Балканский гамбит

<b>Продолжающийся рост добычи нефти в республике стимулирует руководство страны к поиску новых вариантов транспортировки минералов. Очередным проектом, посредством которого возможен экспорт казахстанской нефти, стал Бургас - Александруполис. Однако Казахстан будет участвовать в нем только при условии увеличения пропускной способности через КТК. </b><br /><br />«Подписание документов о создании международной проектной компании (МПК) для строительства нефтепровода Бургас - Александруполис планируется до 18 декабря», - сообщил вице-президент «Транснефти» <b>Михаил Барков</b>. «Это переговорный процесс. Здесь можно планировать, но не факт, что это произойдет, потому что есть некие разногласия. Но план такой есть», - сказал он. По его словам, вопросы, по которым необходимо достичь единого решения, связаны со сроками реализации проекта, тарифами на транспортировку и отношениями с миноритариями. «Есть некие, требующие дополнительного согласования моменты. Мы работаем», - сказал представитель компании.

Балканский гамбит

Балканский гамбит
В частности, российская сторона предлагает, чтобы решение об установлении тарифа на транспортировку нефти принималось простым большинством голосов, а другие участники - Болгария и Греция - хотят, чтобы этот вопрос утверждался при согласии не менее 80% акционеров. Позиции сторон объясняются тем, что в соответствии с соглашением доли в международной проектной компании распределены между Россией - 51% (ООО «Трубопроводный консорциум «Бургас-Александруполис»), Болгарией - 24,5% (АО «Проектная компания нефтепровод Бургас-Александруполис - БГ»), Грецией - 24,5% (23,5% у совместного предприятия Hellenic Petroleum и Thraki и 1% у государства). Предполагается, что Греция и Болгария отдадут свои 49% нефтяным компаниям, которые предоставят гарантии на прокачку нефти по этому нефтепроводу. К проекту, в частности, проявляют интерес ТНК-BP, американская Chevron и национальная нефтегазовая компания «КазМунайГаз».
Напомним, что проект строительства нефтепровода Бургас - Александруполис обсуждался с 1993 года. Спустя 14 лет, 25 мая 2007 года Россия, Греция и Болгария подписали основополагающее соглашение, позволяющее приступить к непосредственной реализации этого проекта. Проект стоимостью 1 млрд. евро предполагает транспортировку нефти от болгарского порта Бургас в греческий порт Александруполис и далее на зарубежные рынки. Предполагается, что нефтепровод Бургас - Александруполис позволит снизить объем транспортировки нефти танкерами через перегруженные проливы Босфор и Дарданеллы. Протяженность трубы составит около 300 км, пропускная способность - от 35 до 50 млн. тонн нефти в год.
Планируется, что одним из источников наполнения нефтепровода Бургас - Александруполис станет нефть, транспортируемая по системе Каспийского трубопроводного консорциума. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подтвердил заинтересованность республики в участии в проекте трубопровода Бургас - Александруполис, но считает, что его строительство должно идти совместно с расширением Каспийского трубопроводного консорциума. Президент России Владимир Путин соглашается с ним, допуская, что значительная часть нефти, которая может заполнять эту трубопроводную систему, может поступать из Казахстана. При этом Н. Назарбаев высказал пожелание, чтобы работы на обеих системах шли и были закончены одновременно. По результатам переговоров глав двух государств в первой половине текущего года была достигнута договоренность о расширении Каспийского трубопроводного консорциума. «Мы подробно обсудили с Владимиром Владимировичем - от 20 до 40 млн. тонн (пропускная способность нефти в год)», - сказал Н. Назарбаев. «Как раз добавка 17 млн. тонн могла бы пойти на Бургас-Александруполис. В этом проекте Казахстан хочет участвовать, и мы благодарны за поддержку с российской стороны. Мы договорились и записали в плане совместных действий, что строительство Бургас - Александруполис и расширение КТК должны идти параллельно, чтобы мы могли успеть к окончанию строительства», - добавил он.
Несмотря на то, что Казахстан рассматривает и использует разные варианты экспорта минералов, транспортировка через россий-
скую территорию и в сотрудничестве с российскими нефтяными компаниями является пока основным вектором. Н. Назарбаев подчеркнул, что сотрудничество республики с Россией в области транспортировки энергоносителей имеет стратегическое значение. «Казахстан привержен тому, чтобы большая часть, если не вся (нефть), проходила именно по территории России. Мы всегда об этом говорим», - сказал он. «Факты говорят о том, что за прошлый год мы транспортировали 52,3 млн. тонн казахстанской нефти, из них 42 млн. тонн пошли через Россию», - добавил он. При этом, по мнению главы государства, для Казахстана на первом месте всегда стоит интерес транспортировки ресурсов через территорию России и вообще транспортировки.
Министр промышленности и энергетики РФ Виктора Христенко также считает, что скоординированная позиция России и Казахстана как акционеров Каспийского трубопроводного консорциума с точки зрения улучшения экономики проекта позволит выйти на правильное решение, которое не создаст проблем для российской и казахстанской нефти. Казахстан предполагает в ближайшее время увеличить трафик нефти по всем направлениям, включая маршруты Атырау - Самара и КТК. Однако по последнему маршруту увеличение трафика упирается в вопрос повышения тарифов и существующую перегруженность пролива Босфор и Дарданеллы. Поэтому увеличение трафика через КТК будет рассматриваться в увязке с проектом Бургас - Александруполис.
Логично, что по мере роста добычи нефти в Казахстане до 120-150 млн. тонн в год республике потребуются новые маршруты транспортировки нефти на международные рынки, в том числе увеличение пропускной способности существующих маршрутов. Отличие от прежних инициатив в поиске и введении в эксплуатацию новых нефтяных маршрутов заключается в том, что теперь практически в каждом проекте предусматривается участие нацкомпании «КазМунайГаз».
Жанболат МАМЫШЕВ

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В Казахстане станет проще развивать тепличный бизнес

Новые правительственные поправки снизят число необходимых документов для старта

Фото: Depositphotos/PiLens

Очередной пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в Казахстане поможет малому бизнесу расширить свои объекты или построить новые. В частности, отменены требования разработки проектно-сметной документации в отношении технически несложных стройобъектов.

Технически несложные объекты – это мобильные комплексы контейнерного, блочного и модульного исполнения, одно­этажные здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые возводят из сборно-разборных конструкций, склады и хранилища высотой не более 7 метров и площадью до 2 тыс. кв. м, открытые автостоянки на 50 и менее мест. А кроме того, теплицы и парники, строительство которых на госуровне стимулируется с 2015 года. 

Для теплиц и не только

Теплицы должны были сбить ценовые скачки при сезонном подорожании овощей, но при их строительстве бизнес столкнулся с существенными барьерами. Показательна история грузинского бизнесмена, который строил теплицу в Актюбинске.

«Он признался, что когда он такую же теплицу строил в Грузии, то разрешение на строительство теплицы там ему обошлось в 10 тыс. евро и в две-три недели было выдано. У нас стоимость дошла до 100 тыс. евро и по срокам – пять месяцев, но если бы мы не подключились, то разрешение он бы еще полгода получал», – рассказывал Айдос Мамыт из Агентства по противодействию коррупции.

8-й пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в том числе отменяет требования разработки проектно-сметной документации (ПСД) в отношении технически несложных стройобъектов.

«Изменения, безусловно, произошли в лучшую сторону, поскольку, независимо от того, технически они сложные или несложные, стройобъекты ранее поголовно проходили экспертизу и процедуру разработки проектно-сметной документации», – поясняет руководитель управления анализа и мониторинга бизнес-среды Министерства национальной экономики Мадина Нуртас.

Она говорит, что на разработку ПСД требуется от месяца до года и даже более в зависимости от сложности объекта. 

От экспертизы и ПСД освобождено и строительство сетей электроснабжения с установленной мощностью до 200 кВт для субъектов предпринимательства. Сеть в 200 кВт способно обслуживать помещение с сетью освещения в 83 лампочки мощностью 100 Вт. Ранее, если предприниматель решал расширить свой магазин и, соответственно, увеличить его освещение, ему повторно приходилось разрабатывать ПСД на строительство или модернизацию сети питания, теряя деньги и время. «Тепличная» поправка на самом деле облегчила жизнь всему малому и микробизнесу страны, особенно в том случае, если этот бизнес решит расширяться, наращивая свои производственные и торговые площади. 

KPI для государства

Упрощение процедур в этой сфере может простимулировать рост числа проектов в сфере коммерческого строительства и количества компаний, реализующих такие проекты под ключ, уверены в Министерстве национальной экономики.

Увеличению числа игроков рынка из частного сектора будет способствовать и установленное законом сокращение перечня оснований для создания организаций с государственным участием. Теперь государственные предприятия могут быть созданы исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, введения государственной монополии или в связи с недостаточным развитием конкуренции на товарном рынке, которое будет определяться по итогам его анализа со стороны антимонопольного ведомства.

«Анализ состояния конкурентной среды и сейчас проводится при создании госпредприятий либо расширении или изменении осуществляемых ими видов деятельности: им определяется возможное их влияние на рынки», – напоминает руководитель управления правового обеспечения и методологии Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Бахыт Кожикова.

Она поясняет, что для определения уровня развития конкуренции на товарном рынке берутся следующие критерии: рыночная концентрация, доли действующих субъектов частного предпринимательства на этом рынке, показатели спроса и возможности его удовлетворения субъектами частного предпринимательства, а также иные структурные особенности товарного рынка, к примеру, экономические и административные барьеры для входа на рынок. После анализа этих данных будет приниматься решение о целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде на конкретном участке.

Напомним, что в начале лета министр национальной экономики Казахстана Руслан Даленов сообщил о том, что по итогам 2019 года участие государства в экономике снизилось до 16% – этот показатель был вычислен путем деления суммы валовой добавленной стоимости продукции, произведенной компаниями квазигосударственного сектора, на объем ВВП страны. При этом доля МСБ в казахстанском ВВП, по оценке того же министерства, составила 30,8%. Государственный KPI – довести этот показатель до 35% к 2025 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg