимых работ проводился пятиступенчатый контроль. На данной дороге совместно с СПК «Сары-Арка» и частными инвесторами будут построены объекты придорожного сервиса. В 2008 году дорога будет покрыта щебеночно-мастичным асфальтобетоном.

Платные дороги построят с частниками

Платные дороги построят с частниками
Для реализации транзитных инициатив будет построен обход Курдайского перевала и всех населенных пунктов вдоль трассы, а также все дороги с 4 и более полосами движения (более 1 тыс. км) будут переведены в первую категорию. На некоторых участках транзитной дороги будет внедрена плата за проезд.

Как известно, одним из приоритетов деятельности комитета является внедрение в Казахстане платных дорог на основе концессии. Напомним, концепция введения платных дорог в стране была разработана в середине текущего года и была поддержана президентом и премьер-министром. На данный момент остались два нерешенных вопроса: требование о наличии альтернативного проезда и компенсация затрат концессионеров. Предложение об исключении альтернативного проезда было поддержано на заседании правительства 2 октября текущего года. В настоящее время законопроект согласован с госорганами и внесен в правительство. Также Минэкономики внесены в правительство предложения по внесению изменений в закон о концессиях. Внедрение платных дорог и развитие государственно-частного партнерства в автодорожной отрасли, по плану правительства, позволит значительно ускорить темпы и увеличить объемы строительства и реконструкции автодорог республики. Платность планируется ввести только на тех участках дороги, где очень высокая интенсивность движения и требуется их реконструкция по более высоким категориям, то есть строительство 4 и более полос.

Д. Кутербеков отверг предположения о том, что правительство, начав вводить институт платных дорог в республике, постепенно перейдет к переводу всех дорог страны в разряд платных. «Платных дорог будет незначительное количество - около 10-12%, и они будут отвечать следующим требованиям: безопасность, комфортность, сокращение времени на поездку и уменьшение расхода на горючее», - заметил Д. Кутербеков. Введение платы на участках дорог Астана - Караганда, Алматы - Капчагай, Алматы - Хоргос, Алматы - Иссык-Куль и БАКАД произойдет после проведения соответствующей реконструкции с привлечением внебюджетных средств на концессионной основе. В дальнейшем рассматривается вариант реконструкции и перевода трассы Караганда - Алматы с переходом в Балхаш тоже на концессионной основе. Только 2 тыс. км из 23 тыс. км дорог республиканской сети станут платными. Проект закона о концессиях уже направлен в Минюст.

Министр транспорта и коммуникаций Серик Ахметов заметил, что с 2001 года, объявленного в свое время годом автомобильных дорог, объем бюджетных средств, выделяемых на строительство дорог, постоянно растет. «Косвенный дорожный налог в республике составляет 30 млрд. тенге. А стоимость строительства автодорог за текущий год составила более 118 млрд. тенге. Дорожный бюджет, включая капитальный и средний ремонт, растет ежегодно на 7-12%. Но дорожный бюджет не может расти безразмерно», - добавил он, отметив, что доля стран с наличием частных дорог в мире растет. Один только Китай ежегодно вводит до 500 км платных дорог.

Без привлечения частных инвесторов, по мнению министра, республика не сможет достичь планки в 70% качественных республиканских и местных дорог. На реконструкцию только пяти 4-6-полосных дорог длиной 1300 км потребуется 500 млрд. тенге. Потенциальные инвесторы уже проявили интерес к некоторым проектам. Сроки окупаемости и рентабельность данных проектов будут известны после проведения ТЭО. Однако интенсивность, которая существует на дорогах Казахстана, не позволяет быстро окупить вложения инвесторов. Поэтому ставится вопрос о частичной компенсации частным инвесторам. Глава Минтранскома считает, что для госбюджета это выгодно. «Либо государство вложит эти 500 млрд. тенге в течение ближайших 3 лет, либо оно будет окупаться в течение 23-25 лет равными порциями. При этом интенсивность движения по этим дорогам будет расти. Бюджет на дорожное строительство будет сокращаться, а стране необходимо строить в два раза больше дорог, чем сейчас. Тем более, что сейчас государство проводит большие социальные программы. Поэтому государственно-частное партнерство в дорожном строительстве - жизненная необходимость», - подытожил он. Удельная доля транспортной составляющей в стоимости производимых в Казахстане товаров и услуг снизилась за последний год на 0,8% и составила 8,4%, то есть производительность труда в отрасли растет. В 2008 году на реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог планируется выделить около 21 миллиарда тенге.

Талгат БУЛАТОВ

1058 просмотров

Костанайским мукомолам может не хватить местной пшеницы

Им рекомендуют покупать сырье за границей

Фото: Shutterstock

Костанайские мельницы перерабатывают около 2 миллионов тонн зерна в год. Такой объем в этом году в регионе они приобрести не смогут. Уже сейчас чиновники рекомендуют им активно пополнять запасы пшеницы в других областях и странах – пока цены не подскочили. 

Чтобы была мука

Мельницы в Костанайской области могут остаться без сырья для работы, так как прогнозы на низкий урожай зерновых сбываются. Об этом заявили представители регионального управления сельского хозяйства на совещании в акимате. Сегодня, по официальным данным, в области уборка завершена на 37% посевных площадей, намолочено более 600 тыс. т зерна. Средняя урожайность составила 4,8 ц/га. Тревожная ситуация сложилась в южных районах области, где сейчас собирают по 2–3 ц/га, в северных – до 8 ц/га. В прошлом году средняя урожайность в регионе была 12 ц/га.

Руководитель управления сельского хозяйства и земельных отношений Костанайской области Жансултан Таукенов подчеркнул, что в связи с засухой текущего года валовый сбор зерновых ожидается на уровне 2,7 млн т Для сравнения, в прошлом году он составил 4,7 млн т.

«В южных регионах РФ также наблюдается засуха и средняя урожайность меньше, чем в прошлом году. Так, в Челябинской области она составляет 11,4 ц/га, в прошлом году – 15 ц/га. В Курганской области – 19,6 ц/га, в 2018 году было 26,3 ц/га. В Оренбургской области в текущем году на уровне прошлого года – 9 ц/га», – отметил Жансултан Таукенов.

Мукомолам предлагают закупать зерно за пределами области. При этом рекомендуют поторопиться, пока цены не взлетели. Скачок в текущем году уже был – в сравнении с августом 2018 года стоимость пшеницы выросла на 60%: с 45 тыс. тенге за тонну до 75 тыс. тенге. Цена муки возросла на 28%. Сейчас ее продают от 105 тыс. тенге за тонну.

«Неурожай зерновых может снова привести к резкому подорожанию и дефициту кормов для животноводства, повышению цен на муку, дефициту зерна. По прогнозным данным, стоимость пшеницы будет расти», – говорит руководитель сельхозуправления.

Безымянный_65.png

Теряют рынки сбыта

Ежегодно в Костанайской области производится более 1 млн т муки и 16 тыс. т макаронных изделий. С 2016 по 2019 год выпущено более 4 млн т муки и 99 тыс. т макаронных изделий. За границу отправлено 3 млн т муки, что составляет треть от общего экспорта муки по республике, и 25 тыс. т макаронных изделий. При этом в другие регионы Казахстана вывезено муки 438 тыс. т. За этот период валютная выручка от экспорта муки составила $575 млн, или 42% от общей экспортной выручки агропромышленного комплекса Костанайской области. Главными покупателями являются Афганистан, Узбекистан, Туркменистан. Но за семь месяцев этого года объем поставок в Афганистан снизился на 43%, в Узбекистан и Туркменистан – на 52%. 

«На данный момент основной рынок сбыта муки – это Афганистан. А конкуренты на нем – Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан, которые развивают собственную мукомольную промышленность на нашей пшенице. Правительства этих стран применили государственные меры поддержки импорта зерна путем предоставления налоговых льгот и снижения тарифов на его транспортировку. Одновременно введены акцизы на ввоз муки и увеличена ввозная пошлина на макаронные изделия», – пояснил Жансултан Таукенов. 

Если, по его данным, в 2016 году регион отправлял на экспорт муку в 11 стран, то сегодня их осталось восемь. Это уже привело к снижению загруженности мельниц области.

Всего же костанайские мукомольные предприятия, согласно статданным, в год перерабатывают до 2 млн т зерна – это около 40% от общего объема производства товарного зерна пшеницы в регионе. В прошлом году средняя их загруженность составила 43%. Помимо них работают четыре цеха по выпуску макаронных изделий мощностью свыше 20 тыс. т в год. Их загруженность в год – 79%. Но сегодня им всем нужно сырье.

«Не должно быть паники, что нет зерна, и сокращать людей не нужно! Этого мы не допустим. Сейчас в области создан штаб, он будет курировать работу. Да, у вас сейчас не будет загрузки на 70%, как обычно, но будут 30–40%, и наша с вами задача пережить эти 10 месяцев, дождаться урожая 2020 года», – подчеркнул аким Костанайской области Архимед Мухамбетов на встрече с руководством мельниц.

Он отметил, что костанайским трейдерам и мукомольным предприятиям необходимо уже сейчас заключать договоры на закуп зерна в соседних областях республики и Российской Федерации, что они и делают. К примеру, директор ТОО «Асалия» Дулат Шаяхметов рассказал, что его предприятие уже занято поисками новых поставщиков.

«В Восточно-Казахстанской области мы никогда не работали, но нашли там новые контакты. Уже заключили контракт на 18 тыс. т зерна. Сейчас мы просим представителей железной дороги помочь нам вывести зерно без проблем», – озвучил он просьбу на совещании.

Директор КФ АО «КТЖ – Грузовые перевозки» Вячеслав Миронов заявил, что с доставкой зерна по железной дороге проблем в этом году, скорее всего, не будет. По его словам, в области наблюдается профицит зерновозов.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

b2-uchet_kursiv.png

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций