Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2784 просмотра

От чего зависит цена поездки на такси

В Казахстане растет число заказов через мобильные приложения, без разговора с оператором

Фото: shutterstock

Рост числа местных таксопарков и вход на казахстанский рынок международных платформ по заказу такси делают этот вид транспорта более доступным. «Курсив» расскажет, как формируется стоимость поездки и что на нее влияет.

За семь месяцев 2019 года автомобильным и городским электрическим транспортом (троллейбусы, трамваи) в Казахстане, по данным Комстата, было перевезено 13,5 млрд человек, что на 3% больше, чем в аналогичный период 2018 года.

Больше всего людей перевезено автобусами – 10,2 млрд человек (почти 75,7% от всех перевозок). На втором месте по числу пассажиров – такси, 3,3 млрд человек воспользовались услугами данного вида транспорта, что составило 23,9% от всех пассажироперевозок. Меньше 1% перевозок пришлось на все другие виды транспорта, в том числе трамваи и троллейбусы.

Очевидная тенденция последних лет на казахстанском рынке пассажирских перевозок – все больше соотечественников используют такси для повседневных поездок. Такое поведение клиентов обусловлено в первую очередь стоимостью услуги, которая снизилась из-за конкуренции на рынке.

Еще один восходящий тренд отметили представители международного информационного сервиса «Максим» (работает в РК с 2014 года). Речь идет об увеличении числа заказов через мобильные приложения, без разговора с оператором. Так, по данным компании, в Алматы в текущем году доля таких заказов превышает 55% от всех заявок. Сотрудники инфосервиса «Максим» считают, что пользователей привлекают не только скорость и простота создания заказа, но и наличие различных полезных функций. Например, можно смотреть на карте, где едет такси, делиться треком поездки с друзьями, общаться с водителем в чате, искать акции и скидки от партнерских компаний.

Сейчас в республике такси можно заказать через несколько приложений, самыми крупными и популярными считаются «Яндекс.Такси», «Максим», Uber, InDriver. В этом году на рынок Казахстана зашел еще один международный игрок – эстонский сервис такси Bolt (ранее – Taxify), который пока работает только в Нур-Султане. Упомянутые сервисы не являются перевозчиками – это платформы, которые связывают пользователей, заказывающих поездки, с локальными таксопарками и водителями, которые могут выполнить поездку.

Пассажирам сервисы позволяют заказывать автомобиль удобным способом, водителям – оптимизировать перевозки, сокращать холостые пробеги и простои. А фирмы такси, в свою очередь, могут использовать технологии сервиса и увеличивать свой заработок.

InDriver, в отличие от «Яндекс.Такси» и «Максим», работает немного иначе. В данном сервисе все условия поездки заранее оговариваются между пассажиром и водителем. Пассажир называет адрес, куда ему надо поехать, и назначает свою цену в приложении. Увидев заявку от разных клиентов, водитель решает, соглашаться ему или нет ехать в данном направлении за предложенную сумму. Цена поездки получается значительно ниже, чем на других платформах. Услуги водителя на InDriver может предложить любой желающий.

В большинстве других приложений для вызова такси стоимость поездки определяется самой платформой. Водители же должны быть официально зарегистрированы в базе сервиса. В «Яндекс.Такси» существует бесплатное страхование жизни и здоровья водителя и пассажиров, на время поездки каждый из них застрахован на 2,5 млн тенге.

Представители платформы «Яндекс.Такси» (работает в РК с 2016 года) отмечают, что жители Алматы и Нур-Султана начали реже пользоваться личным автомобилем или даже отказываться от него в пользу такси. По словам экспертов сервиса, многие крупные организации раньше имели свои собственные автопарки, но теперь они пересаживаются на такси, так как это значительно сокращает затраты на обслуживание парка, оплату труда водителей и т. д.

Как формируется стоимость поездки

На стоимость поездки на такси влияет в первую очередь классическое соотношение цены и спроса, которое варьируется в зависимости от многих внешних факторов.

В информационном сервисе «Максим» рассказали, что у них, как и на большинстве платформ, существуют коэффициенты для определения стоимости услуг перевозки. В период высокого спроса из-за непогоды, праздников и дорожной ситуации стоимость такси может увеличиться. «В районах города, откуда поступает много заказов, включается повышающий коэффициент. Он помогает дополнительно привлекать туда водителей и сокращать время ожидания автомобиля для пассажиров. Когда спрос стабилизируется, коэффициент выключается, и цена возвращается на прежний уровень», – отметили представители сервиса.

В «Яндекс.Такси» также сообщили, что на платформе в период пикового спроса применяется повышающий коэффициент. «Это вынужденная мера, она помогает воспользоваться такси тем, кому важно уехать максимально срочно. Чтобы узнать, когда повышающий коэффициент в приложении станет меньше, пользователи могут включить уведомления о снижении цен на сервисе», – говорят в «Яндекс.Такси».

Представители сервисов сообщили, что сезонных колебаний цен на проезд как таковых нет. Однако осенью и зимой – в плохую погоду – повышающий коэффициент может включаться чаще.

Стоимость поездки на такси может отличаться и в зависимости от региона. В учет берутся не только спрос и предложение, но и уровень жизни населения и конкуренция. По данным от информационного сервиса «Максим», в маленьких городах, таких как Кокшетау, Шымкент, Усть-Каменогорск, стоимость поездки начинается от 250–300 тенге. В Нур-Султане минимальная цена поездки составляет 470 тенге.

Сколько стоит проезд в разное время суток

«Курсив» сравнил цены на одном направлении, но в разное время суток в Алматы. Маршрут поездки: от жилого комплекса «Утеген» на пересечении улиц Утеген батыра и Кабдолова до редакции «Курсива». Напомним, редакция расположена в бизнес-центре «Нурлы Тау», на пересечении улиц Аль-Фараби и Козыбаева, в блоке 5А.

Дата исследования – 11 октября 2019 года. 

В зависимости от города в приложении «Яндекс.Такси» доступны тарифы «Эконом» (все города), «Комфорт» (Нур-Султан, Алматы и Шымкент) и «Бизнес» (Алматы). В нашем случае выбран тариф «Эконом».

Временной период – с утра и до полуночи. В 7 часов 52 минуты утра, согласно скринам с приложения, когда люди вызывают транспорт, собираясь на работу, такси в данном направлении стоило 1530 тенге. В 8 часов 10 минут цена выросла до 1750 тенге. В 9 часов 06 минут утра, когда люди уже находятся на работе и спрос значительно снижается, до конечной точки маршрута можно доехать за 1300 тенге.

В 11 часов 02 минуты дня услуги перевозки стоили 1200 тенге. В обеденное время, в 13 часов, цена снова растет – 1470 тенге. В послеобеденное время, в 15 часов, снова наблюдалось понижение стоимости поездки до 1190 тенге.

В 17 часов 03 минуты дня цена составляла 1450 тенге по маршруту ЖК «Утеген» – редакция «Курсива» и 1820 тенге в обратном направлении в 17 часов 04 минуты – что неудивительно, поскольку вечером велико количество желающих уехать из «Нурлы Тау», где расположено большое число офисов. Почти в 18 часов (точное время – 17 часов 59 минут) в обратном направлении от бизнес-центра можно было уехать за 2070 тенге.

Ближе к 20 часам (в 19 часов 52 минуты) расклад меняется, и цена поездки от бизнес-центра «Нурлы Тау» становится меньше, чем от ЖК «Утеген». Стоимость в направлении «Нурлы Тау» – 1810 тенге, а обратно – 1640 тенге.

Самый дешевый проезд оказался в полночь (в 00 часов 02 минуты) – 850 тенге от Утеген батыра до «Нурлы Тау» и 1220 тенге в обратном направлении.

Участники рынка советуют для экономии бюджета переносить несрочные поездки на дневное время, когда потребность людей в такси меньше, и, соответственно, цена ниже.

такси копия.png

«Детский» тренд

Еще один новый тренд казахстанского рынка такси – увеличение числа фирм, специализирующихся на развозке детей в дошкольные и школьные учреждения. Как правило, к водителям таких служб такси предъявляется больше требований, причем как со стороны родителей, так и со стороны работодателей. На эту работу обычно берут людей без вредных привычек, семейных, среднего возраста. На сегодняшний день на рынке работают несколько компаний по перевозке. Среди них Baby Taxi, Kinder Taxi, School Bus, Safe Baby Taxi т. д.

Крупные сервисы по заказу такси тоже оснащены дополнительной функцией в своих приложениях, с помощью которой можно заказать машину с детским креслом.

В прошлом месяце директор палаты предпринимателей Нур-Султана Алмат Джунусов вышел с инициативой льготного кредитования для официальных автопарков, чтобы они могли увеличить количество автомобилей. По мнению Джунусова, взамен государство получит эффект в виде создания новых рабочих мест, выхода бизнеса из тени и увеличения поступлений налогов.


12437 просмотров

Казахстанцы курят одни из самых дешевых сигарет в мире

Дороже всех пачка сигарет обходится жителям Австралии

Фото: shutterstock/ josefkubes

В Казахстане, по международным исследованиям, около 23 тыс. человек ежегодно умирают от заболеваний, связанных с курением табака. Правительства стран во всем мире пытаются бороться с табакокурением путем повышения акцизов на сигареты, а следовательно – их стоимости.

За семь месяцев 2019 года в Казахстане произведено 8,1 млрд штук табачных изделий, в том числе сигар, сигарет и папирос. В прошлом году в аналогичный период объем производства табачных изделий был значительно больше – 9,2 млрд штук.

По данным Комитета по статистике и Комитета государственных доходов Казахстана за январь – июль 2019 года, импорт табачных продуктов в РК в два с лишним раза превышает экспорт. За указанный срок в страну импортировано табака и изделий из него на $117,1 млн. В структуре импорта преобладает готовая продукция, в том числе сигареты, сигары и сигариллы. Экспорт из страны за аналогичный период составил $54,7 млн, и его большая доля также готовая продукция.

Почти 90% импорта табачной продукции идет из Российской Федерации, остальная часть – из Узбекистана, Украины, США, Бразилии и еще ряда стран. Экспортируется такая продукция в основном в Кыргызстан, Монголию, Вьетнам, Таджикистан, Афганистан и Узбекистан.

Два крупнейших производителя табачной продукции в Казахстане – подразделения двух транснациональных компаний «Филип Моррис Казахстан» и «Джей Ти Ай Казахстан» – располагаются на территории Алматинской области. Их совместный вклад в бюджет в 2018 году – 159,4 млрд тенге. ТОО «Филип Моррис Казахстан» выплатило в прошлом году 76,2 млрд тенге (67,3 млрд тенге в 2017 году), «Джей Ти Ай Казахстан» – 83,2 млрд тенге (68,9 млрд тенге годом ранее).

Помимо двух крупных игроков, в стране работают несколько средних предприятий – производителей сигарет. В Алматинской области – «Алтын заман», в Костанайской области – «Сәттілік LtD.», в Туркестанской области – «Шапрашты-Табако» и Asia Snus, в столице – «Шокар», в Алматы – Phoenix Enterprises, в Шымкенте – «Бір-сәт».

Цены на сигареты

Стоимость одной пачки сигарет в среднем по Казахстану, по данным Комстата за июль 2019 года, составляла 433 тенге, тогда как в том же месяце 2018 года они стоили 389 тенге. Цена выросла за год на 11%.

Самые дорогие сигареты в этом году были в Костанае – 455 тенге, в Актау – 452 тенге и в Нур-Султане – 451 тенге. Самые дешевые – в Петропавловске (416 тенге), Кызылорде (416 тенге) и Талдыкоргане (423 тенге).

Значительную долю в стоимости сигарет занимают акцизы. Акцизы – важный источник доходов государственного бюджета. Это вид косвенного налога на товары массового потребления (табак, вино и т. д.), произведенные как внутри страны, так и за границей. Акцизы включаются в цену товара и тем самым фактически уплачиваются потребителем. То есть, чем выше ставка акциза, тем дороже товар.

В Казахстане в текущем году установлены следующие ставки акцизов: на все виды табака (трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный и прочий), упакованные в потребительскую тару и предназначенные для конечного потребления – 7345 тенге за 1 кг, на сигареты с фильтром и без, а также папиросы – 8700 тенге за 1 тыс. штук (8,7 тенге за 1 штуку), сигариллы – 6225 тенге за 1 тыс. штук (6,225 тенге за 1 штуку), сигары – 750 тенге за 1 штуку.

Акциз на изделия с нагреваемым табаком (нагреваемая табачная палочка, капсула с табаком) в 2019 году в Казахстане составляет 0 тенге, но с 1 января 2020 года все может измениться. Планируется ввести акцизы в размере 7350 тенге за килограмм для нагреваемого табака и 5 тенге за миллилитр для жидкости, используемой в электронных сигаретах.

Где курить действительно дорого

Страна с самыми дорогими сигаретами – Австралия, здесь за пачку сигарет из 20 штук до сентября 2019 года нужно было отдать чуть более $20 (более 7,6 тыс. тенге).

C мая 2016 года правительство Австралии объявило, что будет ежегодно, до 2020 года включительно, увеличивать акциз на табачные изделия на 12,5%. С сентября 2019 года акциз на одну сигарету составляет 0,94 австралийского доллара или около $0,64. Акцизы на 20 сигарет, соответственно, – $12,8 (около 5 тыс. тенге). Исследования показали, что увеличение акциза, а, следовательно, стоимости (с сентября 2019 года уже $23,4) сигарет в Австралии все же заставило жителей этой страны сократить потребление табака.

Достаточно дорогие сигареты в европейских странах. По данным сайта taxfoundation.org (за март 2019 года), самые высокие цены на пачку из 20 сигарет – в Ирландии, там они стоили $13,41 (около 5,1 тыс. тенге), при этом на акцизы приходилось $8,93 (3,4 тыс. тенге по курсу НБ РК на дату исследования). С октября 2019 года сигареты в Ирландии еще подорожали – акцизы были повышены на 0,5 евро за пачку.

В Великобритании цена за такую же пачку сигарет в исследуемый период – $10,34 (3,9 тыс. тенге). Акцизы на пачку – $7,75 (2,9 тыс. тенге). Во Франции пачка из 20 сигарет обойдется в $9,17 (почти 3,5 тыс. тенге), на акцизы приходится $6,18 (2,3 тыс. тенге).

Жителям Финляндии за пачку сигарет приходится отдавать $7,9 (около 3 тыс. тенге). Из них $5,58 (2,1 тыс. тенге) акцизов.

В Нидерландах пачку сигарет можно было купить за $7,3 (2,8 тыс. тенге), в том числе акцизы – $4,5 (1,7 тыс. тенге). В Бельгии курильщики могли приобрести сигареты за $7,19 (2,7 тыс. тенге), из которых $4,45 (около 1,7 тыс. тенге) – акцизы.

Самые дешевые сигареты в Европейском союзе – в Болгарии, где пачка из 20 сигарет в среднем стоит $3,03 (1,2 тыс. тенге), Литве – $3,75 (около 1,4 тыс. тенге), Латвии – $3,77 (около 1,4 тыс. тенге), Словакии – $3,81 (почти 1,5 тыс. тенге), Польше – $3,84 (почти 1,5 тыс. тенге) и Хорватии – $3,95 (1,5 тыс. тенге).

Стоимость сигарет в соседней России – около 105 рублей, что эквивалентно $1,6 или 610 тенге за пачку. В РФ акциз на сигареты по Налоговому кодексу составляет от 1890 рублей за 1 тыс. штук + 14,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2568 рублей за 1 тыс. штук.

Предположим, производитель передал 2 тыс. сигарет отделу продаж. Стоимость пачки с 20 сигаретами – 100 рублей. Это значит, что 100 пачек сигарет будут стоить 10 тыс. рублей. Налог = (2000 * 1890 / 1000) + (10 000 * 14,5 / 100%). Получаем акцизное отчисление с сигарет в размере 5230 рублей.

табак копия.png

Тенденции на рынке

Эксперты исследовательской группы Euromonitor отметили, что в 2018 году в Казахстане розничные продажи традиционных сигарет заметно сократились. Тенденцией последних лет стал переход граждан на здоровый образ жизни, сокращение потребления обычных сигарет и растущий спрос на электронные бездымные сигареты.

Чуть более 1,3% всех курильщиков в Казахстане уже используют их как альтернативу традиционным сигаретам.

На рынке РК можно найти системы нагревания табака и испарители со специальной жидкостью. Популярны в стране вейпы (своего рода ингалятор, при закипании жидкости в котором образуется пар, который вдыхает курильщик) и нагревательные устройства Iqos от «Филип Моррис» и Glo от British American Tobacco.

Хотя такие продукты заявлены как щадящие здоровье человека, противники курения утверждают, что любой табак содержит никотин, и, соответственно, вреден. По их мнению, при использовании любых продуктов с системой нагревания табака курильщик поглощает никотин приблизительно в том же количестве, что и из обычных сигарет.

Сейчас ситуация с электронными сигаретами накалилась – после случаев вспышки легочных и респираторных заболеваний и смертельных исходов в США, вызванных, предположительно, курением вейпов. В нескольких штатах Америки уже ввели запрет на продажи электронных сигарет с вкусовыми добавками и жидкостей для электронных сигарет с никотином.

В Израиле, Индии, Индонезии и Российской Федерации тоже рассматривается вопрос о запрете продаж электронных сигарет – и в первую очередь устройств с ароматизаторами. В Казахстане пока такой запрет не планировался.

По мнению исследователей Euromonitor, рост популярности здорового образа жизни, особенно среди молодого поколения, планируемое повышение акцизных сборов и повышение цен за единицу продукции создадут серьезные проблемы для табачного бизнеса.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций