Перейти к основному содержанию

9378 просмотров

Какой парфюм и косметику предпочитают казахстанцы

Спросом пользуются французские духи и российская косметическая продукция

Фото: Shutterstock/Africa Studio

Парфюмерно-косметическая продукция является атрибутом каждого современного человека, будь то женщина или мужчина. Хотя бы раз в день все мы используем такие продукты в быту. Kursiv Research выяснил объем экспортно-импортных операций парфюмерно-косметической продукции в Казахстане, проанализировал розничные цены на нее и определил основные компании, которые работают в отрасли.

Полки специализированных магазинов косметики, рынки и даже аптеки заполнены разными видами парфюмерно-косметической продукции от сотен производителей со всего мира, товар представлен на любой вкус и бюджет.

Парфюмерно-косметическая продукция в республике реализуется как через крупных специализированных игроков – сети магазинов Mon Amie, Beautymania, Французский дом и т. д., так и через бутики в торговых центрах, онлайн-магазины, а также через компании прямых продаж по каталогам (Mary Kay, Oriflame, Faberlic, Avon и пр.).

Однако среди разнообразия представленной продукции очень редко можно увидеть товары отечественного производства.

Производство парфюмерии и косметики как сегмент обрабатывающей промышленности РК нельзя назвать развитым и даже заметным в общих масштабах рынка. Об этом могут свидетельствовать объемы экспорта и импорта страны, а также их разница.

Так, в 2018 году импорт в РК духов и туалетной воды, средств для макияжа глаз, губ, средств по уходу за волосами (шампуни, лаки, продукты для завивки и выпрямления) и мыла составил порядка $360,9 млн. По сравнению с предыдущим годом объем импорта таких товаров увеличился на 6,3% с $339,4 млн. Экспорт же из страны по тем же статьям в аналогичный период составил $27,3 млн, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 20%.

Выделим топ-5 стран, лидирующих в казахстанском импорте и экспорте продукции парфюмерно-косметического рынка.

Что, откуда и куда?

Автор Africa Studio (6)_0.jpg

Духи и туалетная вода занимают значимую долю в импорте парфюмерно-косметических товаров.

В 2018 году страна завезла духов и туалетной воды на общую сумму $46,2 млн. Топ-5 стран, экспортировавших в Казахстан такую продукцию, открывает родина романтики и парфюмерии – Франция. Импорт оттуда достиг по итогам прошлого года $16,3 млн, то есть больше трети от всего объема зарубежного парфюма.

Второе место у России, импорт из страны в денежном выражении был равен $12,6 млн, что дало 27,2% совокупного объема.

На третьем месте расположился Китай, экспортировавший в нашу страну продукцию на $3,6 млн, это 7,7% от итоговых показателей.

США и Польша разделили между собой четвертое и пятое места и обеспечили республику духами и туалетной водой на суммы $3,1 млн и $2,6 млн соответственно.

Заметим также, что по статье «Духи и туалетная вода» Казахстан не только импортирует продукцию, но и экспортирует. Так, в прошлом году Казахстан отправил в другие страны духов и туалетной воды на сумму около $3 млн, что меньше импорта в 15,3 раза.

Основными закупщиками стали Кыргызстан, Россия, Беларусь, Литва и Объединенные Арабские Эмираты. На долю Кыргызстана пришлось 84,4% всего экспорта ($2,5 млн), 11% в копилке России ($336 тыс.), 2,5% у Беларуси ($74,8 тыс.), 1,6% у Литвы ($49,5 тыс.) и 0,2% у ОАЭ ($6,7 тыс.).

shutterstock_332182442_0.jpg

Следующим товаром нашего рейтинга стали средства для макияжа губ. Всего таких средств было завезено на сумму $8,9 млн, вывезено – на $0,25 млн. Импорт преимущественно шел из России. Северные соседи Казахстана обеспечили рынок товарами на сумму $3,3 млн, что составило 37,2%.

Удельный вес Франции в импорте достиг 13,7%, что в денежном эквиваленте равно $1,2 млн. таким образом, страна стала вторым крупным поставщиком по этой статье.

Третьей страной, которая также экспортирует в Казахстан помады и блески для губ, стал Китай с долей в общем объеме, равной 12,5%.

Пятерку лидеров замыкают Польша и Италия с долей в совокупном объеме в 9,6% и 5,9 соответственно.

На все остальные страны, в том числе на Германию, Италию, Соединенные Штаты Америки, Турцию и другие, пришелся 21% всего объема привезенной продукции.

Основными странами, которые приобрели такие товары у Казахстана в ушедшем году, были Кыргызстан – на сумму $148,1 тыс. (61,2%), Россия – $88,6 тыс. (36,6%), Китай – $2,1 тыс. (0,9%), Таджикистан – $1,7 тыс. (0,7%) и Туркменистан – $0,5 тыс. (0,2%).

shutterstock_610155797.jpg

Еще одним товаром, активно завозимым в страну, являются средства для макияжа глаз. Всего в страну было привезено таких товаров на $12,4 млн, вывезено – на $0,6 млн. Снова главным поставщиком такой продукции была Российская Федерация, которая обеспечила 29,8% всего импорта страны на сумму почти $3,7 млн. Также в первую пятерку партнеров вошли Китай, Италия, Польша и Германия.

Так, Китаем экспортировано в Казахстан продукции на сумму порядка $3,1 млн (25%), Италией – $1,5 млн (12,5%), Польшей – $1,1 млн (8,7%), Германией – $0,7 млн (5,5%). На долю других стран пришлось 18,6%, что в денежном выражении эквивалентно $2,3 млн.

В страновой структуре экспорта по данной товарной группе опять же те же государства: Кыргызстан – на сумму $374,7 тыс. (64,1%), Россия – на $174,5 тыс. (29,8%), Таджикистан – на $29,8 тыс. (5,1%), Туркменистан – на $3,8 тыс. (0,6%) и Китай – на $1,2 тыс. (0,2%).

Средств для маникюра и педикюра было импортировано на сумму $5,6 млн, а экспортировано более чем на $0,1 млн.

С территории восточного соседа, Китая, пришло товара на сумму порядка $3 млн, что составляло 53,5% от всего объема импортного товара.

Россия завезла продукции на сумму $1,1 млн, что дало 20,3% от общего импорта. Далее следуют Франция, Турция и США, которые в совокупности обеспечили 15,9% всего импорта. На остальные страны пришлось 10,3%.

Что касается экспорта из страны, то он все также идет в Россию, Кыргызстан, Китай и Узбекистан.

Больше половины шампуней в страну было завезено из России – на общую сумму $23,7 млн. 27,9% всех шампуней завезено из Румынии, по 2–3% в среднем пришлось на французские, корейские и американские средства для мытья головы. Основной экспорт шампуней местного производства шел в Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. В целом данной продукции было импортировано на $43,8 млн, а экспортировано на $4,5 млн.

Средствами для чистки зубов страну большей частью обеспечивала Россия, на долю которой пришлось 43,9% всей продукции. Также заметную долю на рынке составляют товары китайского, немецкого, словакского и американского производства. На Китай пришлось 32,3% всего импорта, 7,1% – на долю Германии, 5,4% – на Словакию и еще 5% – на США. На остальные страны пришлось чуть более 6%. Таким образом, импорт по итогам 2018 года составил $21,4 млн, что в 50 раз выше экспорта. Общий экспорт такой продукции составил всего лишь $0,4 млн.

Средств, используемых до, во время и после бритья, было завезено почти на $3,9 млн, хотя вывезено в другие страны только на $78,7 тыс. Опять же основными экспортерами товаров в страну были российские предприятия, 48,3% всей ввезенной продукции обеспечено именно ими. Остальные 51,7% пришлись на другие страны, в том числе на США, Польшу, Францию, Германию и прочие. Основной объем экспорта уходил в Кыргызстан.

Дезодорантов и антиперспирантов в совокупности было закуплено на $16,4 млн у России (55%), Польши (11,8%), Соединенного    Королевства (10,1%), Германии (6,6%) и даже Филиппин (3,9%). Количество продукции, реализованной в другие страны, наоборот, значительно ниже, в денежном выражении это $3,2 млн.

Отечественное производство

shutterstock_644589820.jpg

По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, по состоянию уже на 15 апреля 2019 года в стране было зарегистрировано 29 предприятий по виду деятельности «Производство парфюмерных и косметических средств». Наибольшее количество таких предприятий было задействовано в Алматы – шесть организаций, по пять единиц в Алматинской области и в Шымкенте.

Так, в Алматы ведут свою деятельность товарищества с ограниченной ответственностью «Вита-вент», «Агатон», Green Apple SL, SAAP sun, ADS Production company.

В Алматинской области работают товарищества с ограниченной ответственностью Golden Time group, Beauty Expert, Albi Pharma, «Шугла шунгит», Lorien Cosmetics.

ТОО «Golden Time group» производит экологически чистое мыло, которое не содержит нефтехимии и других химических элементов. Мыло изготавливается из лечебных трав, натуральных масел и жиров.

Компания Lorien Cosmetics является казахстанским производителем натуральной омолаживающей косметики класса люкс.

В Шымкенте осуществляют свою деятельность ТОО «Каноны здоровья», «Шымкент Сабын», «Беллофарм», «Деназ», Tazaderm.

Компания «Гала Косметик и К» – предприятие, которое работает в Акмолинской области Казахстана и производит косметические товары и средства бытовой химии. Начала свою работу компания более 15 лет. Первая продукция сошла с конвейера еще в 2004 году. Продукция выпускается под торговыми марками GLOSS, «Капля», «Золушка», «Роса», «Росинка», «Радуга», «Запасной блок» и Magic Curl.

Сколько надо потратить на парфюм и косметическую продукцию?

shutterstock_343269701.jpg

По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, в конце декабря 2018 года туалетная вода объемом 100 мл в среднем по Казахстану стоила 22 909 тенге. При этом самый дорогой парфюм был на тот момент в Кокшетау, где гражданам приходилось платить порядка 38 172 тенге за указанный объем. Далее следуют столица Казахстана город Нур-Султан и Алматы. Так, в Нур-Султане стоимость такой воды достигала 37 643 тенге, а в южной столице она бала немного ниже – 28 961 тенге.

Городами с самым недорогим парфюмом считались Караганда и Павлодар, где цены были на уровне 15 810 и 14 137 тенге соответственно.

Отметим также, что в декабре 2013 года средняя цена была в 4,4 раза ниже и составляла 5159 тенге за тот же объем. Тогда по дороговизне продукции отличились Актау (10 196 тенге) и Талдыкорган (9062 тенге). Причиной столь заметного повышения цен стала девальвация тенге.

Вторым товаром, официальная информация по динамике цен которого присутствовала на сайте комстата, стал шампунь. В 2018 году он стоил около 404 тенге за 150 мл, за пять лет средняя цена увеличилась в 1,5 раза. Самый дорогой шампунь встречался в магазинах Алматы, Талдыкоргана и Нур-Султана, в этих городах цена была выше среднестатистической. Так, например, в южной столице этот товар стоил 490 тенге. Самый дешевый шампунь был в Атырау, где его можно было купить за 330 тенге. Стоит отметить, что Алматы еще пять лет назад был лидером по ценам на средства для мытья головы.

Средняя цена тюбика зубной пасты объемом 75 мл в прошлом году была равна 478 тенге. Средство для чистки зубов подорожало по сравнению с 2013 годом в 1,7 раза. Самая высокая средняя цена тюбика оказалась в Алматы, где за него пришлось заплатить 698 тенге. За Алматы следуют Семей и Усть-Каменогорск, цены в которых составляли 625 и 604 тенге соответственно.

Следующий товар – туалетное мыло, элемент ежедневной гигиены. Средняя стоимость мыла в магазинах страны в декабре прошлого года составляла 217,6 тенге за 100 г. Столичным жителям, семейчанам и алматинцам приходилось тратить больше. Тогда как самыми приемлемыми ценами могли похвастаться жители городов Актау (183 тенге), Караганды (194 тенге) и Шымкента (196 тенге). Мыло под влиянием инфляции и девальвации выросло в цене за пять лет в 1,8 раза.

В целом можно заключить, что собственному производству в Казахстане в ближайшей, да и в среднесрочной перспективе не перекрыть импорт из других стран. С другой стороны, только часть импортных товаров ассоциируется у казахстанцев с эталоном качества, таким, например, как французские духи. Большинство ниш парфюмерно-косметического сегмента открывают широкие возможности перед казахстанскими производителями.

Особо бы хотелось отметить, что страна на сегодняшний день все же занята не чистым экспортом отечественной продукции, а больше ее реэкспортом из других стран, в том числе это относится к духам и туалетной воде, дезодорантам и антиперспирантам. Так, в Казахстане пока нет ни одного крупного местного производителя, который бы мог похвастаться большими объемами выпускаемых духов на экспорт. Сегмент казахстанского производителя - экспортера – это пока еще выпуск мыла и моющих средств.

ГЛАВНАЯ_Косметика_с-серыми-иконками3.jpg

Фото в тексте: Shutterstock

Ограничение ответственности

Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является предложением или рекомендацией совершать какие-либо сделки с ценными бумагами и иными активами указанных организаций.

banner_wsj.gif

4258 просмотров

Сколько заработали компании по страхованию жизни в Казахстане

Около 16% доходов пришлось на инвестиционную деятельность

Фото: Depositphotos/Baurka

В Казахстане функционируют семь компаний по страхованию жизни (КСЖ). Одной из статей в общей структуре доходов являются доходы от инвестирования активов. «Курсив» выяснил, куда вкладывают средства КСЖ и сколько они заработали на такой деятельности.

Совокупные активы компаний по страхованию жизни в Казахстане, по данным Национального банка, на начало октября 2019 года составили 396,9 млрд тенге. В аналогичный период 2018 года активы были значительно ниже – 314,1 млрд тенге.

Собственный капитал таких организаций в этом году достиг 65,7 млрд тенге, увеличившись на 42% – с 46,4 млрд тенге в начале октября 2018 года. Сумма собранных страховых премий выросла за год с 89,6 млрд тенге до 139,1 млрд тенге на 1 октября 2019 года.

Расходы по осуществлению страховых выплат приблизились к 15,8 млрд тенге против 13,4 млрд тенге в прошлом году.

Нераспределенный доход (прибыль) компаний по страхованию жизни составил 14,1 млрд тенге. Аналогичный прошлогодний показатель – 11,3 млрд тенге.

Доходы от инвестиционной деятельности

Из отчетов о прибылях и убытках компаний по страхованию жизни следует, что инвестиционные доходы всех организаций (без учета расходов) на рынке составили 23,7 млрд тенге. Тогда как совокупные доходы КСЖ приблизились к 151,2 млрд тенге. Отметим, что основной деятельностью таких компаний является страхование, а не инвестирование.

Как правило, крупные страховые компании в силу размеров активов имеют возможность инвестировать больше средств и, соответственно, получать больший доход. Важное значение имеет инвестиционная политика самой компании – консервативная («меньший риск – меньшая доходность»), агрессивная («больший риск – большая доходность») или умеренная.

По данным финансовых отчетов КСЖ, общие доходы самой крупной компании по страхованию жизни «Халык-Life» за январь – сентябрь 2019 года составили 62,5 млрд тенге, в том числе от инвестиционной деятельности – 10,3 млрд тенге, или 16,5% от всех доходов. В прош­лом году доходы от инвестирования равнялись 5,8 млрд тенге, что на 78,5% меньше показателя этого года.

Отметим, что общие активы КСЖ на 1 октября этого года увеличились по сравнению с тем же периодом прошлого года на 111,5% и достигли почти 163 млрд тенге.

Nomad Life является второй по размерам активов компанией на рынке. Объем активов на начало октября текущего года приблизился к 124,4 млрд тенге. Еще в прошлом году такой показатель был на уровне 78,8 млрд тенге. Рост составил более 57% за год.

Компания за девять месяцев смогла получить доход, равный 48,5 млрд тенге, в том числе за счет инвестиционной деятельности – 6,9 млрд тенге (14,2% от совокупных доходов), за счет основной деятельности (страховой) – 41,6 млрд тенге. В аналогичный период прошлого года инвестиционный доход компании был на уровне 6,3 млрд тенге.

Государственная аннуитетная компания (ГАК) с активами в размере 36,1 млрд за анализируемый период за счет инвестиционной деятельности получила 2,3 млрд тенге дохода. Общие доходы приравнивались к 4,3 млрд тенге. Доля инвестиционного дохода от всех доходов составляла 54,9%.

Standard Life c активами в размере 33,6 млрд тенге получила общий доход в размере 10,6 млрд тенге, в том числе от инвестиционной деятельности – 2,1 млрд тенге (19,7% от всех доходов организации).

«Европейская страховая компания» с активами в размере 15,9 млрд тенге заработала за три квартала 19,1 млрд тенге против 11,6 млрд тенге в прошлом году. Из всей суммы доходов на инвестиционную деятельность пришлось 0,8 млрд тенге (4,2% от всех доходов), все остальное – на страховую деятельность.

Совокупные доходы Freedom Finance Life достигли 15,5 млрд тенге. Доходы от инвестиционной деятельности – 0,9 млрд тенге (18,9% от всех доходов), от страховой – 4,6 млрд тенге. Совокупные активы приравнивались к 14,9 млрд тенге. Инвестдоход компании за аналогичный период прошлого года – 0,7 млрд тенге.

В 2019 году на рынок страхования жизни Казахстана вышла дочерняя компания страховой компании «Евразия» с одноименным названием. Общие активы компании составили на 1 октября текущего года 9 млрд тенге. С начала открытия компания смогла заработать 0,8 млрд тенге, в том числе от страховой и инвестиционной деятельности по 0,4 млрд тенге. Напомним, КСЖ была выдана лицензия Национального банка в начале марта 2019 года.

Инвестиционный портфель страховых компаний

АО «Халык-Life» имеет самый большой инвестиционный портфель на рынке страхования жизни – по состоянию на 1 октября 2019 года он составлял 143,6 млрд тенге. Прирост к началу года составил 14%.

Причинами заметного роста инвестиционного портфеля и активов в целом стало присоединение в прошлом году к страховой компании КСЖ «Казкоммерц-Life» и рост объемов бизнеса.

По данным страховой компании, основную долю в инвестиционном портфеле занимают ценные бумаги (87,8%) как казахстанских, так и иностранных эмитентов, далее следуют депозиты (11,8%) и операции обратного РЕПО (0,4%).

В «Халык-Life» сообщили, что в структуре инвестиционного портфеля компании по сравнению с началом года выросла доля негосударственных ценных бумаг казахстанских эмитентов на 14 процентных пунктов в абсолютном выражении (с 25% до 39%).

Доля государственных ценных бумаг в инвестиционном портфеле выросла на 8 процентных пунктов в абсолютном выражении (с 30% до 38%), доля обратного РЕПО снизилась с 18% до 0,4%.

«Изменение инвестиционного портфеля связано исключительно с целью максимизации рентабельности инвестиций», – отметили в страховой компании.

В другой компании по страхованию жизни, Nomad Life, рассказали, что при формировании активов инвестиционного портфеля КСЖ учитывает кредитное качество активов с целью обеспечения средневзвешенного долгосрочного кредитного рейтинга инвестиционного портфеля на уровне не ниже «BB» по шкале S&P. Также компанией установлены ограничения по инвестициям в активы с рейтингом «B+», «B», «B-» – не более 5% от суммы активов.

Инвестиционный портфель компании формируется прежде всего с учетом основного принципа – иммунизации обязательств по срокам (Liability driven investing).

Иммунизация – это формирование структуры инвестиционного портфеля с учетом структуры срочности обязательств компании.

Кроме LDI компания использует и тактическое управление инвестиционным портфелем. При тактическом управлении инвестиционным портфелем компания может не применять 100%-ное покрытие обязательств по срокам и определять те активы для инвестирования, по которым доходность выше, но все остальные параметры остаются без изменений. Данное отклонение в структуре портфеля допустимо при наличии surplus (в переводе с англ. – «избыток»), то есть когда сумма активов больше суммы обязательств.

Инвестиционный портфель КСЖ на 1 октября 2019 года составил 117,9 млрд тенге. Доля государственных ценных бумаг составила 31,7%, ценных бумаг и средств в депозитах банков второго уровня – 33,6%, ценных бумаг прочих эмитентов – 17%, ценных бумаг международных финансовых организаций – 7,9%, ценных бумаг нерезидентов Республики Казахстан – 5%, облигаций АО «Банк Развития Казахстана» – 4,4%, денежных средств – 0,1%.

По данным компании, средневзвешенная доходность инвестиционного портфеля на начало октября текущего года составила 8,17%.

В компании отметили, что такой уровень доходности является комфортным для них уровнем, так как позволяет исполнять все принятые на себя обязательства и при этом поддерживать кредитное качество активов.

В КСЖ «Государственная аннуитетная компания» рассказали, что на 1 октября инвестиционный портфель компании приравнивался к 33,5 млрд тенге, в том числе ценные бумаги – 22,8 млрд тенге (68,1%), среди них облигации – 22,5 млрд тенге (67,2%), акции – 0,3 млрд тенге (0,9%). Депозиты в портфеле достигли уровня 10,7 млрд тенге (31,9%).

В ГАК напомнили, что инвестиционный портфель компании на 1 января 2019 года составлял 32,8 млрд тенге, более 52% из которых приходилось на ценные бумаги (17,2 млрд тенге), 41,3% – на депозиты (13,6 млрд тенге) и 6,2% – на операции РЕПО (около 2 млрд тенге).

Доля депозитов за девять месяцев снизилась с 41,3% до 31,9%, доля ценных бумаг увеличилась с 52,1% до 67,2%. Как отметили в компании, за счет изменения структуры инвестиционного портфеля компании удалось увеличить процентные доходы.

В ГАК подчеркнули, что основными принципами политики компании являются обеспечение стабильного прироста активов и умеренная консервативная политика вложений с учетом принципов возвратности, диверсификации, прибыльности, ликвидности.

Инвестиционный портфель КСЖ Freedom Finance Life на 1 октября 2019 года составлял почти 13 млрд тенге. Структура портфеля КСЖ состоит на 78,8% из ценных бумаг, в том числе государственные бумаги – 14,7%, облигации банков второго уровня РК – 22,3%, облигации казахстанских компаний – 26,1%, акции казахстанских компаний – 4,2%, а также операций обратного РЕПО – 14,3%, вкладов – 6,3% и денег – 0,7%.

В компании поделились, что средства КСЖ размещаются в суверенные облигации таких стран, как Турция и РФ, акции ведущих международных компаний и облигации крупнейших зарубежных банков. Основной костяк портфеля – это казахстанские квазигосударственные облигации АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и его дочерних компаний. Компания распределяет инвестиции в различные секторы экономики, придерживаясь принципа максимальной диверсификации портфеля.

На 1 января 2019 года объем такого портфеля составлял только 8,8 млрд тенге. Увеличение портфеля в значительной степени было вызвано поступлением страховых премий по договорам страхования.

На начало октября этого года доходность инвестирования с учетом нереализованного дохода составила 13,1%.

Компания размещает собранные страховые премии в ценные бумаги, опираясь на умеренно консервативную инвестиционную стратегию.

Как отметили представители компании, в первую очередь данная стратегия строится на обслуживании обязательств компании перед клиентами, в том числе и по добровольным видам страхования. Например, по 10-летнему пенсионному аннуитету компания имеет «длинные» обязательства, и КСЖ соответственно нужны ценные бумаги, которые смогут не только перекрыть расходы по данным обязательствам, но и дать дополнительный доход.

Поэтому компания балансирует между 10-15-летними государственными облигациями и более доходными корпоративными ценными бумагами, постоянно отслеживая, чтобы доходы по ценным бумагам покрывали обязательства по добровольным накопительным видам страхования.

В заключение в КСЖ Freedom Finance Life подчеркнули, что на текущий момент портфель компании – один из самых диверсифицированных на страховом рынке и состоит из 36 различных выпусков ценных бумаг. Но даже при таком умеренно консервативном подходе компании удается опережать ставки по депозитам банков второго уровня.

Отметим, что опрошенные изданием «Курсив» страховые компании формируют консервативный инвестиционный портфель, инвестируя преимущественно в ценные бумаги (государственные и казахстанских эмитентов) и в депозиты банков второго уровня, что снижает риски вложений.

Все остальные страховые компании по тем или иным причинам отказались отвечать на запрос издания, поясняя это нежеланием раскрывать коммерческую тайную или в силу занятости.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif