Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


28413 просмотров

Как абитуриентам выбрать университет в 2019 году

Kursiv Research сделал рейтинг вузов Казахстана по стоимости обучения

Фото: shutterstock/Inspiring

Актуальный вопрос, стоящий сейчас перед каждым выпускником, – выбор профессии и университета. Не все абитуриенты понимают, кем они хотят стать в будущем, и часто принимают решение под влиянием внешних факторов, самые важные из которых – мнение родителей, престижность вуза и цена на образовательные услуги.

У казахстанских выпускников большой выбор учебных заведений. В 2018 году в республике было 124 вуза. Треть из них сосредоточена в Алматы – 41 организация, в столице их только 14. Меньше всего высших учебных заведений зарегистрировано в Мангистауской, Северо-Казахстанской и Туркестанской областях.

Каждый год конкуренция за абитуриентов среди вузов возрастает. Сегодня не только частные вузы, большая часть бюджета которых зависит от оплаты за обучение, но и государственные активно рекламируют себя на рынке образовательных услуг.

В силу неравных стартовых возможностей частные вузы в Казахстане не всегда могут предоставить своим студентам такую же инфраструктуру, как государственные. Не все частные учебные заведения, например, владеют собственными спортивными сооружениями и общежитиями.

С другой стороны, в эпоху цифровизации такой расклад дает определенные преимущества – на балансе частного университета нет такого большого количества имущества, как это бывает в национальных вузах, и, соответственно, не стоит вопрос эффективного использования этого имущества, объясняет доцент факультета экономических наук Казахстанско-Немецкого университета, доктор PhD Даурен Аскаров.

Эксперт сожалеет о том, что сейчас в Казахстане сложилась система, при которой государство больше финансирует национальные вузы, хотя частные университеты смогли бы распорядиться полученными средствами эффективнее, а сам процесс расходования бюджетных средств был бы прозрачнее.

Даурен Аскаров проработал пять лет в национальном вузе и примерно столько же в частном, и часто спрашивал у студентов, почему они выбрали тот или иной университет.

«Большинство студентов, выбравших национальные университеты, говорили о стабильности, большем количестве грантов (и стипендий), а также выделяли наличие общежитий», – рассказывает он.

Студенты уверены, что таким крупным вузам, как Казахский Национальный университет им. аль-Фараби (КазНУ), Казахский Национальный педагогический университет им. Абая (КазНПУ) или Казахский Национальный медицинский университет им. С. Асфендиярова (КазНМУ), не грозят приостановка деятельности или реорганизация.

Студентами, выбравшими частные вузы, в основном являются жители Алматы и других крупных городов, не владеющие государственным языком на хорошем уровне. Они чаще всего объясняли свой выбор отсутствием коррупции при поступлении и обучении, небольшим количеством студентов, простой системой коммуникаций с преподавателями и руководством.

Еще одним трендом в условиях глобализации становится конкуренция извне. Вузы соседних стран (Россия, Беларусь и Китай), стран Западной и Восточной Европы, а также США, Японии и Австралии активно участвуют в образовательных выставках, предлагая льготы (поступление без ЕНТ), интересные образовательные программы и культурный досуг.

«Наиболее агрессивную политику проводят российские вузы, которые начинают «вербовать» наших абитуриентов еще с седьмых-восьмых классов, обещая практически бесплатное поступление. По данным на 2018 год, 25% от всех иностранных студентов в российских университетах составляют казахстанцы», – рассказывает собеседник.

Почему так происходит? По мнению ученого, у казахстанских школьников в большинстве случаев хорошая подготовка, следовательно, иностранному вузу не придется много тратиться на обучение основам по выбранной специальности. Российские заведения предоставляют возможность бесплатного обучения и проживания, плюс более широкий выбор специальностей, чем в Казахстане. Еще один фактор – в России оставили заочное образование, а в РК его отменили, при этом не все казахстанские вузы могут заменить его дистанционной формой обучения.

В случае с Европой, продолжил наш собеседник, дело обстоит немного по-другому. Основной причиной, по которой европейские страны проявляют интерес к казахстанским выпускникам, является старение населения, а как результат – уменьшение работоспособного населения и увеличение давления на бюджет за счет роста пенсионных выплат. Молодежь из Казахстана после обучения остается в Европе, привлеченная большей степенью демократизации общества, уважением прав человека и возможностью карьерного роста без коррупционной составляющей.

«Китай, скорее всего, нацелен на распространение своего влияния через культуру и смешанные браки», – говорит Аскаров о мотивах еще одной страны, заинтересованной в казахстанских выпускниках.

Выбор специальности

В республике по-прежнему высок спрос на специалистов в сфере IT, в области международных отношений, логистики и экономики.

«Среди экономических специальностей особенно можно выделить маркетинг и менеджмент, которые в меньшей степени, нежели учет и аудит или финансы, подвержены риску «захвата» со стороны искусственного интеллекта. К тому же, с учетом того, что в крупных городах страны весьма активно развивается сфера услуг, очень востребованными на рынке труда остаются специалисты в области управления продажами, СММ, связей с общественностью», – добавил доцент Аскаров.

С трудом проникают на рынок образовательных услуг Казахстана новые образовательные программы, которых нет в классификаторе. Такой расклад наш эксперт объясняет консерватизмом в предпочтениях потребителей, которые, по инерции, все еще выбирают право и финансы. При этом на образовательных выставках уже представлены новые программы: энергетическая и экологическая техника, интегрированное управление водными ресурсами и ресурсосберегающая производственная логистика.

Рейтинги вузов

Казахстанские высшие учебные заведения активно участвуют не только в национальных рейтингах, но и в глобальных (к примеру, рейтинг университетов мира QS). Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании составило ежегодный Национальный рейтинг-2019 вузов Казахстана. Методология расчета базируется на трех составляющих: первая – это оценка качества академических ресурсов вуза, на которую приходится 70% от общего числа баллов, вторая – экспертная оценка качества его деятельности (15%), третья – оценка на основе проведения соцопроса работодателей и госорганов (15%).

В список лучших многопрофильных университетов вошли 18 вузов. Лидером стал КазНУ им. аль-Фараби, набрав 99,72% из возможных 100%. На втором месте расположился Евразийский Национальный университет им. Л. Гумилева (ЕНУ) – 84,72%. Третье место замыкает Карагандинский государственный университет им. Е. Букетова – 53,89%.

Среди технических вузов отличились Satbayev University – 95,78%, Казахстанско-Британский технический университет (КБТУ) – 91,9% и Карагандинский государственный технический университет – 89,37%.

Топовыми гуманитарно-экономическими университетами названы КИМЭП – 92%, Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза – 91,34%, Алматы Менеджмент Университет – 71,53%.

Лучшим вузом искусства признан Казахский Национальный университет искусств в Нур-Султане – 100% из 100%.

Среди медицинских учреждений лидером стал КазНМУ им. С. Асфендиярова – 100%, среди педагогических – КазНПУ им. Абая (100%).

«Курсив» составил свой рейтинг топ-20 университетов по стоимости обучения на очном отделении бакалавриата, предварительно отобрав лучшие вузы согласно баллам, присвоенным в Национальном рейтинге вузов этого года.

Самым дорогим по стоимости оказался университет КИМЭП. В настоящее время цена одного года обучения там составляет в среднем 2,9 млн тенге.

Цена одного кредита в КБТУ в этом году равняется 45–60 тыс. тенге. Всего за четыре года студентами должно быть освоено 146 кредитов. Получается, что за один год обучения родители должны заплатить в среднем от 1,6 до 2,2 млн тенге.

Алматы Менеджмент Университет тоже относится к категории дорогих вузов. Стоимость обучения за анализируемый период достигает в среднем 1,1 млн тенге.

Цены в КазНУ им. аль-Фараби на этот учебный год неизвестны, но в 2018–2019 учебном году они находились в интервале от 974 тыс. до 1,18 млн тенге (максимальные цены приходились на специальность «Финансы», «Юриспруденция» и др.).

Оплата обучения в прошлом учебном году в КазНМУ им. С. Асфендиярова варьировалась от 762,9 тыс. тенге («Технология фармацевтического производства») до 1,2 млн тенге («Стоматология»). Для сравнения, цена за обучение в медицинском университете в городе Семей составляет 800 тыс. тенге на все специальности.

В известных алматинских университетах, не попавших в наш рейтинг, стоимость обучения варьируется: в Университете им. С. Демиреля – от 450 тыс. тенге на специальности «История» до 1,25 млн тенге на «Международных отношениях», в Университете международного бизнеса средняя стоимость на русском отделении составляет 750 тыс. тенге, английское отделение стоит дороже – 850 тыс. тенге.

Общий тренд – более высокая стоимость обучения в вузах наблюдается на специальностях, где готовят будущих финансистов и юристов. Вопросы, насколько эти специалисты будут обеспечены работой после окончания вуза и окажутся ли оправданы затраты на обучение, остаются открытыми.

В условиях рыночной экономики, напоминает Даурен Аскаров, основными факторами оценки качества образования в вузе должны быть уровень трудоустройства, размер заработной платы, который компания готова предложить выпускнику того или иного высшего учебного заведения, а также динамика роста заплаты выпускника вуза в первые три года работы.

Ограничение ответственности

Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является рекламой данных организаций.

вузы.jpg


3276 просмотров

Какие автомобили выбирают казахстанцы

Более 46% машин, реализованных на вторичном рынке, старше 20 лет

Фотоколлаж

«Курсив» выяснил, какие автомобили пользуются спросом у соотечественников и сколько они готовы потратить на покупку железного коня.

Казахстан за первое полугодие 2019 года, по данным Комитета по статистике и Комитета государственных доходов, импортировал 16,5 тыс. легковых автомобилей и прочих моторных автотранспортных средств на общую сумму $388,8 млн. Экспортировано автомобилей в 19 раз меньше: 854 единицы на сумму $16 млн.

Десять лет назад, в аналогичный период 2009 года, в страну импортировано 56,8 тыс. легковых автомобилей и других транспортных средств на $362,1 млн, экспортировано 197 автомобилей на $1,2 млн.

Динамика в структуре экспортно-импортных операций Казахстана показывает тенденцию последних лет: в стране происходит замещение импортных автомобилей бюджетного класса машинами отечественной сборки.

Основными странами, из которых Казахстан импортирует авто, стали Япония, Россия, США, Турция и Южная Корея. Небольшой экспорт идет в Российскую Федерацию, Кыргызстан и Узбекистан.

По данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», за семь месяцев 2019 года в стране с конвейеров сошло 24,7 тыс. единиц автотранспортных средств стоимостью 171,3 млрд тенге. Это количество больше, чем в 2018 году, почти на 43%.

Среди выпущенных в этом году автотранспортных средств 22,3 тыс. легковых автомобилей, 754 автобуса, 1,2 тыс. грузовых автомобилей, 422 прицепа и 35 единиц специализированной автотехники.

По информации «КазАвтоПрома», налоговые поступления всех предприятий автомобильной отрасли, включая розничную продажу и обслуживание автотехники, по итогам первого полугодия 2019 года достигли 32,4 млрд тенге. Из них перечисления от производителей автомобильной техники составили 2,45 млрд тенге.

Одним из крупных налогоплательщиков, по сведениям Союза предприятий отрасли, является завод «Азия авто». За шесть месяцев 2019 года предприятие заплатило в бюджет налогов на 1,17 млрд тенге, или почти половину всех налоговых поступлений автопрома.

Уплаченные налоги завода «Камаз-Инжиниринг» составили 632,7 млн тенге, или 25,8% отраслевых отчислений. Завод «СарыаркаАвтоПром» в Костанае перечислил в бюджет 309,7 млн тенге, или 12,6% всех платежей.

Сумма налогов от «Уральскаг­рореммаш» – 124,5 млн тенге, от «СемАЗ» – 105,4 млн тенге, от Hyundai Trans Auto – 72,9 млн тенге и от Daewoo Bus Kazakhstan – 38,5 млн тенге.

Что касается продаж, то автопроизводители республики реализовали за семь месяцев 2019 года почти на 43% больше, чем в тот же период 2018 года, – 22,2 тыс. единиц техники. Из них 2,1 тыс. автомобилей была куплена по госпрограмме льготных автокредитов.

Напомним основные условия программы льготного автокредитования: заем выдается только в тенге, номинальная ставка вознаграждения не более 4% годовых, срок кредитования до семи лет, стоимость автомобиля не должна быть больше 15 млн тенге.

В этом году в Казахстане выделили еще 8 млрд тенге на финансирование госпрограммы льготного автокредитования и 2 млрд тенге – на финансирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, приобретающих в лизинг автомобили и автотехнику специального назначения.

Средства, полученные из бюджета, направлены через Банк развития Казахстана (агент программы) в Сбербанк, Банк Центр­Кредит, Евразийский банк, Народный банк Казахстана и ВТБ Казахстан.

Всего в стране в рамках программы автокредитования по льготной процентной ставке коммерческим банкам на возвратной основе, с учетом последнего транша в 8 млрд тенге, было перечислено 42 млрд тенге.

Финансирование программы льготного автокредита носит револьверный характер. Это означает, что платежи от погашения действующих кредитов вновь перенаправляются на кредитование.

Еще одной мерой поддержки отрасли в стране стал недавний июльский запрет на приобретение импортных легковых автомобилей в рамках государственных закупок в течение двух лет.

Предпочтения казахстанцев

По оценкам Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), озвученным «Курсиву», за семь месяцев 2019 года казахстанцы потратили 375,1 млрд тенге на приобретение новых легковых, грузовых автомобилей и автобусов в официальных дилерских центрах Казахстана. За тот же период 2018 года соотечественниками куплено транспорта на сумму 281,5 млрд тенге.

В рейтинге топ-10 самых продаваемых новых автомобилей по их количеству, по данным АКАБ, первое место заняла Toyota Camry. За январь – июль этого года в стране было продано 3,6 тыс. таких автомобилей на общую сумму 44,5 млрд тенге. Одна из последних моделей этого бренда в Казахстане – Toyota Camry 70, по данным сайта Toyota.kz, стоит от 10,6 млн тенге.

Второе место у Lada Granta – около 3 тыс. автомобилей за семь месяцев на сумму 8,2 млрд тенге. По данным группы компаний «Бипэк авто – Азия авто», стоимость этой модели начинается от 3,1 млн тенге в зависимости от года выпуска и характеристик.

Третье место принадлежало Hyundai Tucson – 2,5 тыс. автомобилей, в денежном выражении – 25,1 млрд тенге. Новый автомобиль 2019 года производства в дилерских центрах можно приобрести за 9 млн тенге и выше.

Следующие два места первой пятерки у Lada Vesta (цена от 4,2 млн тенге) и Lada 4х4 (от 3,6 млн тенге) – количество незначительно отличается и близко к 2 тыс. единиц.

Вторую пятерку открывают Hyundai Accent (цена авто 2019 производства от 6,3 млн тенге) – 1,6 тыс. штук на 9,8 млрд тенге и Hyundai Elantra – почти 1,5 тыс. автомобилей на 11,1 млрд тенге. Модель 2018 года выпуска можно приобрести за 6,6 млн тенге и выше.

Восьмое место снова принадлежит Lada, теперь уже модели Largus (стоимость нового авто от 4,3 млн тенге) – около 1,4 тыс. штук на общую сумму 5,8 млрд тенге.

Toyota LC Prado тоже вошла в первую десятку и заняла девятое место рейтинга. Их в стране было продано 1,3 тыс. единиц на 24,2 млрд тенге. Такое авто 2019 года, по данным сайта Toyota.kz, стоит около 16 млн тенге и выше.

Hyundai Creta – еще одна модель, которая заслужила внимание соотечественников. Всего было куплено около 1,3 тыс. автомобилей, на что было потрачено 9,3 млрд тенге. Модель 2019 года стоит около 7,4 млн тенге и выше.

Предпочтения покупателей в стране по первой тройке практически не изменились за год. Фаворитами семи месяцев 2018 года были также Toyota Camry, Lada Granta и Lada 4*4 вместо Hyundai Tucson в этом году. Суммарный объем продаж этих трех автомобилей в 2018 году был ниже и составлял 6,4 тыс. штук.

«Из десяти самых продаваемых легковых автомобилей текущего года доля казахстанских составляет 61%, или пять из десяти машин рейтинга», – отметили аналитики АКАБ.

В автосалонах страны заметно выросла доля машин казахстанского производства. За семь месяцев текущего года такой показатель составил 57% против 20% в 2014 году.

Средняя сумма, которую казахстанцы потратили на покупку нового авто в салонах в анализируемый период, составила 9,1 млн тенге.

При этом, как отметили специалисты АКАБ, средний чек на автомобили импортного производства превышает чек на покупку машины местного производства более чем в два раза – 13 млн тенге против 6 млн тенге.

Объясняется это тем, что многие бюджетные автомобили уже производятся в стране, а импортируются в основном более дорогие автомобили, как Toyota, Renault, Nissan, Lexus, Subaru.

Вторичный рынок

На вторичном автомобильном рынке в первом полугодии было продано 495,3 тыс. автомобилей.

По данным АКАБ, более 46% таких автомобилей сошло с конвейера более 20 лет назад, 26,4% эксплуатировалось от 10 до 20 лет, 24,3% приходилось на долю авто, выпущенных от трех до десяти лет назад.

Еще 2,8% от всех автомобилей на вторичном рынке имело возраст до трех лет. На остальных 224 автомобилях, на которые пришлось 0,05%, не был указан год выпуска.

Ассоциация поделилась с «Курсивом» рейтингом самых продаваемых авто на вторичном рынке Казахстана, куда вошло пять основных брендов.

Лидером в этом рейтинге снова становится Toyota. За первое полугодие текущего года в стране было продано 72,2 тыс. автомобилей этой марки. Значительную долю (38%) заняли автомобили, которые были произведены от 10 до 20 лет назад. Машины старше 20 лет составили 32% от таких продаж, от трех до 10 лет – около 24%, до трех лет – 6%, на двух автомобилях не был указан год выпуска.

Рейтинг продолжили автомобили Lada (VAZ). Их было реализовано 68,6 тыс. единиц. Почти половина проданных Lada была возрастом от трех до 10 лет (48,5%). Доля машин старше 20 лет составила 19,5%. Свежие автомобили до трех лет в структуре продаж на вторичном рынке составляли 2,3% – 1,6 тыс. машин.

Следующим авто, пользующимся спросом у казахстанцев, стал Volkswagen. На вторичном рынке было продано 39,4 тыс. автомобилей, из них 80% старше 20 лет (31,6 тыс.). Тогда как доля свежих автомобилей до трех лет составляла всего 0,6%, или 242 автомобиля.

Четвертую строчку рейтинга занимает Mercedez-Benz с 34,5 тыс. машинами. На долю старых автомобилей старше 20 лет пришлось 77% от общего количества авто на рынке, или 26,5 тыс. Автомобилей до трех лет было продано 235 единиц (0,7%)

Завершает рейтинг немецкая Audi. На рынке было перепродано почти 30 тыс. авто. Около 93% всех авто, или 27,7 тыс., произведено ранее 1998 года. Остальные 7% пришлись на более свежие автомобили.

Стоит отметить, что почти половина всех автомобилей, реализуемых на вторичном рынке Казахстана, достаточно изношена – старше 20 лет.

авто копия.png

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций