Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1150 просмотров

Казахстанские зрители стали чаще выбирать отечественные фильмы

Kursiv Research выяснил последние тенденции местной киноиндустрии и узнал какие фильмы популярны у соотечественников

Фото: Shutterstock/FabrikaSimf

Из года в год в Казахстане растет количество кинотеатров и кинозалов, удовлетворяя возрастающий спрос со стороны зрителей. За прошедшие пять лет число кинозалов увеличилось с 249 до 320. Одна из тенденций последнего времени – казахстанские зрители стали чаще выбирать фильмы отечественного производства, и происходит это во многом благодаря тому, что казахстанских картин на киноэкраны страны выходит все больше.

В Казахстане в 2018 году работало 112 организаций, которые осуществляли кинопоказ, из них 96 кинотеатров. Это последние данные статистики. Количество кинотеатров практически не изменилось с 2014 по 2018 год, но число кинозалов при этом заметно выросло – до 320, в первую очередь из-за увеличения числа кинозалов в торгово-развлекательных центрах.

Поход в кино – один из наиболее популярных видов досуга для казахстанцев, в среднем они готовы потратить на это 1,2 тыс. тенге.

В вечернее время и во время премьер стоимость одного билета доходит до 3 тыс. тенге и даже больше. В «мертвые дни», которые приходятся на начало недели, средняя цена за сеанс составляет 0,8–1 тыс. тенге, а с различными скидками и бонусами билет может обойтись еще дешевле.

В разных регионах республики – разная средняя цена на билет в кинотеатр. Городами с самыми высокими ценами в марте 2019 года являлись Атырау с ценой билета в 1,9 тыс. тенге, столица страны Нур-Султан – 1,5 тыс. тенге и Шымкент – 1,4 тыс. тенге. В Алматы стоимость одного визита в кино равна среднестатистической цене по республике. Самые недорогие в среднем билеты в Туркестане, там их стоимость была порядка 800 тенге, в Караганде и Уральске – по 965 тенге.

Мало кто, придя в кинотеатр, ограничивается только покупкой билета. Во многих случаях в затраты на кинопросмотр необходимо включить минимальный набор из напитка и поп-корна – на них уйдет еще как минимум 1 тыс. тенге.

Число посетителей кинотеатров в Казахстане в 2018 году достигло 17,8 млн человек, что превысило показатель 2014 года почти в 1,4 раза. В результате роста числа походов в кино увеличились и доходы организаций, осуществляющих кинопоказ. В 2018 году ими было заработано порядка 18,4 млрд тенге против 12,3 млрд тенге пять лет назад.

Куда и на какие фильмы ходят казахстанцы?

Автор Jacob Lund_0.jpg

Автор фото Jacob Lund

Все больше казахстанцев стали выбирать отечественное кино. 14,7 млн человек (82%) из 17,8 млн посетителей сходили на зарубежные фильмы и 3,1 млн человек (18%) – на национальные полнометражки, что можно считать успехом для казахстанской киноиндустрии.

Сейчас существует тенденция поворота зрителя к отечественному кино, подтвердил коммерческий директор сети кинотеатров Chaplin Cinemas Дмитрий Кириенко, отвечая на вопросы «Курсива». 

«Есть тенденция похода на отечественное кино, она замещает в некотором смысле российское кино, интерес к которому снижается. Но зритель все еще воспринимает казахстанское кино как единый жанр», отметил спикер. 

Казахстанские фильмы в большинстве своем – или комедийные, в так называемом «тойском» стиле, или легкие боевики. Много фильмов, эксплуатирующих тему казахстанского менталитета или традиций – они рассказывают о взаимоотношениях свекрови и невестки, сватов, о проблемах «родственного» блата, или, например, организации больших свадеб в кредит. В числе таких картин – «Той любой ценой», «Свадьба на троих», «Свадьба.kz», «Келинка тоже человек», «Келинка Сабина» и др.

За последние пять лет в стране было произведено порядка 1,5 тыс. кинофильмов – правда, это число включает в себя как художественные, так и документальные и анимационные фильмы.

«Сейчас казахстанская киноиндустрия переживает период бурного роста, что, несомненно, положительно сказывается на качестве снятых фильмов. Но существуют и те производители, которые все еще сконцентрированы на количестве, что время от времени роняет общий уровень качества и восприятия фильма зрителем», – отметил Дмитрий Кириенко.

Наиболее узнаваемыми фильмами отечественного производства в прошлом году стали кинокартины «Бизнес по-казахски» и «Каникулы в Таиланде» от Нурлана Коянбаева, «Сиситай» от Баян Алагузовой, «Я – жених» и «Кудалар» от Нуртаса Адамбая, «Класстастар» Асель Садвакасовой. Менее кассовыми, но при этом куда чаще упоминаемыми в СМИ, стали такие фильмы, как «Ночной бог» Адильхана Ержанова, «Тренинг личностного роста» Фархата Шарипова, «Талан» Болата Калымбетова, «Айка» Сергея Дворцевого (снята в копродукции с несколькими странами) – эти картины получили признание на международных кинофестивалях.

По кассовым сборам 2018 года в кинотеатрах Chaplin Cinemas лидировали «Кудалар», «Бизнес по-казахски в Америке» и «Бизнес по-казахски в Африке», что в очередной раз демонстрирует, что зритель пока предпочитает «легкое» кино.

Еще одной свойственной для местного кинематографа чертой коммерческий директор Chaplin Cinemas назвал стремление местных производителей захватить праздничные даты, которое приводит к некоторому хаосу в этом вопросе, и зритель просто не успевает заметить в прокате достойные ленты.

Интересен также тот факт, что 22% из всех 746 тыс. проведенных в стране киносеансов пришлось в прошлом году на детские сеансы. В отличие от фильмов, мультяшная кинематография в Казахстане не может похвастаться количественным ростом. В казахстанском кинопрокате можно было посмотреть только перевод некоторых зарубежных полнометражных мультфильмов на казахский язык.

Из отечественных мультфильмов можно вспомнить только несколько относительно новых короткометражек, к примеру, «Сага о сайге» Махсута Жаримбетова, «Момын и разбойники» Батырхана Дауренбекова, «Охотники» Адая Абельдинова, ну и переснятый 80-серийный знаменитый «Алдар Косе».

Государство в помощь

Кинематография в Казахстане до начала 2019 года регулировалась только несколькими строками в законе о культуре.
В начале 2019 года для поддержки отечественной киноиндустрии был принят закон «О кинематографии», который предусматривает Государственный центр поддержки национального кино. Центр будет финансировать кинопроекты, которые попадут под определение «национальный фильм», организовывать их прокат, способствовать повышению квалификации кадров в отрасли, а также заниматься вопросами субсидирования.

По новому закону, финансирование социально значимых фильмов, дебютных фильмов, фильмов-событий будет составлять до 100% сметной стоимости, при этом 20% дохода от проката будущего фильма должно возвращаться в Государственный центр.

Для игровых фильмов с 1 ян­варя 2019 года возможно финансирование до 90% сметной стоимости их производства, а уже с 1 января 2021 года – только до 70%. В этом случае процент возврата от «прокатного» дохода должен быть пропорционален проценту финансирования с центра.

Для контроля кассовых сборов в стране предполагается создание автоматизированной информационной системы мониторинга фильмов. Эта система будет на руку не только прокатчикам, но и продюсерам фильмов, которые в реальном времени смогут отслеживать данные по кассовым сборам – сейчас возможность получить данные за выходные дни у них появляется только после того, как заработает головной офис кинотеатров. В целом АИС будет способствовать увеличению прозрачности киноиндустрии в РК.

Кроме того, по новому закону предусмотрены субсидии для иностранных кинематографистов. Субсидия – это инвестиции на безвозмездной и безвозвратной основе в размере не менее 130-тысячекратного месячного расчетного показателя (МРП), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату подачи заявки, но не более 30% стоимости всех затрат. Напомним, что МРП на 2019 год установлен в размере 2 525 тенге. Минимальная сумма субсидий на этот год составляет 328,25 млн тенге.

Зачем субсидировать иностранных кинематографистов?

В рамках соглашения о субсидировании иностранные компании должны снять хотя бы часть фильма на территории Казахстана – власти рассчитывают, что в перспективе это может послужить рекламой республике, стремящейся нарастить въездной турпоток. Еще один плюс от работы зарубежных съемочных групп в РК – ими будут привлечены дополнительные инвестиции, задействованы местные кадры, которые повысят квалификацию благодаря работе с профессионалами из разных стран.

Источник фото в тексте: Shutterstock

Кино 2_2_Монтажная область 1 (5).jpg


1859 просмотров

Лишь треть торгового оборота в Алматы приходится на долю цивилизованного рынка

Обзор коммерческой недвижимости совместно с Colliers International Kazakstan

Фото:Shutterstock/Автор Aureliy

Последние тенденции рынка коммерческой недвижимости Казахстана – это рост свободных площадей за счет увеличения предложения новых и освобождения старых помещений, выбор арендаторами офисов из соотношения «цена – качество» и соответственное снижение ставок по аренде.

Рынок офисной недвижимости двух самых крупных городов Казахстана демонстрирует не только количественный, но и качественный рост за счет высокой конкуренции среди собственников. В свою очередь, это дает арендаторам широкий выбор среди множества различных вариантов.

Офисная недвижимость в Алматы

Алматы уже который год остается лидером по количеству качественных торгово-развлекательных центров и бизнес-цент­ров в республике. Нур-Султан, несмотря на статус столицы, немного отстает.

Ежегодно в Алматы вводятся в эксплуатацию сотни квадратных метров нового рабочего пространства, что создает на рынке среду для конкуренции.

По данным международной консалтинговой компании Colliers International Kazakhstan, средняя доходность инвестиций в качественный объект класса «А» или «B» в городе составляет около 10%, что делает данный сектор недвижимости привлекательным для девелоперов.

Объем предложения офисных площадей в городе сейчас, по оценке агентства, более 1,2 млн кв. м. Совокупный объем рынка, исходя из цен на аренду, превышает 80 млрд тенге в год.

Ставки аренды варьируются от 4 тыс. тенге до 16 тыс. тенге за кв. м – в зависимости от класса объекта. Велика доля объектов класса «B» – это те проекты, которые ранее имели высший уровень качества, но потеряли моральную актуальность и физические характеристики во временном промежутке, а также объекты, изначально реализованные в рамках данной категории, уступающие объектам класса «А» по некоторым характеристикам.

Офисы высокого класса обычно располагаются в элитных районах города, и это сказывается на средних ценах на аренду. В Алматы, в Медеуском районе, цена за 1 кв. м в среднем составляет 6,1 тыс. тенге, в Бостандыкском – 4,2 тыс. тенге, в Алмалинском – 4,1 тыс. тенге, в Ауэзовском –  3,1 тыс. тенге.

Colliers Kazakhstan составил рейтинг офисных зданий представительского класса Алматы. Лучшие проекты среди бизнес-центров южной столицы – БЦ «AFD», БЦ «Esentai Tower», БЦ «Park View».

Заполняемость данных бизнес-центров достигает максимальных показателей при средней загрузке офисной недвижимости на уровне до 92% в классе «А» и 85% в классах «B» и «B+».

Сейчас в Казахстане отсутствует официально принятая классификация офисной недвижимости, поэтому Colliers International принимает за основу самостоятельно разработанную матрицу для оценки объектов. Эксперты Colliers учитывают такие критерии, как площадь, расположение, год постройки, высота потолков, наличие и ёмкость паркинга, возможности смены планировки и изначальный тип планирования, инженерные и IT-решения, инфраструктура объекта, конструктив и качество строительства, сервисное управление и его качество.

Офисы класса «А» – это помещения, которые располагаются в новых современных деловых центрах. Такие центры оборудованы современными инженерными системами; имеют свои конференц-залы; рабочие места, оснащенные оргтехникой и средствами связи. Большое внимание уделяется охранной и пожарной безопасности. Остальные классы отличаются от класса «А» менее комфортными условиями: месторасположением, обслуживанием, перечнем необходимой офисной техники, видом парковки или ее отсутствием и пр.

Офисная недвижимость в Нур-Султане

Столица почти в два раза уступает Алматы по объему предложения офисной недвижимости – общий объем офисных помещений Нур-Султана находится на уровне 680 тыс. кв. м. Средняя рыночная заполняемость столичных бизнес-центров – 86,4%.

Средние ставки по аренде в бизнес-центрах составляют от 5 тыс. до 14 тыс. тенге и варьируются в зависимости от района. Самые высокие минимальные цены наблюдались в Есильском районе Нур-Султана – в среднем 7,4 тыс. тенге. Стоит отметить, что именно этот район имеет наибольшую плотность офисных площадей.

87% площадей офисной недвижимости класса «А» и «Б» расположены на левом берегу Нур-Султана.

К лучшим объектам на столичном рынке офисной недвижимости, по версии Colliers, можно отнести БЦ «Talan Towers» от Verny Capital, БЦ «Q» (первая и вторая очереди) от Astana Development Group, БЦ «Ренко» (первая и вторая очереди) от «Ренко Кат», а также БЦ «Aura» от BI Group.

Как отмечают аналитики Colliers, в столице предложение на рынке офисной недвижимости растет не только за счет введения в строй новых площадей, но и за счет продажи зданий и сооружений, ранее занимаемых национальными компаниями.

Торговая недвижимость города Алматы

В Алматы более 1,8 млн кв. м торговых площадей, то есть более 600 кв. м на каждую тысячу жителей. Это самый высокий показатель по республике.

34% торгового оборота в городе приходится на долю цивилизованного рынка – тех самых ТРЦ, остальные 66% по-прежнему занимают базары.

Сейчас в городе работает 47 объектов торговой недвижимости.

Colliers International выбрал лучшие ТРЦ Нур-Султана и Алматы в разных категориях.

«Лучший ТРЦ для молодежи»

ТРЦ «Dostyk Plaza» и «Mega Park» стали самыми привлекательными для молодежи. Эти центры могут похвастаться удобными и вместительными фуд-кортами с разнообразной кухней, качественным и широким ассортиментом fashion-товаров по приемлемым ценам, а также такими операторами кинотеатров, как Cinemax и Chaplin.

«Семейный ТРЦ»

ТРЦ «Mega Alma-Ata» и «Aport Mall» стали лучшими в этой категории. Разнообразный выбор торговых точек и широкий ассортимент товаров вкупе с большим количеством развлекательных программ (в том числе детских) делают эти ТРЦ местами семейного времяпрепровождения. Aport Mall, пользующийся популярностью даже несмотря на свою удаленность от центра города, предлагает посетителям 220 тыс. кв. м с товарами и услугами для досуга и отдыха, а также единственный в городе крытый аквапарк.

«ТРЦ в спальных районах»

ТРЦ «MOSKVA metropolitan» и «МART» являются основными местами притяжения для жителей спальных районов, в которых они расположены. Средний масштаб данных проектов позволяет вместить в себя арендаторов и бренды, способные покрыть первостепенные потребности частых покупателей – последним теперь не приходится при малейшей необходимости выезжать из своего района в крупные ТРЦ – лидеры рынка.

«Самый перспективный ТРЦ»

ТРЦ «Forum Almaty» обладает рядом рыночных преимуществ – у него выгодное месторасположение, удачное концептуально-архитектурное решение и качественная планировка помещений. Правда, проект несколько раз сменил собственника, и из-за этого сроки запуска неоднократно отодвигались. Техническое открытие состоялось в октябре 2018 года.

Торговые центры Нур-Султана

Рынок торговой недвижимости столицы в три раза меньше рынка Алматы – совокупный объем предложения составляет около 646 тыс. кв. м. Но по количеству торговых площадей на тысячу жителей показатели Нур-Султана сравнимы с алматинскими – более 580 кв. м на 1 тыс.

Из-за климатических особенностей региона качественные торговые объекты в городе Нур-Султан более актуальны, нежели стрит-ритейл формат. Тогда как в Алматы такой формат активно развивается – примером может послужить улица Панфилова, которая стала не только современной платформой для торговли предпринимателей, но и местом отдыха горожан.

В столице ТРЦ и торговые дома продолжают вытеснять торговлю менее комфортного формата. Рост площади рынков и базаров в столице рекордно низкий.

Сейчас в Нур-Султане функционирует 20 объектов торговой недвижимости, некоторые из них обладают рядом преимуществ относительно своих конкурентов.

«Семейный ТРЦ»

Mega Silk Way является самым хорошо организованным и концептуально продуманным ТРЦ столицы. Широкие коридоры, естественное солнечное освещение и разнообразие предлагаемых товаров и услуг делают его одним из самых посещаемых в городе. Кинотеатр и детский развлекательный центр сетевых операторов делают объект востребованным местом семейного досуга.

«Хан Шатыр» – один из первых масштабных проектов города. Здесь представлено наибольшее количество брендов и разнообразные варианты отдыха. Часто ТРЦ позиционируется как достопримечательность города. Напомним, что «Хан Шатыр» спроектирован знаменитым британским архитектором Норманом Фостером и сейчас является одним из тех зданий, что формируют современный облик столицы.

ТРЦ «KeruenCity» ранее принадлежал к семейству Mega Center и приобрел новое название после смены собственника. Объект повторяет концепцию бренда, ориентированную на отдых с детьми. Несмотря на свои небольшие размеры, центр имеет высокий трафик посетителей.

«Лучший ТРЦ для молодежи»

ТРЦ «Keruen» предлагает один из самых широких фуд-кортов, а также продвинутый в технологиях кинотеатр – магнит для молодежи столицы, которая и составляет большинство посетителей данного центра.

Рейтинг последний_0.jpg

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций