Перейти к основному содержанию
1655 просмотров

Платные дороги построят с частниками

<i>Количество таких дорог, согласно планам правительства, составит 10-12% от их общего объема</i><br /><br /><b>Озвучив свои инициативы о необходимости введения института платных дорог в Казахстане, правительство перешло к практическим шагам. Бюджетное финансирование строительства и реконструкции дорог будет сокращаться, а к постройке новых и расширению старых трасс на принципах софинансирования будут привлекаться концессионеры.</b><br /><br />Председатель комитета развития транспортной инфраструктуры Минтранскома <b>Дулат Кутербеков</b> проинформировал, что бюджет отрасли в 2007 году составил 118,9 млрд. тенге, за счет которых ремонтом было охвачено более 4 тыс. км автодорог. Из них на республиканскую сеть пришлось 2,6 тыс. км. В частности, в текущем году на трассе Астана - Щучинск был обеспечен проезд по трем полосам протяженностью в 205 км. Освоен 41 млрд. тенге. На строительстве было задействовано 3,5 тыс. человек, в том числе 500 иностранных специалистов. Над качеством производимых работ проводился пятиступенчатый контроль. На данной дороге совместно с СПК «Сары-Арка» и частными инвесторами будут построены объекты придорожного сервиса. В 2008 году дорога будет покрыта щебеночно-мастичным асфальтобетоном.

Платные дороги построят с частниками

Платные дороги построят с частниками
Для реализации транзитных инициатив будет построен обход Курдайского перевала и всех населенных пунктов вдоль трассы, а также все дороги с 4 и более полосами движения (более 1 тыс. км) будут переведены в первую категорию. На некоторых участках транзитной дороги будет внедрена плата за проезд.

Как известно, одним из приоритетов деятельности комитета является внедрение в Казахстане платных дорог на основе концессии. Напомним, концепция введения платных дорог в стране была разработана в середине текущего года и была поддержана президентом и премьер-министром. На данный момент остались два нерешенных вопроса: требование о наличии альтернативного проезда и компенсация затрат концессионеров. Предложение об исключении альтернативного проезда было поддержано на заседании правительства 2 октября текущего года. В настоящее время законопроект согласован с госорганами и внесен в правительство. Также Минэкономики внесены в правительство предложения по внесению изменений в закон о концессиях. Внедрение платных дорог и развитие государственно-частного партнерства в автодорожной отрасли, по плану правительства, позволит значительно ускорить темпы и увеличить объемы строительства и реконструкции автодорог республики. Платность планируется ввести только на тех участках дороги, где очень высокая интенсивность движения и требуется их реконструкция по более высоким категориям, то есть строительство 4 и более полос.

Д. Кутербеков отверг предположения о том, что правительство, начав вводить институт платных дорог в республике, постепенно перейдет к переводу всех дорог страны в разряд платных. «Платных дорог будет незначительное количество - около 10-12%, и они будут отвечать следующим требованиям: безопасность, комфортность, сокращение времени на поездку и уменьшение расхода на горючее», - заметил Д. Кутербеков. Введение платы на участках дорог Астана - Караганда, Алматы - Капчагай, Алматы - Хоргос, Алматы - Иссык-Куль и БАКАД произойдет после проведения соответствующей реконструкции с привлечением внебюджетных средств на концессионной основе. В дальнейшем рассматривается вариант реконструкции и перевода трассы Караганда - Алматы с переходом в Балхаш тоже на концессионной основе. Только 2 тыс. км из 23 тыс. км дорог республиканской сети станут платными. Проект закона о концессиях уже направлен в Минюст.

Министр транспорта и коммуникаций Серик Ахметов заметил, что с 2001 года, объявленного в свое время годом автомобильных дорог, объем бюджетных средств, выделяемых на строительство дорог, постоянно растет. «Косвенный дорожный налог в республике составляет 30 млрд. тенге. А стоимость строительства автодорог за текущий год составила более 118 млрд. тенге. Дорожный бюджет, включая капитальный и средний ремонт, растет ежегодно на 7-12%. Но дорожный бюджет не может расти безразмерно», - добавил он, отметив, что доля стран с наличием частных дорог в мире растет. Один только Китай ежегодно вводит до 500 км платных дорог.

Без привлечения частных инвесторов, по мнению министра, республика не сможет достичь планки в 70% качественных республиканских и местных дорог. На реконструкцию только пяти 4-6-полосных дорог длиной 1300 км потребуется 500 млрд. тенге. Потенциальные инвесторы уже проявили интерес к некоторым проектам. Сроки окупаемости и рентабельность данных проектов будут известны после проведения ТЭО. Однако интенсивность, которая существует на дорогах Казахстана, не позволяет быстро окупить вложения инвесторов. Поэтому ставится вопрос о частичной компенсации частным инвесторам. Глава Минтранскома считает, что для госбюджета это выгодно. «Либо государство вложит эти 500 млрд. тенге в течение ближайших 3 лет, либо оно будет окупаться в течение 23-25 лет равными порциями. При этом интенсивность движения по этим дорогам будет расти. Бюджет на дорожное строительство будет сокращаться, а стране необходимо строить в два раза больше дорог, чем сейчас. Тем более, что сейчас государство проводит большие социальные программы. Поэтому государственно-частное партнерство в дорожном строительстве - жизненная необходимость», - подытожил он. Удельная доля транспортной составляющей в стоимости производимых в Казахстане товаров и услуг снизилась за последний год на 0,8% и составила 8,4%, то есть производительность труда в отрасли растет. В 2008 году на реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог планируется выделить около 21 миллиарда тенге.

Талгат БУЛАТОВ

1296 просмотров

Алматинский и актюбинский технадзор вытесняет из Уральска местные фирмы

Они не могут конкурировать с ними в госзакупках

Фото: Silentalex88

Причиной тому стали изменения в законодательстве: в конкурсах на оказание услуг в сфере строительства по ЗКО побеждают лишь актюбинские или алматинские фирмы, у которых суммы налоговых отчислений в бюджет много выше, чем у местных технадзорных компаний. 

Всего в ЗКО около 20 фирм, оказывающих услуги технического надзора при строительстве зданий, сооружений и автомобильных дорог. С начала 2019 года в условиях конкурсов на проведение государственных закупок определяющим показателем была внесена сумма уплаченных предприятием налогов за последние четыре года. И уральские фирмы-технадзоры перестали побеждать в тендерах. Победителями конкурсов на оказание услуг технадзора при строительстве государственных объектов в ЗКО стали иногородние фирмы – ТОО «Дирекция строящихся предприятий «Стройинтеграция» (Алматы), ТОО «Актаустройэксперт» (Нур-Султан), ТОО «Инженерное бюро NURTAU» (Актобе), ТОО «Актобестройэксперт» (Актобе), ТОО «DS&V» (Костанай).

Выиграли много, а спецов мало?

В октябре 2019 года пять инжиниринговых компаний Уральска – ТОО «Сана Маркет», ТОО «АНТинжсервис», ТОО «Сектор строительных услуг «Сенiмдi сапа», ТОО «БатысСапа Инжиниринг», ТОО «КИУС» – написали заявление в управление государственного архитектурно-строительного контроля ЗКО. Они попросили ведомство провести проверку соответствия качества услуг по техническому надзору за строительными объектами в области. 

Причиной проверки, с точки зрения местных предпринимателей, может служить тот факт, что неместные фирмы выиграли огромное количество лотов на технадзор при строительстве 14 многоэтажных домов, 4 водопроводов, 67 одноэтажных домов, 3 школ, 6 дорог. Учитывая разбросанность объектов по области, у местных фирм возник вопрос: сумеют ли победители качественно выполнить взятые на себя обязательства? 

Не получив из ГАСКа ответа, в ноябре 2019 года бизнесмены обратились в Палату предпринимателей ЗКО, где помимо вопросов качества услуг затронули и больной для инжиниринговых компаний области вопрос – близкое к банкротству финансовое положение. 

Руководитель ТОО «КИУС» Мурат Бахишев – именно он и стал инициатором написания тревожных писем в ГАСК и ПП – объяснил «Курсиву», что его предприятие работает с 2007 года, и при участии ТОО «КИУС» в ЗКО были построены десятки социальных объектов, много­этажных домов, автодорог.

«Во многих договорах на наши услуги прописано, что представители фирмы-технадзора должны постоянно находиться на строительном объекте. При возведении многоэтажного дома или, к примеру, строительстве автодороги там должны работать до шести специалистов технадзора. У нас вызывает большое сомнение, как фирмы из Алматы или Актобе, выигравшие не один десяток тендеров по стране, смогут обеспечить при строительстве объектов должное количество специалистов», – рассуждает Мурат Бахишев.

По его словам, уже сейчас иногородние компании переманивают к себе на работу сотрудников местных фирм. 

Аналогичного мнения придерживается и руководитель фирмы-технадзора ТОО «АНТинж­сервис» Нурлан Мурзагалиев. Он считает, что сложившаяся ситуация с технадзором в ЗКО породит лишь одно: отсутствие надлежащего контроля со стороны госорганов, поскольку фирмы-технадзоры нанимает именно государство в лице областных управлений строительства. В итоге может пострадать качество строительных работ. 

Узкая направленность – путь к разорению

Относительно нового условия участия в тендере – отнесения в зачет участника конкурса суммы уплаченных налогов за последние четыре года – оба руководителя инжиниринговых компаний считают, что именно оно выбило из участия в госзакупках всех уральских технадзоров. 

«Уральские инжиниринговые фирмы заняты только в сфере технадзора за строительством. В то время как алматинские или актюбинские фирмы – победители большинства конкурсов – выполняют весь комплекс строительных работ – от проектирования до строительно-монтажных работ плюс технический и авторский надзор за строительством», – говорит  Нурлан Мурзагалиев.  

Сейчас, по его словам, «АНТинж­сервис» переживает нелегкие времена: из фирмы уже ушли два специалиста, осталось пятеро. Платить зарплату людям нечем. Из госзаказа у ТОО остался лишь проект по газоснабжению сел Казталовского района ЗКО. В конце декабря «АНТинж­сервис» завершит проект, и фирма сократит свой штат еще на три специалиста.

Аналогичная ситуация у большинства инжиниринговых компаний Уральска. В ТОО «КИУС» из 11 специалистов сейчас работают шесть. Люди уходят, потому что нет тендеров, соответственно, нет и достойной зарплаты. 

«Сейчас мы даже не заглядываем на портал госзакупок – шансов выиграть тендеры на технадзор у нас нет никаких. У меня осталось несколько проектов прошлых лет: спортивная школа-интернат в поселке Деркул и пристройка к зданию ДКНБ. К середине лета 2020 года мы их завершим и пойдем ко дну», – констатирует Мурат Бахишев.

Главы уральских инжиниринговых фирм отмечают, что новые нормы закона о госзакупках, по сути, монополизируют рынок услуг технадзора в сфере строительства. И даже если правила госзакупок будут изменяться в перспективе, не исключено, что к тому времени инжиниринговые фирмы Уральска уже разорятся.

Выше закона не прыгнешь 

Руководитель управления госзакупок по ЗКО Бибигуль Ниеткалиева сообщила «Курсиву», что с начала 2019 года они провели 29 конкурсов на услуги технадзора. Один из них выиграла местная фирма – ТОО «Жана консалтинг Ltd», в других победили иногородние инжиниринговые компании. Средняя сумма одного лота по технадзору, по словам г-жи Ниеткалиевой, – 10 млн тенге. 

«Раньше технадзоры, чтобы выиграть конкурс, могли демпинговать, предлагать цену услуг ниже заявленной в тендере на 40-50%. Теперь, во избежание получения некачественных услуг, внесена норма, предписывающая участникам тендеров не допускать понижения цены ниже 15%», – пояснила Бибигуль Ниеткалиева.

То, что местные фирмы из-за меньших сумм налоговых отчислений оказались аутсайдерами тендеров на услуги технадзоров, изменить в управлении госзакупок не в силах.  

Председатель совета по защите прав предпринимателей ПП ЗКО Хайдар Капанов считает, что в этой ситуации побороться все-таки стоит. На местном уровне, как подчеркивает г-н Капанов, такие вопросы не решаются. Поэтому обращение инжиниринговых компаний Уральска они перенаправили в РПП «Атамекен». 

«Наша резолюция – из законодательства нужно убирать норму о включении суммы уплаты налогов за четыре года в список ключевых при участии бизнеса в тендерах на госзакупки в сфере строительства. О какой поддержке малого и среднего бизнеса со стороны государства может идти речь, если такими поправками в законодательстве мы душим МСБ на корню?» – заключил Хайдар Капанов.
 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance