Перейти к основному содержанию

4096 просмотров

От чего зависит цена поездки на такси

В Казахстане растет число заказов через мобильные приложения, без разговора с оператором

Фото: shutterstock

Рост числа местных таксопарков и вход на казахстанский рынок международных платформ по заказу такси делают этот вид транспорта более доступным. «Курсив» расскажет, как формируется стоимость поездки и что на нее влияет.

За семь месяцев 2019 года автомобильным и городским электрическим транспортом (троллейбусы, трамваи) в Казахстане, по данным Комстата, было перевезено 13,5 млрд человек, что на 3% больше, чем в аналогичный период 2018 года.

Больше всего людей перевезено автобусами – 10,2 млрд человек (почти 75,7% от всех перевозок). На втором месте по числу пассажиров – такси, 3,3 млрд человек воспользовались услугами данного вида транспорта, что составило 23,9% от всех пассажироперевозок. Меньше 1% перевозок пришлось на все другие виды транспорта, в том числе трамваи и троллейбусы.

Очевидная тенденция последних лет на казахстанском рынке пассажирских перевозок – все больше соотечественников используют такси для повседневных поездок. Такое поведение клиентов обусловлено в первую очередь стоимостью услуги, которая снизилась из-за конкуренции на рынке.

Еще один восходящий тренд отметили представители международного информационного сервиса «Максим» (работает в РК с 2014 года). Речь идет об увеличении числа заказов через мобильные приложения, без разговора с оператором. Так, по данным компании, в Алматы в текущем году доля таких заказов превышает 55% от всех заявок. Сотрудники инфосервиса «Максим» считают, что пользователей привлекают не только скорость и простота создания заказа, но и наличие различных полезных функций. Например, можно смотреть на карте, где едет такси, делиться треком поездки с друзьями, общаться с водителем в чате, искать акции и скидки от партнерских компаний.

Сейчас в республике такси можно заказать через несколько приложений, самыми крупными и популярными считаются «Яндекс.Такси», «Максим», Uber, InDriver. В этом году на рынок Казахстана зашел еще один международный игрок – эстонский сервис такси Bolt (ранее – Taxify), который пока работает только в Нур-Султане. Упомянутые сервисы не являются перевозчиками – это платформы, которые связывают пользователей, заказывающих поездки, с локальными таксопарками и водителями, которые могут выполнить поездку.

Пассажирам сервисы позволяют заказывать автомобиль удобным способом, водителям – оптимизировать перевозки, сокращать холостые пробеги и простои. А фирмы такси, в свою очередь, могут использовать технологии сервиса и увеличивать свой заработок.

InDriver, в отличие от «Яндекс.Такси» и «Максим», работает немного иначе. В данном сервисе все условия поездки заранее оговариваются между пассажиром и водителем. Пассажир называет адрес, куда ему надо поехать, и назначает свою цену в приложении. Увидев заявку от разных клиентов, водитель решает, соглашаться ему или нет ехать в данном направлении за предложенную сумму. Цена поездки получается значительно ниже, чем на других платформах. Услуги водителя на InDriver может предложить любой желающий.

В большинстве других приложений для вызова такси стоимость поездки определяется самой платформой. Водители же должны быть официально зарегистрированы в базе сервиса. В «Яндекс.Такси» существует бесплатное страхование жизни и здоровья водителя и пассажиров, на время поездки каждый из них застрахован на 2,5 млн тенге.

Представители платформы «Яндекс.Такси» (работает в РК с 2016 года) отмечают, что жители Алматы и Нур-Султана начали реже пользоваться личным автомобилем или даже отказываться от него в пользу такси. По словам экспертов сервиса, многие крупные организации раньше имели свои собственные автопарки, но теперь они пересаживаются на такси, так как это значительно сокращает затраты на обслуживание парка, оплату труда водителей и т. д.

Как формируется стоимость поездки

На стоимость поездки на такси влияет в первую очередь классическое соотношение цены и спроса, которое варьируется в зависимости от многих внешних факторов.

В информационном сервисе «Максим» рассказали, что у них, как и на большинстве платформ, существуют коэффициенты для определения стоимости услуг перевозки. В период высокого спроса из-за непогоды, праздников и дорожной ситуации стоимость такси может увеличиться. «В районах города, откуда поступает много заказов, включается повышающий коэффициент. Он помогает дополнительно привлекать туда водителей и сокращать время ожидания автомобиля для пассажиров. Когда спрос стабилизируется, коэффициент выключается, и цена возвращается на прежний уровень», – отметили представители сервиса.

В «Яндекс.Такси» также сообщили, что на платформе в период пикового спроса применяется повышающий коэффициент. «Это вынужденная мера, она помогает воспользоваться такси тем, кому важно уехать максимально срочно. Чтобы узнать, когда повышающий коэффициент в приложении станет меньше, пользователи могут включить уведомления о снижении цен на сервисе», – говорят в «Яндекс.Такси».

Представители сервисов сообщили, что сезонных колебаний цен на проезд как таковых нет. Однако осенью и зимой – в плохую погоду – повышающий коэффициент может включаться чаще.

Стоимость поездки на такси может отличаться и в зависимости от региона. В учет берутся не только спрос и предложение, но и уровень жизни населения и конкуренция. По данным от информационного сервиса «Максим», в маленьких городах, таких как Кокшетау, Шымкент, Усть-Каменогорск, стоимость поездки начинается от 250–300 тенге. В Нур-Султане минимальная цена поездки составляет 470 тенге.

Сколько стоит проезд в разное время суток

«Курсив» сравнил цены на одном направлении, но в разное время суток в Алматы. Маршрут поездки: от жилого комплекса «Утеген» на пересечении улиц Утеген батыра и Кабдолова до редакции «Курсива». Напомним, редакция расположена в бизнес-центре «Нурлы Тау», на пересечении улиц Аль-Фараби и Козыбаева, в блоке 5А.

Дата исследования – 11 октября 2019 года. 

В зависимости от города в приложении «Яндекс.Такси» доступны тарифы «Эконом» (все города), «Комфорт» (Нур-Султан, Алматы и Шымкент) и «Бизнес» (Алматы). В нашем случае выбран тариф «Эконом».

Временной период – с утра и до полуночи. В 7 часов 52 минуты утра, согласно скринам с приложения, когда люди вызывают транспорт, собираясь на работу, такси в данном направлении стоило 1530 тенге. В 8 часов 10 минут цена выросла до 1750 тенге. В 9 часов 06 минут утра, когда люди уже находятся на работе и спрос значительно снижается, до конечной точки маршрута можно доехать за 1300 тенге.

В 11 часов 02 минуты дня услуги перевозки стоили 1200 тенге. В обеденное время, в 13 часов, цена снова растет – 1470 тенге. В послеобеденное время, в 15 часов, снова наблюдалось понижение стоимости поездки до 1190 тенге.

В 17 часов 03 минуты дня цена составляла 1450 тенге по маршруту ЖК «Утеген» – редакция «Курсива» и 1820 тенге в обратном направлении в 17 часов 04 минуты – что неудивительно, поскольку вечером велико количество желающих уехать из «Нурлы Тау», где расположено большое число офисов. Почти в 18 часов (точное время – 17 часов 59 минут) в обратном направлении от бизнес-центра можно было уехать за 2070 тенге.

Ближе к 20 часам (в 19 часов 52 минуты) расклад меняется, и цена поездки от бизнес-центра «Нурлы Тау» становится меньше, чем от ЖК «Утеген». Стоимость в направлении «Нурлы Тау» – 1810 тенге, а обратно – 1640 тенге.

Самый дешевый проезд оказался в полночь (в 00 часов 02 минуты) – 850 тенге от Утеген батыра до «Нурлы Тау» и 1220 тенге в обратном направлении.

Участники рынка советуют для экономии бюджета переносить несрочные поездки на дневное время, когда потребность людей в такси меньше, и, соответственно, цена ниже.

такси копия.png

«Детский» тренд

Еще один новый тренд казахстанского рынка такси – увеличение числа фирм, специализирующихся на развозке детей в дошкольные и школьные учреждения. Как правило, к водителям таких служб такси предъявляется больше требований, причем как со стороны родителей, так и со стороны работодателей. На эту работу обычно берут людей без вредных привычек, семейных, среднего возраста. На сегодняшний день на рынке работают несколько компаний по перевозке. Среди них Baby Taxi, Kinder Taxi, School Bus, Safe Baby Taxi т. д.

Крупные сервисы по заказу такси тоже оснащены дополнительной функцией в своих приложениях, с помощью которой можно заказать машину с детским креслом.

В прошлом месяце директор палаты предпринимателей Нур-Султана Алмат Джунусов вышел с инициативой льготного кредитования для официальных автопарков, чтобы они могли увеличить количество автомобилей. По мнению Джунусова, взамен государство получит эффект в виде создания новых рабочих мест, выхода бизнеса из тени и увеличения поступлений налогов.

7033 просмотра

Как стать звездой в Казахстане и сколько на этом можно заработать

Именитые казахстанские звезды запрашивают за получасовую программу миллионы тенге

Фотоколлаж: Вадим Квятковский

Зарабатывать миллионы за выступление удается не всем звездам шоу-бизнеса. Получить признание слушателя не так-то просто и достаточно затратно. Только единицы могут самостоятельно оплатить все расходы, связанные с первым выходом на сцену и дальнейшим продвижением на эстраде.

В разных странах, в том числе и в Казахстане, для юношей и девушек, у которых нет денег, но есть талант, стартом становятся конкурсы песен. В Соединенных Штатах – это American Idol, в Великобритании – Pop Idol, в Российской Федерации – «Фабрика звезд», в Казахстане, по аналогии с Pop Idol – SuperStar.kz и X-фактор, The Voice of Kazakhstan.

Именно на таких конкурсах продюсеры и потенциальные инвесторы обычно замечают будущих звезд эстрады. На казахстанской эстраде также можно увидеть артистов, которые когда-то приглянулись продюсерам.

Продюсер Эрик Тастембеков заметил на проекте SuperStar.kz несколько молодых исполнителей, которые и сейчас работают на рынке. Речь идет об Айкыне Толепбергене и Макпал Исабековой.

Известный продюсер Алуа Конарова взяла под свое крыло группу RinGo. Ни один из участников этого казахстанского бойз-бенда не стал победителем конкурса SuperStar.kz или X-фактор, но, несмотря на это, они заняли свое место на эстраде.

После очередного сезона победителя конкурса Нуржана Керменбаева, больше известного под псевдонимом Капкарашка, финалистов проекта Рената Малцагова, Евгения Гартунга и Ерлана Алимова пригласили для работы в группе «Перцы». А Динара Коскельдиева, Жанар Хамитова, Анастасия Усова и Алтынай Сапаргалиева были объединены в группу China Town. Оба проекта просуществовали недолго, но многие из участников все еще связаны со сценой.

Кто такой продюсер и что он должен уметь делать?

Продюсер – это человек, который очень часто по совместительству является организатором, менеджером, маркетологом и инвестором проекта. Именно от него во многом зависит успех исполнителя.

По данным представителей hh.kz, в вакансиях на должность продюсера на их сайте прописано, что в основные обязанности продюсера входит подбор кадров – сольных исполнителей, хорео­графов, музыкантов, авторов слов и композиторов.

Следующей обязанностью является финансовое обеспечение (формируемое за счет спонсоров, продажи дисков и гастрольных туров) артиста и его команды, в том числе разработка детализированного бюджета и его контроль.

Продюсер ответственен за организацию съемок клипа, запись дисков, старт PR-компании, планирование выступлений и гастролей. Будущие костюмы и грим во время выступления тоже контролируются продюсерами.

Помимо перечисленных обязанностей, продюсер должен уметь организовать для своего подопечного концерт, гастроли, частные и корпоративные коммерческие мероприятия, участие в сборных концертах и госзаказах.

Также он должен участвовать в публичных мероприятиях, связанных с проектом, уметь привлечь информационных парт­неров и спонсоров и активно взаимодействовать с пресс-службами партнеров.

Основные требования к продюсеру на сайте hh.kz: опыт работы в шоу-бизнесе от трех лет, знание иностранных языков, креативный подход, коммуникабельность, личная ответственность, аналитические способности, знания в области маркетинга, PR, рекламы.

Сколько продюсерам приходится потратить

Для того, чтобы узнать о затратах продюсеров, «Курсив» обратился к нескольким продюсерам и продюсерским центрам с официальным запросом. Многие из них, ссылаясь на коммерческую тайну или чрезвычайную занятость, отказались отвечать на наши вопросы.

Но в одном из продюсерских центров города Алматы – KS Production, через который прошло немало ныне работающих артистов (рок-певица Асем, этно-фольклорный ансамбль «Туран», этно-джазовый дуэт ST Brothers, трио «Парнас»,
этно-трио «Тенгри», Меруерт Мус­рали), все же поделились своими средними расходами.

Первое и важное дело продюсера – это выбор подопечного и команды, с которой он будет работать. У хороших продюсеров – чутье на будущих звезд. Продюсеры нередко упоминают в СМИ, что исполнителю не обязательно иметь высшее или среднее музыкальное образование, чтобы стать популярным. Есть множество талантливых ребят без спецобразования.

После того, как продюсер выбрал подопечного, начинается работа над репертуаром – поиск и рассмотрение авторов текстов и музыки.

Как отметили представители KS Production, текст песни в среднем обходится продюсерскому центру в сумму от $200 до $500. Композитору за одну песню центр оплачивает от $500 до $1500.

После того, как исполнитель найден, а слова и музыка песни подготовлены, необходимо обратиться к услугам аранжировщика. Аранжировка – это изменение темпов, ритма и размеров музыкального произведения. Аранжировщик выбирает музыкальные инструменты и придумывает партии для них, находит сочетания тембров и правильную насыщенность звучания всей композиции. То есть работа аранжировщика заключается в переработке музыкального произведения.

Процесс записи песни – это еще не конец. После нужно еще провести сведение. Сведение – это этап создания фонограммы, заключающийся в отборе и редактировании исходных записанных треков, объединении их в единый проект и обработке эффектами.

Средние затраты продюсерского центра KS Production на запись, сведение и аранжировку составляют от $1 тыс. до $2 тыс.

Если продюсер решает, что необходимо снять видеоклип, то на него в среднем нужно будет потратить еще как минимум $5–10 тыс., верхняя ценовая планка зависит от идеи, концепции и даже режиссера клипа.

По данным украинской компании Сinema Friends Production, стоимость видеоклипа зависит от сложности идеи, количества локаций для съемки клипа, цены аренды съемочных павильонов, работы массовки и актеров, количества времени, затраченного командой на съемки и расходов на постпродакшн.

Специалисты продакш-компании отмечают, что за более чем 60 лет с момента бума в музыкальной индустрии подход к созданию клипов изменился. Режиссеры и исполнители не стесняются пафосных решений, массовок, ярких пейзажей и спецэффектов. Сейчас песня приобретает большее признание именно благодаря эффектному видеоклипу.

Помимо основных затрат на сам клип, есть еще дополнительные затраты, которые являются неотъемлемой частью съемочного процесса. Во-первых, это затраты на грим (макияж, укладка и т. д.). Стоимость таких услуг за один съемочный день составляет от $300 до $500. Во-вторых, это затраты на костюмы. Средние затраты KS Production по этой статье – от $500 до $3 тыс. Как рассказали в продюсерском центре, цена костюмов зависит, во-первых, от того, кто является дизайнером, и, во-вторых, от того, сколько образов будет в клипе.

Съемкой клипа для будущей звезды затраты продюсера не заканчиваются. Чтобы видеоклип увидели зрители, снова нужно заплатить, но уже телеканалам. Ротация на каналах по их прайс-листу, по данным того же продюсерского центра, обойдется в  $1–5 тыс. Цена зависит от количества дней и времени суток, когда клип будет в ротации.

После того, как артист уже записал несколько песен (обычно это 10–12 песен), продюсер начинает задумываться о записи альбома. На запись альбома в KS Production тратят в среднем $10–15 тыс.

Для всех рекламных постов и объявлений нужны будут профессионально отснятые фотографии. А стоит это недешево – от $1 тыс.

Исходя из озвученных данных, получается, что общие затраты продюсерского центра на одну песню с клипом составляют от $9500 до $23 500 (не включая запись альбома).

Еще один эксперт из шоу-бизнеса, сам уже состоявшийся артист, пожелавший остаться неизвестным, озвучил «Курсиву» свои минимальные затраты на одну песню. По данным собеседника издания, за слова к песне можно заплатить 50 тыс. тенге ($128 по курсу Национального банка), а за музыку к ней – 100 тыс. тенге ($257). Аранжировку, запись и сведение можно сделать за 320 тыс. тенге ($822).

«Съемка клипа, как минимум, будет стоить 2 млн тенге (от $5135)», – отметил представитель эстрады.

Как делят между собой доходы продюсер и артист

Практически все затраты в начале пути будущей звезды несет продюсер. И у него нет никаких гарантий, что его подопечный не провалится, а займет свое место в этом высококонкурентном бизнесе. Но в случае положительного результата и признания артиста продюсер останется в выигрыше.

Доходы, полученные начинающими артистами, как правило, делятся в таком соотношении: 80% продюсеру и 20% самому исполнителю. Если артист состоявшийся, то обычно это 50 на 50% или 60 на 40%, но есть и вариант «как договорятся».

звезда копия.png

 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance