Куда идти инвесторам

Опубликовано
Большинство стран законодательно ограничивают иностранных инвесторов в стратегических отраслях. Если российские эксперты ожидают принятия такого закона в ближайшее время, то в Казахстане он действует на протяжении последних пяти лет.

Бразилия, Мексика, Россия и Индия входят в первую двадцатку получателей ПИИ. Однако по показателю среднедушевого ПИИ Казахстан - в группе мировых лидеров. Крупнейшими импортерами инвестиций для многих стран являются Великобритания, США, Китай, Франция, Люксембург, Нидерланды, Гонконг, Канада, Сингапур и Германия.

В то же время в Великобритании специальные правила действуют в отношении ПИИ в авиационную промышленность и ВПК, энергетику, морской транспорт — случае, если корабли зафрахтованы военными. В США дополнительно защищена телекоммуникационная отрасль, морские и воздушные перевозки, проведение работ по углублению дна. Франция специально контролирует иностранные инвестиции в авиастроение, ограничивает возможности иностранцев по покупке информационных агентств и сельхозкооперативов. Польша ограничивает покупку иностранцами аэропортов, земельных участков в приграничных районах. В Казахстане все вопросы, связанные с инвестициями, регулируются законом РК «Об инвестициях» от 2003 года. Однако, как утверждает партнер юридической фирмы GRATA Сауле Ахметова, законодательство о национальной безопасности предусматривает ограничения инвестиций в некоторые секторы.

«Иностранные граждане не могут стать собственниками земельных участков либо собственниками каких-либо объектов флоры и фауны, военных комплексов и т.д. Статья 18 закона РК «О национальной безопасности» закрепляет, что в целях обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан правительством Республики Казахстан устанавливаются ограничения на переход и возникновение права собственности на стратегические ресурсы (объекты) Республики Казахстан.

По мнению многих экспертов, иностранные инвесторы и раньше не проявляли инициативы касательно совместной работы в таких отраслях, как военно-промышленный комплекс, так как политические риски слишком велики.

В России закон о допуске иностранцев в стратегические секторы экономики могут принять уже скоро. Чиновники смогут контролировать иностранные инвестиции в 39 стратегических отраслях. Как отмечает проректор Российской экономической школы Сергей Гурьев, список стратегических отраслей в новом законе более широк, чем в большинстве аналогичных иностранных законов. В случае одобрения закона иностранная компания, пожелавшая приобрести более 50% акций стратегического предприятия, должна будет получить разрешение на сделку. Приобретение блокпакета — более 25% акций — обязательно для согласования. Иностранцы при этом должны сначала обратиться за разрешением в специальную правительственную комиссию, возглавлять которую будет непосредственно премьер-министр. Срок рассмотрения сделки — до шести месяцев.

Казахстанский закон о нацбезопасности также предусматривает контроль над состоянием и использованием объектов экономики Казахстана, находящихся у иностранных инвесторов, утверждает С. Ахметов.

В начале 90-х годов для привлечения большого объема ПИИ в Казахстане был создан «мягкий» инвестиционный климат. Кроме того, с 2003 года действуют определенные льготы и преференции в приоритетных отраслях экономики: инвестиционные налоговые преференции, освобождение от обложения таможенными пошлинами при импорте оборудования и комплектующих к нему, ввозимых для реализации инвестиционного проекта, государственные натурные гранты. Однако уже возникает необходимость других подходов, т.к. перед государством стоят новые задачи, и пути решения должны быть новыми, отмечает С. Ахметова.

Данияр БУКАНОВ

Курсивъ-справка:
Объекты, которые в РК могут быть отнесены к стратегическим:
— магистральные железнодорожные сети;
— магистральные нефтепроводы и газопроводы;
— национальная электрическая сеть;
— магистральные линии связи;
— национальная почтовая сеть;
— международные аэропорты;
— морские порты, имеющие статус международного значения;
— аэронавигационные устройства системы управления воздушным движением;
— устройства и навигационные знаки, регулирующие и гарантирующие безопасность судоходства;
— объекты использования атомной энергии;
— объекты космической отрасли;
— водохозяйственные сооружения;
— автомобильные дороги общего пользования;
— пакеты акций (доли участия, паи) в юридических лицах, в собственности которых находятся стратегические объекты;
— пакеты акций (доли участия, паи) физических и юридических лиц, которые имеют возможность прямо или косвенно определять решения или оказывать влияние на принимаемые решения юридических лиц, в собственности которых находятся стратегические объекты.

Читайте также