Перейти к основному содержанию

4956 просмотров

Казахстанские зрители стали чаще выбирать отечественные фильмы

Kursiv Research выяснил последние тенденции местной киноиндустрии и узнал какие фильмы популярны у соотечественников

Фото: Shutterstock/FabrikaSimf

Из года в год в Казахстане растет количество кинотеатров и кинозалов, удовлетворяя возрастающий спрос со стороны зрителей. За прошедшие пять лет число кинозалов увеличилось с 249 до 320. Одна из тенденций последнего времени – казахстанские зрители стали чаще выбирать фильмы отечественного производства, и происходит это во многом благодаря тому, что казахстанских картин на киноэкраны страны выходит все больше.

В Казахстане в 2018 году работало 112 организаций, которые осуществляли кинопоказ, из них 96 кинотеатров. Это последние данные статистики. Количество кинотеатров практически не изменилось с 2014 по 2018 год, но число кинозалов при этом заметно выросло – до 320, в первую очередь из-за увеличения числа кинозалов в торгово-развлекательных центрах.

Поход в кино – один из наиболее популярных видов досуга для казахстанцев, в среднем они готовы потратить на это 1,2 тыс. тенге.

В вечернее время и во время премьер стоимость одного билета доходит до 3 тыс. тенге и даже больше. В «мертвые дни», которые приходятся на начало недели, средняя цена за сеанс составляет 0,8–1 тыс. тенге, а с различными скидками и бонусами билет может обойтись еще дешевле.

В разных регионах республики – разная средняя цена на билет в кинотеатр. Городами с самыми высокими ценами в марте 2019 года являлись Атырау с ценой билета в 1,9 тыс. тенге, столица страны Нур-Султан – 1,5 тыс. тенге и Шымкент – 1,4 тыс. тенге. В Алматы стоимость одного визита в кино равна среднестатистической цене по республике. Самые недорогие в среднем билеты в Туркестане, там их стоимость была порядка 800 тенге, в Караганде и Уральске – по 965 тенге.

Мало кто, придя в кинотеатр, ограничивается только покупкой билета. Во многих случаях в затраты на кинопросмотр необходимо включить минимальный набор из напитка и поп-корна – на них уйдет еще как минимум 1 тыс. тенге.

Число посетителей кинотеатров в Казахстане в 2018 году достигло 17,8 млн человек, что превысило показатель 2014 года почти в 1,4 раза. В результате роста числа походов в кино увеличились и доходы организаций, осуществляющих кинопоказ. В 2018 году ими было заработано порядка 18,4 млрд тенге против 12,3 млрд тенге пять лет назад.

Куда и на какие фильмы ходят казахстанцы?

Автор Jacob Lund_0.jpg

Автор фото Jacob Lund

Все больше казахстанцев стали выбирать отечественное кино. 14,7 млн человек (82%) из 17,8 млн посетителей сходили на зарубежные фильмы и 3,1 млн человек (18%) – на национальные полнометражки, что можно считать успехом для казахстанской киноиндустрии.

Сейчас существует тенденция поворота зрителя к отечественному кино, подтвердил коммерческий директор сети кинотеатров Chaplin Cinemas Дмитрий Кириенко, отвечая на вопросы «Курсива». 

«Есть тенденция похода на отечественное кино, она замещает в некотором смысле российское кино, интерес к которому снижается. Но зритель все еще воспринимает казахстанское кино как единый жанр», отметил спикер. 

Казахстанские фильмы в большинстве своем – или комедийные, в так называемом «тойском» стиле, или легкие боевики. Много фильмов, эксплуатирующих тему казахстанского менталитета или традиций – они рассказывают о взаимоотношениях свекрови и невестки, сватов, о проблемах «родственного» блата, или, например, организации больших свадеб в кредит. В числе таких картин – «Той любой ценой», «Свадьба на троих», «Свадьба.kz», «Келинка тоже человек», «Келинка Сабина» и др.

За последние пять лет в стране было произведено порядка 1,5 тыс. кинофильмов – правда, это число включает в себя как художественные, так и документальные и анимационные фильмы.

«Сейчас казахстанская киноиндустрия переживает период бурного роста, что, несомненно, положительно сказывается на качестве снятых фильмов. Но существуют и те производители, которые все еще сконцентрированы на количестве, что время от времени роняет общий уровень качества и восприятия фильма зрителем», – отметил Дмитрий Кириенко.

Наиболее узнаваемыми фильмами отечественного производства в прошлом году стали кинокартины «Бизнес по-казахски» и «Каникулы в Таиланде» от Нурлана Коянбаева, «Сиситай» от Баян Алагузовой, «Я – жених» и «Кудалар» от Нуртаса Адамбая, «Класстастар» Асель Садвакасовой. Менее кассовыми, но при этом куда чаще упоминаемыми в СМИ, стали такие фильмы, как «Ночной бог» Адильхана Ержанова, «Тренинг личностного роста» Фархата Шарипова, «Талан» Болата Калымбетова, «Айка» Сергея Дворцевого (снята в копродукции с несколькими странами) – эти картины получили признание на международных кинофестивалях.

По кассовым сборам 2018 года в кинотеатрах Chaplin Cinemas лидировали «Кудалар», «Бизнес по-казахски в Америке» и «Бизнес по-казахски в Африке», что в очередной раз демонстрирует, что зритель пока предпочитает «легкое» кино.

Еще одной свойственной для местного кинематографа чертой коммерческий директор Chaplin Cinemas назвал стремление местных производителей захватить праздничные даты, которое приводит к некоторому хаосу в этом вопросе, и зритель просто не успевает заметить в прокате достойные ленты.

Интересен также тот факт, что 22% из всех 746 тыс. проведенных в стране киносеансов пришлось в прошлом году на детские сеансы. В отличие от фильмов, мультяшная кинематография в Казахстане не может похвастаться количественным ростом. В казахстанском кинопрокате можно было посмотреть только перевод некоторых зарубежных полнометражных мультфильмов на казахский язык.

Из отечественных мультфильмов можно вспомнить только несколько относительно новых короткометражек, к примеру, «Сага о сайге» Махсута Жаримбетова, «Момын и разбойники» Батырхана Дауренбекова, «Охотники» Адая Абельдинова, ну и переснятый 80-серийный знаменитый «Алдар Косе».

Государство в помощь

Кинематография в Казахстане до начала 2019 года регулировалась только несколькими строками в законе о культуре.
В начале 2019 года для поддержки отечественной киноиндустрии был принят закон «О кинематографии», который предусматривает Государственный центр поддержки национального кино. Центр будет финансировать кинопроекты, которые попадут под определение «национальный фильм», организовывать их прокат, способствовать повышению квалификации кадров в отрасли, а также заниматься вопросами субсидирования.

По новому закону, финансирование социально значимых фильмов, дебютных фильмов, фильмов-событий будет составлять до 100% сметной стоимости, при этом 20% дохода от проката будущего фильма должно возвращаться в Государственный центр.

Для игровых фильмов с 1 ян­варя 2019 года возможно финансирование до 90% сметной стоимости их производства, а уже с 1 января 2021 года – только до 70%. В этом случае процент возврата от «прокатного» дохода должен быть пропорционален проценту финансирования с центра.

Для контроля кассовых сборов в стране предполагается создание автоматизированной информационной системы мониторинга фильмов. Эта система будет на руку не только прокатчикам, но и продюсерам фильмов, которые в реальном времени смогут отслеживать данные по кассовым сборам – сейчас возможность получить данные за выходные дни у них появляется только после того, как заработает головной офис кинотеатров. В целом АИС будет способствовать увеличению прозрачности киноиндустрии в РК.

Кроме того, по новому закону предусмотрены субсидии для иностранных кинематографистов. Субсидия – это инвестиции на безвозмездной и безвозвратной основе в размере не менее 130-тысячекратного месячного расчетного показателя (МРП), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату подачи заявки, но не более 30% стоимости всех затрат. Напомним, что МРП на 2019 год установлен в размере 2 525 тенге. Минимальная сумма субсидий на этот год составляет 328,25 млн тенге.

Зачем субсидировать иностранных кинематографистов?

В рамках соглашения о субсидировании иностранные компании должны снять хотя бы часть фильма на территории Казахстана – власти рассчитывают, что в перспективе это может послужить рекламой республике, стремящейся нарастить въездной турпоток. Еще один плюс от работы зарубежных съемочных групп в РК – ими будут привлечены дополнительные инвестиции, задействованы местные кадры, которые повысят квалификацию благодаря работе с профессионалами из разных стран.

Источник фото в тексте: Shutterstock

Кино 2_2_Монтажная область 1 (5).jpg

banner_wsj.gif

4242 просмотра

Сколько заработали компании по страхованию жизни в Казахстане

Около 16% доходов пришлось на инвестиционную деятельность

Фото: Depositphotos/Baurka

В Казахстане функционируют семь компаний по страхованию жизни (КСЖ). Одной из статей в общей структуре доходов являются доходы от инвестирования активов. «Курсив» выяснил, куда вкладывают средства КСЖ и сколько они заработали на такой деятельности.

Совокупные активы компаний по страхованию жизни в Казахстане, по данным Национального банка, на начало октября 2019 года составили 396,9 млрд тенге. В аналогичный период 2018 года активы были значительно ниже – 314,1 млрд тенге.

Собственный капитал таких организаций в этом году достиг 65,7 млрд тенге, увеличившись на 42% – с 46,4 млрд тенге в начале октября 2018 года. Сумма собранных страховых премий выросла за год с 89,6 млрд тенге до 139,1 млрд тенге на 1 октября 2019 года.

Расходы по осуществлению страховых выплат приблизились к 15,8 млрд тенге против 13,4 млрд тенге в прошлом году.

Нераспределенный доход (прибыль) компаний по страхованию жизни составил 14,1 млрд тенге. Аналогичный прошлогодний показатель – 11,3 млрд тенге.

Доходы от инвестиционной деятельности

Из отчетов о прибылях и убытках компаний по страхованию жизни следует, что инвестиционные доходы всех организаций (без учета расходов) на рынке составили 23,7 млрд тенге. Тогда как совокупные доходы КСЖ приблизились к 151,2 млрд тенге. Отметим, что основной деятельностью таких компаний является страхование, а не инвестирование.

Как правило, крупные страховые компании в силу размеров активов имеют возможность инвестировать больше средств и, соответственно, получать больший доход. Важное значение имеет инвестиционная политика самой компании – консервативная («меньший риск – меньшая доходность»), агрессивная («больший риск – большая доходность») или умеренная.

По данным финансовых отчетов КСЖ, общие доходы самой крупной компании по страхованию жизни «Халык-Life» за январь – сентябрь 2019 года составили 62,5 млрд тенге, в том числе от инвестиционной деятельности – 10,3 млрд тенге, или 16,5% от всех доходов. В прош­лом году доходы от инвестирования равнялись 5,8 млрд тенге, что на 78,5% меньше показателя этого года.

Отметим, что общие активы КСЖ на 1 октября этого года увеличились по сравнению с тем же периодом прошлого года на 111,5% и достигли почти 163 млрд тенге.

Nomad Life является второй по размерам активов компанией на рынке. Объем активов на начало октября текущего года приблизился к 124,4 млрд тенге. Еще в прошлом году такой показатель был на уровне 78,8 млрд тенге. Рост составил более 57% за год.

Компания за девять месяцев смогла получить доход, равный 48,5 млрд тенге, в том числе за счет инвестиционной деятельности – 6,9 млрд тенге (14,2% от совокупных доходов), за счет основной деятельности (страховой) – 41,6 млрд тенге. В аналогичный период прошлого года инвестиционный доход компании был на уровне 6,3 млрд тенге.

Государственная аннуитетная компания (ГАК) с активами в размере 36,1 млрд за анализируемый период за счет инвестиционной деятельности получила 2,3 млрд тенге дохода. Общие доходы приравнивались к 4,3 млрд тенге. Доля инвестиционного дохода от всех доходов составляла 54,9%.

Standard Life c активами в размере 33,6 млрд тенге получила общий доход в размере 10,6 млрд тенге, в том числе от инвестиционной деятельности – 2,1 млрд тенге (19,7% от всех доходов организации).

«Европейская страховая компания» с активами в размере 15,9 млрд тенге заработала за три квартала 19,1 млрд тенге против 11,6 млрд тенге в прошлом году. Из всей суммы доходов на инвестиционную деятельность пришлось 0,8 млрд тенге (4,2% от всех доходов), все остальное – на страховую деятельность.

Совокупные доходы Freedom Finance Life достигли 15,5 млрд тенге. Доходы от инвестиционной деятельности – 0,9 млрд тенге (18,9% от всех доходов), от страховой – 4,6 млрд тенге. Совокупные активы приравнивались к 14,9 млрд тенге. Инвестдоход компании за аналогичный период прошлого года – 0,7 млрд тенге.

В 2019 году на рынок страхования жизни Казахстана вышла дочерняя компания страховой компании «Евразия» с одноименным названием. Общие активы компании составили на 1 октября текущего года 9 млрд тенге. С начала открытия компания смогла заработать 0,8 млрд тенге, в том числе от страховой и инвестиционной деятельности по 0,4 млрд тенге. Напомним, КСЖ была выдана лицензия Национального банка в начале марта 2019 года.

Инвестиционный портфель страховых компаний

АО «Халык-Life» имеет самый большой инвестиционный портфель на рынке страхования жизни – по состоянию на 1 октября 2019 года он составлял 143,6 млрд тенге. Прирост к началу года составил 14%.

Причинами заметного роста инвестиционного портфеля и активов в целом стало присоединение в прошлом году к страховой компании КСЖ «Казкоммерц-Life» и рост объемов бизнеса.

По данным страховой компании, основную долю в инвестиционном портфеле занимают ценные бумаги (87,8%) как казахстанских, так и иностранных эмитентов, далее следуют депозиты (11,8%) и операции обратного РЕПО (0,4%).

В «Халык-Life» сообщили, что в структуре инвестиционного портфеля компании по сравнению с началом года выросла доля негосударственных ценных бумаг казахстанских эмитентов на 14 процентных пунктов в абсолютном выражении (с 25% до 39%).

Доля государственных ценных бумаг в инвестиционном портфеле выросла на 8 процентных пунктов в абсолютном выражении (с 30% до 38%), доля обратного РЕПО снизилась с 18% до 0,4%.

«Изменение инвестиционного портфеля связано исключительно с целью максимизации рентабельности инвестиций», – отметили в страховой компании.

В другой компании по страхованию жизни, Nomad Life, рассказали, что при формировании активов инвестиционного портфеля КСЖ учитывает кредитное качество активов с целью обеспечения средневзвешенного долгосрочного кредитного рейтинга инвестиционного портфеля на уровне не ниже «BB» по шкале S&P. Также компанией установлены ограничения по инвестициям в активы с рейтингом «B+», «B», «B-» – не более 5% от суммы активов.

Инвестиционный портфель компании формируется прежде всего с учетом основного принципа – иммунизации обязательств по срокам (Liability driven investing).

Иммунизация – это формирование структуры инвестиционного портфеля с учетом структуры срочности обязательств компании.

Кроме LDI компания использует и тактическое управление инвестиционным портфелем. При тактическом управлении инвестиционным портфелем компания может не применять 100%-ное покрытие обязательств по срокам и определять те активы для инвестирования, по которым доходность выше, но все остальные параметры остаются без изменений. Данное отклонение в структуре портфеля допустимо при наличии surplus (в переводе с англ. – «избыток»), то есть когда сумма активов больше суммы обязательств.

Инвестиционный портфель КСЖ на 1 октября 2019 года составил 117,9 млрд тенге. Доля государственных ценных бумаг составила 31,7%, ценных бумаг и средств в депозитах банков второго уровня – 33,6%, ценных бумаг прочих эмитентов – 17%, ценных бумаг международных финансовых организаций – 7,9%, ценных бумаг нерезидентов Республики Казахстан – 5%, облигаций АО «Банк Развития Казахстана» – 4,4%, денежных средств – 0,1%.

По данным компании, средневзвешенная доходность инвестиционного портфеля на начало октября текущего года составила 8,17%.

В компании отметили, что такой уровень доходности является комфортным для них уровнем, так как позволяет исполнять все принятые на себя обязательства и при этом поддерживать кредитное качество активов.

В КСЖ «Государственная аннуитетная компания» рассказали, что на 1 октября инвестиционный портфель компании приравнивался к 33,5 млрд тенге, в том числе ценные бумаги – 22,8 млрд тенге (68,1%), среди них облигации – 22,5 млрд тенге (67,2%), акции – 0,3 млрд тенге (0,9%). Депозиты в портфеле достигли уровня 10,7 млрд тенге (31,9%).

В ГАК напомнили, что инвестиционный портфель компании на 1 января 2019 года составлял 32,8 млрд тенге, более 52% из которых приходилось на ценные бумаги (17,2 млрд тенге), 41,3% – на депозиты (13,6 млрд тенге) и 6,2% – на операции РЕПО (около 2 млрд тенге).

Доля депозитов за девять месяцев снизилась с 41,3% до 31,9%, доля ценных бумаг увеличилась с 52,1% до 67,2%. Как отметили в компании, за счет изменения структуры инвестиционного портфеля компании удалось увеличить процентные доходы.

В ГАК подчеркнули, что основными принципами политики компании являются обеспечение стабильного прироста активов и умеренная консервативная политика вложений с учетом принципов возвратности, диверсификации, прибыльности, ликвидности.

Инвестиционный портфель КСЖ Freedom Finance Life на 1 октября 2019 года составлял почти 13 млрд тенге. Структура портфеля КСЖ состоит на 78,8% из ценных бумаг, в том числе государственные бумаги – 14,7%, облигации банков второго уровня РК – 22,3%, облигации казахстанских компаний – 26,1%, акции казахстанских компаний – 4,2%, а также операций обратного РЕПО – 14,3%, вкладов – 6,3% и денег – 0,7%.

В компании поделились, что средства КСЖ размещаются в суверенные облигации таких стран, как Турция и РФ, акции ведущих международных компаний и облигации крупнейших зарубежных банков. Основной костяк портфеля – это казахстанские квазигосударственные облигации АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и его дочерних компаний. Компания распределяет инвестиции в различные секторы экономики, придерживаясь принципа максимальной диверсификации портфеля.

На 1 января 2019 года объем такого портфеля составлял только 8,8 млрд тенге. Увеличение портфеля в значительной степени было вызвано поступлением страховых премий по договорам страхования.

На начало октября этого года доходность инвестирования с учетом нереализованного дохода составила 13,1%.

Компания размещает собранные страховые премии в ценные бумаги, опираясь на умеренно консервативную инвестиционную стратегию.

Как отметили представители компании, в первую очередь данная стратегия строится на обслуживании обязательств компании перед клиентами, в том числе и по добровольным видам страхования. Например, по 10-летнему пенсионному аннуитету компания имеет «длинные» обязательства, и КСЖ соответственно нужны ценные бумаги, которые смогут не только перекрыть расходы по данным обязательствам, но и дать дополнительный доход.

Поэтому компания балансирует между 10-15-летними государственными облигациями и более доходными корпоративными ценными бумагами, постоянно отслеживая, чтобы доходы по ценным бумагам покрывали обязательства по добровольным накопительным видам страхования.

В заключение в КСЖ Freedom Finance Life подчеркнули, что на текущий момент портфель компании – один из самых диверсифицированных на страховом рынке и состоит из 36 различных выпусков ценных бумаг. Но даже при таком умеренно консервативном подходе компании удается опережать ставки по депозитам банков второго уровня.

Отметим, что опрошенные изданием «Курсив» страховые компании формируют консервативный инвестиционный портфель, инвестируя преимущественно в ценные бумаги (государственные и казахстанских эмитентов) и в депозиты банков второго уровня, что снижает риски вложений.

Все остальные страховые компании по тем или иным причинам отказались отвечать на запрос издания, поясняя это нежеланием раскрывать коммерческую тайную или в силу занятости.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif