Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


3760 просмотров

Как в Казахстане повысить рождаемость

Население страны достигло 18,5 млн человек на 1 июля 2019 года

Фото: Офелия Жакаева

Население земли стремительно растет и достигло уже 7,7 миллиардов человек. Ежедневно в мире рождается 420,7 тысяч детей. Тенденция роста рождаемости наблюдается и в Казахстане – 398 тысяч человек в 2018 году.

Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН прогнозирует, что население земли вырастет в 2019 году на 1,22%. Но уже к 2025 году прирост населения за год приблизится к 5%, а численность людей на планете составит 8,2 млрд человек.

По долгосрочным прогнозам организации, некоторое снижение темпов роста населения начнется с 2050 года и достигнет в 2100 году 0,5% за год, когда на земле будет проживать 11,2 млрд человек.

К государствам с самой высокой рождаемостью относятся практически все африканские страны. Так, по данным Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США, по итогам 2018 года Ангола лидирует по числу родившихся на 1 тыс. человек населения (43,7 родившихся на 1 тыс. человек).

В первую десятку стран входят Нигер (43,6 новорожденных на 1 тыс. человек), Мали – (43,2), Чад (43), Уганда (42,4), Замбия (41,1), Бурунди (40,9), Малави (40,7), Сомали (39,3), Либерия (37,9).

Самый низкий коэффициент рождаемости наблюдался в таких странах, как Монако (6,5 новорожденных на 1 тыс. человек населения), Сен-Пьер и Микелон (7), Андорра – (7,3), Япония (7,5), Пуэрто-Рико (8), Тайвань (8,2), Португалия (8,2), Южная Корея (8,3), Греция (8,3), Макао (8,4).

Продолжили этот список европейские страны: Италия (8,5), Болгария (8,5), Германия (8,6), Румыния (8,7), Хорватия (8,8), Испания (9,0) и другие.

Еще одним важным показателем социального положения населения и состояния национальных систем здравоохранения в стране может стать младенческая смертность. Младенческая смертность – это число случаев смерти детей в возрасте до одного года на 1 тыс. родившихся живыми.

По сведениям ООН, по данному показателю в мире по-прежнему лидируют страны Африки – Центрально-Африканская Республика (88,5), Сомали (82,6), Чад (75,2), Демократическая Республика Конго (72), Нигерия (66,9), Экваториальная Гвинея (66,2) и т. д.

Минимальная младенческая смертность зафиксирована в развитых странах, таких как Исландия (1,6), Словения (1,8), Финляндия (1,9), Япония (2,0), Люксембург (2,0), Кипр (2,1), Норвегия (2,1), Сингапур (2,2) и другие.

Казахстан по коэффициенту рождаемости расположился на 99-м месте из 226 стран, исследованных ЦРУ и составил 17,5 новорожденных на 1 тыс. человек населения. В прошлом году в стране родилось 397,8 тыс. и умерло 130,5 тыс. человек. 3,2 тыс. умерших – дети в младенческом возрасте.

Помощь новорожденным

В мире, по данным Центра перинатологии и детской кардио­хирургии (ЦПиДК) Алматы, в структуре младенческой смертности новорожденные дети составляют более 60%.

Основной причиной смерти, как отметили в центре, является поражение центральной нервной системы. В 70% случаев это следствие перенесенной гипоксии (пониженное содержание кислорода в организме или отдельных органах и тканях). Гипоксия голов­ного мозга в 10–15% случаев при­во­дит к летальному исходу, в 25–30% – к инвалидности ребенка.

Один из методов борьбы с тяжелой гипоксией – гипотермия на специальных аппаратах. Аппараты гипотермии с необходимым уровнем температуры постепенно охлаждают и нагревают тело новорожденного или его части. Подобные воздействия нормализуют кровоток и контролируют восстановление клеток или пораженных участков головного мозга детей. Такую терапию следует применять в первые минуты (или часы) жизни новорожденного. Только таким образом можно восстановить работу клеток головного мозга.

Аппараты применяются и при дыхательных нарушениях, и при операциях на сердце. Они позволяют дать «отдохнуть» клеткам мозга и предотвратить осложнения, которые могут вызвать проблемы с интеллектом у ребенка.

Улучшение материальной базы роддомов и реанимационных отделений, наличие современного медицинского оборудования – один из факторов, благодаря которым происходит снижение показателя младенческой смертности.

«Городской перинатальный центр Алматы сейчас оснащен разными видами специального оборудования для выхаживания недоношенных детей и детей, родившихся в срок, но с различными патологиями. Среди них аппарат фототерапии (используется при высоком билирубине), аппарат искусственной вентиляции легких (ИВЛ), кювезы, шприцевые насосы, мониторы для контролирования жизненно важных функций, аппарат гипотермии, реанимационные столики и другие», – рассказала «Курсиву» заведующая отделением реанимации новорожденных ЦПиДК Айнурым Сарбас.

Цена современного медоборудования достаточно высока. Так, например, один аппарат искусственной вентиляции легких стоит примерно 18,65 млн тенге, аппарат по управляемой гипотермии Tecotern neo – 12,44 млн тенге, дыхательный аппарат СИПАП – 3,5 млн тенге, реанимационный столик – 4,46 млн тенге, аппарат фототерапии – 990 тыс. тенге, монитор церебральных функций – 7,9 млн тенге.

По словам Сарбас, дорогостоящее оборудование в центре появляется двумя путями: либо через управление здравоохранения, либо в дар от общественных организаций.

Например, благотворительный фонд «Аяла» подарил аппарат гипотермии не только Центру перинатологии и детской кардиохирургии, но и городскому перинатальному центру Алматы, и Национальному научному центру материнства и детства в Нур-Султане.

По данным благотворительного фонда «Аяла», с ноября 2017 по июнь 2019 года в ЦПиДК на этом аппарате терапевтическая гипотермия была проведена 25 новорожденным.

В этот же период в Национальном научном центре материнства и детства в отделении реанимации пролечено 72 новорожденных с использованием аппарата. Из них 54,4% были недоношенные новорожденные с массой тела при рождении 1,8 кг и более 46% – доношенные с массой тела при рождении в среднем 3,8 кг.

В городском перинатальном центре Алматы пролечено четыре ребенка за период с февраля по август 2019 года.

«Если ребенок появился на свет в результате сложных родов, то нужно сразу принять меры по его спасению. Конечно, можно собирать деньги для отправки малыша за рубеж. Но это займет не одну неделю, которых у него может не быть», – говорит вице-президент благотворительного фонда «Аяла» по медицинским проектам Берик Даржанов.

Помощь мамам

Казахстанское бизнес-сообщество помогает не только в сложных медицинских случаях. В тяжелых социальных ситуациях молодым девушкам с 28-й недели беременности (начало третьего триместра) либо с ребенком до 18 месяцев поддержку оказывают в Доме мамы.

Проект был создан для того, чтобы уменьшить число случаев отказа матерей от своих новорожденных детей, для сохранения ребенка с матерью в семье.

В Казахстане, по данным Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки РК, по итогам 2018 года функцио­нировало 119 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в стране в 2018 году составило 25,5 тыс. человек. Большая часть детей (71,5%) находится под опекой и попечительством – 18,2 тыс., на патронатном воспитании – около 2 тыс. (7,7%), в приемных семьях – 146 (0,6%), в детских домах семейного типа – 130 (0,5%). В интернатных организациях проживают 5 тыс. детей.

Наибольшее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится в Карагандинской (3,1 тыс.), Алматинской (2,9 тыс.) и Восточно-Казахстанской (2,7 тыс.) областях.

Если сравнивать регионы с учетом численности детского населения, то более неблагополучная ситуация складывается в Костанайской, Северо-Казахстанской, Акмолинской, Карагандинской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской областях.

Для того, чтобы будущие мамы не отказывались от детей и не оставляли их в детских домах, и создан Дом мамы. Инициатором проекта выступил благотворительный фонд «Ана үйі». Фонд финансируется 22 казахстанскими бизнесменами, в числе которых Айдын Рахимбаев (BI Group), Мурат Абдрахманов (KazTransCom), Даурен Жаксыбек и другие.

По словам представителей фонда, молодым мамам предоставляется материальная помощь, социальная, правовая и психологическая поддержка.

Молодым мамам помогают с жильем, получением образования (курсы, колледжи, университеты), трудоустройством. Помимо этого им оказывают помощь в восстановлении документов (удостоверение личности, свидетельство о рождении), устраивают детей в детские дошкольные учреждения.

«В случаях, когда в Дом мамы попадает женщина с недоношенным ребенком, фонд обращается в государственные медицинские учреждения. При необходимости привлечения узких специалистов на платной основе фонд берет на себя обязательство оплаты всех услуг», – отметили в фонде.

страны копия.png


3285 просмотров

Какие автомобили выбирают казахстанцы

Более 46% машин, реализованных на вторичном рынке, старше 20 лет

Фотоколлаж

«Курсив» выяснил, какие автомобили пользуются спросом у соотечественников и сколько они готовы потратить на покупку железного коня.

Казахстан за первое полугодие 2019 года, по данным Комитета по статистике и Комитета государственных доходов, импортировал 16,5 тыс. легковых автомобилей и прочих моторных автотранспортных средств на общую сумму $388,8 млн. Экспортировано автомобилей в 19 раз меньше: 854 единицы на сумму $16 млн.

Десять лет назад, в аналогичный период 2009 года, в страну импортировано 56,8 тыс. легковых автомобилей и других транспортных средств на $362,1 млн, экспортировано 197 автомобилей на $1,2 млн.

Динамика в структуре экспортно-импортных операций Казахстана показывает тенденцию последних лет: в стране происходит замещение импортных автомобилей бюджетного класса машинами отечественной сборки.

Основными странами, из которых Казахстан импортирует авто, стали Япония, Россия, США, Турция и Южная Корея. Небольшой экспорт идет в Российскую Федерацию, Кыргызстан и Узбекистан.

По данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», за семь месяцев 2019 года в стране с конвейеров сошло 24,7 тыс. единиц автотранспортных средств стоимостью 171,3 млрд тенге. Это количество больше, чем в 2018 году, почти на 43%.

Среди выпущенных в этом году автотранспортных средств 22,3 тыс. легковых автомобилей, 754 автобуса, 1,2 тыс. грузовых автомобилей, 422 прицепа и 35 единиц специализированной автотехники.

По информации «КазАвтоПрома», налоговые поступления всех предприятий автомобильной отрасли, включая розничную продажу и обслуживание автотехники, по итогам первого полугодия 2019 года достигли 32,4 млрд тенге. Из них перечисления от производителей автомобильной техники составили 2,45 млрд тенге.

Одним из крупных налогоплательщиков, по сведениям Союза предприятий отрасли, является завод «Азия авто». За шесть месяцев 2019 года предприятие заплатило в бюджет налогов на 1,17 млрд тенге, или почти половину всех налоговых поступлений автопрома.

Уплаченные налоги завода «Камаз-Инжиниринг» составили 632,7 млн тенге, или 25,8% отраслевых отчислений. Завод «СарыаркаАвтоПром» в Костанае перечислил в бюджет 309,7 млн тенге, или 12,6% всех платежей.

Сумма налогов от «Уральскаг­рореммаш» – 124,5 млн тенге, от «СемАЗ» – 105,4 млн тенге, от Hyundai Trans Auto – 72,9 млн тенге и от Daewoo Bus Kazakhstan – 38,5 млн тенге.

Что касается продаж, то автопроизводители республики реализовали за семь месяцев 2019 года почти на 43% больше, чем в тот же период 2018 года, – 22,2 тыс. единиц техники. Из них 2,1 тыс. автомобилей была куплена по госпрограмме льготных автокредитов.

Напомним основные условия программы льготного автокредитования: заем выдается только в тенге, номинальная ставка вознаграждения не более 4% годовых, срок кредитования до семи лет, стоимость автомобиля не должна быть больше 15 млн тенге.

В этом году в Казахстане выделили еще 8 млрд тенге на финансирование госпрограммы льготного автокредитования и 2 млрд тенге – на финансирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, приобретающих в лизинг автомобили и автотехнику специального назначения.

Средства, полученные из бюджета, направлены через Банк развития Казахстана (агент программы) в Сбербанк, Банк Центр­Кредит, Евразийский банк, Народный банк Казахстана и ВТБ Казахстан.

Всего в стране в рамках программы автокредитования по льготной процентной ставке коммерческим банкам на возвратной основе, с учетом последнего транша в 8 млрд тенге, было перечислено 42 млрд тенге.

Финансирование программы льготного автокредита носит револьверный характер. Это означает, что платежи от погашения действующих кредитов вновь перенаправляются на кредитование.

Еще одной мерой поддержки отрасли в стране стал недавний июльский запрет на приобретение импортных легковых автомобилей в рамках государственных закупок в течение двух лет.

Предпочтения казахстанцев

По оценкам Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), озвученным «Курсиву», за семь месяцев 2019 года казахстанцы потратили 375,1 млрд тенге на приобретение новых легковых, грузовых автомобилей и автобусов в официальных дилерских центрах Казахстана. За тот же период 2018 года соотечественниками куплено транспорта на сумму 281,5 млрд тенге.

В рейтинге топ-10 самых продаваемых новых автомобилей по их количеству, по данным АКАБ, первое место заняла Toyota Camry. За январь – июль этого года в стране было продано 3,6 тыс. таких автомобилей на общую сумму 44,5 млрд тенге. Одна из последних моделей этого бренда в Казахстане – Toyota Camry 70, по данным сайта Toyota.kz, стоит от 10,6 млн тенге.

Второе место у Lada Granta – около 3 тыс. автомобилей за семь месяцев на сумму 8,2 млрд тенге. По данным группы компаний «Бипэк авто – Азия авто», стоимость этой модели начинается от 3,1 млн тенге в зависимости от года выпуска и характеристик.

Третье место принадлежало Hyundai Tucson – 2,5 тыс. автомобилей, в денежном выражении – 25,1 млрд тенге. Новый автомобиль 2019 года производства в дилерских центрах можно приобрести за 9 млн тенге и выше.

Следующие два места первой пятерки у Lada Vesta (цена от 4,2 млн тенге) и Lada 4х4 (от 3,6 млн тенге) – количество незначительно отличается и близко к 2 тыс. единиц.

Вторую пятерку открывают Hyundai Accent (цена авто 2019 производства от 6,3 млн тенге) – 1,6 тыс. штук на 9,8 млрд тенге и Hyundai Elantra – почти 1,5 тыс. автомобилей на 11,1 млрд тенге. Модель 2018 года выпуска можно приобрести за 6,6 млн тенге и выше.

Восьмое место снова принадлежит Lada, теперь уже модели Largus (стоимость нового авто от 4,3 млн тенге) – около 1,4 тыс. штук на общую сумму 5,8 млрд тенге.

Toyota LC Prado тоже вошла в первую десятку и заняла девятое место рейтинга. Их в стране было продано 1,3 тыс. единиц на 24,2 млрд тенге. Такое авто 2019 года, по данным сайта Toyota.kz, стоит около 16 млн тенге и выше.

Hyundai Creta – еще одна модель, которая заслужила внимание соотечественников. Всего было куплено около 1,3 тыс. автомобилей, на что было потрачено 9,3 млрд тенге. Модель 2019 года стоит около 7,4 млн тенге и выше.

Предпочтения покупателей в стране по первой тройке практически не изменились за год. Фаворитами семи месяцев 2018 года были также Toyota Camry, Lada Granta и Lada 4*4 вместо Hyundai Tucson в этом году. Суммарный объем продаж этих трех автомобилей в 2018 году был ниже и составлял 6,4 тыс. штук.

«Из десяти самых продаваемых легковых автомобилей текущего года доля казахстанских составляет 61%, или пять из десяти машин рейтинга», – отметили аналитики АКАБ.

В автосалонах страны заметно выросла доля машин казахстанского производства. За семь месяцев текущего года такой показатель составил 57% против 20% в 2014 году.

Средняя сумма, которую казахстанцы потратили на покупку нового авто в салонах в анализируемый период, составила 9,1 млн тенге.

При этом, как отметили специалисты АКАБ, средний чек на автомобили импортного производства превышает чек на покупку машины местного производства более чем в два раза – 13 млн тенге против 6 млн тенге.

Объясняется это тем, что многие бюджетные автомобили уже производятся в стране, а импортируются в основном более дорогие автомобили, как Toyota, Renault, Nissan, Lexus, Subaru.

Вторичный рынок

На вторичном автомобильном рынке в первом полугодии было продано 495,3 тыс. автомобилей.

По данным АКАБ, более 46% таких автомобилей сошло с конвейера более 20 лет назад, 26,4% эксплуатировалось от 10 до 20 лет, 24,3% приходилось на долю авто, выпущенных от трех до десяти лет назад.

Еще 2,8% от всех автомобилей на вторичном рынке имело возраст до трех лет. На остальных 224 автомобилях, на которые пришлось 0,05%, не был указан год выпуска.

Ассоциация поделилась с «Курсивом» рейтингом самых продаваемых авто на вторичном рынке Казахстана, куда вошло пять основных брендов.

Лидером в этом рейтинге снова становится Toyota. За первое полугодие текущего года в стране было продано 72,2 тыс. автомобилей этой марки. Значительную долю (38%) заняли автомобили, которые были произведены от 10 до 20 лет назад. Машины старше 20 лет составили 32% от таких продаж, от трех до 10 лет – около 24%, до трех лет – 6%, на двух автомобилях не был указан год выпуска.

Рейтинг продолжили автомобили Lada (VAZ). Их было реализовано 68,6 тыс. единиц. Почти половина проданных Lada была возрастом от трех до 10 лет (48,5%). Доля машин старше 20 лет составила 19,5%. Свежие автомобили до трех лет в структуре продаж на вторичном рынке составляли 2,3% – 1,6 тыс. машин.

Следующим авто, пользующимся спросом у казахстанцев, стал Volkswagen. На вторичном рынке было продано 39,4 тыс. автомобилей, из них 80% старше 20 лет (31,6 тыс.). Тогда как доля свежих автомобилей до трех лет составляла всего 0,6%, или 242 автомобиля.

Четвертую строчку рейтинга занимает Mercedez-Benz с 34,5 тыс. машинами. На долю старых автомобилей старше 20 лет пришлось 77% от общего количества авто на рынке, или 26,5 тыс. Автомобилей до трех лет было продано 235 единиц (0,7%)

Завершает рейтинг немецкая Audi. На рынке было перепродано почти 30 тыс. авто. Около 93% всех авто, или 27,7 тыс., произведено ранее 1998 года. Остальные 7% пришлись на более свежие автомобили.

Стоит отметить, что почти половина всех автомобилей, реализуемых на вторичном рынке Казахстана, достаточно изношена – старше 20 лет.

авто копия.png

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций