Перейти к основному содержанию

6262 просмотра

Меньше 13% отелей Казахстана имеют хоть какие-то «звезды»

О последних тенденциях гостиничного бизнеса республики

Фото: Shutterstock/ Soloviova Liudmyla

Гостиничный рынок республики в последние годы характеризуется активным ростом количества мест размещения при низком качестве и заполняемости отелей. В конце 2018 года их общее число достигло более 3,3 тыс. и только 7,8% из них имели звездную категорию.

Прежде чем планировать свой отпуск или поездку в другую страну/город потенциальный клиент обращает внимание на условия проживания в отеле и качество предоставляемых услуг.

В международной практике гостиничного бизнеса показателем запрашиваемых критериев для выбора отеля служит количество звезд. Категория, или звездность, определяется каждым государством по-своему, но за основу можно брать рекомендации Всемирной туристской организации.

На практике присвоение категории проводится отраслевыми ассоциациями совместно с государственными органами. При определении количества звезд в учет берутся минимальные требования к гостинице – к зданию и прилегающей территории, техническому оснащению, номерному фонду, санитарным объектам общего пользования, к помещениям для предоставления услуг питания, к персоналу и его подготовке.

По словам представителя Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов (КАГиР) Татьяны Ходоровской, сейчас в республике получение категории (определение звездности) проходит на добровольной основе согласно межгосударственным и национальным стандартам. Большинство мест размещения, в том числе отели, являются субъектами частного предпринимательства и вправе принимать решение самостоятельно.

«Предприниматель сам выбирает – нужна ему категория или нет», – пояснила г-жа Ходоровская.

Деятельность гостиниц в стране регулируется законами «О частном предпринимательстве», «О туристской деятельности в Республике Казахстан» и другими нормативными актами и стандартами в части санитарно-эпидемиологических норм, пожарной безопасности, соблюдения миграционного законодательства.

Сейчас большинство казахстанских отелей не стремятся получить категорию, и такой подход, по мнению эксперта КАГиР, вводит в заблуждение потребителя.

«Гость должен понимать, куда он едет, в какой отель, чтобы предъявлять к нему соответствующие требования. Мы рекомендуем предпринимателям пройти процедуру присвоения категории, поскольку она поможет гостиницам узнать свою целевую аудиторию. У каждой категории отелей есть свои клиенты», – объясняет спикер.

По официальной статистике, в Казахстане за последние десять лет количество мест размещения увеличилось в три раза – до 3,3 тыс. единиц в 2018 году. В это число входят не только отели, но и дома отдыха, пансионаты, гостевые дома, хостелы и кемпинги.

Соответственно увеличился номерной фонд – в 2,4 раза, до 71,9 тыс. единиц. Несмотря на бурное развитие гостиничного бизнеса, качество отелей оставляет желать лучшего. По итогам 2018 года из чуть более трех тысяч организаций пять звезд имели только 23, четыре – 79, три – 120, две – 24 и одну – 14 отелей. В совокупности доля оте­лей со звездой составила только 7,8% от общего количества мест размещения.

Средняя заполняемость номерного фонда в казахстанских гостиницах в прошлом году достигла всего 26,7%.

«Если предприятие работает с загруженностью номеров ниже 30%, то оно нерентабельно», – отметила эксперт КАГиР.

Самая большая заполняемость номеров в 2018 году была в пятизвездочных отелях – 42,8%, в гостиницах с четырьмя звездами – 32,6%, в трех звездах – 32,6%, в двух-, одно- и без категории – около 20%. Татьяна Ходоровская объясняет такой расклад отсутствием отдела маркетинга и продаж в отелях низкой категории.

«Но есть случаи, когда некоторые отели первой категории имеют загрузку в 100%, у других же, наоборот, низкая загрузка. Гость будет останавливаться вновь и вновь в одном и том же отеле, если ему предоставят качественный сервис», – продолжила она.

На фоне увеличения турпотока в Казахстан новый тренд гостиничного рынка в стране – сокращение числа туристов, останавливающихся в дорогих отелях. Люди стали больше выбирать проживание в частных домах и хостелах – они уже составляют конкуренцию демократичным гостиницам, хотя стоимость гостиниц в стране не изменилась и остается достаточно лояльной.

В среднем проживание в гостинице в сутки в РК в апреле текущего года стоило 10,4 тыс. тенге. В Алматы – дороже, 18,6 тыс. тенге, а жители и гости Нур-Султана должны были заплатить 14,9 тыс. тенге. Подчеркнем, что это средняя цена по отрасли, цены в пятизвездочных отелях в разы больше.

Сколько стоит проживание в пятизвездочном отеле

Гостиничный рынок Казахстана с более чем 5 тыс. брендированных номеров по уровню развития уступает в СНГ только российскому рынку, уверена руководитель департамента гостиничного бизнеса международной консалтинговой компании JLL Татьяна Веллер. По мнению эксперта JLL, если рассматривать ситуацию по городам республики, то самый развитый гостиничный рынок на сегодня в Алматы, хотя в Нур-Султане количество брендированных гостиничных номеров в период подготовки к ЭКСПО-2017 значительно превысило 1 тыс.

Госпожа Веллер также отметила, что основные гостиничные бренды международного уровня уже представлены в республике, но в последние несколько лет новые отели в стране открываются не так часто в силу экономической ситуации.

«Курсив» сравнил минимальные цены в нескольких пятизвездочных отелях Алматы и Нур-Султана с ценами в гостиницах из этой же сети за рубежом.

По данным Booking.com, в Алматы семь отелей категории «пять звезд»: Rakhat Palace Hotel, The Dostyk Hotel, Donatello Boutique Hotel, Rixos Almaty, Royal Tulip Almaty, Inter Continental Almaty, The Ritz-Carlton.

В Нур-Султане работают Beijing Palace (Пекин Палас) Soluxe Hotel Astana, Rixos President Astana, Hilton Astana, Astana Marriott Hotel, Radisson Hotel Astana, The Ritz Carlton, St. Regis Astana.

Для анализа нами взяты только четыре отеля (по два отеля Алматы и Нур-Султана). Источником информации послужил сайт вooking.com, при условии суточного проживания в отеле с 1 по 2 июня по данным на 17 мая 2019 года.

The Ritz Carlton по праву считается самым дорогим отелем Алматы. Гостиница открыта в городе в ноябре 2013 года, в ней 145 номеров.

Однодневное проживание в отеле с 1 по 2 июня 2019 года обойдется гостям от 110,9 тыс. тенге. Если же взять гостиницу из этой же сети в других странах, то за проживание в те же даты в Токио нужно будет потратить от 410,7 тыс. тенге, в Нью-Йорке чуть меньше – от 364,2 тыс. тенге. В австрийской Вене сутки в отеле стоят от 233,9 тыс. тенге. Меньше чем в Казахстане смогут заплатить гости пекинского The Ritz Carlton – от 82,6 тыс. тенге за сутки.

Стоимость гостиниц в арабских странах летом обычно падает – из-за удушающей жары туристов становится меньше. В Эмиратах в начале июня цена проживания в The Ritz Carlton начинается от 69,6 тыс. тенге.

Следующий объект с большой сетью отелей по всему миру – Intercontinental. В Алматы этот гостиничный бренд появился осенью 2006 года, в отеле 277 номеров.

Суточное проживание в алматинском Intercontinental стоит дороже, чем в Абу-Даби (от 38,3 тыс. тенге), и составляет минимально 64,5 тыс. тенге. В других рассматриваемых нами городах эта цена выше. К примеру, номера в Токио обойдутся в 196,4 тыс. тенге и больше.

Отель Hilton Astana открыт в столице Казахстана в августе 2017 года. Главным дизайнером проекта выступил отечественный архитектор Нурлан Камитов. Количество номеров – 253.

В отеле Hilton за один день проживания нужно заплатить от 36,9 тыс. тенге. В японской столице самый дешевый номер можно забронировать за сумму от 202,5 тыс. тенге. В Нью-Йорке гостю нужно будет раскошелиться как минимум на 136,8 тыс. тенге.

Еще один столичный отель с широкой сетью за рубежом – Marriott. Открыт в Нур-Султане в 2014 году, включает 271 номер. За одни сутки пребывания в нем нужно заплатить минимум 40,2 тыс. тенге. Чуть ниже цена только в Абу-Даби. В остальных странах гораздо выше. К примеру, в Вене нижний порог начинается от 152,4 тыс. тенге.

Из нашего небольшого анализа следует, что стоимость брендированных отелей в Казахстане для иностранных туристов получается сравнительно недорогой.

В целом, по мнению экспертов компании JLL, рынок РК для имеющегося уровня спроса уже насыщен отелями люкс и высокой ценовой категории.

Операционные показатели брендированных отелей высоких ценовых сегментов в Алматы показывают, что спрос скорее предполагает необходимость номеров в среднем ценовом сегменте: ADR (средний тариф) в более дорогих отелях третий год не превышает $130, а загрузка – 60% при среднем RevPAR (доходность на номер) в районе $74, отметили в консалтинговом агентстве.

Теперь, считают в JLL, пришло время развития в среднем ценовом и эконом-сегментах. В 2018 году в Казахстане открылся Mercure (высокий предел среднего сегмента) на 117 номеров в Алматы и Hampton (средний сегмент) на 114 номеров в Нур-Султане.

Многие международные гостиничные бренды продолжают проявлять интерес к Казахстану и готовы расширять свое присутствие на рынке, фокусируясь в основном на рынках «второго эшелона» – региональных центрах с устойчивым бизнес-спросом и на реализации гостиничных проектов среднего и эконом-сегментов, заключили эксперты JLL.

Отели 2-01 (4)_0.jpg

Ограничение ответственности

Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является предложением или рекомендацией совершать какие-либо сделки с ценными бумагами и иными активами указанных организаций.

4704 просмотра

Как стать звездой в Казахстане и сколько на этом можно заработать

Именитые казахстанские звезды запрашивают за получасовую программу миллионы тенге

Фотоколлаж: Вадим Квятковский

Зарабатывать миллионы за выступление удается не всем звездам шоу-бизнеса. Получить признание слушателя не так-то просто и достаточно затратно. Только единицы могут самостоятельно оплатить все расходы, связанные с первым выходом на сцену и дальнейшим продвижением на эстраде.

В разных странах, в том числе и в Казахстане, для юношей и девушек, у которых нет денег, но есть талант, стартом становятся конкурсы песен. В Соединенных Штатах – это American Idol, в Великобритании – Pop Idol, в Российской Федерации – «Фабрика звезд», в Казахстане, по аналогии с Pop Idol – SuperStar.kz и X-фактор, The Voice of Kazakhstan.

Именно на таких конкурсах продюсеры и потенциальные инвесторы обычно замечают будущих звезд эстрады. На казахстанской эстраде также можно увидеть артистов, которые когда-то приглянулись продюсерам.

Продюсер Эрик Тастембеков заметил на проекте SuperStar.kz несколько молодых исполнителей, которые и сейчас работают на рынке. Речь идет об Айкыне Толепбергене и Макпал Исабековой.

Известный продюсер Алуа Конарова взяла под свое крыло группу RinGo. Ни один из участников этого казахстанского бойз-бенда не стал победителем конкурса SuperStar.kz или X-фактор, но, несмотря на это, они заняли свое место на эстраде.

После очередного сезона победителя конкурса Нуржана Керменбаева, больше известного под псевдонимом Капкарашка, финалистов проекта Рената Малцагова, Евгения Гартунга и Ерлана Алимова пригласили для работы в группе «Перцы». А Динара Коскельдиева, Жанар Хамитова, Анастасия Усова и Алтынай Сапаргалиева были объединены в группу China Town. Оба проекта просуществовали недолго, но многие из участников все еще связаны со сценой.

Кто такой продюсер и что он должен уметь делать?

Продюсер – это человек, который очень часто по совместительству является организатором, менеджером, маркетологом и инвестором проекта. Именно от него во многом зависит успех исполнителя.

По данным представителей hh.kz, в вакансиях на должность продюсера на их сайте прописано, что в основные обязанности продюсера входит подбор кадров – сольных исполнителей, хорео­графов, музыкантов, авторов слов и композиторов.

Следующей обязанностью является финансовое обеспечение (формируемое за счет спонсоров, продажи дисков и гастрольных туров) артиста и его команды, в том числе разработка детализированного бюджета и его контроль.

Продюсер ответственен за организацию съемок клипа, запись дисков, старт PR-компании, планирование выступлений и гастролей. Будущие костюмы и грим во время выступления тоже контролируются продюсерами.

Помимо перечисленных обязанностей, продюсер должен уметь организовать для своего подопечного концерт, гастроли, частные и корпоративные коммерческие мероприятия, участие в сборных концертах и госзаказах.

Также он должен участвовать в публичных мероприятиях, связанных с проектом, уметь привлечь информационных парт­неров и спонсоров и активно взаимодействовать с пресс-службами партнеров.

Основные требования к продюсеру на сайте hh.kz: опыт работы в шоу-бизнесе от трех лет, знание иностранных языков, креативный подход, коммуникабельность, личная ответственность, аналитические способности, знания в области маркетинга, PR, рекламы.

Сколько продюсерам приходится потратить

Для того, чтобы узнать о затратах продюсеров, «Курсив» обратился к нескольким продюсерам и продюсерским центрам с официальным запросом. Многие из них, ссылаясь на коммерческую тайну или чрезвычайную занятость, отказались отвечать на наши вопросы.

Но в одном из продюсерских центров города Алматы – KS Production, через который прошло немало ныне работающих артистов (рок-певица Асем, этно-фольклорный ансамбль «Туран», этно-джазовый дуэт ST Brothers, трио «Парнас»,
этно-трио «Тенгри», Меруерт Мус­рали), все же поделились своими средними расходами.

Первое и важное дело продюсера – это выбор подопечного и команды, с которой он будет работать. У хороших продюсеров – чутье на будущих звезд. Продюсеры нередко упоминают в СМИ, что исполнителю не обязательно иметь высшее или среднее музыкальное образование, чтобы стать популярным. Есть множество талантливых ребят без спецобразования.

После того, как продюсер выбрал подопечного, начинается работа над репертуаром – поиск и рассмотрение авторов текстов и музыки.

Как отметили представители KS Production, текст песни в среднем обходится продюсерскому центру в сумму от $200 до $500. Композитору за одну песню центр оплачивает от $500 до $1500.

После того, как исполнитель найден, а слова и музыка песни подготовлены, необходимо обратиться к услугам аранжировщика. Аранжировка – это изменение темпов, ритма и размеров музыкального произведения. Аранжировщик выбирает музыкальные инструменты и придумывает партии для них, находит сочетания тембров и правильную насыщенность звучания всей композиции. То есть работа аранжировщика заключается в переработке музыкального произведения.

Процесс записи песни – это еще не конец. После нужно еще провести сведение. Сведение – это этап создания фонограммы, заключающийся в отборе и редактировании исходных записанных треков, объединении их в единый проект и обработке эффектами.

Средние затраты продюсерского центра KS Production на запись, сведение и аранжировку составляют от $1 тыс. до $2 тыс.

Если продюсер решает, что необходимо снять видеоклип, то на него в среднем нужно будет потратить еще как минимум $5–10 тыс., верхняя ценовая планка зависит от идеи, концепции и даже режиссера клипа.

По данным украинской компании Сinema Friends Production, стоимость видеоклипа зависит от сложности идеи, количества локаций для съемки клипа, цены аренды съемочных павильонов, работы массовки и актеров, количества времени, затраченного командой на съемки и расходов на постпродакшн.

Специалисты продакш-компании отмечают, что за более чем 60 лет с момента бума в музыкальной индустрии подход к созданию клипов изменился. Режиссеры и исполнители не стесняются пафосных решений, массовок, ярких пейзажей и спецэффектов. Сейчас песня приобретает большее признание именно благодаря эффектному видеоклипу.

Помимо основных затрат на сам клип, есть еще дополнительные затраты, которые являются неотъемлемой частью съемочного процесса. Во-первых, это затраты на грим (макияж, укладка и т. д.). Стоимость таких услуг за один съемочный день составляет от $300 до $500. Во-вторых, это затраты на костюмы. Средние затраты KS Production по этой статье – от $500 до $3 тыс. Как рассказали в продюсерском центре, цена костюмов зависит, во-первых, от того, кто является дизайнером, и, во-вторых, от того, сколько образов будет в клипе.

Съемкой клипа для будущей звезды затраты продюсера не заканчиваются. Чтобы видеоклип увидели зрители, снова нужно заплатить, но уже телеканалам. Ротация на каналах по их прайс-листу, по данным того же продюсерского центра, обойдется в  $1–5 тыс. Цена зависит от количества дней и времени суток, когда клип будет в ротации.

После того, как артист уже записал несколько песен (обычно это 10–12 песен), продюсер начинает задумываться о записи альбома. На запись альбома в KS Production тратят в среднем $10–15 тыс.

Для всех рекламных постов и объявлений нужны будут профессионально отснятые фотографии. А стоит это недешево – от $1 тыс.

Исходя из озвученных данных, получается, что общие затраты продюсерского центра на одну песню с клипом составляют от $9500 до $23 500 (не включая запись альбома).

Еще один эксперт из шоу-бизнеса, сам уже состоявшийся артист, пожелавший остаться неизвестным, озвучил «Курсиву» свои минимальные затраты на одну песню. По данным собеседника издания, за слова к песне можно заплатить 50 тыс. тенге ($128 по курсу Национального банка), а за музыку к ней – 100 тыс. тенге ($257). Аранжировку, запись и сведение можно сделать за 320 тыс. тенге ($822).

«Съемка клипа, как минимум, будет стоить 2 млн тенге (от $5135)», – отметил представитель эстрады.

Как делят между собой доходы продюсер и артист

Практически все затраты в начале пути будущей звезды несет продюсер. И у него нет никаких гарантий, что его подопечный не провалится, а займет свое место в этом высококонкурентном бизнесе. Но в случае положительного результата и признания артиста продюсер останется в выигрыше.

Доходы, полученные начинающими артистами, как правило, делятся в таком соотношении: 80% продюсеру и 20% самому исполнителю. Если артист состоявшийся, то обычно это 50 на 50% или 60 на 40%, но есть и вариант «как договорятся».

звезда копия.png

 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance