Куда идти инвесторам

<b>Большинство стран законодательно ограничивают иностранных инвесторов в стратегических отраслях. Если российские эксперты ожидают принятия такого закона в ближайшее время, то в Казахстане он действует на протяжении последних пяти лет.</b> <br /><br />Бразилия, Мексика, Россия и Индия входят в первую двадцатку получателей ПИИ. Однако по показателю среднедушевого ПИИ Казахстан - в группе мировых лидеров. Крупнейшими импортерами инвестиций для многих стран являются Великобритания, США, Китай, Франция, Люксембург, Нидерланды, Гонконг, Канада, Сингапур и Германия.

Куда идти инвесторам

Куда идти инвесторам
В то же время в Великобритании специальные правила действуют в отношении ПИИ в авиационную промышленность и ВПК, энергетику, морской транспорт - случае, если корабли зафрахтованы военными. В США дополнительно защищена телекоммуникационная отрасль, морские и воздушные перевозки, проведение работ по углублению дна. Франция специально контролирует иностранные инвестиции в авиастроение, ограничивает возможности иностранцев по покупке информационных агентств и сельхозкооперативов. Польша ограничивает покупку иностранцами аэропортов, земельных участков в приграничных районах. В Казахстане все вопросы, связанные с инвестициями, регулируются законом РК «Об инвестициях» от 2003 года. Однако, как утверждает партнер юридической фирмы GRATA Сауле Ахметова, законодательство о национальной безопасности предусматривает ограничения инвестиций в некоторые секторы.

«Иностранные граждане не могут стать собственниками земельных участков либо собственниками каких-либо объектов флоры и фауны, военных комплексов и т.д. Статья 18 закона РК «О национальной безопасности» закрепляет, что в целях обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан правительством Республики Казахстан устанавливаются ограничения на переход и возникновение права собственности на стратегические ресурсы (объекты) Республики Казахстан.

По мнению многих экспертов, иностранные инвесторы и раньше не проявляли инициативы касательно совместной работы в таких отраслях, как военно-промышленный комплекс, так как политические риски слишком велики.

В России закон о допуске иностранцев в стратегические секторы экономики могут принять уже скоро. Чиновники смогут контролировать иностранные инвестиции в 39 стратегических отраслях. Как отмечает проректор Российской экономической школы Сергей Гурьев, список стратегических отраслей в новом законе более широк, чем в большинстве аналогичных иностранных законов. В случае одобрения закона иностранная компания, пожелавшая приобрести более 50% акций стратегического предприятия, должна будет получить разрешение на сделку. Приобретение блокпакета - более 25% акций - обязательно для согласования. Иностранцы при этом должны сначала обратиться за разрешением в специальную правительственную комиссию, возглавлять которую будет непосредственно премьер-министр. Срок рассмотрения сделки - до шести месяцев.

Казахстанский закон о нацбезопасности также предусматривает контроль над состоянием и использованием объектов экономики Казахстана, находящихся у иностранных инвесторов, утверждает С. Ахметов.

В начале 90-х годов для привлечения большого объема ПИИ в Казахстане был создан «мягкий» инвестиционный климат. Кроме того, с 2003 года действуют определенные льготы и преференции в приоритетных отраслях экономики: инвестиционные налоговые преференции, освобождение от обложения таможенными пошлинами при импорте оборудования и комплектующих к нему, ввозимых для реализации инвестиционного проекта, государственные натурные гранты. Однако уже возникает необходимость других подходов, т.к. перед государством стоят новые задачи, и пути решения должны быть новыми, отмечает С. Ахметова.

Данияр БУКАНОВ

Курсивъ-справка:
Объекты, которые в РК могут быть отнесены к стратегическим:
- магистральные железнодорожные сети;
- магистральные нефтепроводы и газопроводы;
- национальная электрическая сеть;
- магистральные линии связи;
- национальная почтовая сеть;
- международные аэропорты;
- морские порты, имеющие статус международного значения;
- аэронавигационные устройства системы управления воздушным движением;
- устройства и навигационные знаки, регулирующие и гарантирующие безопасность судоходства;
- объекты использования атомной энергии;
- объекты космической отрасли;
- водохозяйственные сооружения;
- автомобильные дороги общего пользования;
- пакеты акций (доли участия, паи) в юридических лицах, в собственности которых находятся стратегические объекты;
- пакеты акций (доли участия, паи) физических и юридических лиц, которые имеют возможность прямо или косвенно определять решения или оказывать влияние на принимаемые решения юридических лиц, в собственности которых находятся стратегические объекты.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В Казахстане станет проще развивать тепличный бизнес

Новые правительственные поправки снизят число необходимых документов для старта

Фото: Depositphotos/PiLens

Очередной пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в Казахстане поможет малому бизнесу расширить свои объекты или построить новые. В частности, отменены требования разработки проектно-сметной документации в отношении технически несложных стройобъектов.

Технически несложные объекты – это мобильные комплексы контейнерного, блочного и модульного исполнения, одно­этажные здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые возводят из сборно-разборных конструкций, склады и хранилища высотой не более 7 метров и площадью до 2 тыс. кв. м, открытые автостоянки на 50 и менее мест. А кроме того, теплицы и парники, строительство которых на госуровне стимулируется с 2015 года. 

Для теплиц и не только

Теплицы должны были сбить ценовые скачки при сезонном подорожании овощей, но при их строительстве бизнес столкнулся с существенными барьерами. Показательна история грузинского бизнесмена, который строил теплицу в Актюбинске.

«Он признался, что когда он такую же теплицу строил в Грузии, то разрешение на строительство теплицы там ему обошлось в 10 тыс. евро и в две-три недели было выдано. У нас стоимость дошла до 100 тыс. евро и по срокам – пять месяцев, но если бы мы не подключились, то разрешение он бы еще полгода получал», – рассказывал Айдос Мамыт из Агентства по противодействию коррупции.

8-й пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в том числе отменяет требования разработки проектно-сметной документации (ПСД) в отношении технически несложных стройобъектов.

«Изменения, безусловно, произошли в лучшую сторону, поскольку, независимо от того, технически они сложные или несложные, стройобъекты ранее поголовно проходили экспертизу и процедуру разработки проектно-сметной документации», – поясняет руководитель управления анализа и мониторинга бизнес-среды Министерства национальной экономики Мадина Нуртас.

Она говорит, что на разработку ПСД требуется от месяца до года и даже более в зависимости от сложности объекта. 

От экспертизы и ПСД освобождено и строительство сетей электроснабжения с установленной мощностью до 200 кВт для субъектов предпринимательства. Сеть в 200 кВт способно обслуживать помещение с сетью освещения в 83 лампочки мощностью 100 Вт. Ранее, если предприниматель решал расширить свой магазин и, соответственно, увеличить его освещение, ему повторно приходилось разрабатывать ПСД на строительство или модернизацию сети питания, теряя деньги и время. «Тепличная» поправка на самом деле облегчила жизнь всему малому и микробизнесу страны, особенно в том случае, если этот бизнес решит расширяться, наращивая свои производственные и торговые площади. 

KPI для государства

Упрощение процедур в этой сфере может простимулировать рост числа проектов в сфере коммерческого строительства и количества компаний, реализующих такие проекты под ключ, уверены в Министерстве национальной экономики.

Увеличению числа игроков рынка из частного сектора будет способствовать и установленное законом сокращение перечня оснований для создания организаций с государственным участием. Теперь государственные предприятия могут быть созданы исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, введения государственной монополии или в связи с недостаточным развитием конкуренции на товарном рынке, которое будет определяться по итогам его анализа со стороны антимонопольного ведомства.

«Анализ состояния конкурентной среды и сейчас проводится при создании госпредприятий либо расширении или изменении осуществляемых ими видов деятельности: им определяется возможное их влияние на рынки», – напоминает руководитель управления правового обеспечения и методологии Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Бахыт Кожикова.

Она поясняет, что для определения уровня развития конкуренции на товарном рынке берутся следующие критерии: рыночная концентрация, доли действующих субъектов частного предпринимательства на этом рынке, показатели спроса и возможности его удовлетворения субъектами частного предпринимательства, а также иные структурные особенности товарного рынка, к примеру, экономические и административные барьеры для входа на рынок. После анализа этих данных будет приниматься решение о целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде на конкретном участке.

Напомним, что в начале лета министр национальной экономики Казахстана Руслан Даленов сообщил о том, что по итогам 2019 года участие государства в экономике снизилось до 16% – этот показатель был вычислен путем деления суммы валовой добавленной стоимости продукции, произведенной компаниями квазигосударственного сектора, на объем ВВП страны. При этом доля МСБ в казахстанском ВВП, по оценке того же министерства, составила 30,8%. Государственный KPI – довести этот показатель до 35% к 2025 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg