Перейти к основному содержанию

1 просмотр

Что происходит на рынке платной медицины в Казахстане

О последних тенденциях

Фото: shutterstock

В Казахстане каждый гражданин имеет право на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи за счет средств госбюджета. Но из-за нежелания ждать в очередях или, рассчитывая на помощь специалиста более высокой квалификации, соотечественники обращаются в частные клиники. «Курсив» поинтересовался последними тенденциями на рынке частных медицинских услуг.

Осенью 2018 года американское агентство Bloomberg опубликовало мировой рейтинг стран по эффективности системы здравоохранения на основании данных Всемирной организации здравоохранения за 2015 год (по некоторым странам за 2014-й). Основными параметрами рейтинга стали средняя продолжительность жизни, доля государственных расходов на здравоохранение от ВВП и затраты на медицинские услуги на душу населения.

Лидирующие позиции в этом рейтинге заняли Гонконг, Сингапур и Испания.

В Гонконге средняя продолжительность жизни на момент исследования составляла 84,3 года, расходы на здравоохранение – 5,7% от ВВП, а стоимость медицинских услуг на одного жителя – $2,2, тыс.

В 2019 финансовом году (завершился 31 марта этого года) общие расходы на здравоохранение в этом специальном административном районе Китая равнялись 78 млрд гонконгских долларов (30,2 трлн тенге), что составляло 14% от общих государственных расходов.

В Гонконге на конец 2018 года работало 43 государственные и 12 частных клиник.

Второе место занял Сингапур, средняя продолжительность жизни в котором составляла 82,7 года, расходы на здравоохранение от ВВП – 4,3%, а средние затраты на душу населения – $2,3 тыс.

Затраты на систему здравоохранения в 2019 финансовом году в этой стране составляли около $11,7 млрд (4,5 трлн тенге), или 8,7% от всех расходов.

В Сингапуре на конец 2018 года было зарегистрировано 28 клиник, включая государственные и частные. Из них восемь частных госпиталей.

Замыкает тройку лидеров Испания, в которой средняя продолжительность жизни приравнивалась к 82,8 годам, расходы госбюджета на медицину составили 9,2% от ВВП, а на одного человека – $2,3 тыс.

На здравоохранение в 2018 году страна израсходовала 75,4 млрд евро (32,2 трлн тенге), или 15,1% от общих государственных затрат.

Число действующих медицинских организаций в Испании в 2016 году составило 764 единицы, из них 421 частное учреждение.

Ситуация в Казахстане

Казахстан в рейтинге Bloomberg занял 44-е место из 56 проанализированных агентством стран. По данным этого отчета, в стране средняя продолжительность жизни составляла в 2015 году 72 года, а общие расходы на здравоохранение – 3,9% от ВВП республики. В расчете на одного человека затраченная сумма равнялась $379.

Республика в прошлом году потратила на систему здравоохранения около 1,17 трлн тенге из государственного бюджета, или 10% от всех затрат. В 2019 году сумма практически не изменилась – 1,18 трлн тенге. На 2020 год по проекту бюджета запланирована сумма в размере 1,5 трлн тенге.

Рост расходов бюджета в будущие годы Минфин объяснил переходом на обязательное социальное медицинское страхование и увеличением заработной платы медработников.

В 2018 году в стране работало более 6,8 тыс. государственных, 113 ведомственных и 1,4 тыс. частных медицинских организаций. Среди коммерческих предприятий: 194 больницы, 1162 амбулаторно-поликлинических учреждения, 44 другие организации (медпункты, центры ФЗОЖ, патологоанатомические бюро).

Не хочу бесплатно… Почему?

В Казахстане бесплатную медицинскую помощь в рамках гарантированного объема медицинской помощи могут получить как резиденты, так и лица, имеющие статус оралмана. Резидентам стран СНГ в рамках соглашения между государствами предоставляется исключительно скорая и неотложная медицинская помощь. Всем остальным оказывается только бесплатная медпомощь при острых заболеваниях.

Несмотря на возможность получить медицинские услуги бесплатно, граждане РК по разным причинам предпочитают частные клиники.

Одной из главных причин исполнительный директор Объединения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц «Ассоциация клиник Алматы» Расул Дюсенов назвал обращения в частные медучреждения ради конкретного специалиста.

На выбор в пользу частных клиник, по его мнению, влияют также вежливое и уважительное отношение персонала к пациенту, индивидуальный подход и возможность проходить все процедуры без очередей.

«Кроме того, соотечественники считают, что коммерческие клиники проще привлечь к ответственности в случае неблагоприятных исходов лечения», – продолжил эксперт.

Среди услуг, пользующихся спросом в казахстанских частных клиниках, стоит отметить услуги узких специалистов, лабораторную диагностику, ВРТ (вспомогательные репродуктивные технологии), стоматологию, ортодонтию.

Cредняя стоимость приема врачей в частных клиниках Алматы составляет от 3 до 6 тыс. тенге.

«Цены могут отличаться в разы, в зависимости от квалификации специалиста и позиционирования клиники. Но в целом у нас одни из самых низких в мире цен на медицинские услуги», – заметил спикер.

Как отмечают эксперты рынка, за последние десять лет стоимость медуслуг увеличилась, но рост шел заметно медленнее инфляции.

CHto proiskhodit na rynke platnoj mediciny v Kazahstane1.png

Конкуренция: государственные VS частные клиники

В Казахстане для получения гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) необязательно быть прикрепленным к государственному медицинскому учреждению. С 2015 года граждане могут обслуживаться по предварительному заявлению в любой частной клинике, изъявившей желание работать в рамках ГОБМП.

В этом году по программе ГОБМП можно обслуживаться в 1,4 тыс. медицинских организаций, 708 из которых являются частными. В прошлом году количество частных организаций было меньше на 64 единицы.

Расул Дюсенов отметил, что конкуренции между частными и государственными клиниками за пациента в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи сейчас практически нет – у них разные целевые группы, разные рыночные сегменты.

Кроме того, государственные клиники (стационары), практически монопольно «держат» высокотехнологичные или сложные медицинские услуги, экстренную помощь, онкологическую помощь, инфекционную помощь, борьбу с ВИЧ и службу крови, поскольку для частных клиник существуют законодательные ограничения на такую деятельность.

Как отметил специалист, высокотехнологические или сложные медицинские услуги, экстренная и инфекционная помощь в рамках ГОБМП для коммерческих организаций остается рискованной и нерентабельной. Тарифы по возмещению, установленные государством на данные услуги, не всегда покрывают фактические расходы организации. Затраты во многом определяются состоянием больного в момент поступления.

В настоящее время частные медицинские учреждения идут на оказание помощи в рамках гарантированного объема для того, чтобы получить поток пациентов и/или дозагрузить простаивающие мощности. Доля частных клиник в выполнении госзаказа в стране не превышает 14% в денежном выражении.

«Заработать на госзаказе невозможно, поскольку тариф на возмещение затрат невелик и не предполагает прибыли», – поделился Расул Дюсенов.

Также он отметил, что выполнение государственного заказа – это повышенная регуляторная и административная нагрузка, не все клиники способны выделять на это ресурсы.

По мнению эксперта, особой конкуренции между частными и государственными клиниками не будет и после внедрения обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) для населения.

Напомним, что с 2017 года работодатели оплачивают в Фонд медицинского страхования 1,5% от дохода каждого работника, начиная с 2020 года эта сумма составит уже 2%, а сами работники должны будут оплачивать 1% от оклада. Эти деньги будут направлены на оказание дополнительных медицинских услуг, не включенных в гарантированный объем бесплатной медпомощи. Частные клиники также, как и в рамках ГОБМП, могут заключать договоры по ОСМС.

Тенденцией на рынке частных медицинских услуг в Казахстане, отмеченной в ассоциации, стала его стагнация. Девальвация тенге привела к тому, что небюджетным организациям стало сложнее обновлять парк медицинского оборудования, подорожали медикаменты и расходные материалы.

Значительного перетока пациентов из государственных клиник в частные (речь о платных услугах) сейчас не происходит. Зато идет заметный переток специалистов. Врачи бюджетных организаций по разным причинам (в том числе физическая и административная нагрузка, низкая мотивация и агрессивный настрой населения в отношении специалистов госучреждений) уходят в коммерческие структуры.

Основные проблемы рынка частных медицинских услуг, которые назвал собеседник «Курсива» – невысокая емкость внутреннего рынка и низкие затраты государства на здравоохранение, дефицит квалифицированных кадров, высокое регуляторное воздействие и требования, недостаток инвестиций и недоступность новых технологий и лекарств из-за завышенной цены последних.

«Отечественные поставщики работают с высокой маржинальностью – в два-четыре раза выше, чем на развитых рынках», – заявил собеседник.

4334 просмотра

Как стать звездой в Казахстане и сколько на этом можно заработать

Именитые казахстанские звезды запрашивают за получасовую программу миллионы тенге

Фотоколлаж: Вадим Квятковский

Зарабатывать миллионы за выступление удается не всем звездам шоу-бизнеса. Получить признание слушателя не так-то просто и достаточно затратно. Только единицы могут самостоятельно оплатить все расходы, связанные с первым выходом на сцену и дальнейшим продвижением на эстраде.

В разных странах, в том числе и в Казахстане, для юношей и девушек, у которых нет денег, но есть талант, стартом становятся конкурсы песен. В Соединенных Штатах – это American Idol, в Великобритании – Pop Idol, в Российской Федерации – «Фабрика звезд», в Казахстане, по аналогии с Pop Idol – SuperStar.kz и X-фактор, The Voice of Kazakhstan.

Именно на таких конкурсах продюсеры и потенциальные инвесторы обычно замечают будущих звезд эстрады. На казахстанской эстраде также можно увидеть артистов, которые когда-то приглянулись продюсерам.

Продюсер Эрик Тастембеков заметил на проекте SuperStar.kz несколько молодых исполнителей, которые и сейчас работают на рынке. Речь идет об Айкыне Толепбергене и Макпал Исабековой.

Известный продюсер Алуа Конарова взяла под свое крыло группу RinGo. Ни один из участников этого казахстанского бойз-бенда не стал победителем конкурса SuperStar.kz или X-фактор, но, несмотря на это, они заняли свое место на эстраде.

После очередного сезона победителя конкурса Нуржана Керменбаева, больше известного под псевдонимом Капкарашка, финалистов проекта Рената Малцагова, Евгения Гартунга и Ерлана Алимова пригласили для работы в группе «Перцы». А Динара Коскельдиева, Жанар Хамитова, Анастасия Усова и Алтынай Сапаргалиева были объединены в группу China Town. Оба проекта просуществовали недолго, но многие из участников все еще связаны со сценой.

Кто такой продюсер и что он должен уметь делать?

Продюсер – это человек, который очень часто по совместительству является организатором, менеджером, маркетологом и инвестором проекта. Именно от него во многом зависит успех исполнителя.

По данным представителей hh.kz, в вакансиях на должность продюсера на их сайте прописано, что в основные обязанности продюсера входит подбор кадров – сольных исполнителей, хорео­графов, музыкантов, авторов слов и композиторов.

Следующей обязанностью является финансовое обеспечение (формируемое за счет спонсоров, продажи дисков и гастрольных туров) артиста и его команды, в том числе разработка детализированного бюджета и его контроль.

Продюсер ответственен за организацию съемок клипа, запись дисков, старт PR-компании, планирование выступлений и гастролей. Будущие костюмы и грим во время выступления тоже контролируются продюсерами.

Помимо перечисленных обязанностей, продюсер должен уметь организовать для своего подопечного концерт, гастроли, частные и корпоративные коммерческие мероприятия, участие в сборных концертах и госзаказах.

Также он должен участвовать в публичных мероприятиях, связанных с проектом, уметь привлечь информационных парт­неров и спонсоров и активно взаимодействовать с пресс-службами партнеров.

Основные требования к продюсеру на сайте hh.kz: опыт работы в шоу-бизнесе от трех лет, знание иностранных языков, креативный подход, коммуникабельность, личная ответственность, аналитические способности, знания в области маркетинга, PR, рекламы.

Сколько продюсерам приходится потратить

Для того, чтобы узнать о затратах продюсеров, «Курсив» обратился к нескольким продюсерам и продюсерским центрам с официальным запросом. Многие из них, ссылаясь на коммерческую тайну или чрезвычайную занятость, отказались отвечать на наши вопросы.

Но в одном из продюсерских центров города Алматы – KS Production, через который прошло немало ныне работающих артистов (рок-певица Асем, этно-фольклорный ансамбль «Туран», этно-джазовый дуэт ST Brothers, трио «Парнас»,
этно-трио «Тенгри», Меруерт Мус­рали), все же поделились своими средними расходами.

Первое и важное дело продюсера – это выбор подопечного и команды, с которой он будет работать. У хороших продюсеров – чутье на будущих звезд. Продюсеры нередко упоминают в СМИ, что исполнителю не обязательно иметь высшее или среднее музыкальное образование, чтобы стать популярным. Есть множество талантливых ребят без спецобразования.

После того, как продюсер выбрал подопечного, начинается работа над репертуаром – поиск и рассмотрение авторов текстов и музыки.

Как отметили представители KS Production, текст песни в среднем обходится продюсерскому центру в сумму от $200 до $500. Композитору за одну песню центр оплачивает от $500 до $1500.

После того, как исполнитель найден, а слова и музыка песни подготовлены, необходимо обратиться к услугам аранжировщика. Аранжировка – это изменение темпов, ритма и размеров музыкального произведения. Аранжировщик выбирает музыкальные инструменты и придумывает партии для них, находит сочетания тембров и правильную насыщенность звучания всей композиции. То есть работа аранжировщика заключается в переработке музыкального произведения.

Процесс записи песни – это еще не конец. После нужно еще провести сведение. Сведение – это этап создания фонограммы, заключающийся в отборе и редактировании исходных записанных треков, объединении их в единый проект и обработке эффектами.

Средние затраты продюсерского центра KS Production на запись, сведение и аранжировку составляют от $1 тыс. до $2 тыс.

Если продюсер решает, что необходимо снять видеоклип, то на него в среднем нужно будет потратить еще как минимум $5–10 тыс., верхняя ценовая планка зависит от идеи, концепции и даже режиссера клипа.

По данным украинской компании Сinema Friends Production, стоимость видеоклипа зависит от сложности идеи, количества локаций для съемки клипа, цены аренды съемочных павильонов, работы массовки и актеров, количества времени, затраченного командой на съемки и расходов на постпродакшн.

Специалисты продакш-компании отмечают, что за более чем 60 лет с момента бума в музыкальной индустрии подход к созданию клипов изменился. Режиссеры и исполнители не стесняются пафосных решений, массовок, ярких пейзажей и спецэффектов. Сейчас песня приобретает большее признание именно благодаря эффектному видеоклипу.

Помимо основных затрат на сам клип, есть еще дополнительные затраты, которые являются неотъемлемой частью съемочного процесса. Во-первых, это затраты на грим (макияж, укладка и т. д.). Стоимость таких услуг за один съемочный день составляет от $300 до $500. Во-вторых, это затраты на костюмы. Средние затраты KS Production по этой статье – от $500 до $3 тыс. Как рассказали в продюсерском центре, цена костюмов зависит, во-первых, от того, кто является дизайнером, и, во-вторых, от того, сколько образов будет в клипе.

Съемкой клипа для будущей звезды затраты продюсера не заканчиваются. Чтобы видеоклип увидели зрители, снова нужно заплатить, но уже телеканалам. Ротация на каналах по их прайс-листу, по данным того же продюсерского центра, обойдется в  $1–5 тыс. Цена зависит от количества дней и времени суток, когда клип будет в ротации.

После того, как артист уже записал несколько песен (обычно это 10–12 песен), продюсер начинает задумываться о записи альбома. На запись альбома в KS Production тратят в среднем $10–15 тыс.

Для всех рекламных постов и объявлений нужны будут профессионально отснятые фотографии. А стоит это недешево – от $1 тыс.

Исходя из озвученных данных, получается, что общие затраты продюсерского центра на одну песню с клипом составляют от $9500 до $23 500 (не включая запись альбома).

Еще один эксперт из шоу-бизнеса, сам уже состоявшийся артист, пожелавший остаться неизвестным, озвучил «Курсиву» свои минимальные затраты на одну песню. По данным собеседника издания, за слова к песне можно заплатить 50 тыс. тенге ($128 по курсу Национального банка), а за музыку к ней – 100 тыс. тенге ($257). Аранжировку, запись и сведение можно сделать за 320 тыс. тенге ($822).

«Съемка клипа, как минимум, будет стоить 2 млн тенге (от $5135)», – отметил представитель эстрады.

Как делят между собой доходы продюсер и артист

Практически все затраты в начале пути будущей звезды несет продюсер. И у него нет никаких гарантий, что его подопечный не провалится, а займет свое место в этом высококонкурентном бизнесе. Но в случае положительного результата и признания артиста продюсер останется в выигрыше.

Доходы, полученные начинающими артистами, как правило, делятся в таком соотношении: 80% продюсеру и 20% самому исполнителю. Если артист состоявшийся, то обычно это 50 на 50% или 60 на 40%, но есть и вариант «как договорятся».

звезда копия.png

 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций