Перейти к основному содержанию
2266 просмотров

Цены на бензин возьмут под контроль

<b>В Министерстве энергетики и минеральных ресурсов не ожидают повышения внутренних цен на бензин до конца текущего года. Однако Минэнерго не исключает существования негласных картельных сговоров на уровне отдельных НПЗ и автозаправочных станций.</b><br /><br />«Цены на бензин на внутреннем рынке Казахстана до конца текущего года будут стабильными. Если не будет резкого скачка стоимости нефти на мировом рынке, то иных причин для повышения цен на продукты нефтепереработки на внутреннем рынке страны я просто не вижу. Переработка идет на высоком уровне, объем поставляемой на НПЗ нефти - достаточный, на заводах накоплен необходимый запас бензина», - заявил руководитель главного диспетчерского управления (ГДУ) нефтяной и газовой промышленности Минэнерго Кайрат Кайпиев. По его словам, в настоящий момент запасы бензина и дизельного топлива на НПЗ страны превышают 60 тыс. тонн. «В день республика потребляет около 6-7 тыс. тонн бензина и дизтоплива, так что на заводах постоянно имеется большой (десятидневный) запас», - также отметил К. Кайпиев по этому поводу. Он пояснил, что ГДУ ведет мониторинг цен трех основных оптовых продавцов нефтепродуктов - компаний «Торговый Дом «КазМунайГаз», «Гелиос» и PetroKazakhstan, которые способны влиять на общую ситуацию на данном рынке. «Цены на бензин этих компаний остаются стабильными», - подчеркнул чиновник Минэнерго. Между тем он признал, что в отдельных городах республики наблюдается рост цен на бензин. «По каждому отдельному случаю мы разбираемся, смотрим объемы поставок. Зачастую такой рост не обоснован», - заметил он. По его мнению, правительству необходимо очень серьезно заняться проблемой ценового сговора на уровне реализаторов продуктов нефтепереработки. «Мы не исключаем возможности существования ценового сговора именно на уровне АЗС», - заключил глава ГДУ.

Цены на бензин возьмут под контроль

Цены на бензин возьмут под контроль
Однако председатель совета директоров автозаправочной сети «Нар-Ойл» Султан Ушбаев считает, что казахстанские НПЗ нацелены на вытеснение конкурентов из автозаправочной индустрии. По его мнению, НПЗ искусственно создали дефицит ГСМ на рынке Казахстана, чтобы добиться от правительства снижения пошлин и налогов. «В течение двух месяцев основные производители бензина и дизтоплива в Казахстане создают условия для получения сверхприбылей за счет населения страны. Крайними же хотят сделать владельцев сетей АЗС, которых опять обвиняют в росте цен на ГСМ», - заявил С. Ушбаев. Данную ситуацию он объясняет тем, что владельцы НПЗ начали агрессивное выдавливание с рынка конкурентов. По его мнению, после того как в Казахстане останутся лишь самые ключевые поставщики ГСМ, они легко смогут управлять ценообразованием. Он утверждает, что «Нар-Ойл» не получает топливо в запрашиваемом объеме, так как крупные оптовые компании его не продают, ссылаясь на дефицит.

Между тем Комитет по защите конкуренции (КЗК) Министерства индустрии и торговли (МИТ) внес в Минэнерго предложение о создании товарных бирж в Казахстане по торговле бензином и дизтопливом, а также по законодательному ограничению деятельности посредников на этом рынке. Об этом в ходе первой международной конференции «Рынок нефтепродуктов Казахстана» сообщил начальник отдела анализа и регулирования топливно-энергетического комплекса КЗК Еркегали Алимкулов. Вместе с тем представитель КЗК отметил, что на рынке производства и оборота ГСМ в республике в последние годы происходят процессы экономической концентрации, которые имеют некоторые негативные последствия. «Основными негативными последствиями экономической концентрации является установление согласованных цен либо других условий реализации товаров в результате аффилированности компании на рынке нефтепродуктов, отсутствия у потребителей возможности выбора поставщика нефтепродуктов, а также возможность необоснованного ограничения производства либо реализации товаров и раздел товарных рынков по территориальному признаку и ассортименту товаров», - пояснил Е. Алимкулов. В качестве примера экономической концентрации была названа компания PetroKazakhstan, которая включает в себя Шымкентский НПЗ, нефтедобывающую компанию PetroKazakhstan Kumkol Resources и ТД «Petro-Kazakhstan», реализующий нефтепродукты в различных регионах страны. В таких условиях закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» является недостаточным рычагом регулирования экономической концентрации. В этой связи КЗК предлагает предусмотреть особую норму в законе «О госрегулировании, производстве и обороте отдельных видов нефтепродуктов», которая станет регулировать сделки, касающиеся ситуации с экономической концентрацией.

Вместе с тем в целях реализации Закона о госрегулировании производства и оборота нефтепродуктов в правительстве создана межведомственная рабочая группа по вопросам внедрения контрольных приборов учета, обеспечивающих автоматизированную передачу данных объемов производства и реализации нефтепродуктов на казахстанских НПЗ, нефтебазах и АЗС. В состав данной группы вошли специалисты Комитета по техническому регулированию, Налогового комитета и Минэнерго. «В настоящее время в республике отсутствует четко скоординированная система контроля над качеством поступающих, хранящихся и реализуемых нефтепродуктов. Это обусловлено в большей степени тем, что данная сфера бизнеса подконтрольна частным фирмам, которые зачастую не имеют необходимых условий для сохранности ГСМ», - отметила начальник отдела мониторинга государственного надзора, делопроизводства и государственного языка Комитета по техническому регулированию и метрологии МИТ РК Жанна Есенбекова. Таким образом, представитель данного комитета считает, что есть острая необходимость в разработке нормативно-правовых актов в области госконтроля над оборотом и сохранностью, а также качеством нефтепродуктов. Внедрение данных приборов, по мнению Ж. Есенбековой, должно привести к сокращению теневого оборота отдельных видов нефтепродуктов в стране.

Асель МУКАНОВА

1333 просмотра

Алматинский и актюбинский технадзор вытесняет из Уральска местные фирмы

Они не могут конкурировать с ними в госзакупках

Фото: Silentalex88

Причиной тому стали изменения в законодательстве: в конкурсах на оказание услуг в сфере строительства по ЗКО побеждают лишь актюбинские или алматинские фирмы, у которых суммы налоговых отчислений в бюджет много выше, чем у местных технадзорных компаний. 

Всего в ЗКО около 20 фирм, оказывающих услуги технического надзора при строительстве зданий, сооружений и автомобильных дорог. С начала 2019 года в условиях конкурсов на проведение государственных закупок определяющим показателем была внесена сумма уплаченных предприятием налогов за последние четыре года. И уральские фирмы-технадзоры перестали побеждать в тендерах. Победителями конкурсов на оказание услуг технадзора при строительстве государственных объектов в ЗКО стали иногородние фирмы – ТОО «Дирекция строящихся предприятий «Стройинтеграция» (Алматы), ТОО «Актаустройэксперт» (Нур-Султан), ТОО «Инженерное бюро NURTAU» (Актобе), ТОО «Актобестройэксперт» (Актобе), ТОО «DS&V» (Костанай).

Выиграли много, а спецов мало?

В октябре 2019 года пять инжиниринговых компаний Уральска – ТОО «Сана Маркет», ТОО «АНТинжсервис», ТОО «Сектор строительных услуг «Сенiмдi сапа», ТОО «БатысСапа Инжиниринг», ТОО «КИУС» – написали заявление в управление государственного архитектурно-строительного контроля ЗКО. Они попросили ведомство провести проверку соответствия качества услуг по техническому надзору за строительными объектами в области. 

Причиной проверки, с точки зрения местных предпринимателей, может служить тот факт, что неместные фирмы выиграли огромное количество лотов на технадзор при строительстве 14 многоэтажных домов, 4 водопроводов, 67 одноэтажных домов, 3 школ, 6 дорог. Учитывая разбросанность объектов по области, у местных фирм возник вопрос: сумеют ли победители качественно выполнить взятые на себя обязательства? 

Не получив из ГАСКа ответа, в ноябре 2019 года бизнесмены обратились в Палату предпринимателей ЗКО, где помимо вопросов качества услуг затронули и больной для инжиниринговых компаний области вопрос – близкое к банкротству финансовое положение. 

Руководитель ТОО «КИУС» Мурат Бахишев – именно он и стал инициатором написания тревожных писем в ГАСК и ПП – объяснил «Курсиву», что его предприятие работает с 2007 года, и при участии ТОО «КИУС» в ЗКО были построены десятки социальных объектов, много­этажных домов, автодорог.

«Во многих договорах на наши услуги прописано, что представители фирмы-технадзора должны постоянно находиться на строительном объекте. При возведении многоэтажного дома или, к примеру, строительстве автодороги там должны работать до шести специалистов технадзора. У нас вызывает большое сомнение, как фирмы из Алматы или Актобе, выигравшие не один десяток тендеров по стране, смогут обеспечить при строительстве объектов должное количество специалистов», – рассуждает Мурат Бахишев.

По его словам, уже сейчас иногородние компании переманивают к себе на работу сотрудников местных фирм. 

Аналогичного мнения придерживается и руководитель фирмы-технадзора ТОО «АНТинж­сервис» Нурлан Мурзагалиев. Он считает, что сложившаяся ситуация с технадзором в ЗКО породит лишь одно: отсутствие надлежащего контроля со стороны госорганов, поскольку фирмы-технадзоры нанимает именно государство в лице областных управлений строительства. В итоге может пострадать качество строительных работ. 

Узкая направленность – путь к разорению

Относительно нового условия участия в тендере – отнесения в зачет участника конкурса суммы уплаченных налогов за последние четыре года – оба руководителя инжиниринговых компаний считают, что именно оно выбило из участия в госзакупках всех уральских технадзоров. 

«Уральские инжиниринговые фирмы заняты только в сфере технадзора за строительством. В то время как алматинские или актюбинские фирмы – победители большинства конкурсов – выполняют весь комплекс строительных работ – от проектирования до строительно-монтажных работ плюс технический и авторский надзор за строительством», – говорит  Нурлан Мурзагалиев.  

Сейчас, по его словам, «АНТинж­сервис» переживает нелегкие времена: из фирмы уже ушли два специалиста, осталось пятеро. Платить зарплату людям нечем. Из госзаказа у ТОО остался лишь проект по газоснабжению сел Казталовского района ЗКО. В конце декабря «АНТинж­сервис» завершит проект, и фирма сократит свой штат еще на три специалиста.

Аналогичная ситуация у большинства инжиниринговых компаний Уральска. В ТОО «КИУС» из 11 специалистов сейчас работают шесть. Люди уходят, потому что нет тендеров, соответственно, нет и достойной зарплаты. 

«Сейчас мы даже не заглядываем на портал госзакупок – шансов выиграть тендеры на технадзор у нас нет никаких. У меня осталось несколько проектов прошлых лет: спортивная школа-интернат в поселке Деркул и пристройка к зданию ДКНБ. К середине лета 2020 года мы их завершим и пойдем ко дну», – констатирует Мурат Бахишев.

Главы уральских инжиниринговых фирм отмечают, что новые нормы закона о госзакупках, по сути, монополизируют рынок услуг технадзора в сфере строительства. И даже если правила госзакупок будут изменяться в перспективе, не исключено, что к тому времени инжиниринговые фирмы Уральска уже разорятся.

Выше закона не прыгнешь 

Руководитель управления госзакупок по ЗКО Бибигуль Ниеткалиева сообщила «Курсиву», что с начала 2019 года они провели 29 конкурсов на услуги технадзора. Один из них выиграла местная фирма – ТОО «Жана консалтинг Ltd», в других победили иногородние инжиниринговые компании. Средняя сумма одного лота по технадзору, по словам г-жи Ниеткалиевой, – 10 млн тенге. 

«Раньше технадзоры, чтобы выиграть конкурс, могли демпинговать, предлагать цену услуг ниже заявленной в тендере на 40-50%. Теперь, во избежание получения некачественных услуг, внесена норма, предписывающая участникам тендеров не допускать понижения цены ниже 15%», – пояснила Бибигуль Ниеткалиева.

То, что местные фирмы из-за меньших сумм налоговых отчислений оказались аутсайдерами тендеров на услуги технадзоров, изменить в управлении госзакупок не в силах.  

Председатель совета по защите прав предпринимателей ПП ЗКО Хайдар Капанов считает, что в этой ситуации побороться все-таки стоит. На местном уровне, как подчеркивает г-н Капанов, такие вопросы не решаются. Поэтому обращение инжиниринговых компаний Уральска они перенаправили в РПП «Атамекен». 

«Наша резолюция – из законодательства нужно убирать норму о включении суммы уплаты налогов за четыре года в список ключевых при участии бизнеса в тендерах на госзакупки в сфере строительства. О какой поддержке малого и среднего бизнеса со стороны государства может идти речь, если такими поправками в законодательстве мы душим МСБ на корню?» – заключил Хайдар Капанов.
 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance