Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1 просмотр

Балканский гамбит

<b>Продолжающийся рост добычи нефти в республике стимулирует руководство страны к поиску новых вариантов транспортировки минералов. Очередным проектом, посредством которого возможен экспорт казахстанской нефти, стал Бургас - Александруполис. Однако Казахстан будет участвовать в нем только при условии увеличения пропускной способности через КТК. </b><br /><br />«Подписание документов о создании международной проектной компании (МПК) для строительства нефтепровода Бургас - Александруполис планируется до 18 декабря», - сообщил вице-президент «Транснефти» <b>Михаил Барков</b>. «Это переговорный процесс. Здесь можно планировать, но не факт, что это произойдет, потому что есть некие разногласия. Но план такой есть», - сказал он. По его словам, вопросы, по которым необходимо достичь единого решения, связаны со сроками реализации проекта, тарифами на транспортировку и отношениями с миноритариями. «Есть некие, требующие дополнительного согласования моменты. Мы работаем», - сказал представитель компании.

Балканский гамбит

Балканский гамбит
В частности, российская сторона предлагает, чтобы решение об установлении тарифа на транспортировку нефти принималось простым большинством голосов, а другие участники - Болгария и Греция - хотят, чтобы этот вопрос утверждался при согласии не менее 80% акционеров. Позиции сторон объясняются тем, что в соответствии с соглашением доли в международной проектной компании распределены между Россией - 51% (ООО «Трубопроводный консорциум «Бургас-Александруполис»), Болгарией - 24,5% (АО «Проектная компания нефтепровод Бургас-Александруполис - БГ»), Грецией - 24,5% (23,5% у совместного предприятия Hellenic Petroleum и Thraki и 1% у государства). Предполагается, что Греция и Болгария отдадут свои 49% нефтяным компаниям, которые предоставят гарантии на прокачку нефти по этому нефтепроводу. К проекту, в частности, проявляют интерес ТНК-BP, американская Chevron и национальная нефтегазовая компания «КазМунайГаз».
Напомним, что проект строительства нефтепровода Бургас - Александруполис обсуждался с 1993 года. Спустя 14 лет, 25 мая 2007 года Россия, Греция и Болгария подписали основополагающее соглашение, позволяющее приступить к непосредственной реализации этого проекта. Проект стоимостью 1 млрд. евро предполагает транспортировку нефти от болгарского порта Бургас в греческий порт Александруполис и далее на зарубежные рынки. Предполагается, что нефтепровод Бургас - Александруполис позволит снизить объем транспортировки нефти танкерами через перегруженные проливы Босфор и Дарданеллы. Протяженность трубы составит около 300 км, пропускная способность - от 35 до 50 млн. тонн нефти в год.
Планируется, что одним из источников наполнения нефтепровода Бургас - Александруполис станет нефть, транспортируемая по системе Каспийского трубопроводного консорциума. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подтвердил заинтересованность республики в участии в проекте трубопровода Бургас - Александруполис, но считает, что его строительство должно идти совместно с расширением Каспийского трубопроводного консорциума. Президент России Владимир Путин соглашается с ним, допуская, что значительная часть нефти, которая может заполнять эту трубопроводную систему, может поступать из Казахстана. При этом Н. Назарбаев высказал пожелание, чтобы работы на обеих системах шли и были закончены одновременно. По результатам переговоров глав двух государств в первой половине текущего года была достигнута договоренность о расширении Каспийского трубопроводного консорциума. «Мы подробно обсудили с Владимиром Владимировичем - от 20 до 40 млн. тонн (пропускная способность нефти в год)», - сказал Н. Назарбаев. «Как раз добавка 17 млн. тонн могла бы пойти на Бургас-Александруполис. В этом проекте Казахстан хочет участвовать, и мы благодарны за поддержку с российской стороны. Мы договорились и записали в плане совместных действий, что строительство Бургас - Александруполис и расширение КТК должны идти параллельно, чтобы мы могли успеть к окончанию строительства», - добавил он.
Несмотря на то, что Казахстан рассматривает и использует разные варианты экспорта минералов, транспортировка через россий-
скую территорию и в сотрудничестве с российскими нефтяными компаниями является пока основным вектором. Н. Назарбаев подчеркнул, что сотрудничество республики с Россией в области транспортировки энергоносителей имеет стратегическое значение. «Казахстан привержен тому, чтобы большая часть, если не вся (нефть), проходила именно по территории России. Мы всегда об этом говорим», - сказал он. «Факты говорят о том, что за прошлый год мы транспортировали 52,3 млн. тонн казахстанской нефти, из них 42 млн. тонн пошли через Россию», - добавил он. При этом, по мнению главы государства, для Казахстана на первом месте всегда стоит интерес транспортировки ресурсов через территорию России и вообще транспортировки.
Министр промышленности и энергетики РФ Виктора Христенко также считает, что скоординированная позиция России и Казахстана как акционеров Каспийского трубопроводного консорциума с точки зрения улучшения экономики проекта позволит выйти на правильное решение, которое не создаст проблем для российской и казахстанской нефти. Казахстан предполагает в ближайшее время увеличить трафик нефти по всем направлениям, включая маршруты Атырау - Самара и КТК. Однако по последнему маршруту увеличение трафика упирается в вопрос повышения тарифов и существующую перегруженность пролива Босфор и Дарданеллы. Поэтому увеличение трафика через КТК будет рассматриваться в увязке с проектом Бургас - Александруполис.
Логично, что по мере роста добычи нефти в Казахстане до 120-150 млн. тонн в год республике потребуются новые маршруты транспортировки нефти на международные рынки, в том числе увеличение пропускной способности существующих маршрутов. Отличие от прежних инициатив в поиске и введении в эксплуатацию новых нефтяных маршрутов заключается в том, что теперь практически в каждом проекте предусматривается участие нацкомпании «КазМунайГаз».
Жанболат МАМЫШЕВ

1766 просмотров

Мясо птицы может сравняться по цене с говядиной

Птицеводы нескольких областей Казахстана оказались в тяжелом положении

Фото: Ovknhr

Птицеводы нескольких областей Казахстана находятся в тяжелом положении из-за того, что недополучают субсидии. Вопрос о создании фуражного фонда, который поднимается несколько лет, остается открытым. Фабрики вынуждены снижать объемы производства, которые усиленно наращивали в последние годы. 

По данным Комитета статистики МНЭ РК, поголовье птицы в Казахстане на 1 сентября 2019 года составляет 47,2 млн голов, что на 2 млн голов больше, чем за аналогичный период 2018 года. Лидируют по числу птицы Алматинская область (10,2 млн голов), следом идут Акмолинская (7,5 млн голов) и Северо-Казахстанская (4,5 млн голов) области. За восемь месяцев 2019 в республике произведено 142,6 тыс. т мяса, что на 14,2% больше чем в 2018 году, и 3,7 млрд штук яиц. Птицефабрики более чем на 100% обеспечивают страну яйцом и на 51% курятиной.

На игле субсидий 

По мнению президента Союза птицеводов Казахстана Руслана Шарипова, в нескольких областях страны птицеводам придется снизить объемы производства.  Из-за отсутствия субсидий в тяжелом положении оказались птицефабрики Алматинской, Акмолинской и Восточно-Казахстанской областей.  Поддержку производители не получают уже полгода.  

Минсельхоз запрашивал 36,6 млрд тенге у правительства на поддержку сельского хозяйства, из них 8-9 млрд должно было пойти на субсидирование птицеводов, однако заявку не одобрили.  

Как говорит г-н Шарипов, из создавшейся ситуации существует два выхода: либо снижение объемов производства, либо повышение стоимости продукции.   

«Мы находимся в такой зависимости от субсидий, потому что все необходимое, кроме зерновой части, покупаем за границей. Это витамины, лекарства, племенное поголовье – всего 19 наименований. Если мы это вложим в себестоимость продукта, куриное мясо вырастет в цене до уровня баранины и говядины», – утверждает собеседник.

Неравные условия

Алматинская область, которая производит почти половину всего птичьего мяса в республике, и в прошлом году недополучила субсидий.  Одна из крупнейших птицефабрик региона – «Когер LTD» – в 2018 году по этой причине снизила обороты на 40%, сократила поголовье, кроме того, пришлось провести сокращение штата.  В 2019 выйти на полную мощность не удалось. До сих пор несколько корпусов стоят пустые. 

По словам директора «Когер LTD» Светланы Ивановой, фабрике удалось отсудить у управления сельского хозяйства области часть не выплаченных субсидий за апрель, однако в самые тяжелые месяцы для производства (июнь, июль, август) поддержки снова не было.  

«Вроде есть понимание проблемы. Может, в ноябре нам дадут субсидии на следующий год. Но по правилам субсидирования товаропроизводитель может раз в полгода подать заявки.  Но сроки уже все пройдут, и мы опять останемся без поддержки. Поэтому мы вынуждены будем и в этом году снижать поголовье конечно, продолжим, и в этом году.  Предстоит и сокращение персонала», – говорит бизнесвумен.

Курочка по зернышку 

Проблемы с субсидиями существовали и в прошлые годы – дотации выделялись с задержкой.  Но в 2019 году ситуацию усугубил дефицит зерна и его подорожание почти на 70%. Если в 2018 году корм покупали по 45 тенге за килограмм, то в этом – по 75 тенге.

Птицеводы опасаются, что если такая цена установилась в сезон урожая, то зимой она вырастет еще больше. Это может повлечь за собой удорожание готовой продукции, поскольку корм составляет 70% ее себестоимости.

Именно поэтому сейчас актуален вопрос о создании фуражного фонда, который стоит уже несколько лет. В этом году представители отрасли снова предложили правительству закупать 300 тыс. т зерна во время сбора урожая, что составляет 50% от потребности птицефабрик Казахстана, и продавать его весь год по фиксированной цене. 

В начале марта этого года депутат мажилиса парламента РК Роман Ким обратился с депутатским запросом на имя премьер-министра страны Аскара Мамина, в котором просил изыскать возможность по созданию государственного фуражного фонда. Однако поддержки не нашел. 

Тем временем согласно плану развития птицеводства в Казахстане в текущем году прогнозировалось производство мяса 274 тыс. т, в 2020 году – 339 тыс. т, а в 2025 г – 677 тыс. т. Производство яйца с 5,5 млрд штук в 2018 году к 2027 году должно вырасти до 7,5 млрд штук. По мнению птицеводов, воплощение программы возможно только при условии регулярных субсидий и создании фуражного фонда.

яичноепроизводство.jpg

мясо птицы.jpg

субптицефабрик.jpg

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций