Перейти к основному содержанию

25036 просмотров

Казахстанцы курят одни из самых дешевых сигарет в мире

Дороже всех пачка сигарет обходится жителям Австралии

Фото: shutterstock/ josefkubes

В Казахстане, по международным исследованиям, около 23 тыс. человек ежегодно умирают от заболеваний, связанных с курением табака. Правительства стран во всем мире пытаются бороться с табакокурением путем повышения акцизов на сигареты, а следовательно – их стоимости.

За семь месяцев 2019 года в Казахстане произведено 8,1 млрд штук табачных изделий, в том числе сигар, сигарет и папирос. В прошлом году в аналогичный период объем производства табачных изделий был значительно больше – 9,2 млрд штук.

По данным Комитета по статистике и Комитета государственных доходов Казахстана за январь – июль 2019 года, импорт табачных продуктов в РК в два с лишним раза превышает экспорт. За указанный срок в страну импортировано табака и изделий из него на $117,1 млн. В структуре импорта преобладает готовая продукция, в том числе сигареты, сигары и сигариллы. Экспорт из страны за аналогичный период составил $54,7 млн, и его большая доля также готовая продукция.

Почти 90% импорта табачной продукции идет из Российской Федерации, остальная часть – из Узбекистана, Украины, США, Бразилии и еще ряда стран. Экспортируется такая продукция в основном в Кыргызстан, Монголию, Вьетнам, Таджикистан, Афганистан и Узбекистан.

Два крупнейших производителя табачной продукции в Казахстане – подразделения двух транснациональных компаний «Филип Моррис Казахстан» и «Джей Ти Ай Казахстан» – располагаются на территории Алматинской области. Их совместный вклад в бюджет в 2018 году – 159,4 млрд тенге. ТОО «Филип Моррис Казахстан» выплатило в прошлом году 76,2 млрд тенге (67,3 млрд тенге в 2017 году), «Джей Ти Ай Казахстан» – 83,2 млрд тенге (68,9 млрд тенге годом ранее).

Помимо двух крупных игроков, в стране работают несколько средних предприятий – производителей сигарет. В Алматинской области – «Алтын заман», в Костанайской области – «Сәттілік LtD.», в Туркестанской области – «Шапрашты-Табако» и Asia Snus, в столице – «Шокар», в Алматы – Phoenix Enterprises, в Шымкенте – «Бір-сәт».

Цены на сигареты

Стоимость одной пачки сигарет в среднем по Казахстану, по данным Комстата за июль 2019 года, составляла 433 тенге, тогда как в том же месяце 2018 года они стоили 389 тенге. Цена выросла за год на 11%.

Самые дорогие сигареты в этом году были в Костанае – 455 тенге, в Актау – 452 тенге и в Нур-Султане – 451 тенге. Самые дешевые – в Петропавловске (416 тенге), Кызылорде (416 тенге) и Талдыкоргане (423 тенге).

Значительную долю в стоимости сигарет занимают акцизы. Акцизы – важный источник доходов государственного бюджета. Это вид косвенного налога на товары массового потребления (табак, вино и т. д.), произведенные как внутри страны, так и за границей. Акцизы включаются в цену товара и тем самым фактически уплачиваются потребителем. То есть, чем выше ставка акциза, тем дороже товар.

В Казахстане в текущем году установлены следующие ставки акцизов: на все виды табака (трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный и прочий), упакованные в потребительскую тару и предназначенные для конечного потребления – 7345 тенге за 1 кг, на сигареты с фильтром и без, а также папиросы – 8700 тенге за 1 тыс. штук (8,7 тенге за 1 штуку), сигариллы – 6225 тенге за 1 тыс. штук (6,225 тенге за 1 штуку), сигары – 750 тенге за 1 штуку.

Акциз на изделия с нагреваемым табаком (нагреваемая табачная палочка, капсула с табаком) в 2019 году в Казахстане составляет 0 тенге, но с 1 января 2020 года все может измениться. Планируется ввести акцизы в размере 7350 тенге за килограмм для нагреваемого табака и 5 тенге за миллилитр для жидкости, используемой в электронных сигаретах.

Где курить действительно дорого

Страна с самыми дорогими сигаретами – Австралия, здесь за пачку сигарет из 20 штук до сентября 2019 года нужно было отдать чуть более $20 (более 7,6 тыс. тенге).

C мая 2016 года правительство Австралии объявило, что будет ежегодно, до 2020 года включительно, увеличивать акциз на табачные изделия на 12,5%. С сентября 2019 года акциз на одну сигарету составляет 0,94 австралийского доллара или около $0,64. Акцизы на 20 сигарет, соответственно, – $12,8 (около 5 тыс. тенге). Исследования показали, что увеличение акциза, а, следовательно, стоимости (с сентября 2019 года уже $23,4) сигарет в Австралии все же заставило жителей этой страны сократить потребление табака.

Достаточно дорогие сигареты в европейских странах. По данным сайта taxfoundation.org (за март 2019 года), самые высокие цены на пачку из 20 сигарет – в Ирландии, там они стоили $13,41 (около 5,1 тыс. тенге), при этом на акцизы приходилось $8,93 (3,4 тыс. тенге по курсу НБ РК на дату исследования). С октября 2019 года сигареты в Ирландии еще подорожали – акцизы были повышены на 0,5 евро за пачку.

В Великобритании цена за такую же пачку сигарет в исследуемый период – $10,34 (3,9 тыс. тенге). Акцизы на пачку – $7,75 (2,9 тыс. тенге). Во Франции пачка из 20 сигарет обойдется в $9,17 (почти 3,5 тыс. тенге), на акцизы приходится $6,18 (2,3 тыс. тенге).

Жителям Финляндии за пачку сигарет приходится отдавать $7,9 (около 3 тыс. тенге). Из них $5,58 (2,1 тыс. тенге) акцизов.

В Нидерландах пачку сигарет можно было купить за $7,3 (2,8 тыс. тенге), в том числе акцизы – $4,5 (1,7 тыс. тенге). В Бельгии курильщики могли приобрести сигареты за $7,19 (2,7 тыс. тенге), из которых $4,45 (около 1,7 тыс. тенге) – акцизы.

Самые дешевые сигареты в Европейском союзе – в Болгарии, где пачка из 20 сигарет в среднем стоит $3,03 (1,2 тыс. тенге), Литве – $3,75 (около 1,4 тыс. тенге), Латвии – $3,77 (около 1,4 тыс. тенге), Словакии – $3,81 (почти 1,5 тыс. тенге), Польше – $3,84 (почти 1,5 тыс. тенге) и Хорватии – $3,95 (1,5 тыс. тенге).

Стоимость сигарет в соседней России – около 105 рублей, что эквивалентно $1,6 или 610 тенге за пачку. В РФ акциз на сигареты по Налоговому кодексу составляет от 1890 рублей за 1 тыс. штук + 14,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2568 рублей за 1 тыс. штук.

Предположим, производитель передал 2 тыс. сигарет отделу продаж. Стоимость пачки с 20 сигаретами – 100 рублей. Это значит, что 100 пачек сигарет будут стоить 10 тыс. рублей. Налог = (2000 * 1890 / 1000) + (10 000 * 14,5 / 100%). Получаем акцизное отчисление с сигарет в размере 5230 рублей.

табак копия.png

Тенденции на рынке

Эксперты исследовательской группы Euromonitor отметили, что в 2018 году в Казахстане розничные продажи традиционных сигарет заметно сократились. Тенденцией последних лет стал переход граждан на здоровый образ жизни, сокращение потребления обычных сигарет и растущий спрос на электронные бездымные сигареты.

Чуть более 1,3% всех курильщиков в Казахстане уже используют их как альтернативу традиционным сигаретам.

На рынке РК можно найти системы нагревания табака и испарители со специальной жидкостью. Популярны в стране вейпы (своего рода ингалятор, при закипании жидкости в котором образуется пар, который вдыхает курильщик) и нагревательные устройства Iqos от «Филип Моррис» и Glo от British American Tobacco.

Хотя такие продукты заявлены как щадящие здоровье человека, противники курения утверждают, что любой табак содержит никотин, и, соответственно, вреден. По их мнению, при использовании любых продуктов с системой нагревания табака курильщик поглощает никотин приблизительно в том же количестве, что и из обычных сигарет.

Сейчас ситуация с электронными сигаретами накалилась – после случаев вспышки легочных и респираторных заболеваний и смертельных исходов в США, вызванных, предположительно, курением вейпов. В нескольких штатах Америки уже ввели запрет на продажи электронных сигарет с вкусовыми добавками и жидкостей для электронных сигарет с никотином.

В Израиле, Индии, Индонезии и Российской Федерации тоже рассматривается вопрос о запрете продаж электронных сигарет – и в первую очередь устройств с ароматизаторами. В Казахстане пока такой запрет не планировался.

По мнению исследователей Euromonitor, рост популярности здорового образа жизни, особенно среди молодого поколения, планируемое повышение акцизных сборов и повышение цен за единицу продукции создадут серьезные проблемы для табачного бизнеса.

7038 просмотров

Как стать звездой в Казахстане и сколько на этом можно заработать

Именитые казахстанские звезды запрашивают за получасовую программу миллионы тенге

Фотоколлаж: Вадим Квятковский

Зарабатывать миллионы за выступление удается не всем звездам шоу-бизнеса. Получить признание слушателя не так-то просто и достаточно затратно. Только единицы могут самостоятельно оплатить все расходы, связанные с первым выходом на сцену и дальнейшим продвижением на эстраде.

В разных странах, в том числе и в Казахстане, для юношей и девушек, у которых нет денег, но есть талант, стартом становятся конкурсы песен. В Соединенных Штатах – это American Idol, в Великобритании – Pop Idol, в Российской Федерации – «Фабрика звезд», в Казахстане, по аналогии с Pop Idol – SuperStar.kz и X-фактор, The Voice of Kazakhstan.

Именно на таких конкурсах продюсеры и потенциальные инвесторы обычно замечают будущих звезд эстрады. На казахстанской эстраде также можно увидеть артистов, которые когда-то приглянулись продюсерам.

Продюсер Эрик Тастембеков заметил на проекте SuperStar.kz несколько молодых исполнителей, которые и сейчас работают на рынке. Речь идет об Айкыне Толепбергене и Макпал Исабековой.

Известный продюсер Алуа Конарова взяла под свое крыло группу RinGo. Ни один из участников этого казахстанского бойз-бенда не стал победителем конкурса SuperStar.kz или X-фактор, но, несмотря на это, они заняли свое место на эстраде.

После очередного сезона победителя конкурса Нуржана Керменбаева, больше известного под псевдонимом Капкарашка, финалистов проекта Рената Малцагова, Евгения Гартунга и Ерлана Алимова пригласили для работы в группе «Перцы». А Динара Коскельдиева, Жанар Хамитова, Анастасия Усова и Алтынай Сапаргалиева были объединены в группу China Town. Оба проекта просуществовали недолго, но многие из участников все еще связаны со сценой.

Кто такой продюсер и что он должен уметь делать?

Продюсер – это человек, который очень часто по совместительству является организатором, менеджером, маркетологом и инвестором проекта. Именно от него во многом зависит успех исполнителя.

По данным представителей hh.kz, в вакансиях на должность продюсера на их сайте прописано, что в основные обязанности продюсера входит подбор кадров – сольных исполнителей, хорео­графов, музыкантов, авторов слов и композиторов.

Следующей обязанностью является финансовое обеспечение (формируемое за счет спонсоров, продажи дисков и гастрольных туров) артиста и его команды, в том числе разработка детализированного бюджета и его контроль.

Продюсер ответственен за организацию съемок клипа, запись дисков, старт PR-компании, планирование выступлений и гастролей. Будущие костюмы и грим во время выступления тоже контролируются продюсерами.

Помимо перечисленных обязанностей, продюсер должен уметь организовать для своего подопечного концерт, гастроли, частные и корпоративные коммерческие мероприятия, участие в сборных концертах и госзаказах.

Также он должен участвовать в публичных мероприятиях, связанных с проектом, уметь привлечь информационных парт­неров и спонсоров и активно взаимодействовать с пресс-службами партнеров.

Основные требования к продюсеру на сайте hh.kz: опыт работы в шоу-бизнесе от трех лет, знание иностранных языков, креативный подход, коммуникабельность, личная ответственность, аналитические способности, знания в области маркетинга, PR, рекламы.

Сколько продюсерам приходится потратить

Для того, чтобы узнать о затратах продюсеров, «Курсив» обратился к нескольким продюсерам и продюсерским центрам с официальным запросом. Многие из них, ссылаясь на коммерческую тайну или чрезвычайную занятость, отказались отвечать на наши вопросы.

Но в одном из продюсерских центров города Алматы – KS Production, через который прошло немало ныне работающих артистов (рок-певица Асем, этно-фольклорный ансамбль «Туран», этно-джазовый дуэт ST Brothers, трио «Парнас»,
этно-трио «Тенгри», Меруерт Мус­рали), все же поделились своими средними расходами.

Первое и важное дело продюсера – это выбор подопечного и команды, с которой он будет работать. У хороших продюсеров – чутье на будущих звезд. Продюсеры нередко упоминают в СМИ, что исполнителю не обязательно иметь высшее или среднее музыкальное образование, чтобы стать популярным. Есть множество талантливых ребят без спецобразования.

После того, как продюсер выбрал подопечного, начинается работа над репертуаром – поиск и рассмотрение авторов текстов и музыки.

Как отметили представители KS Production, текст песни в среднем обходится продюсерскому центру в сумму от $200 до $500. Композитору за одну песню центр оплачивает от $500 до $1500.

После того, как исполнитель найден, а слова и музыка песни подготовлены, необходимо обратиться к услугам аранжировщика. Аранжировка – это изменение темпов, ритма и размеров музыкального произведения. Аранжировщик выбирает музыкальные инструменты и придумывает партии для них, находит сочетания тембров и правильную насыщенность звучания всей композиции. То есть работа аранжировщика заключается в переработке музыкального произведения.

Процесс записи песни – это еще не конец. После нужно еще провести сведение. Сведение – это этап создания фонограммы, заключающийся в отборе и редактировании исходных записанных треков, объединении их в единый проект и обработке эффектами.

Средние затраты продюсерского центра KS Production на запись, сведение и аранжировку составляют от $1 тыс. до $2 тыс.

Если продюсер решает, что необходимо снять видеоклип, то на него в среднем нужно будет потратить еще как минимум $5–10 тыс., верхняя ценовая планка зависит от идеи, концепции и даже режиссера клипа.

По данным украинской компании Сinema Friends Production, стоимость видеоклипа зависит от сложности идеи, количества локаций для съемки клипа, цены аренды съемочных павильонов, работы массовки и актеров, количества времени, затраченного командой на съемки и расходов на постпродакшн.

Специалисты продакш-компании отмечают, что за более чем 60 лет с момента бума в музыкальной индустрии подход к созданию клипов изменился. Режиссеры и исполнители не стесняются пафосных решений, массовок, ярких пейзажей и спецэффектов. Сейчас песня приобретает большее признание именно благодаря эффектному видеоклипу.

Помимо основных затрат на сам клип, есть еще дополнительные затраты, которые являются неотъемлемой частью съемочного процесса. Во-первых, это затраты на грим (макияж, укладка и т. д.). Стоимость таких услуг за один съемочный день составляет от $300 до $500. Во-вторых, это затраты на костюмы. Средние затраты KS Production по этой статье – от $500 до $3 тыс. Как рассказали в продюсерском центре, цена костюмов зависит, во-первых, от того, кто является дизайнером, и, во-вторых, от того, сколько образов будет в клипе.

Съемкой клипа для будущей звезды затраты продюсера не заканчиваются. Чтобы видеоклип увидели зрители, снова нужно заплатить, но уже телеканалам. Ротация на каналах по их прайс-листу, по данным того же продюсерского центра, обойдется в  $1–5 тыс. Цена зависит от количества дней и времени суток, когда клип будет в ротации.

После того, как артист уже записал несколько песен (обычно это 10–12 песен), продюсер начинает задумываться о записи альбома. На запись альбома в KS Production тратят в среднем $10–15 тыс.

Для всех рекламных постов и объявлений нужны будут профессионально отснятые фотографии. А стоит это недешево – от $1 тыс.

Исходя из озвученных данных, получается, что общие затраты продюсерского центра на одну песню с клипом составляют от $9500 до $23 500 (не включая запись альбома).

Еще один эксперт из шоу-бизнеса, сам уже состоявшийся артист, пожелавший остаться неизвестным, озвучил «Курсиву» свои минимальные затраты на одну песню. По данным собеседника издания, за слова к песне можно заплатить 50 тыс. тенге ($128 по курсу Национального банка), а за музыку к ней – 100 тыс. тенге ($257). Аранжировку, запись и сведение можно сделать за 320 тыс. тенге ($822).

«Съемка клипа, как минимум, будет стоить 2 млн тенге (от $5135)», – отметил представитель эстрады.

Как делят между собой доходы продюсер и артист

Практически все затраты в начале пути будущей звезды несет продюсер. И у него нет никаких гарантий, что его подопечный не провалится, а займет свое место в этом высококонкурентном бизнесе. Но в случае положительного результата и признания артиста продюсер останется в выигрыше.

Доходы, полученные начинающими артистами, как правило, делятся в таком соотношении: 80% продюсеру и 20% самому исполнителю. Если артист состоявшийся, то обычно это 50 на 50% или 60 на 40%, но есть и вариант «как договорятся».

звезда копия.png

 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance