Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


2010 просмотров

Меньше 13% отелей Казахстана имеют хоть какие-то «звезды»

О последних тенденциях гостиничного бизнеса республики

Фото: Shutterstock/ Soloviova Liudmyla

Гостиничный рынок республики в последние годы характеризуется активным ростом количества мест размещения при низком качестве и заполняемости отелей. В конце 2018 года их общее число достигло более 3,3 тыс. и только 7,8% из них имели звездную категорию.

Прежде чем планировать свой отпуск или поездку в другую страну/город потенциальный клиент обращает внимание на условия проживания в отеле и качество предоставляемых услуг.

В международной практике гостиничного бизнеса показателем запрашиваемых критериев для выбора отеля служит количество звезд. Категория, или звездность, определяется каждым государством по-своему, но за основу можно брать рекомендации Всемирной туристской организации.

На практике присвоение категории проводится отраслевыми ассоциациями совместно с государственными органами. При определении количества звезд в учет берутся минимальные требования к гостинице – к зданию и прилегающей территории, техническому оснащению, номерному фонду, санитарным объектам общего пользования, к помещениям для предоставления услуг питания, к персоналу и его подготовке.

По словам представителя Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов (КАГиР) Татьяны Ходоровской, сейчас в республике получение категории (определение звездности) проходит на добровольной основе согласно межгосударственным и национальным стандартам. Большинство мест размещения, в том числе отели, являются субъектами частного предпринимательства и вправе принимать решение самостоятельно.

«Предприниматель сам выбирает – нужна ему категория или нет», – пояснила г-жа Ходоровская.

Деятельность гостиниц в стране регулируется законами «О частном предпринимательстве», «О туристской деятельности в Республике Казахстан» и другими нормативными актами и стандартами в части санитарно-эпидемиологических норм, пожарной безопасности, соблюдения миграционного законодательства.

Сейчас большинство казахстанских отелей не стремятся получить категорию, и такой подход, по мнению эксперта КАГиР, вводит в заблуждение потребителя.

«Гость должен понимать, куда он едет, в какой отель, чтобы предъявлять к нему соответствующие требования. Мы рекомендуем предпринимателям пройти процедуру присвоения категории, поскольку она поможет гостиницам узнать свою целевую аудиторию. У каждой категории отелей есть свои клиенты», – объясняет спикер.

По официальной статистике, в Казахстане за последние десять лет количество мест размещения увеличилось в три раза – до 3,3 тыс. единиц в 2018 году. В это число входят не только отели, но и дома отдыха, пансионаты, гостевые дома, хостелы и кемпинги.

Соответственно увеличился номерной фонд – в 2,4 раза, до 71,9 тыс. единиц. Несмотря на бурное развитие гостиничного бизнеса, качество отелей оставляет желать лучшего. По итогам 2018 года из чуть более трех тысяч организаций пять звезд имели только 23, четыре – 79, три – 120, две – 24 и одну – 14 отелей. В совокупности доля оте­лей со звездой составила только 7,8% от общего количества мест размещения.

Средняя заполняемость номерного фонда в казахстанских гостиницах в прошлом году достигла всего 26,7%.

«Если предприятие работает с загруженностью номеров ниже 30%, то оно нерентабельно», – отметила эксперт КАГиР.

Самая большая заполняемость номеров в 2018 году была в пятизвездочных отелях – 42,8%, в гостиницах с четырьмя звездами – 32,6%, в трех звездах – 32,6%, в двух-, одно- и без категории – около 20%. Татьяна Ходоровская объясняет такой расклад отсутствием отдела маркетинга и продаж в отелях низкой категории.

«Но есть случаи, когда некоторые отели первой категории имеют загрузку в 100%, у других же, наоборот, низкая загрузка. Гость будет останавливаться вновь и вновь в одном и том же отеле, если ему предоставят качественный сервис», – продолжила она.

На фоне увеличения турпотока в Казахстан новый тренд гостиничного рынка в стране – сокращение числа туристов, останавливающихся в дорогих отелях. Люди стали больше выбирать проживание в частных домах и хостелах – они уже составляют конкуренцию демократичным гостиницам, хотя стоимость гостиниц в стране не изменилась и остается достаточно лояльной.

В среднем проживание в гостинице в сутки в РК в апреле текущего года стоило 10,4 тыс. тенге. В Алматы – дороже, 18,6 тыс. тенге, а жители и гости Нур-Султана должны были заплатить 14,9 тыс. тенге. Подчеркнем, что это средняя цена по отрасли, цены в пятизвездочных отелях в разы больше.

Сколько стоит проживание в пятизвездочном отеле

Гостиничный рынок Казахстана с более чем 5 тыс. брендированных номеров по уровню развития уступает в СНГ только российскому рынку, уверена руководитель департамента гостиничного бизнеса международной консалтинговой компании JLL Татьяна Веллер. По мнению эксперта JLL, если рассматривать ситуацию по городам республики, то самый развитый гостиничный рынок на сегодня в Алматы, хотя в Нур-Султане количество брендированных гостиничных номеров в период подготовки к ЭКСПО-2017 значительно превысило 1 тыс.

Госпожа Веллер также отметила, что основные гостиничные бренды международного уровня уже представлены в республике, но в последние несколько лет новые отели в стране открываются не так часто в силу экономической ситуации.

«Курсив» сравнил минимальные цены в нескольких пятизвездочных отелях Алматы и Нур-Султана с ценами в гостиницах из этой же сети за рубежом.

По данным Booking.com, в Алматы семь отелей категории «пять звезд»: Rakhat Palace Hotel, The Dostyk Hotel, Donatello Boutique Hotel, Rixos Almaty, Royal Tulip Almaty, Inter Continental Almaty, The Ritz-Carlton.

В Нур-Султане работают Beijing Palace (Пекин Палас) Soluxe Hotel Astana, Rixos President Astana, Hilton Astana, Astana Marriott Hotel, Radisson Hotel Astana, The Ritz Carlton, St. Regis Astana.

Для анализа нами взяты только четыре отеля (по два отеля Алматы и Нур-Султана). Источником информации послужил сайт вooking.com, при условии суточного проживания в отеле с 1 по 2 июня по данным на 17 мая 2019 года.

The Ritz Carlton по праву считается самым дорогим отелем Алматы. Гостиница открыта в городе в ноябре 2013 года, в ней 145 номеров.

Однодневное проживание в отеле с 1 по 2 июня 2019 года обойдется гостям от 110,9 тыс. тенге. Если же взять гостиницу из этой же сети в других странах, то за проживание в те же даты в Токио нужно будет потратить от 410,7 тыс. тенге, в Нью-Йорке чуть меньше – от 364,2 тыс. тенге. В австрийской Вене сутки в отеле стоят от 233,9 тыс. тенге. Меньше чем в Казахстане смогут заплатить гости пекинского The Ritz Carlton – от 82,6 тыс. тенге за сутки.

Стоимость гостиниц в арабских странах летом обычно падает – из-за удушающей жары туристов становится меньше. В Эмиратах в начале июня цена проживания в The Ritz Carlton начинается от 69,6 тыс. тенге.

Следующий объект с большой сетью отелей по всему миру – Intercontinental. В Алматы этот гостиничный бренд появился осенью 2006 года, в отеле 277 номеров.

Суточное проживание в алматинском Intercontinental стоит дороже, чем в Абу-Даби (от 38,3 тыс. тенге), и составляет минимально 64,5 тыс. тенге. В других рассматриваемых нами городах эта цена выше. К примеру, номера в Токио обойдутся в 196,4 тыс. тенге и больше.

Отель Hilton Astana открыт в столице Казахстана в августе 2017 года. Главным дизайнером проекта выступил отечественный архитектор Нурлан Камитов. Количество номеров – 253.

В отеле Hilton за один день проживания нужно заплатить от 36,9 тыс. тенге. В японской столице самый дешевый номер можно забронировать за сумму от 202,5 тыс. тенге. В Нью-Йорке гостю нужно будет раскошелиться как минимум на 136,8 тыс. тенге.

Еще один столичный отель с широкой сетью за рубежом – Marriott. Открыт в Нур-Султане в 2014 году, включает 271 номер. За одни сутки пребывания в нем нужно заплатить минимум 40,2 тыс. тенге. Чуть ниже цена только в Абу-Даби. В остальных странах гораздо выше. К примеру, в Вене нижний порог начинается от 152,4 тыс. тенге.

Из нашего небольшого анализа следует, что стоимость брендированных отелей в Казахстане для иностранных туристов получается сравнительно недорогой.

В целом, по мнению экспертов компании JLL, рынок РК для имеющегося уровня спроса уже насыщен отелями люкс и высокой ценовой категории.

Операционные показатели брендированных отелей высоких ценовых сегментов в Алматы показывают, что спрос скорее предполагает необходимость номеров в среднем ценовом сегменте: ADR (средний тариф) в более дорогих отелях третий год не превышает $130, а загрузка – 60% при среднем RevPAR (доходность на номер) в районе $74, отметили в консалтинговом агентстве.

Теперь, считают в JLL, пришло время развития в среднем ценовом и эконом-сегментах. В 2018 году в Казахстане открылся Mercure (высокий предел среднего сегмента) на 117 номеров в Алматы и Hampton (средний сегмент) на 114 номеров в Нур-Султане.

Многие международные гостиничные бренды продолжают проявлять интерес к Казахстану и готовы расширять свое присутствие на рынке, фокусируясь в основном на рынках «второго эшелона» – региональных центрах с устойчивым бизнес-спросом и на реализации гостиничных проектов среднего и эконом-сегментов, заключили эксперты JLL.

Отели 2-01 (4)_0.jpg

Ограничение ответственности

Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является предложением или рекомендацией совершать какие-либо сделки с ценными бумагами и иными активами указанных организаций.


1859 просмотров

Лишь треть торгового оборота в Алматы приходится на долю цивилизованного рынка

Обзор коммерческой недвижимости совместно с Colliers International Kazakstan

Фото:Shutterstock/Автор Aureliy

Последние тенденции рынка коммерческой недвижимости Казахстана – это рост свободных площадей за счет увеличения предложения новых и освобождения старых помещений, выбор арендаторами офисов из соотношения «цена – качество» и соответственное снижение ставок по аренде.

Рынок офисной недвижимости двух самых крупных городов Казахстана демонстрирует не только количественный, но и качественный рост за счет высокой конкуренции среди собственников. В свою очередь, это дает арендаторам широкий выбор среди множества различных вариантов.

Офисная недвижимость в Алматы

Алматы уже который год остается лидером по количеству качественных торгово-развлекательных центров и бизнес-цент­ров в республике. Нур-Султан, несмотря на статус столицы, немного отстает.

Ежегодно в Алматы вводятся в эксплуатацию сотни квадратных метров нового рабочего пространства, что создает на рынке среду для конкуренции.

По данным международной консалтинговой компании Colliers International Kazakhstan, средняя доходность инвестиций в качественный объект класса «А» или «B» в городе составляет около 10%, что делает данный сектор недвижимости привлекательным для девелоперов.

Объем предложения офисных площадей в городе сейчас, по оценке агентства, более 1,2 млн кв. м. Совокупный объем рынка, исходя из цен на аренду, превышает 80 млрд тенге в год.

Ставки аренды варьируются от 4 тыс. тенге до 16 тыс. тенге за кв. м – в зависимости от класса объекта. Велика доля объектов класса «B» – это те проекты, которые ранее имели высший уровень качества, но потеряли моральную актуальность и физические характеристики во временном промежутке, а также объекты, изначально реализованные в рамках данной категории, уступающие объектам класса «А» по некоторым характеристикам.

Офисы высокого класса обычно располагаются в элитных районах города, и это сказывается на средних ценах на аренду. В Алматы, в Медеуском районе, цена за 1 кв. м в среднем составляет 6,1 тыс. тенге, в Бостандыкском – 4,2 тыс. тенге, в Алмалинском – 4,1 тыс. тенге, в Ауэзовском –  3,1 тыс. тенге.

Colliers Kazakhstan составил рейтинг офисных зданий представительского класса Алматы. Лучшие проекты среди бизнес-центров южной столицы – БЦ «AFD», БЦ «Esentai Tower», БЦ «Park View».

Заполняемость данных бизнес-центров достигает максимальных показателей при средней загрузке офисной недвижимости на уровне до 92% в классе «А» и 85% в классах «B» и «B+».

Сейчас в Казахстане отсутствует официально принятая классификация офисной недвижимости, поэтому Colliers International принимает за основу самостоятельно разработанную матрицу для оценки объектов. Эксперты Colliers учитывают такие критерии, как площадь, расположение, год постройки, высота потолков, наличие и ёмкость паркинга, возможности смены планировки и изначальный тип планирования, инженерные и IT-решения, инфраструктура объекта, конструктив и качество строительства, сервисное управление и его качество.

Офисы класса «А» – это помещения, которые располагаются в новых современных деловых центрах. Такие центры оборудованы современными инженерными системами; имеют свои конференц-залы; рабочие места, оснащенные оргтехникой и средствами связи. Большое внимание уделяется охранной и пожарной безопасности. Остальные классы отличаются от класса «А» менее комфортными условиями: месторасположением, обслуживанием, перечнем необходимой офисной техники, видом парковки или ее отсутствием и пр.

Офисная недвижимость в Нур-Султане

Столица почти в два раза уступает Алматы по объему предложения офисной недвижимости – общий объем офисных помещений Нур-Султана находится на уровне 680 тыс. кв. м. Средняя рыночная заполняемость столичных бизнес-центров – 86,4%.

Средние ставки по аренде в бизнес-центрах составляют от 5 тыс. до 14 тыс. тенге и варьируются в зависимости от района. Самые высокие минимальные цены наблюдались в Есильском районе Нур-Султана – в среднем 7,4 тыс. тенге. Стоит отметить, что именно этот район имеет наибольшую плотность офисных площадей.

87% площадей офисной недвижимости класса «А» и «Б» расположены на левом берегу Нур-Султана.

К лучшим объектам на столичном рынке офисной недвижимости, по версии Colliers, можно отнести БЦ «Talan Towers» от Verny Capital, БЦ «Q» (первая и вторая очереди) от Astana Development Group, БЦ «Ренко» (первая и вторая очереди) от «Ренко Кат», а также БЦ «Aura» от BI Group.

Как отмечают аналитики Colliers, в столице предложение на рынке офисной недвижимости растет не только за счет введения в строй новых площадей, но и за счет продажи зданий и сооружений, ранее занимаемых национальными компаниями.

Торговая недвижимость города Алматы

В Алматы более 1,8 млн кв. м торговых площадей, то есть более 600 кв. м на каждую тысячу жителей. Это самый высокий показатель по республике.

34% торгового оборота в городе приходится на долю цивилизованного рынка – тех самых ТРЦ, остальные 66% по-прежнему занимают базары.

Сейчас в городе работает 47 объектов торговой недвижимости.

Colliers International выбрал лучшие ТРЦ Нур-Султана и Алматы в разных категориях.

«Лучший ТРЦ для молодежи»

ТРЦ «Dostyk Plaza» и «Mega Park» стали самыми привлекательными для молодежи. Эти центры могут похвастаться удобными и вместительными фуд-кортами с разнообразной кухней, качественным и широким ассортиментом fashion-товаров по приемлемым ценам, а также такими операторами кинотеатров, как Cinemax и Chaplin.

«Семейный ТРЦ»

ТРЦ «Mega Alma-Ata» и «Aport Mall» стали лучшими в этой категории. Разнообразный выбор торговых точек и широкий ассортимент товаров вкупе с большим количеством развлекательных программ (в том числе детских) делают эти ТРЦ местами семейного времяпрепровождения. Aport Mall, пользующийся популярностью даже несмотря на свою удаленность от центра города, предлагает посетителям 220 тыс. кв. м с товарами и услугами для досуга и отдыха, а также единственный в городе крытый аквапарк.

«ТРЦ в спальных районах»

ТРЦ «MOSKVA metropolitan» и «МART» являются основными местами притяжения для жителей спальных районов, в которых они расположены. Средний масштаб данных проектов позволяет вместить в себя арендаторов и бренды, способные покрыть первостепенные потребности частых покупателей – последним теперь не приходится при малейшей необходимости выезжать из своего района в крупные ТРЦ – лидеры рынка.

«Самый перспективный ТРЦ»

ТРЦ «Forum Almaty» обладает рядом рыночных преимуществ – у него выгодное месторасположение, удачное концептуально-архитектурное решение и качественная планировка помещений. Правда, проект несколько раз сменил собственника, и из-за этого сроки запуска неоднократно отодвигались. Техническое открытие состоялось в октябре 2018 года.

Торговые центры Нур-Султана

Рынок торговой недвижимости столицы в три раза меньше рынка Алматы – совокупный объем предложения составляет около 646 тыс. кв. м. Но по количеству торговых площадей на тысячу жителей показатели Нур-Султана сравнимы с алматинскими – более 580 кв. м на 1 тыс.

Из-за климатических особенностей региона качественные торговые объекты в городе Нур-Султан более актуальны, нежели стрит-ритейл формат. Тогда как в Алматы такой формат активно развивается – примером может послужить улица Панфилова, которая стала не только современной платформой для торговли предпринимателей, но и местом отдыха горожан.

В столице ТРЦ и торговые дома продолжают вытеснять торговлю менее комфортного формата. Рост площади рынков и базаров в столице рекордно низкий.

Сейчас в Нур-Султане функционирует 20 объектов торговой недвижимости, некоторые из них обладают рядом преимуществ относительно своих конкурентов.

«Семейный ТРЦ»

Mega Silk Way является самым хорошо организованным и концептуально продуманным ТРЦ столицы. Широкие коридоры, естественное солнечное освещение и разнообразие предлагаемых товаров и услуг делают его одним из самых посещаемых в городе. Кинотеатр и детский развлекательный центр сетевых операторов делают объект востребованным местом семейного досуга.

«Хан Шатыр» – один из первых масштабных проектов города. Здесь представлено наибольшее количество брендов и разнообразные варианты отдыха. Часто ТРЦ позиционируется как достопримечательность города. Напомним, что «Хан Шатыр» спроектирован знаменитым британским архитектором Норманом Фостером и сейчас является одним из тех зданий, что формируют современный облик столицы.

ТРЦ «KeruenCity» ранее принадлежал к семейству Mega Center и приобрел новое название после смены собственника. Объект повторяет концепцию бренда, ориентированную на отдых с детьми. Несмотря на свои небольшие размеры, центр имеет высокий трафик посетителей.

«Лучший ТРЦ для молодежи»

ТРЦ «Keruen» предлагает один из самых широких фуд-кортов, а также продвинутый в технологиях кинотеатр – магнит для молодежи столицы, которая и составляет большинство посетителей данного центра.

Рейтинг последний_0.jpg

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций