Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1595 просмотров

Платные дороги построят с частниками

<i>Количество таких дорог, согласно планам правительства, составит 10-12% от их общего объема</i><br /><br /><b>Озвучив свои инициативы о необходимости введения института платных дорог в Казахстане, правительство перешло к практическим шагам. Бюджетное финансирование строительства и реконструкции дорог будет сокращаться, а к постройке новых и расширению старых трасс на принципах софинансирования будут привлекаться концессионеры.</b><br /><br />Председатель комитета развития транспортной инфраструктуры Минтранскома <b>Дулат Кутербеков</b> проинформировал, что бюджет отрасли в 2007 году составил 118,9 млрд. тенге, за счет которых ремонтом было охвачено более 4 тыс. км автодорог. Из них на республиканскую сеть пришлось 2,6 тыс. км. В частности, в текущем году на трассе Астана - Щучинск был обеспечен проезд по трем полосам протяженностью в 205 км. Освоен 41 млрд. тенге. На строительстве было задействовано 3,5 тыс. человек, в том числе 500 иностранных специалистов. Над качеством производимых работ проводился пятиступенчатый контроль. На данной дороге совместно с СПК «Сары-Арка» и частными инвесторами будут построены объекты придорожного сервиса. В 2008 году дорога будет покрыта щебеночно-мастичным асфальтобетоном.

Для реализации транзитных инициатив будет построен обход Курдайского перевала и всех населенных пунктов вдоль трассы, а также все дороги с 4 и более полосами движения (более 1 тыс. км) будут переведены в первую категорию. На некоторых участках транзитной дороги будет внедрена плата за проезд.

Как известно, одним из приоритетов деятельности комитета является внедрение в Казахстане платных дорог на основе концессии. Напомним, концепция введения платных дорог в стране была разработана в середине текущего года и была поддержана президентом и премьер-министром. На данный момент остались два нерешенных вопроса: требование о наличии альтернативного проезда и компенсация затрат концессионеров. Предложение об исключении альтернативного проезда было поддержано на заседании правительства 2 октября текущего года. В настоящее время законопроект согласован с госорганами и внесен в правительство. Также Минэкономики внесены в правительство предложения по внесению изменений в закон о концессиях. Внедрение платных дорог и развитие государственно-частного партнерства в автодорожной отрасли, по плану правительства, позволит значительно ускорить темпы и увеличить объемы строительства и реконструкции автодорог республики. Платность планируется ввести только на тех участках дороги, где очень высокая интенсивность движения и требуется их реконструкция по более высоким категориям, то есть строительство 4 и более полос.

Д. Кутербеков отверг предположения о том, что правительство, начав вводить институт платных дорог в республике, постепенно перейдет к переводу всех дорог страны в разряд платных. «Платных дорог будет незначительное количество - около 10-12%, и они будут отвечать следующим требованиям: безопасность, комфортность, сокращение времени на поездку и уменьшение расхода на горючее», - заметил Д. Кутербеков. Введение платы на участках дорог Астана - Караганда, Алматы - Капчагай, Алматы - Хоргос, Алматы - Иссык-Куль и БАКАД произойдет после проведения соответствующей реконструкции с привлечением внебюджетных средств на концессионной основе. В дальнейшем рассматривается вариант реконструкции и перевода трассы Караганда - Алматы с переходом в Балхаш тоже на концессионной основе. Только 2 тыс. км из 23 тыс. км дорог республиканской сети станут платными. Проект закона о концессиях уже направлен в Минюст.

Министр транспорта и коммуникаций Серик Ахметов заметил, что с 2001 года, объявленного в свое время годом автомобильных дорог, объем бюджетных средств, выделяемых на строительство дорог, постоянно растет. «Косвенный дорожный налог в республике составляет 30 млрд. тенге. А стоимость строительства автодорог за текущий год составила более 118 млрд. тенге. Дорожный бюджет, включая капитальный и средний ремонт, растет ежегодно на 7-12%. Но дорожный бюджет не может расти безразмерно», - добавил он, отметив, что доля стран с наличием частных дорог в мире растет. Один только Китай ежегодно вводит до 500 км платных дорог.

Без привлечения частных инвесторов, по мнению министра, республика не сможет достичь планки в 70% качественных республиканских и местных дорог. На реконструкцию только пяти 4-6-полосных дорог длиной 1300 км потребуется 500 млрд. тенге. Потенциальные инвесторы уже проявили интерес к некоторым проектам. Сроки окупаемости и рентабельность данных проектов будут известны после проведения ТЭО. Однако интенсивность, которая существует на дорогах Казахстана, не позволяет быстро окупить вложения инвесторов. Поэтому ставится вопрос о частичной компенсации частным инвесторам. Глава Минтранскома считает, что для госбюджета это выгодно. «Либо государство вложит эти 500 млрд. тенге в течение ближайших 3 лет, либо оно будет окупаться в течение 23-25 лет равными порциями. При этом интенсивность движения по этим дорогам будет расти. Бюджет на дорожное строительство будет сокращаться, а стране необходимо строить в два раза больше дорог, чем сейчас. Тем более, что сейчас государство проводит большие социальные программы. Поэтому государственно-частное партнерство в дорожном строительстве - жизненная необходимость», - подытожил он. Удельная доля транспортной составляющей в стоимости производимых в Казахстане товаров и услуг снизилась за последний год на 0,8% и составила 8,4%, то есть производительность труда в отрасли растет. В 2008 году на реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог планируется выделить около 21 миллиарда тенге.

Талгат БУЛАТОВ

1508 просмотров

Как готовить кадры для цифровизации

ERG готово создать в Казахстане виртуальный центр цифровых компетенций

Дальнейшее инновационное развитие Казахстана зависит от готовности работодателей вкладываться в человеческий капитал, считает министр индустрии и инфраструктурного развития республики Роман Скляр. В ходе горно-металлургического конгресса AMM в Нур-Султане он заявил о необходимости прививать сотрудникам горно-рудных компаний надпрофессиональные навыки, которые помогут им более эффективно решать производственные задачи в условиях цифровизации экономики. Между тем, по словам председателя правления Евразийской Группы Серика Шахажанова, группа компаний ERG давно ведет работу в этом направлении, охватывая при этом не только своих сотрудников, но и казахстанскую молодежь, не работающую на предприятиях группы.

«В Казахстане необходимо продолжить работу по развитию основного капитала страны - человеческого ресурса, - сказал Роман Скляр 12 июня на пленарном заседании конгресса. - Кроме лучших базовых компетенций, геологам, горнякам и металлургам необходимо прививать навыки «Soft Skils» - надпрофессиональные навыки, которые не менее важны в работе и необходимы для решения сложных, комплексных задач, а также способствующие продвижению инновационных решений отрасли», - добавил он

Без развития человеческого капитала, подчеркнул министр, будет неэффективной работа в рамках программы индустриального развития, а также программ цифрового развития,  направленных на модернизацию технологических процессов и на переход от индустрии 2.0 и 3.0 к индустрии 4.0. Хотя, по его словам, экономическая отдача от внедрения крупными горно-металлургическими предприятиями передовых решений по оптимизации бизнес-процессов видна уже сейчас – но она может и должна быть еще больше при усилении работы по повышению квалификации кадров и усилении сотрудничества отечественных предприятий с прикладной отечественной наукой и технологическими парками.

ERG 2.jpg

В свою очередь. исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец считает, что государство должно стимулировать процессы подготовки персонала и цифровизации предприятий отрасли. При этом, по его словам, решение этого вопроса затягивается из-за нестыковки между различными министерствами.

«В частности, министерство по индустрии и инфраструктурному развитию нас поддерживает в том, чтобы обсудить и внести поправки в налоговый кодекс в части подготовки кадров, когда затраты которые работодатель тратит на подготовку кадров, идут на вычеты, - говорит Радостовец. – А налоговики сейчас трактуют это так: если это обучение не связано с основной специальностью, то это не должно относиться к затратам. Получается, подготовка IT-специалистов на промышленных предприятиях и всё, что связано с новыми специальностями, не идет на вычеты», - добавляет он.

В результате, по его словам, в стране складывается двоякая ситуация - с одной стороны, государство признает необходимость цифровизации, но затраты на нее предприятия сектора должны оплачивать полностью из полученной прибыли, что, по словам исполнительного директора отраслевой ассоциации, не соответствует международной практике. Помимо этого, он заметил, что правительство могло бы предусмотреть ряд преференций для предприятий при внедрении тех или иных IT- технологий, а также при создании новых рабочих мест, связанных с ними.

«Сейчас с существующими подходами вложения в стратегическое развитие отрасли многими инвесторами не рассматривается, особенно в части более высоких переделов. Мы хотим этот вопрос акцентировать - дело это очень трудоемкое и затратное, им нужно заниматься всем: акимам и депутатам нужно помочь нам, чтобы вложить огромные финансовые средства в развитие человеческого капитала. Без этого мы вопрос развития цифровизации адекватно решать не сможем», - заключил Радостовец.

Между тем, представители металлургической отрасли в Казахстане уже сейчас пытаются наладить процессы подготовки кадров и цифровизации своего производства, не дожидаясь преференций от государства. По словам председателя Правления Евразийской Группы Серика Шахажанова, группа компаний ERG внедряет образовательные проекты для всех, начиная с простых рабочих и заканчивая топ-менеджментом. При этом Евразийская Группа не ограничивается своими сотрудниками, являясь постоянным партнером множества хакатонов и мейкатонов для студентов в столице Казахстана и различных регионах страны.

«Мы готовим кейсы для участников различных бизнес-состязаний, наши эксперты выступают в качестве членов жюри и наставников, - говорит Шахажанов. - Лучших ребят мы поддерживаем и после завершения мероприятий, продвигаем их проекты. Один из таких примеров – «Экосистема студенческого предпринимательства», которую мы в ERG развиваем уже третий год. И вот эти подростки, которые еще даже не закончили институт, в числе прочих идей разработали  зарядное устройство для мобильных телефонов, получающее энергию от движения, и протез кисти человеческой руки с голосовым управлением. Недавно эти ребята представили свои проекты главе государства в ходе его визита в Костанай. Таким образом мы готовим почву – поколение, которое родилось в цифровом мире, которое будет жить в реальности Индустрии 4.0. Мы должны готовить их к этому миру и создавать условия для того, чтобы эти умы остались с нами, развивали нашу страну», - подчеркивает он.

Что касается внедрения новых технологий непосредственно на своих предприятиях, то ERG давно сотрудничает со Всемирным экономическим Форумом и продвигает на уровне ВЭФ работу по технологиям блокчейн. В прошлом году Группа запустила проект по внедрению блокчейн для кобальтового предприятия Metalkol RTR в Африке, а сейчас обсуждается идея создания консорциума по блокчейн под эгидой ВЭФ. Этот опыт металлурги готовы спроецировать и на Казахстан: вместе с казахстанским правительством и Международным финансовым центром «Астана» руководство ERGпрорабатывает возможность сотрудничества с Центром четвертой промышленной революции ВЭФ в Сан-Франциско.

«В рамках государственной программы «Цифровой Казахстан» был создан венчурный фонд на базе Международного финансового центра Астаны для содействия развитию перспективных новых бизнесов: он служит площадкой для нашего взаимодействия с технологическими стартапами, - говорит председатель правления Евразийской Группы. - На Форуме инноваторов ERG мы ежегодно рассматриваем возможности для цифровизации производства и обмениваемся опытом с представителями крупных международных компаний – лидеров в этой сфере», - добавляет он.

При этом процессы цифровизации позволяют Группе вовлекать в свою деятельность и население республики, давая работы социально незащищенным его слоям. Так, на Актюбинском заводе ферросплавов сейчас реализуется пилотный проект «Народный контроль», в рамках которого на производстве создана система контроля промышленной безопасности с помощью «умных» камер. А «мониторят» их люди с ограниченными возможностями, сидя у себя дома.

«Мы просто предоставили им нужное оборудование, провели обучение – теперь это наши полноценные сотрудники: они уже выявляют нарушения на производстве и помогают предотвращать несчастные случаи. После визита на завод глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил распространить этот опыт на весь Казахстан», - подчеркивает Шахажанов.

По его словам, ERG готова делиться своим опытом в сфере цифровизации – и для более широкого охвата заинтересованных в этом опыте сторон запланировала создание в ближайшем будущем в стране виртуального центра цифровых компетенций, который объединит всех специалистов в сфере реализации инициатив Индустрии 4.0. С помощью которого казахстанские промышленники смогут решить значительную часть своих проблем по модернизации производства и подготовки кадров.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций