Минэкономики ратует за концессию

<b>Министерство экономики и бюджетного планирования (МЭБП) предлагает Казахстану отказаться от практики договорного установления размеров специальных платежей недропользователей в заключенных с ними контрактах. Об этом в ходе заседания координационного совета по налогообложению и законотворчеству ассоциации KazEnergy в Астане сообщил начальник управления налогообложения недропользователей департамента налоговой политики и прогнозов МЭБП РК Галымжан Жакупов. <br /></b><br />«На данном этапе, когда ведущие нефтяные компании, в том числе и иностранные, работающие в республике, присоединились к инициативе прозрачности в добывающих отраслях, а также с учетом стратегии вхождения Казахстана в 50 наиболее конкурентоспособных государств мира министерством было внесено в правительство предложение об отказе от соглашения о разделе продукции (СРП) как модели контрактов на недропользование», - сказал представитель Минэкономики Галымжан Жакупов, а также отметил, что налогообложение по СРП в республике сложное и непрозрачное из-за применения системы триггеров (показателей), которые декларативно призваны гарантировать стабильные отчисления недропользователей государству. По его словам, они на деле позволяют минимизировать налоги путем регулирования возмещаемых затрат. Кроме того, размеры специальных платежей и налогов недропользователей по СРП устанавливаются в ходе заключения контракта, что, в свою очередь, создает условия для коррупции.

Минэкономики ратует за концессию

Минэкономики ратует за концессию

Представители Минэкономики считают необходимым с помощью изменений налогового законодательства обеспечить максимальное упрощение методики исчисления спецплатежей недропользователей, максимальную транспарентность механизма налогообложения нефтяных операций, а также гарантированный объем поступлений денежных средств в бюджет с начала добычи нефти на месторождениях и получение государством адекватных доходов при росте мировых цен на нефть.

Так, по информации МЭБП, за истекшие годы в стране уже проведена большая работа по снижению налоговой нагрузки, упрощению налогообложения и налогового администрирования. Вместе с тем по ранее заключенным контрактам, ввиду их стабильности, остаются отдельные нормы и положения, которые не были предусмотрены ни законодательством Казахстана, ни мировой практикой налогообложения. «Застабилизированные нормы контрактов не отвечают реалиям времени и все чаще вступают в нестыковки, а порой и в прямые противоречия с нормами текущего законодательства. Это, в свою очередь, ведет к спорам и разногласиям при проведении налоговых проверок и аудита. В дальнейшем эта ситуация будет только усугубляться, поскольку недропользователи, работающие по старым контрактам, не хотят идти на изменение каких-то параметров, хотя и президент, и правительство гарантируют, что все ранее заключенные контракты в одностороннем порядке не будут расторгаться и пересматриваться, только при обоюдном согласии сторон», - подчеркнул Г. Жакупов и предложил недропользователям, не изменяя основных положений контрактов, рассмотреть возможность внесения в них дополнений в части перехода на текущее налогообложение с учетом сохранения первоначального баланса экономических интересов сторон. «Это позволило бы решить проблему спорных моментов и в значительной мере облегчило бы налоговое администрирование указанных контрактов», - добавил он.

Представители Минэкономики подчеркнули, что изменение налоговой и таможенной политики в сфере недропользования будет проводиться в соответствии с принятой среднесрочной программой фискальной политики. При этом основные направления совершенствования налоговой политики в ближайшие годы будут направлены на повышение эффективности налоговых льгот путем концентрации их стимулирующего эффекта на реальном секторе экономики и ликвидации неэффективных льгот. «Мы обсуждали это направление, взятое правительством, на то, чтобы по максимуму отказаться от налоговых льгот и по максимуму повысить эффективность оставшихся», - заключил Г. Жакупов.

Между тем инициирование Министерством экономики и бюджетного планирования предложений об отказе от СРП и переходе на концессионные контракты последовало сразу после подписания главой государства Нурсултаном Назарбаевым новых поправок в закон «О недрах и недропользовании». В соответствии с этими поправками государство теперь вправе расторгать контракты в сфере недропользования, в том числе и ранее заключенные, в одностороннем порядке, если действия инвесторов при проведении операций по недропользованию в отношении участков недр (месторождений), имеющих стратегическое значение, приводят к существенному изменению экономических интересов страны или создают угрозу национальной безопасности. Прекращение действия контракта, по установленному законодательству, не освобождает стороны от исполнения текущих обязательств, которые остались неисполненными к моменту прекращения действия контракта или изменения его условий.

Однако казахстанские и российские эксперы уверены, что принятие данного законопроекта связано с тем, что государство идет по пути ужесточения для недропользователей налогового режима. Напомним, что в конце 2004 года принятие поправок в законодательство о недропользовании дало государству право приоритетного выкупа высвобождающихся долей в нефтепроектах и позволило национальной компании «КазМунайГаз», действующей от имени правительства, выкупить долю в Северокаспийском проекте. А в 2005 году новые законодательные поправки наделили Кабмин правом на преимущественный выкуп на вторичном рынке акций и активов фирм, добывающих в стране нефть, что позволило ему вмешаться в процесс переговоров о продаже активов компании PetroKazakhstan Inc. китайской CNPC International. Поэтому оценки экспертов относительно реакции недропользователей на принятие нынешних поправок однозначны: все это может негативно сказаться на инвестиционном климате Казахстана и отпугнуть инвесторов от богатой нефтью страны.

Асель МУКАНОВА

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В Казахстане станет проще развивать тепличный бизнес

Новые правительственные поправки снизят число необходимых документов для старта

Фото: Depositphotos/PiLens

Очередной пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в Казахстане поможет малому бизнесу расширить свои объекты или построить новые. В частности, отменены требования разработки проектно-сметной документации в отношении технически несложных стройобъектов.

Технически несложные объекты – это мобильные комплексы контейнерного, блочного и модульного исполнения, одно­этажные здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые возводят из сборно-разборных конструкций, склады и хранилища высотой не более 7 метров и площадью до 2 тыс. кв. м, открытые автостоянки на 50 и менее мест. А кроме того, теплицы и парники, строительство которых на госуровне стимулируется с 2015 года. 

Для теплиц и не только

Теплицы должны были сбить ценовые скачки при сезонном подорожании овощей, но при их строительстве бизнес столкнулся с существенными барьерами. Показательна история грузинского бизнесмена, который строил теплицу в Актюбинске.

«Он признался, что когда он такую же теплицу строил в Грузии, то разрешение на строительство теплицы там ему обошлось в 10 тыс. евро и в две-три недели было выдано. У нас стоимость дошла до 100 тыс. евро и по срокам – пять месяцев, но если бы мы не подключились, то разрешение он бы еще полгода получал», – рассказывал Айдос Мамыт из Агентства по противодействию коррупции.

8-й пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в том числе отменяет требования разработки проектно-сметной документации (ПСД) в отношении технически несложных стройобъектов.

«Изменения, безусловно, произошли в лучшую сторону, поскольку, независимо от того, технически они сложные или несложные, стройобъекты ранее поголовно проходили экспертизу и процедуру разработки проектно-сметной документации», – поясняет руководитель управления анализа и мониторинга бизнес-среды Министерства национальной экономики Мадина Нуртас.

Она говорит, что на разработку ПСД требуется от месяца до года и даже более в зависимости от сложности объекта. 

От экспертизы и ПСД освобождено и строительство сетей электроснабжения с установленной мощностью до 200 кВт для субъектов предпринимательства. Сеть в 200 кВт способно обслуживать помещение с сетью освещения в 83 лампочки мощностью 100 Вт. Ранее, если предприниматель решал расширить свой магазин и, соответственно, увеличить его освещение, ему повторно приходилось разрабатывать ПСД на строительство или модернизацию сети питания, теряя деньги и время. «Тепличная» поправка на самом деле облегчила жизнь всему малому и микробизнесу страны, особенно в том случае, если этот бизнес решит расширяться, наращивая свои производственные и торговые площади. 

KPI для государства

Упрощение процедур в этой сфере может простимулировать рост числа проектов в сфере коммерческого строительства и количества компаний, реализующих такие проекты под ключ, уверены в Министерстве национальной экономики.

Увеличению числа игроков рынка из частного сектора будет способствовать и установленное законом сокращение перечня оснований для создания организаций с государственным участием. Теперь государственные предприятия могут быть созданы исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, введения государственной монополии или в связи с недостаточным развитием конкуренции на товарном рынке, которое будет определяться по итогам его анализа со стороны антимонопольного ведомства.

«Анализ состояния конкурентной среды и сейчас проводится при создании госпредприятий либо расширении или изменении осуществляемых ими видов деятельности: им определяется возможное их влияние на рынки», – напоминает руководитель управления правового обеспечения и методологии Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Бахыт Кожикова.

Она поясняет, что для определения уровня развития конкуренции на товарном рынке берутся следующие критерии: рыночная концентрация, доли действующих субъектов частного предпринимательства на этом рынке, показатели спроса и возможности его удовлетворения субъектами частного предпринимательства, а также иные структурные особенности товарного рынка, к примеру, экономические и административные барьеры для входа на рынок. После анализа этих данных будет приниматься решение о целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде на конкретном участке.

Напомним, что в начале лета министр национальной экономики Казахстана Руслан Даленов сообщил о том, что по итогам 2019 года участие государства в экономике снизилось до 16% – этот показатель был вычислен путем деления суммы валовой добавленной стоимости продукции, произведенной компаниями квазигосударственного сектора, на объем ВВП страны. При этом доля МСБ в казахстанском ВВП, по оценке того же министерства, составила 30,8%. Государственный KPI – довести этот показатель до 35% к 2025 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg