Кризис отменяется

<b>Наблюдающийся спад на мировых финансовых рынках - это не кризис, а локальная коррекция цен. К такому мнению пришли участники первого заседания Астанинского экономического клуба, которое прошло в Министерстве экономики и бюджетного планирования (МЭБП), и было организовано Институтом экономических исследований. </b><br /><br />В соответствии с решением Международного экономического форума, прошедшего недавно в Астане, создана республиканская ассоциация «Астанинский экономический клуб», выступающая в качестве диалоговой площадки для обсуждения и решения вопросов экономического развития страны.

Кризис отменяется

Кризис отменяется

Первое заседание клуба состоялось на прошлой неделе на тему «Анализ влияния мирового финансового кризиса на экономику Казахстана». На заседании было отмечено, что спад на мировых рынках является не кризисом, а локальной коррекцией цен. «Для того чтобы расценивать снижение цен на мировых рынках как кризис, нужны более веские основания, нежели несколько процентных пунктов снижения фондовых индексов. Максимальное снижение индекса Dow Jones в июле-августе текущего года составило 8-10%. Впоследствии на американском фондовом рынке опять наблюдался рост, и сейчас он близок к историческим максимумам. Наблюдающееся снижение котировок большинства активов мировых рынков - как товарных, так и фондовых, является необходимой коррекцией и по сути - оздоравливающим явлением для мировых рынков», - сказала директор отраслевого департамента отраслевого развития АО «Институт экономических исследований» Жамила Бопиева.

Вместе с тем участники заседания отметили, что республика обладает достаточным запасом финансовой прочности, чтобы противостоять кризисным явлениям, происходящим в мировой экономике. Так, ежегодный прирост ВВП в стране составляет 9-10%, финансовые ресурсы в республиканском бюджете составляют свыше 2 трлн. тенге, в местном бюджете - свыше 1 трлн. тенге, в Национальном фонде свыше - 2,4 трлн. тенге, пенсионные накопления вкладчиков (НПФ) - свыше 900 млрд. тенге, сумма вкладов населения (БВУ) - свыше 1 трлн. тенге и доходы национальных компаний - свыше 800 млрд. тенге.

Между тем в связи с ухудшением условий внешних заимствований на мировых рынках капиталов казахстанские банки столкнулись с рисками рефинансирования внешних обязательств и с определенным дефицитом ликвидности. Однако в этом случае казахстанские банки диверсифицировали выпускаемые долговые обязательства по видам валют, виду, срокам погашения, по группам инвесторов, что, в свою очередь, обеспечило им защиту от рисков. Кроме того, в ходе заседания было отмечено, что размещенные долговые обязательства имеют относительно длинные сроки обращения и в ближайшее время не создадут серьезных проблем, связанных с их погашением. При этом объем ипотечных кредитов в стране невелик и составляет всего 5% к ВВП. По мировым меркам это не очень большая величина. В целом происшедшую встряску всей финансовой системы нельзя назвать кризисом, поскольку ни один системообразующий банк Казахстана не заявил о серьезных трудностях или банкротствах. При этом нынешняя ситуация может быть полезна банковской системе Казахстана, так как теперь она будет развиваться по более устойчивому сценарию.

Международные эксперты из «Ренессанс Капитал» (Renaissance Capital - ведущая инвестиционно-банковская и финансовая группа, работающая на финансовых рынках в России, Украине и других странах СНГ) отмечают, что из всех стран СНГ банковский рынок Казахстана уже сейчас является самым преобразованным и эффективно регулируемым. Это обстоятельство (в совокупности с устойчивым экономическим ростом) положило основу для быстрого развития банковского сектора.

Также в ходе заседания был отмечен тот факт, что по итогам 2006 года абсолютным лидером среди СНГ в плане обеспеченности экономики банковскими услугами стал Казахстан (101,7%), опередив ближайших последователей - Украину (63,5%), Россию (52,8%) и Молдавию (51,7%) почти в два раза. «Показатели Казахстана кажутся впечатляющими не только на фоне стран СНГ, но и по сравнению с показателями большинства стран Восточной Европы, за исключением наиболее развитых банковских систем Чехии и Хорватии (около 110%). Таким образом, по формальным показателям банковская система Казахстана сопоставима с банковскими системами развитых стран мира - США (70%) и Германии (137%)», - отметила в своем докладе «Финансовый сектор Казахстана в условиях нарастания кризисных явлений в мировой экономике» советник председателя мажилиса парламента РК Н. Кучукова.

Однако главный научный сотрудник АО «Институт экономических исследований» В. Додонов в своем докладе «Влияние мировых рынков на казахстанскую экономику: угрозы, направления, меры нейтрализации» заявил, что несмотря на то, что оснований опасаться мирового финансового кризиса в настоящее время недостаточно, периодически возникающие проблемы глобальной экономики могут оказать негативное влияние на Казахстан. «Казахстан уязвим для мировых проблем в двух основных «болевых точках» - сырьевой характер экспорта, от которого во многом зависит рост экономики страны, и многократно выросшая за последние годы зависимость банковского сектора от мировых финансовых рынков, обусловленная чрезмерными заимствованиями банков второго уровня за рубежом», - добавил он.

По результатам заседания были выработаны рекомендации по систематизации последствий кризиса мировой экономики 1998 года; формулированию градаций, ступеней кризисных явлений в мировой экономике; регулированию процессов ценообразования на рынке жилья; изучению влияния потребительских кредитов на экономику республики; мониторингу внешнего долга национальных компаний и эффективности использования финансовых ресурсов этих компаний; направлениям совершенствования банковского, пенсионного законодательства, законодательства в сфере строительства.

Асель МУКАНОВА

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В Казахстане станет проще развивать тепличный бизнес

Новые правительственные поправки снизят число необходимых документов для старта

Фото: Depositphotos/PiLens

Очередной пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в Казахстане поможет малому бизнесу расширить свои объекты или построить новые. В частности, отменены требования разработки проектно-сметной документации в отношении технически несложных стройобъектов.

Технически несложные объекты – это мобильные комплексы контейнерного, блочного и модульного исполнения, одно­этажные здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые возводят из сборно-разборных конструкций, склады и хранилища высотой не более 7 метров и площадью до 2 тыс. кв. м, открытые автостоянки на 50 и менее мест. А кроме того, теплицы и парники, строительство которых на госуровне стимулируется с 2015 года. 

Для теплиц и не только

Теплицы должны были сбить ценовые скачки при сезонном подорожании овощей, но при их строительстве бизнес столкнулся с существенными барьерами. Показательна история грузинского бизнесмена, который строил теплицу в Актюбинске.

«Он признался, что когда он такую же теплицу строил в Грузии, то разрешение на строительство теплицы там ему обошлось в 10 тыс. евро и в две-три недели было выдано. У нас стоимость дошла до 100 тыс. евро и по срокам – пять месяцев, но если бы мы не подключились, то разрешение он бы еще полгода получал», – рассказывал Айдос Мамыт из Агентства по противодействию коррупции.

8-й пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в том числе отменяет требования разработки проектно-сметной документации (ПСД) в отношении технически несложных стройобъектов.

«Изменения, безусловно, произошли в лучшую сторону, поскольку, независимо от того, технически они сложные или несложные, стройобъекты ранее поголовно проходили экспертизу и процедуру разработки проектно-сметной документации», – поясняет руководитель управления анализа и мониторинга бизнес-среды Министерства национальной экономики Мадина Нуртас.

Она говорит, что на разработку ПСД требуется от месяца до года и даже более в зависимости от сложности объекта. 

От экспертизы и ПСД освобождено и строительство сетей электроснабжения с установленной мощностью до 200 кВт для субъектов предпринимательства. Сеть в 200 кВт способно обслуживать помещение с сетью освещения в 83 лампочки мощностью 100 Вт. Ранее, если предприниматель решал расширить свой магазин и, соответственно, увеличить его освещение, ему повторно приходилось разрабатывать ПСД на строительство или модернизацию сети питания, теряя деньги и время. «Тепличная» поправка на самом деле облегчила жизнь всему малому и микробизнесу страны, особенно в том случае, если этот бизнес решит расширяться, наращивая свои производственные и торговые площади. 

KPI для государства

Упрощение процедур в этой сфере может простимулировать рост числа проектов в сфере коммерческого строительства и количества компаний, реализующих такие проекты под ключ, уверены в Министерстве национальной экономики.

Увеличению числа игроков рынка из частного сектора будет способствовать и установленное законом сокращение перечня оснований для создания организаций с государственным участием. Теперь государственные предприятия могут быть созданы исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, введения государственной монополии или в связи с недостаточным развитием конкуренции на товарном рынке, которое будет определяться по итогам его анализа со стороны антимонопольного ведомства.

«Анализ состояния конкурентной среды и сейчас проводится при создании госпредприятий либо расширении или изменении осуществляемых ими видов деятельности: им определяется возможное их влияние на рынки», – напоминает руководитель управления правового обеспечения и методологии Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Бахыт Кожикова.

Она поясняет, что для определения уровня развития конкуренции на товарном рынке берутся следующие критерии: рыночная концентрация, доли действующих субъектов частного предпринимательства на этом рынке, показатели спроса и возможности его удовлетворения субъектами частного предпринимательства, а также иные структурные особенности товарного рынка, к примеру, экономические и административные барьеры для входа на рынок. После анализа этих данных будет приниматься решение о целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде на конкретном участке.

Напомним, что в начале лета министр национальной экономики Казахстана Руслан Даленов сообщил о том, что по итогам 2019 года участие государства в экономике снизилось до 16% – этот показатель был вычислен путем деления суммы валовой добавленной стоимости продукции, произведенной компаниями квазигосударственного сектора, на объем ВВП страны. При этом доля МСБ в казахстанском ВВП, по оценке того же министерства, составила 30,8%. Государственный KPI – довести этот показатель до 35% к 2025 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg