Перейти к основному содержанию


1650 просмотров

Иностранцы научат летать

<i>Глава Минтранскома не исключает прихода в ближайшее время на отечественный авиарынок зарубежных игроков</i><br /><br /><b>Объем грузов и количество пассажиров, перевозимых казахстанскими авиакомпаниями, постоянно растет. Однако, качество обслуживания не всегда поспевает за растущим спросом на авиауслуги. Одной из основных причин этому, по мнению министра Серика Ахметова, выступает отсутствие современного и надежного авиапарка. </b><br /><br />По мнению министра транспорта и коммуникаций, страна до сих пор сталкивается практически с ежедневными сбоями в ритмичности авиарейсов. Региональные авиакомпании практически не обновляются. «Поэтому есть большая вероятность того, что на отечественный авиарынок придут иностранные авиакомпании. Сдерживать данные процессы ни министерство транспорта и коммуникаций, ни авиационные власти республики в ближайшем будущем уже не смогут. Пассажирооборот растет ежегодно на 25-26%. Мы сейчас отстаем по уровню инфраструктуры наземного обслуживания авиации. Сбой только одного самолета ломает весь график движения, происходят наложения, и пассажиры могут застрять на сутки», - сетует глава Минтранскома. Сбои в графике полетов происходят, по его мнению, по причине отсутствия резервного парка. Процесс приобретения новых воздушных судов очень сложный и финансово-затратный, поэтому самолеты приобретаются на условиях операционного лизинга.

Касаясь ситуации с внутренним авиасообщением, председатель комитета гражданской авиации (КГА) Минтранскома Мухит Кубаев отметил, что за последние 15 лет внутриобластные аэродромы не эксплуатировались, в связи с этим руководству региональных авиакомпаний совместно с акиматами и руководством аэропортов предложено решить вопрос о субсидировании местного авиасообщения и восстановлении инфраструктуры. В текущем году были ужесточены требования к авиаперевозчикам в части необходимости открытия дополнительных рейсов при достижении 80% заполняемости рейса. Отмена рейсов теперь должна быть согласована с КГА. Кроме того, продажа билетов должна быть обеспечена по минимально заявленным тарифам, которые были указаны в конкурсной заявке. В отношении безопасности полетов, по словам М.Кубаева, за 10 месяцев текущего года было 12 авиационных инцидентов - за аналогичный период прошлого года - 15. Были введены ограничения по продлению ресурсов воздушных судов сверх первоначально назначенного срока эксплуатации конструкторскими бюро сроков. Однако, продление может быть осуществлено по отдельному решению на основе обследования воздушных судов сертифицированным техническим центром на срок не более одного года. Предполагается, что указанные меры будут способствовать обновлению воздушного парка страны.

Особое внимание КГА уделяет обеспечению безопасности полетов при организации чартерных рейсов. Комитет намерен ужесточить требования к получению разрешения на полеты иностранных авиакомпаний в Казахстан и введению аккредитации этих авиакомпаний в республике. Это предоставление подробной информации о техническом состоянии воздушных судов авиакомпании и проведение предварительной инспекционной проверки этих судов сотрудниками КГА. Соответствующие правила аккредитации разработаны и находятся на согласовании в соответствующих министерствах и ведомствах. В республике продолжается работа по внедрению в Казахстане стандартов европейских авиационных правил. За 10 месяцев текущего года инвестиции на модернизацию аэронавигационной системы составили 3,5 млрд. тенге.

Серьезной проблемой для роста транзита через аэропорты Астаны и Алматы являются действия авиационных властей России по принудительной переориентации полетов крупных авиакомпаний через воздушное пространство РФ. М. Кубаев считает, что по этой причине «вся кропотливая работа по привлечению иностранных авиакомпаний к транзиту через территорию РК может быть поставлена под угрозу, и компании, вследствие невозможности облета, вынуждены будут летать через территорию России».

Вместе с тем, как полагает С. Ахметов, решение данной проблемы находится не только в юридической плоскости, а также в необходимости развития наземной инфраструктуры аэропортов до международных стандартов. Тогда у казахстанских аэропортов появится надежный союзник в лице иностранных авиакомпаний и властей государств, между которыми осуществляются транзитные перевозки. «Если вы предоставите в Астане или Актобе лучше условия, чем существуют в Красноярске или Новосибирске, то любая авиакомпания полетит через казахстанские аэропорты, и она сама будет добиваться решения данного вопроса от российских властей. Только аэропорт Астаны потеряет в случае ухода «Люфтганзы» $200 млн. Интенсивность полетов «Люфтганза» выросла с 5 рейсов в 2000 году до 52 в 2007 году и эта тенденция продолжается. В Казахстане достаточно таких транзитных аэропортов (Актобе, Уральск, Актау, Атырау). Очень большие перспективы у республики по транзиту. Иностранные авиакомпании готовы летать. Например, Иран. Ни одна отечественная авиакомпания туда не полетит, потому что это коммерчески невыгодно. Но нужно разработать новую программу субсидий на международные маршруты», - отметил глава Минтранскома.

10 новых авиамаршрутов было открыто в текущем году внутри Казахстана и 5 из них уже не субсидируются ввиду их коммерческой выгодности. То же самое, полагает министр, нужно внедрить на международном уровне. Причем, летать будут не только иностранные авиакомпании, но и местные на паритетных началах, уверен он. «С Ираном идут активные отношения, товарооборот ежегодно прибавляется на 30-40%, но чтобы добраться до Тегерана требуется практически целый день. До сих пор нет прямого рейса, когда можно за 3,5 часа долететь», - недоумевает С. Ахметов.

Транзитные авиакомпании, по мнению министра, надо привлекать через снижение аэропортовских сборов и снижение стоимости авиационного топлива. «Уже 850 долларов стоит тонна топлива. В России и Азербайджане - от 600 долларов», - сказал он, добавив, что китайская CNPC уже готова работать по производству авиационного топлива в Актобе. Таким образом, логично, что для создания благоприятных условий по транзиту через территорию республики в транспортную систему страны потребуются крупные инвестиции. И государство внесет только часть необходимых для этого средств.

Байтас КУРМАНОВ

312 просмотров

Халық өсімінен қалай пайда табуға болады?

Ақсулық кәсіпкердің ісі

Фото: Shutterstock

Ата-анасы сәбиіне ең жақсысын таңдайтыны анық. Бұл өз кезегінде жеңіл өнеркәсіпті, жеке кәсіпкерлік деңгейінде болсын, дамытуға мүмкіндік береді.

Кәсібің – нәсібің

Ақсулық жас кәсіпкер Дарья Ларичева жақында жергілікті әкімдіктің көмегімен қол жеткізген тұрғын-жайды жөндеу жұмысын бітіріп, жаңа туған нәрестелерге арналған киім-кешек тігу ісін жолға қоймақ.

Жас келіншек жеке кәсібін қолынан жақсы келетін шаруадан бастаған. Колледжде тігін ісін игеріп, түрлі ательеде біраз тәжірибе жинақтаған. Енді өзі тігіншілікті мықтап қолға алмақ. Ең маңыздысы – ниша табу болса, Дарьяны өмірдің өзі осы жолға алып келген. 

Бәрі баласына арнап көрпе-жастық тігуден басталды. Жаңа дүние таныс қыз-келіншектерге ұнап, олар да нәрестеге арналған көрпе-жастық тігіп беруін өтінеді. Осылайша алғашқы тапсырыстар түсе бастайды. Жас аналар риза болып, олармен тез тіл табысып кетті. 

Инвестиция қайдан? 

Дарья жеке кәсіп бастау үшін ең алдымен тігін машинасы және біраз мата керек екенін түсінді. Осы мақсатта 500 мың теңге несие алған. Балалар киіміне сапалы, табиғи мата ғана жарайтындықтан, осы талаптарға сай келетін мата сататын дүкенді де тапқан. Қазіргі кезде жас кәсіпкерге мата мен қажетті материалдарды делдалдан алуға тура келіп тұр, десе де ісі біраз алға басқан соң қажетті шикізатты көтерме бағамен сатып алмақ. 

Шеберхана орналасатын орын іздеу екінші қадам болды. Жергілікті биліктің көмегі арқасында жалға алатын арзан бөлме де табылды. Нәтижесінде бұл жерге құрал-жабдығын көшіріп, өз шеберханасын ашып, киім-кешек жөндеумен айналыса бастады. Бәрін өз талғамымен безендіреді. Өзі тігетін киім-кешектің бренд атауын да ойлап қойған, жас кәсіпкер оны алдағы уақытта тіркетпек.
 
«Киім-кешекті үлкен партиямен шығаруға қол жекізген кезде атауын тіркетсем деген ойдамын. Ол үшін ең алдымен ұжым жинап алуым керек. Бұл оңай шешілетін шаруа болмай тұр», – Дарья Ларичева.

Бәрін шешетін – кадр 

Колледжде оқып жүргенде Павлодардағы сәнді киім тігетін кәсіпорында тәжірибеден өткен еді. Оған бас киім тігетін шебер жетекшілік етті. Бұндай киім тігу оның қызығушылығын тудырмады. Есесіне өндірісте жақсы тәжірибе жинақтап, ұжымда қарым-қатынас орнатуды үйренген. Бұл – бизнесте өте қажет қасиет.
 
«Жұмысқа көмекші алайын деп едім, маман тапшылығымен бетпе-бет келдім. Бұл жерде тігін ісін қаншалықты жақсы меңгергенің маңызды емес, ең бастысы – жұмысқа деген көзқарасың. Өзім жалдамалы жұмыста жүргенде, не болса да, өзіңді қалай сезінсең де, тапсырманы орындау қажеттігін түсінетінмін. Осындай өзіңмен рухтас адам табу қиын екен», – дейді кәсіпкер. 

Енді көмекшіні өзі оқыған колледж түлектерінің арасынан іздеп көруді жоспарлап отыр. 

Істің мәні 

Киім тігу – өте ұзақ және бейнетті жұмыс. Бәрі идеядан бастау алады. Ал маркетингтік зерттеуді Дарья өзі жүргізеді екен: нарықты зерттеп, тапсырыс берушілермен байланыс орнатады. 

«Әрине, қандай да бір жаңалықты интернеттен қарап табуға болады, бірақ үлгіні міндетті түрде өз ойыңнан толықтырасың», – дейді Дарья Ларичева. 

Жас кәсіпкердің айтуынша, бұйым тұтынушыға қолжетімді болуы үшін, шикізатты алар кезде баға мен сапаның теңгерімін сақтаған маңызды. 

«Әзірге бұйымдарды аздан тігіп жатырмын. Алдағы уақытта өзге қалалардан «оптовик» тауып, тіккен киімдерімді Ақсуда сататын бағамен өткізсем деген ой бар»,– дейді кәсіпкер.   

Айта кету керек, оның бұйымдары аймаққа шеттен әкелінетін тауарлардан біршама арзан. Жас кәсіпкердің айтуынша, қазір ол үшін ең маңыздысы – нарықта орнығу. Тігінші тігетін киімдер мен бұйымдар 0-3 жастағы сәбилерге арналған.

Балаларға арналған көрпе-төсек жабдығы, кермеше, қолдан тігілген және ортопедиялық жастық тігеді. Одан бөлек, жаңа туған нәрестелердің жейде, көйлек, боди, башмақай және т.б. бар.
 
Дарья Ларичева алдағы уақытта жасөспірімдерге арналған көрпе-жастық жабдығын тіккісі келеді. Әзірге ателье қожайыны жеке франшиза туралы армандап жүр.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций