Перейти к основному содержанию

1707 просмотров

Иностранцы научат летать

<i>Глава Минтранскома не исключает прихода в ближайшее время на отечественный авиарынок зарубежных игроков</i><br /><br /><b>Объем грузов и количество пассажиров, перевозимых казахстанскими авиакомпаниями, постоянно растет. Однако, качество обслуживания не всегда поспевает за растущим спросом на авиауслуги. Одной из основных причин этому, по мнению министра Серика Ахметова, выступает отсутствие современного и надежного авиапарка. </b><br /><br />По мнению министра транспорта и коммуникаций, страна до сих пор сталкивается практически с ежедневными сбоями в ритмичности авиарейсов. Региональные авиакомпании практически не обновляются. «Поэтому есть большая вероятность того, что на отечественный авиарынок придут иностранные авиакомпании. Сдерживать данные процессы ни министерство транспорта и коммуникаций, ни авиационные власти республики в ближайшем будущем уже не смогут. Пассажирооборот растет ежегодно на 25-26%. Мы сейчас отстаем по уровню инфраструктуры наземного обслуживания авиации. Сбой только одного самолета ломает весь график движения, происходят наложения, и пассажиры могут застрять на сутки», - сетует глава Минтранскома. Сбои в графике полетов происходят, по его мнению, по причине отсутствия резервного парка. Процесс приобретения новых воздушных судов очень сложный и финансово-затратный, поэтому самолеты приобретаются на условиях операционного лизинга.

Иностранцы научат летать

Иностранцы научат летать
Касаясь ситуации с внутренним авиасообщением, председатель комитета гражданской авиации (КГА) Минтранскома Мухит Кубаев отметил, что за последние 15 лет внутриобластные аэродромы не эксплуатировались, в связи с этим руководству региональных авиакомпаний совместно с акиматами и руководством аэропортов предложено решить вопрос о субсидировании местного авиасообщения и восстановлении инфраструктуры. В текущем году были ужесточены требования к авиаперевозчикам в части необходимости открытия дополнительных рейсов при достижении 80% заполняемости рейса. Отмена рейсов теперь должна быть согласована с КГА. Кроме того, продажа билетов должна быть обеспечена по минимально заявленным тарифам, которые были указаны в конкурсной заявке. В отношении безопасности полетов, по словам М.Кубаева, за 10 месяцев текущего года было 12 авиационных инцидентов - за аналогичный период прошлого года - 15. Были введены ограничения по продлению ресурсов воздушных судов сверх первоначально назначенного срока эксплуатации конструкторскими бюро сроков. Однако, продление может быть осуществлено по отдельному решению на основе обследования воздушных судов сертифицированным техническим центром на срок не более одного года. Предполагается, что указанные меры будут способствовать обновлению воздушного парка страны.

Особое внимание КГА уделяет обеспечению безопасности полетов при организации чартерных рейсов. Комитет намерен ужесточить требования к получению разрешения на полеты иностранных авиакомпаний в Казахстан и введению аккредитации этих авиакомпаний в республике. Это предоставление подробной информации о техническом состоянии воздушных судов авиакомпании и проведение предварительной инспекционной проверки этих судов сотрудниками КГА. Соответствующие правила аккредитации разработаны и находятся на согласовании в соответствующих министерствах и ведомствах. В республике продолжается работа по внедрению в Казахстане стандартов европейских авиационных правил. За 10 месяцев текущего года инвестиции на модернизацию аэронавигационной системы составили 3,5 млрд. тенге.

Серьезной проблемой для роста транзита через аэропорты Астаны и Алматы являются действия авиационных властей России по принудительной переориентации полетов крупных авиакомпаний через воздушное пространство РФ. М. Кубаев считает, что по этой причине «вся кропотливая работа по привлечению иностранных авиакомпаний к транзиту через территорию РК может быть поставлена под угрозу, и компании, вследствие невозможности облета, вынуждены будут летать через территорию России».

Вместе с тем, как полагает С. Ахметов, решение данной проблемы находится не только в юридической плоскости, а также в необходимости развития наземной инфраструктуры аэропортов до международных стандартов. Тогда у казахстанских аэропортов появится надежный союзник в лице иностранных авиакомпаний и властей государств, между которыми осуществляются транзитные перевозки. «Если вы предоставите в Астане или Актобе лучше условия, чем существуют в Красноярске или Новосибирске, то любая авиакомпания полетит через казахстанские аэропорты, и она сама будет добиваться решения данного вопроса от российских властей. Только аэропорт Астаны потеряет в случае ухода «Люфтганзы» $200 млн. Интенсивность полетов «Люфтганза» выросла с 5 рейсов в 2000 году до 52 в 2007 году и эта тенденция продолжается. В Казахстане достаточно таких транзитных аэропортов (Актобе, Уральск, Актау, Атырау). Очень большие перспективы у республики по транзиту. Иностранные авиакомпании готовы летать. Например, Иран. Ни одна отечественная авиакомпания туда не полетит, потому что это коммерчески невыгодно. Но нужно разработать новую программу субсидий на международные маршруты», - отметил глава Минтранскома.

10 новых авиамаршрутов было открыто в текущем году внутри Казахстана и 5 из них уже не субсидируются ввиду их коммерческой выгодности. То же самое, полагает министр, нужно внедрить на международном уровне. Причем, летать будут не только иностранные авиакомпании, но и местные на паритетных началах, уверен он. «С Ираном идут активные отношения, товарооборот ежегодно прибавляется на 30-40%, но чтобы добраться до Тегерана требуется практически целый день. До сих пор нет прямого рейса, когда можно за 3,5 часа долететь», - недоумевает С. Ахметов.

Транзитные авиакомпании, по мнению министра, надо привлекать через снижение аэропортовских сборов и снижение стоимости авиационного топлива. «Уже 850 долларов стоит тонна топлива. В России и Азербайджане - от 600 долларов», - сказал он, добавив, что китайская CNPC уже готова работать по производству авиационного топлива в Актобе. Таким образом, логично, что для создания благоприятных условий по транзиту через территорию республики в транспортную систему страны потребуются крупные инвестиции. И государство внесет только часть необходимых для этого средств.

Байтас КУРМАНОВ

784 просмотра

Алматинский и актюбинский технадзор вытесняет из Уральска местные фирмы

Они не могут конкурировать с ними в госзакупках

Фото: Silentalex88

Причиной тому стали изменения в законодательстве: в конкурсах на оказание услуг в сфере строительства по ЗКО побеждают лишь актюбинские или алматинские фирмы, у которых суммы налоговых отчислений в бюджет много выше, чем у местных технадзорных компаний. 

Всего в ЗКО около 20 фирм, оказывающих услуги технического надзора при строительстве зданий, сооружений и автомобильных дорог. С начала 2019 года в условиях конкурсов на проведение государственных закупок определяющим показателем была внесена сумма уплаченных предприятием налогов за последние четыре года. И уральские фирмы-технадзоры перестали побеждать в тендерах. Победителями конкурсов на оказание услуг технадзора при строительстве государственных объектов в ЗКО стали иногородние фирмы – ТОО «Дирекция строящихся предприятий «Стройинтеграция» (Алматы), ТОО «Актаустройэксперт» (Нур-Султан), ТОО «Инженерное бюро NURTAU» (Актобе), ТОО «Актобестройэксперт» (Актобе), ТОО «DS&V» (Костанай).

Выиграли много, а спецов мало?

В октябре 2019 года пять инжиниринговых компаний Уральска – ТОО «Сана Маркет», ТОО «АНТинжсервис», ТОО «Сектор строительных услуг «Сенiмдi сапа», ТОО «БатысСапа Инжиниринг», ТОО «КИУС» – написали заявление в управление государственного архитектурно-строительного контроля ЗКО. Они попросили ведомство провести проверку соответствия качества услуг по техническому надзору за строительными объектами в области. 

Причиной проверки, с точки зрения местных предпринимателей, может служить тот факт, что неместные фирмы выиграли огромное количество лотов на технадзор при строительстве 14 многоэтажных домов, 4 водопроводов, 67 одноэтажных домов, 3 школ, 6 дорог. Учитывая разбросанность объектов по области, у местных фирм возник вопрос: сумеют ли победители качественно выполнить взятые на себя обязательства? 

Не получив из ГАСКа ответа, в ноябре 2019 года бизнесмены обратились в Палату предпринимателей ЗКО, где помимо вопросов качества услуг затронули и больной для инжиниринговых компаний области вопрос – близкое к банкротству финансовое положение. 

Руководитель ТОО «КИУС» Мурат Бахишев – именно он и стал инициатором написания тревожных писем в ГАСК и ПП – объяснил «Курсиву», что его предприятие работает с 2007 года, и при участии ТОО «КИУС» в ЗКО были построены десятки социальных объектов, много­этажных домов, автодорог.

«Во многих договорах на наши услуги прописано, что представители фирмы-технадзора должны постоянно находиться на строительном объекте. При возведении многоэтажного дома или, к примеру, строительстве автодороги там должны работать до шести специалистов технадзора. У нас вызывает большое сомнение, как фирмы из Алматы или Актобе, выигравшие не один десяток тендеров по стране, смогут обеспечить при строительстве объектов должное количество специалистов», – рассуждает Мурат Бахишев.

По его словам, уже сейчас иногородние компании переманивают к себе на работу сотрудников местных фирм. 

Аналогичного мнения придерживается и руководитель фирмы-технадзора ТОО «АНТинж­сервис» Нурлан Мурзагалиев. Он считает, что сложившаяся ситуация с технадзором в ЗКО породит лишь одно: отсутствие надлежащего контроля со стороны госорганов, поскольку фирмы-технадзоры нанимает именно государство в лице областных управлений строительства. В итоге может пострадать качество строительных работ. 

Узкая направленность – путь к разорению

Относительно нового условия участия в тендере – отнесения в зачет участника конкурса суммы уплаченных налогов за последние четыре года – оба руководителя инжиниринговых компаний считают, что именно оно выбило из участия в госзакупках всех уральских технадзоров. 

«Уральские инжиниринговые фирмы заняты только в сфере технадзора за строительством. В то время как алматинские или актюбинские фирмы – победители большинства конкурсов – выполняют весь комплекс строительных работ – от проектирования до строительно-монтажных работ плюс технический и авторский надзор за строительством», – говорит  Нурлан Мурзагалиев.  

Сейчас, по его словам, «АНТинж­сервис» переживает нелегкие времена: из фирмы уже ушли два специалиста, осталось пятеро. Платить зарплату людям нечем. Из госзаказа у ТОО остался лишь проект по газоснабжению сел Казталовского района ЗКО. В конце декабря «АНТинж­сервис» завершит проект, и фирма сократит свой штат еще на три специалиста.

Аналогичная ситуация у большинства инжиниринговых компаний Уральска. В ТОО «КИУС» из 11 специалистов сейчас работают шесть. Люди уходят, потому что нет тендеров, соответственно, нет и достойной зарплаты. 

«Сейчас мы даже не заглядываем на портал госзакупок – шансов выиграть тендеры на технадзор у нас нет никаких. У меня осталось несколько проектов прошлых лет: спортивная школа-интернат в поселке Деркул и пристройка к зданию ДКНБ. К середине лета 2020 года мы их завершим и пойдем ко дну», – констатирует Мурат Бахишев.

Главы уральских инжиниринговых фирм отмечают, что новые нормы закона о госзакупках, по сути, монополизируют рынок услуг технадзора в сфере строительства. И даже если правила госзакупок будут изменяться в перспективе, не исключено, что к тому времени инжиниринговые фирмы Уральска уже разорятся.

Выше закона не прыгнешь 

Руководитель управления госзакупок по ЗКО Бибигуль Ниеткалиева сообщила «Курсиву», что с начала 2019 года они провели 29 конкурсов на услуги технадзора. Один из них выиграла местная фирма – ТОО «Жана консалтинг Ltd», в других победили иногородние инжиниринговые компании. Средняя сумма одного лота по технадзору, по словам г-жи Ниеткалиевой, – 10 млн тенге. 

«Раньше технадзоры, чтобы выиграть конкурс, могли демпинговать, предлагать цену услуг ниже заявленной в тендере на 40-50%. Теперь, во избежание получения некачественных услуг, внесена норма, предписывающая участникам тендеров не допускать понижения цены ниже 15%», – пояснила Бибигуль Ниеткалиева.

То, что местные фирмы из-за меньших сумм налоговых отчислений оказались аутсайдерами тендеров на услуги технадзоров, изменить в управлении госзакупок не в силах.  

Председатель совета по защите прав предпринимателей ПП ЗКО Хайдар Капанов считает, что в этой ситуации побороться все-таки стоит. На местном уровне, как подчеркивает г-н Капанов, такие вопросы не решаются. Поэтому обращение инжиниринговых компаний Уральска они перенаправили в РПП «Атамекен». 

«Наша резолюция – из законодательства нужно убирать норму о включении суммы уплаты налогов за четыре года в список ключевых при участии бизнеса в тендерах на госзакупки в сфере строительства. О какой поддержке малого и среднего бизнеса со стороны государства может идти речь, если такими поправками в законодательстве мы душим МСБ на корню?» – заключил Хайдар Капанов.
 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance