Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


2011 просмотров

Как получить место в детском саду в Казахстане?

Kursiv Research выяснил, что нужно сделать для того, чтобы попасть в детское дошкольное учреждение

Фото: Shutterstock/weedezign

Большинство казахстанских семей с детьми сталкиваются с проблемой выбора детского сада, а главное – поступления в него. А сколько же дошкольных организаций работало в Казахстане в 2018 году, хватает ли мест для всех желающих и как получить место в детском саду, все это вы можете узнать в исследовании Курсив.

Молодые мамы в Казахстане часто выходят на работу уже через месяц-два после рождения ребенка. Зачастую это вынужденное решение, обусловленное нехваткой денег. Торопятся из декрета и те, кто строит карьеру, боясь потерять свою должность или хорошую заработную плату.

Повезло семьям, которым могут помочь бабушки и дедушки. Если они готовы присмотреть за ребенком, когда родители находятся на работе, – проблема решена. Остальным приходится искать нянь или частные детские сады, куда можно отдать детей с очень раннего возраста. Для тех, у кого нет денег на дорогие детсады, в стране существуют государственные дошкольные учреждения. Детей в них принимают с двух лет, а оплата является приемлемой. Многие родители уверены: государственные садики проверяют чаще, чем частные – а значит, и порядка в них больше.

В Казахстане в 2018 году работало 10,3 тыс. детских дошкольных организаций (ДДО), в том числе 6,6 тыс. – в государственной собственности и 3,7 тыс. – в частной. Количество ДДО увеличилось по сравнению с 2000 годом в 9,5 раз – с 1,1 тыс. единиц, тогда 923 из них были в государственной, 162 – в частной и четыре – в иностранной собственности.

Больше всего таких организаций в прошлом году было зарегистрировано в Туркестанской области – почти 1,4 тыс., за ней следует Алматинская область с 1,1 тыс. учреждениями. Далее стоит отметить Восточно-Казахстанскую область, в которой функционировало 790 ДДО. Меньше всего их было в городе Астана (ныне Нур-Султан) – 377 единиц, в Атырауской и Мангистауской областях – 325 и 273 организации соответственно.

За 18 лет заметно выросло количество мест в дошкольных учреждениях – с 158,2 тыс. до 832,1 тыс., что составило увеличение в 5,2 раза.

В 6,6 раз выросла численность детей в данных организациях. Так, в прошлом году 880,9 тыс. маленьких казахстанцев посещали детские учреждения, тогда как еще в 2000-м их было всего 133,2 тыс. человек.

Особым показателем дошкольного образования в стране может послужить обеспеченность детей местами в детских садах, которая рассчитывается как количество детей, приходящееся на 100 мест в организации. В ушедшем году наиболее обеспечен местами в ДДО был юг страны, в частности – Шымкент и Кызылординская область. В них показатели обеспеченности составляли 90,8 и 90,9 на 100 мест соответственно. Немного уступает Алматинская область, где на аналогичное количество мест претендовало 98 детей. Средняя же обеспеченность по стране достигала показателя 105,9 желающих на 100 мест. 

Что касается числа педагогических работников сферы дошкольного образования, то за 18 лет оно выросло почти прямо пропорционально численности детей в ДДО. Если в 2000 году было 14,9 тыс. человек педперсонала, то цифра прошлого года – 94,8 тыс. педагогов. Количество же всех фактически задействованных в этой сфере достигло 180,8 тыс. человек.

По данным Комстата страны, заработная плата сотрудников дошкольного образования все еще остается низкой. В 2018 году их средняя зарплата по Казахстану составляла 63,5 тыс. тенге, что меньше среднереспубликанского уровня в 2,6 раза. Напомним, что среднестатистическая зарплата в РК в тот период равнялась 162,3 тыс. тенге.

С 1 июня 2019 года в Казахстане планируют поднять заработную плату работников сферы образования, а значит и сотрудников дошкольных организаций: воспитателей и их помощников. Для примера – сейчас в городе заработная плата воспитателя, имеющего два-три года стажа, составляет 55,9 тыс. тенге. После повышения в июне она должна увеличиться до 70,9 тыс. тенге. На селе такой же воспитатель получает немного больше – примерно 69,8 тыс. тенге, и после повышения плата за его труд составит 88,6 тыс. тенге.

Но даже с учетом повышения зарплаты она достигнет в среднем только около 80–90 тыс. тенге, что не соответствует той ответственности, которую работники дошкольных организаций несут ежедневно.

Стоит также отметить, что за 18 лет рождаемость в стране выросла на 79% – с 222,1 тыс. до 397,8 тыс. человек, что даст свой корреляционный эффект уже в ближайшее время и вызовет еще большую потребность в детских садах.

Как поставить ребенка в очередь в детский сад и получить место?

Автор weedezign1_0.jpg

В 2017 году в Казахстане начались активные работы по автоматизации процесса формирования и функционирования очереди и выдачи направлений в детские дошкольные организации. Эти действия направлены на противодействие коррупции при распределении свободных мест.

Сейчас многие молодые родители при рождении малыша сразу ставят его в очередь в детский сад, так как знают: получить желаемое место не так-то просто.

У каждого казахстанца есть возможность поставить ребенка в очередь при условии, что ему нет семи лет. Сделать это можно через портал электронного правительства egov.kz и через специально созданные порталы (в Алматы – это open-almaty.kz, в Нур-Султане – e.astana.kz, в Акмолинской области – akmola.kz, в Караганде – garden.kargoo.gov.kz и т. д.). Если все же у человека нет возможности воспользоваться электронной услугой, то можно сходить в ЦОН.

Для того, чтобы воспользоваться услугой в электронном виде, родителям или их законным представителям необходимо прежде всего получить электронную цифровую подпись (ЭЦП) в Центре обслуживания населения (ЦОН). Далее нужно зайти на соответствующий сайт. В нашем случае мы рассмотрим Алматы и портал open-almaty.kz. В других городах система работает аналогично.

Итак, если вы являетесь родителем или его законным представителем, при первом посещении open-almaty.kz вам нужно зарегистрироваться на портале и привязать ИИН ребенка к своим данным на сайте, после чего можно подать заявление на постановку на очередь в детские сады.

Отметим, что в новой системе в дальнейшем можно без труда редактировать как персональные данные заявителя, так и данные ребенка. Хотя до создания open-almaty.kz возможности что-либо изменять в ваших данных и в информации о ребенке не было. А в случае, если изменения были необходимы, нужно было снова вставать в очередь, теряя предыдущее место. Также на open-almaty.kz можно снимать заявление с очереди, получать направление в государственную и частную дошкольную организацию.

Сейчас в стране очередь на получение направления в детский сад формируется в единую очередь отдельно по каждому региону и привязана к году рождения ребенка, указанному в поданном родителями заявлении. Напомним также, что раньше очередь шла только в выбранный сад, при этом в случае огромных очередей в него существовала большая вероятность остаться без места.

При начале набора первыми места в детские сады получают те, кто имеет определенные льготы. К льготникам в стране относятся дети военнослужащих и первоочередники, то есть дети, законные представители которых являются инвалидами либо дети-сироты или оставшиеся без попечения родителей, дети из многодетных семей, а также дети с особыми образовательными потребностями. Данные льготы должны быть подтверждены соответствующими документами.

В случае, если родители, у которых были льготы, или те, чья очередь подошла, не выбрали детский сад и не получили направление в течение трех рабочих дней, то их место будет доступно всем очередникам этого возраста. Заявитель же, не выбравший сад, остается в очереди.

Сейчас при распределении мест в электронном формате на портале работают правила «Кто успел, тот и съел» и «Кто информирован, тот и вооружен». Так, если льготники и те, к кому подошла очередь, как мы уже упоминали выше, не выбрали детский сад, или просто по каким-то обстоятельствам к моменту подхода своей очереди передумали отдавать ребенка в сад, то все остальные заявители вне зависимости от своей очередности могут выбрать свободные места, которые есть в конкретный период.

После того, как вы выбрали детский сад, вам нужно с полученным направлением прийти в дошкольное учреждение в течение пяти рабочих дней, а сотрудникам учреждения необходимо отметить ваш приход на электронном портале. Если заявитель не сделает этого, то направление будет аннулировано и ребенок будет направлен в стоп-лист на срок 10 рабочих дней – в это время возможность получения направления будет заблокирована. После того, как ее разблокируют, родители могут получить направление только при наличии свободных мест в дошкольных организациях.

В целом новая система позволяет получить место в детском саду без взносов и подарков – главное, заранее поставить ребенка в очередь, быть информированным о сроках комплектации групп и бдительно караулить освободившиеся места на портале.

Какие затраты вас ждут?

Автор Ana Blazic Pavlovic.jpg

Сейчас в государственных детских садах Казахстана родители оплачивают 100% затрат на питание, бесплатное питание предоставляется только детям с ограниченными возможностями.

Средняя цена дня нахождения в детсаду в марте 2019 года в Казахстане составляла 812 тенге. За месяц среднестатистическим казахстанцам, при условии 20 рабочих дней, нужно заплатить за нахождение своего малыша в саду 16 240 тенге.

Самая дорогая стоимость одного дня в детском учреждении в Нур-Султане (ранее Астана) и Алматы. Так, в Нур-Султане цена за один день в садике составляла 1940 тенге, в Алматы – 1686 тенге.

В Актау эта сумма заметно ниже – 1042 тенге, а в Шымкенте – 986 тенге.

Самыми недорогими услугами дошкольных организаций могут похвастаться жители Кызылорды, Тараза и Туркестана: стоимость дня в детсаду в Кызылорде – 608 тенге, в Таразе – 518 тенге и в Туркестане – 325 тенге.

Еще три года назад родители-алматинцы должны были оплачивать порядка 33 720 тенге в месяц за каждого ребенка, посещающего детсад. Но с февраля 2016 года алматинцам снизили месячную стоимость оплаты почти в два раза – и на тот момент средняя оплата должна была составлять не более 15 тыс. тенге и учитывала только затраты на питание ребенка.

В целом стоимость посещения детского сада в Казахстане можно назвать приемлемой, но количество ДДО и мест в них все же оставляет желать лучшего.ДС_Монтажная область 1.jpg

Фото в тексте: Shutterstock


2673 просмотра

Какой парфюм и косметику предпочитают казахстанцы

Спросом пользуются французские духи и российская косметическая продукция

Фото: Shutterstock/Africa Studio

Парфюмерно-косметическая продукция является атрибутом каждого современного человека, будь то женщина или мужчина. Хотя бы раз в день все мы используем такие продукты в быту. Kursiv Research выяснил объем экспортно-импортных операций парфюмерно-косметической продукции в Казахстане, проанализировал розничные цены на нее и определил основные компании, которые работают в отрасли.

Полки специализированных магазинов косметики, рынки и даже аптеки заполнены разными видами парфюмерно-косметической продукции от сотен производителей со всего мира, товар представлен на любой вкус и бюджет.

Парфюмерно-косметическая продукция в республике реализуется как через крупных специализированных игроков – сети магазинов Mon Amie, Beautymania, Французский дом и т. д., так и через бутики в торговых центрах, онлайн-магазины, а также через компании прямых продаж по каталогам (Mary Kay, Oriflame, Faberlic, Avon и пр.).

Однако среди разнообразия представленной продукции очень редко можно увидеть товары отечественного производства.

Производство парфюмерии и косметики как сегмент обрабатывающей промышленности РК нельзя назвать развитым и даже заметным в общих масштабах рынка. Об этом могут свидетельствовать объемы экспорта и импорта страны, а также их разница.

Так, в 2018 году импорт в РК духов и туалетной воды, средств для макияжа глаз, губ, средств по уходу за волосами (шампуни, лаки, продукты для завивки и выпрямления) и мыла составил порядка $360,9 млн. По сравнению с предыдущим годом объем импорта таких товаров увеличился на 6,3% с $339,4 млн. Экспорт же из страны по тем же статьям в аналогичный период составил $27,3 млн, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 20%.

Выделим топ-5 стран, лидирующих в казахстанском импорте и экспорте продукции парфюмерно-косметического рынка.

Что, откуда и куда?

Автор Africa Studio (6)_0.jpg

Духи и туалетная вода занимают значимую долю в импорте парфюмерно-косметических товаров.

В 2018 году страна завезла духов и туалетной воды на общую сумму $46,2 млн. Топ-5 стран, экспортировавших в Казахстан такую продукцию, открывает родина романтики и парфюмерии – Франция. Импорт оттуда достиг по итогам прошлого года $16,3 млн, то есть больше трети от всего объема зарубежного парфюма.

Второе место у России, импорт из страны в денежном выражении был равен $12,6 млн, что дало 27,2% совокупного объема.

На третьем месте расположился Китай, экспортировавший в нашу страну продукцию на $3,6 млн, это 7,7% от итоговых показателей.

США и Польша разделили между собой четвертое и пятое места и обеспечили республику духами и туалетной водой на суммы $3,1 млн и $2,6 млн соответственно.

Заметим также, что по статье «Духи и туалетная вода» Казахстан не только импортирует продукцию, но и экспортирует. Так, в прошлом году Казахстан отправил в другие страны духов и туалетной воды на сумму около $3 млн, что меньше импорта в 15,3 раза.

Основными закупщиками стали Кыргызстан, Россия, Беларусь, Литва и Объединенные Арабские Эмираты. На долю Кыргызстана пришлось 84,4% всего экспорта ($2,5 млн), 11% в копилке России ($336 тыс.), 2,5% у Беларуси ($74,8 тыс.), 1,6% у Литвы ($49,5 тыс.) и 0,2% у ОАЭ ($6,7 тыс.).

shutterstock_332182442_0.jpg

Следующим товаром нашего рейтинга стали средства для макияжа губ. Всего таких средств было завезено на сумму $8,9 млн, вывезено – на $0,25 млн. Импорт преимущественно шел из России. Северные соседи Казахстана обеспечили рынок товарами на сумму $3,3 млн, что составило 37,2%.

Удельный вес Франции в импорте достиг 13,7%, что в денежном эквиваленте равно $1,2 млн. таким образом, страна стала вторым крупным поставщиком по этой статье.

Третьей страной, которая также экспортирует в Казахстан помады и блески для губ, стал Китай с долей в общем объеме, равной 12,5%.

Пятерку лидеров замыкают Польша и Италия с долей в совокупном объеме в 9,6% и 5,9 соответственно.

На все остальные страны, в том числе на Германию, Италию, Соединенные Штаты Америки, Турцию и другие, пришелся 21% всего объема привезенной продукции.

Основными странами, которые приобрели такие товары у Казахстана в ушедшем году, были Кыргызстан – на сумму $148,1 тыс. (61,2%), Россия – $88,6 тыс. (36,6%), Китай – $2,1 тыс. (0,9%), Таджикистан – $1,7 тыс. (0,7%) и Туркменистан – $0,5 тыс. (0,2%).

shutterstock_610155797.jpg

Еще одним товаром, активно завозимым в страну, являются средства для макияжа глаз. Всего в страну было привезено таких товаров на $12,4 млн, вывезено – на $0,6 млн. Снова главным поставщиком такой продукции была Российская Федерация, которая обеспечила 29,8% всего импорта страны на сумму почти $3,7 млн. Также в первую пятерку партнеров вошли Китай, Италия, Польша и Германия.

Так, Китаем экспортировано в Казахстан продукции на сумму порядка $3,1 млн (25%), Италией – $1,5 млн (12,5%), Польшей – $1,1 млн (8,7%), Германией – $0,7 млн (5,5%). На долю других стран пришлось 18,6%, что в денежном выражении эквивалентно $2,3 млн.

В страновой структуре экспорта по данной товарной группе опять же те же государства: Кыргызстан – на сумму $374,7 тыс. (64,1%), Россия – на $174,5 тыс. (29,8%), Таджикистан – на $29,8 тыс. (5,1%), Туркменистан – на $3,8 тыс. (0,6%) и Китай – на $1,2 тыс. (0,2%).

Средств для маникюра и педикюра было импортировано на сумму $5,6 млн, а экспортировано более чем на $0,1 млн.

С территории восточного соседа, Китая, пришло товара на сумму порядка $3 млн, что составляло 53,5% от всего объема импортного товара.

Россия завезла продукции на сумму $1,1 млн, что дало 20,3% от общего импорта. Далее следуют Франция, Турция и США, которые в совокупности обеспечили 15,9% всего импорта. На остальные страны пришлось 10,3%.

Что касается экспорта из страны, то он все также идет в Россию, Кыргызстан, Китай и Узбекистан.

Больше половины шампуней в страну было завезено из России – на общую сумму $23,7 млн. 27,9% всех шампуней завезено из Румынии, по 2–3% в среднем пришлось на французские, корейские и американские средства для мытья головы. Основной экспорт шампуней местного производства шел в Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. В целом данной продукции было импортировано на $43,8 млн, а экспортировано на $4,5 млн.

Средствами для чистки зубов страну большей частью обеспечивала Россия, на долю которой пришлось 43,9% всей продукции. Также заметную долю на рынке составляют товары китайского, немецкого, словакского и американского производства. На Китай пришлось 32,3% всего импорта, 7,1% – на долю Германии, 5,4% – на Словакию и еще 5% – на США. На остальные страны пришлось чуть более 6%. Таким образом, импорт по итогам 2018 года составил $21,4 млн, что в 50 раз выше экспорта. Общий экспорт такой продукции составил всего лишь $0,4 млн.

Средств, используемых до, во время и после бритья, было завезено почти на $3,9 млн, хотя вывезено в другие страны только на $78,7 тыс. Опять же основными экспортерами товаров в страну были российские предприятия, 48,3% всей ввезенной продукции обеспечено именно ими. Остальные 51,7% пришлись на другие страны, в том числе на США, Польшу, Францию, Германию и прочие. Основной объем экспорта уходил в Кыргызстан.

Дезодорантов и антиперспирантов в совокупности было закуплено на $16,4 млн у России (55%), Польши (11,8%), Соединенного    Королевства (10,1%), Германии (6,6%) и даже Филиппин (3,9%). Количество продукции, реализованной в другие страны, наоборот, значительно ниже, в денежном выражении это $3,2 млн.

Отечественное производство

shutterstock_644589820.jpg

По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, по состоянию уже на 15 апреля 2019 года в стране было зарегистрировано 29 предприятий по виду деятельности «Производство парфюмерных и косметических средств». Наибольшее количество таких предприятий было задействовано в Алматы – шесть организаций, по пять единиц в Алматинской области и в Шымкенте.

Так, в Алматы ведут свою деятельность товарищества с ограниченной ответственностью «Вита-вент», «Агатон», Green Apple SL, SAAP sun, ADS Production company.

В Алматинской области работают товарищества с ограниченной ответственностью Golden Time group, Beauty Expert, Albi Pharma, «Шугла шунгит», Lorien Cosmetics.

ТОО «Golden Time group» производит экологически чистое мыло, которое не содержит нефтехимии и других химических элементов. Мыло изготавливается из лечебных трав, натуральных масел и жиров.

Компания Lorien Cosmetics является казахстанским производителем натуральной омолаживающей косметики класса люкс.

В Шымкенте осуществляют свою деятельность ТОО «Каноны здоровья», «Шымкент Сабын», «Беллофарм», «Деназ», Tazaderm.

Компания «Гала Косметик и К» – предприятие, которое работает в Акмолинской области Казахстана и производит косметические товары и средства бытовой химии. Начала свою работу компания более 15 лет. Первая продукция сошла с конвейера еще в 2004 году. Продукция выпускается под торговыми марками GLOSS, «Капля», «Золушка», «Роса», «Росинка», «Радуга», «Запасной блок» и Magic Curl.

Сколько надо потратить на парфюм и косметическую продукцию?

shutterstock_343269701.jpg

По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, в конце декабря 2018 года туалетная вода объемом 100 мл в среднем по Казахстану стоила 22 909 тенге. При этом самый дорогой парфюм был на тот момент в Кокшетау, где гражданам приходилось платить порядка 38 172 тенге за указанный объем. Далее следуют столица Казахстана город Нур-Султан и Алматы. Так, в Нур-Султане стоимость такой воды достигала 37 643 тенге, а в южной столице она бала немного ниже – 28 961 тенге.

Городами с самым недорогим парфюмом считались Караганда и Павлодар, где цены были на уровне 15 810 и 14 137 тенге соответственно.

Отметим также, что в декабре 2013 года средняя цена была в 4,4 раза ниже и составляла 5159 тенге за тот же объем. Тогда по дороговизне продукции отличились Актау (10 196 тенге) и Талдыкорган (9062 тенге). Причиной столь заметного повышения цен стала девальвация тенге.

Вторым товаром, официальная информация по динамике цен которого присутствовала на сайте комстата, стал шампунь. В 2018 году он стоил около 404 тенге за 150 мл, за пять лет средняя цена увеличилась в 1,5 раза. Самый дорогой шампунь встречался в магазинах Алматы, Талдыкоргана и Нур-Султана, в этих городах цена была выше среднестатистической. Так, например, в южной столице этот товар стоил 490 тенге. Самый дешевый шампунь был в Атырау, где его можно было купить за 330 тенге. Стоит отметить, что Алматы еще пять лет назад был лидером по ценам на средства для мытья головы.

Средняя цена тюбика зубной пасты объемом 75 мл в прошлом году была равна 478 тенге. Средство для чистки зубов подорожало по сравнению с 2013 годом в 1,7 раза. Самая высокая средняя цена тюбика оказалась в Алматы, где за него пришлось заплатить 698 тенге. За Алматы следуют Семей и Усть-Каменогорск, цены в которых составляли 625 и 604 тенге соответственно.

Следующий товар – туалетное мыло, элемент ежедневной гигиены. Средняя стоимость мыла в магазинах страны в декабре прошлого года составляла 217,6 тенге за 100 г. Столичным жителям, семейчанам и алматинцам приходилось тратить больше. Тогда как самыми приемлемыми ценами могли похвастаться жители городов Актау (183 тенге), Караганды (194 тенге) и Шымкента (196 тенге). Мыло под влиянием инфляции и девальвации выросло в цене за пять лет в 1,8 раза.

В целом можно заключить, что собственному производству в Казахстане в ближайшей, да и в среднесрочной перспективе не перекрыть импорт из других стран. С другой стороны, только часть импортных товаров ассоциируется у казахстанцев с эталоном качества, таким, например, как французские духи. Большинство ниш парфюмерно-косметического сегмента открывают широкие возможности перед казахстанскими производителями.

Особо бы хотелось отметить, что страна на сегодняшний день все же занята не чистым экспортом отечественной продукции, а больше ее реэкспортом из других стран, в том числе это относится к духам и туалетной воде, дезодорантам и антиперспирантам. Так, в Казахстане пока нет ни одного крупного местного производителя, который бы мог похвастаться большими объемами выпускаемых духов на экспорт. Сегмент казахстанского производителя - экспортера – это пока еще выпуск мыла и моющих средств.

ГЛАВНАЯ_Косметика_с-серыми-иконками3.jpg

Фото в тексте: Shutterstock

Ограничение ответственности

Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является предложением или рекомендацией совершать какие-либо сделки с ценными бумагами и иными активами указанных организаций.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

Более 7 млн
тенге
получит из бюджета каждый кандидат в президенты РК на агитацию

Цитата дня

Сегодня я выступаю перед вами не в качестве президента страны: ради интересов страны и народа я принял непростое, но продуманное решение о прекращении своих президентских полномочий… Вся моя работа будет заключена в том, чтобы поддержать деятельность нового президента и обеспечить транзит в спокойной обстановке и продолжать ту работу, которую мы начали

Нурсултан Назарбаев
экс-президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank