Перейти к основному содержанию

56537 просмотров

Рейтинг банков Казахстана по версии Kursiv

Итоги первого квартала 2019 года

Фото: Shutterstock/Frank11

Уровень рисков банковской системы Казахстана стабилизировался благодаря масштабной очистке балансов банков второго уровня и отзыву лицензий у проблемных игроков – такое мнение высказывают эксперты-финансисты. Тем не менее I квартал 2019 года для сектора завершился снижением основных финансовых показателей по сравнению с данными на 1 января, а конечный результат и вовсе сложился на отрицательной отметке в 50,33 млрд тенге.

В I квартале 2019 года на банковском рынке РК работали 28 БВУ. Согласно данным Нацбанка, совокупные активы сектора на 1 апреля составили 24,58 трлн тенге, что на 2,6% меньше того же показателя на начало января.

Основная причина снижения совокупных активов – передача Цеснабанком части кредитного портфеля на сумму более 600 млрд тенге Фонду проблемных активов, уверен Вице-президент – главный аналитик Moody’s Investors Service Ltd Владлен Кузнецов. Напомним, что передача части портфеля прошла в рамках предоставления государством дополнительной финансовой помощи банку.

С 29 апреля этого года Цеснабанк переименован в First Heartland Jýsan Bank с розничным брендом Jýsan Bank.

Лидирующую позицию по объему активов в анализируемый период сохранил за собой Народный банк Казахстана – 8,52 трлн тенге. На 1 января активы организации достигали 8,67 трлн тенге.

Второе место – у Сбербанка с активами в 1,91 трлн тенге, что практически в 4,5 раза меньше, чем у лидера. Но, в отличие от Народного, банку удалось нарастить объем своих активов на 1,1% по сравнению с результатами на начало года.

Обладателем третьего места стал Kaspi Bank, немного обогнавший ForteBank. Активы организации достигли 1,8 трлн тенге против 1,7 трлн тенге на начало года.

Нарастить активы смогли также Жилстройсбербанк – на 111,97 млрд тенге, до 1,11 трлн тенге и Банк Китая в Казахстане – на 68,29 млрд тенге, до 399,79 млрд тенге.

Представители Жилстрой­сбербанка объяснили, что рост активов обусловлен в основном увеличением объема ценных бумаг на 94,6 млрд тенге (на 127% больше по сравнению с данными на конец 2018 года) и кредитного портфеля.

Эксперты S&P Global Ratings назвали низкое качество активов БВУ Казахстана одним из основных рисков банковской системы РК. Этот риск отчасти обусловлен неэффективностью регулирования сектора, а также значительным объемом кредитов связанным сторонам и случаями мошенничества.

Кто отличился по размерам ссудного портфеля

Совокупный ссудный портфель банков составил 13,04 трлн тенге, уменьшившись по сравнению с началом 2019 года на 5,2%.

Этот тренд по большей части опять же следствие ситуации с Цеснабанком. Кроме того, спрос на кредитные ресурсы, по мнению Владлена Кузнецова, продолжает оставаться слабым, в том числе из-за относительно высоких ставок кредитования.

Несмотря на общее снижение, отдельные банки смогли нарастить собственные ссудники. Больше всех увеличили свои портфели Жилстройсбербанк – на 45,23 млрд тенге (+6,7%), Сбербанк – на 35,95 млрд тенге (+2,8%) и Kaspi Bank – на 25,38 млрд тенге (+2,2%).

Важным показателем качества ссудного портфеля банков является объем кредитов с просрочкой более 90 дней. В I квартале текущего года антилидерами по качеству портфеля были Национальный банк Пакистана, в котором доля NPL90+ составляла 30,65% от общего ссудного портфеля банка, Asia Credit Bank с долей в 26,79% и Цеснабанк – 20,35% от кредитного портфеля.

Как отметили в пресс-службе AsiaCredit Bank, на показатели качества кредитного портфеля банка повлияло ухудшение финансового положения заемщиков вследствие экономического кризиса и ослабления курса тенге. Так, многие заемщики, в основном юрлица, работают по договорам в инвалюте других стран с зарубежными партнерами, не имея при этом валютной выручки. Сейчас банком активно ведутся мероприятия по возврату проблемных займов.

В Цеснабанке сложившуюся ситуацию объяснили проверкой качества ссудного портфеля, организованной новыми акционерами. В результате этой проверки дополнительно к существующим NPL вышли на просрочку еще займы на сумму 47,1 млрд тенге (основной долг). Представители банка отметили, что эти займы были выданы до смены акционеров. По новым выявленным NPL были сформированы дополнительные провизии в размере 100%, ранее средневзвешенная ставка резервирования составляла 32%.

Среди тех, кто смог снизить объемы токсичных кредитов, выделим Евразийский банк, который уменьшил их на 4,82 млрд тенге, до 53,67 млрд тенге, АТФБанк – на 3,17 млрд тенге, до 82,17 млрд тенге и Tengri Bank – на 0,95 млрд тенге, до 1,48 млрд тенге.

12 из 28 казахстанских банков с начала года сократили объемы кредитов с просрочкой более трех месяцев. Тем не менее на общей доле таких кредитов их действия не сказались. Так, доля NPL90+ увеличилась с 7,38 до 8,61%.

Данная ситуация, по мнению представителей Moody’s, объясняется следующим. Прибыль банков позволяет им признавать реальные проблемы в кредитном портфеле и создавать резервы, а не маскировать их в составе реструктурированных кредитов. С учетом переданных в Фонд проблемных активов токсичных кредитов Цеснабанка (значительная часть которых не была отражена в составе просроченных кредитов), в реальности качество активов сектора существенно улучшилось. В рейтинговом агентстве считают, что рост портфелей, а также постепенное погашение и списание проблемных кредитов будут оказывать положительное влияние на качество кредитного портфеля БВУ.

Сколько смогли заработать

Автор INDz.jpg

Автор фото: INDz

I квартал 2019 года для банковской системы завершился с минусом в 50,33 млрд тенге, хотя 2018 год был завершен с доходами в 638,39 млрд тенге. На такой финансовый результат в значительной степени повлияли три банка – Цеснабанк, AsiaCredit Bank и Национальный банк Пакистана в Казахстане. Убыток трех банков составил 211,25 млрд тенге.

Эксперт Moody’s обратил внимание на такой факт: если исключить финансовый результат Цеснабанка, прибыль сектора в этот период превысила бы 150 млрд тенге.

По доходам на первом месте Народный банк – 61,69 млрд тенге, затем Kaspi Bank – 31,39 млрд тенге и Сбербанк, завершивший квартал с результатом в 14,21 млрд тенге.

О депозитах

Обязательства банковского сектора составили 21,52 трлн тенге, что на 3,2% меньше данных на начало года. Вклады населения за квартал снизились с 8,77 трлн тенге до 8,55 трлн тенге. Депозиты корпоративных клиентов уменьшились с 8,27 трлн тенге до 8,11 трлн тенге.

Наибольший прирост вкладов населения, или депозитов, обеспечили три банка: Kaspi – на 70,48 млрд тенге, до 1206,2 млрд тенге, Жилстройсбербанк – на 46,29 млрд тенге, до 683,91 млрд тенге и Bank RBK – на 8,7 млрд тенге, до 154,74 млрд тенге.

По словам представителей ЖССБ, в системе жилищно-строительных сбережений на отчетную дату участвовало почти 1,4 млн казахстанцев, или 14,5% экономически активного населения страны.

Снизились вклады физлиц у Народного банка – на 128,88 млрд тенге, до 3191,09 млрд тенге, у Сбербанка – на 79,05 млрд тенге, до 685,31 млрд тенге и у Цеснабанка – на 56,37 млрд тенге, до 323,62 млрд тенге.

На снижение объемов депозитов физических лиц, предположил Владлен Кузнецов, могла повлиять сезонность – например, сезонная покупательская активность, а также некоторое уменьшение процентных ставок из-за высокой ликвидности банковского сектора.

Отток вкладов в Цеснабанке происходил в основном в начале I квартала, еще до смены акционеров. По итогам марта наблюдался уже приток вкладов на 12,2 млрд тенге, поделились в банке, дополнительно отметив, что клиенты Цесны инвестируют свои средства не только в банковские вклады, но и в финансовые инструменты от инвестиционной компании First Heartland Securities.

Лидером по привлечению вкладов юридических лиц стал Банк Китая в Казахстане. Рост вкладов составил 67,99 млрд тенге, до 355,62 млрд тенге. Евразийский банк нарастил объемы вкладов на 59,96 млрд тенге, до 408,91 млрд тенге. Отличился также First Heartland Bank, у которого депозитный портфель увеличился на 42,15 млрд тенге, до 185,51 млрд тенге.

Заметен отток таких вкладов у бывшего Цеснабанка. Депозиты сократились на 218,66 млрд тенге, до 101,55 млрд тенге. Еще одним банком, который потерял некоторый объем депозитов корпоративных клиентов, стал Народный банк. Вклады бизнес-клиентов сократились на 60,57 млрд тенге, до 3138,18 млрд тенге. Депозитный портфель юрлиц полегчал и у АТФБанка. Сокращение составило 38,27 млрд тенге, а портфель достиг отметки в 507,6 млрд тенге.

В пресс-службе АТФБанка пояснили, что на отток вкладов юрлиц повлияли проведение оплат по контрактам и выплата налогов рядом клиентов банка – именно на эти цели предприятия аккумулировали средства в 2018 году.

Что ждать от сектора в ближайшее время

Автор PopTika.jpg

Автор фото PopTika

По прогнозам S&P Global Ratings, в 2019–2020 годах темпы роста кредитных портфелей банков страны будут сохраняться на уровне 5–8% при увеличении потребительского и ипотечного кредитования.

Аналитики же Moody’s считают, что кредитный портфель банковского сектора начнет расти, доля проблемных кредитов снизится, а прибыльность БВУ несколько увеличится.

Фото в тексте: Shutterstock

Банковский сектор для сайта.jpg

Ограничение ответственности

Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является предложением или рекомендацией совершать какие-либо сделки с ценными бумагами и иными активами указанных организаций.

4358 просмотров

Как стать звездой в Казахстане и сколько на этом можно заработать

Именитые казахстанские звезды запрашивают за получасовую программу миллионы тенге

Фотоколлаж: Вадим Квятковский

Зарабатывать миллионы за выступление удается не всем звездам шоу-бизнеса. Получить признание слушателя не так-то просто и достаточно затратно. Только единицы могут самостоятельно оплатить все расходы, связанные с первым выходом на сцену и дальнейшим продвижением на эстраде.

В разных странах, в том числе и в Казахстане, для юношей и девушек, у которых нет денег, но есть талант, стартом становятся конкурсы песен. В Соединенных Штатах – это American Idol, в Великобритании – Pop Idol, в Российской Федерации – «Фабрика звезд», в Казахстане, по аналогии с Pop Idol – SuperStar.kz и X-фактор, The Voice of Kazakhstan.

Именно на таких конкурсах продюсеры и потенциальные инвесторы обычно замечают будущих звезд эстрады. На казахстанской эстраде также можно увидеть артистов, которые когда-то приглянулись продюсерам.

Продюсер Эрик Тастембеков заметил на проекте SuperStar.kz несколько молодых исполнителей, которые и сейчас работают на рынке. Речь идет об Айкыне Толепбергене и Макпал Исабековой.

Известный продюсер Алуа Конарова взяла под свое крыло группу RinGo. Ни один из участников этого казахстанского бойз-бенда не стал победителем конкурса SuperStar.kz или X-фактор, но, несмотря на это, они заняли свое место на эстраде.

После очередного сезона победителя конкурса Нуржана Керменбаева, больше известного под псевдонимом Капкарашка, финалистов проекта Рената Малцагова, Евгения Гартунга и Ерлана Алимова пригласили для работы в группе «Перцы». А Динара Коскельдиева, Жанар Хамитова, Анастасия Усова и Алтынай Сапаргалиева были объединены в группу China Town. Оба проекта просуществовали недолго, но многие из участников все еще связаны со сценой.

Кто такой продюсер и что он должен уметь делать?

Продюсер – это человек, который очень часто по совместительству является организатором, менеджером, маркетологом и инвестором проекта. Именно от него во многом зависит успех исполнителя.

По данным представителей hh.kz, в вакансиях на должность продюсера на их сайте прописано, что в основные обязанности продюсера входит подбор кадров – сольных исполнителей, хорео­графов, музыкантов, авторов слов и композиторов.

Следующей обязанностью является финансовое обеспечение (формируемое за счет спонсоров, продажи дисков и гастрольных туров) артиста и его команды, в том числе разработка детализированного бюджета и его контроль.

Продюсер ответственен за организацию съемок клипа, запись дисков, старт PR-компании, планирование выступлений и гастролей. Будущие костюмы и грим во время выступления тоже контролируются продюсерами.

Помимо перечисленных обязанностей, продюсер должен уметь организовать для своего подопечного концерт, гастроли, частные и корпоративные коммерческие мероприятия, участие в сборных концертах и госзаказах.

Также он должен участвовать в публичных мероприятиях, связанных с проектом, уметь привлечь информационных парт­неров и спонсоров и активно взаимодействовать с пресс-службами партнеров.

Основные требования к продюсеру на сайте hh.kz: опыт работы в шоу-бизнесе от трех лет, знание иностранных языков, креативный подход, коммуникабельность, личная ответственность, аналитические способности, знания в области маркетинга, PR, рекламы.

Сколько продюсерам приходится потратить

Для того, чтобы узнать о затратах продюсеров, «Курсив» обратился к нескольким продюсерам и продюсерским центрам с официальным запросом. Многие из них, ссылаясь на коммерческую тайну или чрезвычайную занятость, отказались отвечать на наши вопросы.

Но в одном из продюсерских центров города Алматы – KS Production, через который прошло немало ныне работающих артистов (рок-певица Асем, этно-фольклорный ансамбль «Туран», этно-джазовый дуэт ST Brothers, трио «Парнас»,
этно-трио «Тенгри», Меруерт Мус­рали), все же поделились своими средними расходами.

Первое и важное дело продюсера – это выбор подопечного и команды, с которой он будет работать. У хороших продюсеров – чутье на будущих звезд. Продюсеры нередко упоминают в СМИ, что исполнителю не обязательно иметь высшее или среднее музыкальное образование, чтобы стать популярным. Есть множество талантливых ребят без спецобразования.

После того, как продюсер выбрал подопечного, начинается работа над репертуаром – поиск и рассмотрение авторов текстов и музыки.

Как отметили представители KS Production, текст песни в среднем обходится продюсерскому центру в сумму от $200 до $500. Композитору за одну песню центр оплачивает от $500 до $1500.

После того, как исполнитель найден, а слова и музыка песни подготовлены, необходимо обратиться к услугам аранжировщика. Аранжировка – это изменение темпов, ритма и размеров музыкального произведения. Аранжировщик выбирает музыкальные инструменты и придумывает партии для них, находит сочетания тембров и правильную насыщенность звучания всей композиции. То есть работа аранжировщика заключается в переработке музыкального произведения.

Процесс записи песни – это еще не конец. После нужно еще провести сведение. Сведение – это этап создания фонограммы, заключающийся в отборе и редактировании исходных записанных треков, объединении их в единый проект и обработке эффектами.

Средние затраты продюсерского центра KS Production на запись, сведение и аранжировку составляют от $1 тыс. до $2 тыс.

Если продюсер решает, что необходимо снять видеоклип, то на него в среднем нужно будет потратить еще как минимум $5–10 тыс., верхняя ценовая планка зависит от идеи, концепции и даже режиссера клипа.

По данным украинской компании Сinema Friends Production, стоимость видеоклипа зависит от сложности идеи, количества локаций для съемки клипа, цены аренды съемочных павильонов, работы массовки и актеров, количества времени, затраченного командой на съемки и расходов на постпродакшн.

Специалисты продакш-компании отмечают, что за более чем 60 лет с момента бума в музыкальной индустрии подход к созданию клипов изменился. Режиссеры и исполнители не стесняются пафосных решений, массовок, ярких пейзажей и спецэффектов. Сейчас песня приобретает большее признание именно благодаря эффектному видеоклипу.

Помимо основных затрат на сам клип, есть еще дополнительные затраты, которые являются неотъемлемой частью съемочного процесса. Во-первых, это затраты на грим (макияж, укладка и т. д.). Стоимость таких услуг за один съемочный день составляет от $300 до $500. Во-вторых, это затраты на костюмы. Средние затраты KS Production по этой статье – от $500 до $3 тыс. Как рассказали в продюсерском центре, цена костюмов зависит, во-первых, от того, кто является дизайнером, и, во-вторых, от того, сколько образов будет в клипе.

Съемкой клипа для будущей звезды затраты продюсера не заканчиваются. Чтобы видеоклип увидели зрители, снова нужно заплатить, но уже телеканалам. Ротация на каналах по их прайс-листу, по данным того же продюсерского центра, обойдется в  $1–5 тыс. Цена зависит от количества дней и времени суток, когда клип будет в ротации.

После того, как артист уже записал несколько песен (обычно это 10–12 песен), продюсер начинает задумываться о записи альбома. На запись альбома в KS Production тратят в среднем $10–15 тыс.

Для всех рекламных постов и объявлений нужны будут профессионально отснятые фотографии. А стоит это недешево – от $1 тыс.

Исходя из озвученных данных, получается, что общие затраты продюсерского центра на одну песню с клипом составляют от $9500 до $23 500 (не включая запись альбома).

Еще один эксперт из шоу-бизнеса, сам уже состоявшийся артист, пожелавший остаться неизвестным, озвучил «Курсиву» свои минимальные затраты на одну песню. По данным собеседника издания, за слова к песне можно заплатить 50 тыс. тенге ($128 по курсу Национального банка), а за музыку к ней – 100 тыс. тенге ($257). Аранжировку, запись и сведение можно сделать за 320 тыс. тенге ($822).

«Съемка клипа, как минимум, будет стоить 2 млн тенге (от $5135)», – отметил представитель эстрады.

Как делят между собой доходы продюсер и артист

Практически все затраты в начале пути будущей звезды несет продюсер. И у него нет никаких гарантий, что его подопечный не провалится, а займет свое место в этом высококонкурентном бизнесе. Но в случае положительного результата и признания артиста продюсер останется в выигрыше.

Доходы, полученные начинающими артистами, как правило, делятся в таком соотношении: 80% продюсеру и 20% самому исполнителю. Если артист состоявшийся, то обычно это 50 на 50% или 60 на 40%, но есть и вариант «как договорятся».

звезда копия.png

 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций