Перейти к основному содержанию


3925 просмотров

Какой парфюм и косметику предпочитают казахстанцы

Спросом пользуются французские духи и российская косметическая продукция

Фото: Shutterstock/Africa Studio

Парфюмерно-косметическая продукция является атрибутом каждого современного человека, будь то женщина или мужчина. Хотя бы раз в день все мы используем такие продукты в быту. Kursiv Research выяснил объем экспортно-импортных операций парфюмерно-косметической продукции в Казахстане, проанализировал розничные цены на нее и определил основные компании, которые работают в отрасли.

Полки специализированных магазинов косметики, рынки и даже аптеки заполнены разными видами парфюмерно-косметической продукции от сотен производителей со всего мира, товар представлен на любой вкус и бюджет.

Парфюмерно-косметическая продукция в республике реализуется как через крупных специализированных игроков – сети магазинов Mon Amie, Beautymania, Французский дом и т. д., так и через бутики в торговых центрах, онлайн-магазины, а также через компании прямых продаж по каталогам (Mary Kay, Oriflame, Faberlic, Avon и пр.).

Однако среди разнообразия представленной продукции очень редко можно увидеть товары отечественного производства.

Производство парфюмерии и косметики как сегмент обрабатывающей промышленности РК нельзя назвать развитым и даже заметным в общих масштабах рынка. Об этом могут свидетельствовать объемы экспорта и импорта страны, а также их разница.

Так, в 2018 году импорт в РК духов и туалетной воды, средств для макияжа глаз, губ, средств по уходу за волосами (шампуни, лаки, продукты для завивки и выпрямления) и мыла составил порядка $360,9 млн. По сравнению с предыдущим годом объем импорта таких товаров увеличился на 6,3% с $339,4 млн. Экспорт же из страны по тем же статьям в аналогичный период составил $27,3 млн, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 20%.

Выделим топ-5 стран, лидирующих в казахстанском импорте и экспорте продукции парфюмерно-косметического рынка.

Что, откуда и куда?

Автор Africa Studio (6)_0.jpg

Духи и туалетная вода занимают значимую долю в импорте парфюмерно-косметических товаров.

В 2018 году страна завезла духов и туалетной воды на общую сумму $46,2 млн. Топ-5 стран, экспортировавших в Казахстан такую продукцию, открывает родина романтики и парфюмерии – Франция. Импорт оттуда достиг по итогам прошлого года $16,3 млн, то есть больше трети от всего объема зарубежного парфюма.

Второе место у России, импорт из страны в денежном выражении был равен $12,6 млн, что дало 27,2% совокупного объема.

На третьем месте расположился Китай, экспортировавший в нашу страну продукцию на $3,6 млн, это 7,7% от итоговых показателей.

США и Польша разделили между собой четвертое и пятое места и обеспечили республику духами и туалетной водой на суммы $3,1 млн и $2,6 млн соответственно.

Заметим также, что по статье «Духи и туалетная вода» Казахстан не только импортирует продукцию, но и экспортирует. Так, в прошлом году Казахстан отправил в другие страны духов и туалетной воды на сумму около $3 млн, что меньше импорта в 15,3 раза.

Основными закупщиками стали Кыргызстан, Россия, Беларусь, Литва и Объединенные Арабские Эмираты. На долю Кыргызстана пришлось 84,4% всего экспорта ($2,5 млн), 11% в копилке России ($336 тыс.), 2,5% у Беларуси ($74,8 тыс.), 1,6% у Литвы ($49,5 тыс.) и 0,2% у ОАЭ ($6,7 тыс.).

shutterstock_332182442_0.jpg

Следующим товаром нашего рейтинга стали средства для макияжа губ. Всего таких средств было завезено на сумму $8,9 млн, вывезено – на $0,25 млн. Импорт преимущественно шел из России. Северные соседи Казахстана обеспечили рынок товарами на сумму $3,3 млн, что составило 37,2%.

Удельный вес Франции в импорте достиг 13,7%, что в денежном эквиваленте равно $1,2 млн. таким образом, страна стала вторым крупным поставщиком по этой статье.

Третьей страной, которая также экспортирует в Казахстан помады и блески для губ, стал Китай с долей в общем объеме, равной 12,5%.

Пятерку лидеров замыкают Польша и Италия с долей в совокупном объеме в 9,6% и 5,9 соответственно.

На все остальные страны, в том числе на Германию, Италию, Соединенные Штаты Америки, Турцию и другие, пришелся 21% всего объема привезенной продукции.

Основными странами, которые приобрели такие товары у Казахстана в ушедшем году, были Кыргызстан – на сумму $148,1 тыс. (61,2%), Россия – $88,6 тыс. (36,6%), Китай – $2,1 тыс. (0,9%), Таджикистан – $1,7 тыс. (0,7%) и Туркменистан – $0,5 тыс. (0,2%).

shutterstock_610155797.jpg

Еще одним товаром, активно завозимым в страну, являются средства для макияжа глаз. Всего в страну было привезено таких товаров на $12,4 млн, вывезено – на $0,6 млн. Снова главным поставщиком такой продукции была Российская Федерация, которая обеспечила 29,8% всего импорта страны на сумму почти $3,7 млн. Также в первую пятерку партнеров вошли Китай, Италия, Польша и Германия.

Так, Китаем экспортировано в Казахстан продукции на сумму порядка $3,1 млн (25%), Италией – $1,5 млн (12,5%), Польшей – $1,1 млн (8,7%), Германией – $0,7 млн (5,5%). На долю других стран пришлось 18,6%, что в денежном выражении эквивалентно $2,3 млн.

В страновой структуре экспорта по данной товарной группе опять же те же государства: Кыргызстан – на сумму $374,7 тыс. (64,1%), Россия – на $174,5 тыс. (29,8%), Таджикистан – на $29,8 тыс. (5,1%), Туркменистан – на $3,8 тыс. (0,6%) и Китай – на $1,2 тыс. (0,2%).

Средств для маникюра и педикюра было импортировано на сумму $5,6 млн, а экспортировано более чем на $0,1 млн.

С территории восточного соседа, Китая, пришло товара на сумму порядка $3 млн, что составляло 53,5% от всего объема импортного товара.

Россия завезла продукции на сумму $1,1 млн, что дало 20,3% от общего импорта. Далее следуют Франция, Турция и США, которые в совокупности обеспечили 15,9% всего импорта. На остальные страны пришлось 10,3%.

Что касается экспорта из страны, то он все также идет в Россию, Кыргызстан, Китай и Узбекистан.

Больше половины шампуней в страну было завезено из России – на общую сумму $23,7 млн. 27,9% всех шампуней завезено из Румынии, по 2–3% в среднем пришлось на французские, корейские и американские средства для мытья головы. Основной экспорт шампуней местного производства шел в Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. В целом данной продукции было импортировано на $43,8 млн, а экспортировано на $4,5 млн.

Средствами для чистки зубов страну большей частью обеспечивала Россия, на долю которой пришлось 43,9% всей продукции. Также заметную долю на рынке составляют товары китайского, немецкого, словакского и американского производства. На Китай пришлось 32,3% всего импорта, 7,1% – на долю Германии, 5,4% – на Словакию и еще 5% – на США. На остальные страны пришлось чуть более 6%. Таким образом, импорт по итогам 2018 года составил $21,4 млн, что в 50 раз выше экспорта. Общий экспорт такой продукции составил всего лишь $0,4 млн.

Средств, используемых до, во время и после бритья, было завезено почти на $3,9 млн, хотя вывезено в другие страны только на $78,7 тыс. Опять же основными экспортерами товаров в страну были российские предприятия, 48,3% всей ввезенной продукции обеспечено именно ими. Остальные 51,7% пришлись на другие страны, в том числе на США, Польшу, Францию, Германию и прочие. Основной объем экспорта уходил в Кыргызстан.

Дезодорантов и антиперспирантов в совокупности было закуплено на $16,4 млн у России (55%), Польши (11,8%), Соединенного    Королевства (10,1%), Германии (6,6%) и даже Филиппин (3,9%). Количество продукции, реализованной в другие страны, наоборот, значительно ниже, в денежном выражении это $3,2 млн.

Отечественное производство

shutterstock_644589820.jpg

По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, по состоянию уже на 15 апреля 2019 года в стране было зарегистрировано 29 предприятий по виду деятельности «Производство парфюмерных и косметических средств». Наибольшее количество таких предприятий было задействовано в Алматы – шесть организаций, по пять единиц в Алматинской области и в Шымкенте.

Так, в Алматы ведут свою деятельность товарищества с ограниченной ответственностью «Вита-вент», «Агатон», Green Apple SL, SAAP sun, ADS Production company.

В Алматинской области работают товарищества с ограниченной ответственностью Golden Time group, Beauty Expert, Albi Pharma, «Шугла шунгит», Lorien Cosmetics.

ТОО «Golden Time group» производит экологически чистое мыло, которое не содержит нефтехимии и других химических элементов. Мыло изготавливается из лечебных трав, натуральных масел и жиров.

Компания Lorien Cosmetics является казахстанским производителем натуральной омолаживающей косметики класса люкс.

В Шымкенте осуществляют свою деятельность ТОО «Каноны здоровья», «Шымкент Сабын», «Беллофарм», «Деназ», Tazaderm.

Компания «Гала Косметик и К» – предприятие, которое работает в Акмолинской области Казахстана и производит косметические товары и средства бытовой химии. Начала свою работу компания более 15 лет. Первая продукция сошла с конвейера еще в 2004 году. Продукция выпускается под торговыми марками GLOSS, «Капля», «Золушка», «Роса», «Росинка», «Радуга», «Запасной блок» и Magic Curl.

Сколько надо потратить на парфюм и косметическую продукцию?

shutterstock_343269701.jpg

По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, в конце декабря 2018 года туалетная вода объемом 100 мл в среднем по Казахстану стоила 22 909 тенге. При этом самый дорогой парфюм был на тот момент в Кокшетау, где гражданам приходилось платить порядка 38 172 тенге за указанный объем. Далее следуют столица Казахстана город Нур-Султан и Алматы. Так, в Нур-Султане стоимость такой воды достигала 37 643 тенге, а в южной столице она бала немного ниже – 28 961 тенге.

Городами с самым недорогим парфюмом считались Караганда и Павлодар, где цены были на уровне 15 810 и 14 137 тенге соответственно.

Отметим также, что в декабре 2013 года средняя цена была в 4,4 раза ниже и составляла 5159 тенге за тот же объем. Тогда по дороговизне продукции отличились Актау (10 196 тенге) и Талдыкорган (9062 тенге). Причиной столь заметного повышения цен стала девальвация тенге.

Вторым товаром, официальная информация по динамике цен которого присутствовала на сайте комстата, стал шампунь. В 2018 году он стоил около 404 тенге за 150 мл, за пять лет средняя цена увеличилась в 1,5 раза. Самый дорогой шампунь встречался в магазинах Алматы, Талдыкоргана и Нур-Султана, в этих городах цена была выше среднестатистической. Так, например, в южной столице этот товар стоил 490 тенге. Самый дешевый шампунь был в Атырау, где его можно было купить за 330 тенге. Стоит отметить, что Алматы еще пять лет назад был лидером по ценам на средства для мытья головы.

Средняя цена тюбика зубной пасты объемом 75 мл в прошлом году была равна 478 тенге. Средство для чистки зубов подорожало по сравнению с 2013 годом в 1,7 раза. Самая высокая средняя цена тюбика оказалась в Алматы, где за него пришлось заплатить 698 тенге. За Алматы следуют Семей и Усть-Каменогорск, цены в которых составляли 625 и 604 тенге соответственно.

Следующий товар – туалетное мыло, элемент ежедневной гигиены. Средняя стоимость мыла в магазинах страны в декабре прошлого года составляла 217,6 тенге за 100 г. Столичным жителям, семейчанам и алматинцам приходилось тратить больше. Тогда как самыми приемлемыми ценами могли похвастаться жители городов Актау (183 тенге), Караганды (194 тенге) и Шымкента (196 тенге). Мыло под влиянием инфляции и девальвации выросло в цене за пять лет в 1,8 раза.

В целом можно заключить, что собственному производству в Казахстане в ближайшей, да и в среднесрочной перспективе не перекрыть импорт из других стран. С другой стороны, только часть импортных товаров ассоциируется у казахстанцев с эталоном качества, таким, например, как французские духи. Большинство ниш парфюмерно-косметического сегмента открывают широкие возможности перед казахстанскими производителями.

Особо бы хотелось отметить, что страна на сегодняшний день все же занята не чистым экспортом отечественной продукции, а больше ее реэкспортом из других стран, в том числе это относится к духам и туалетной воде, дезодорантам и антиперспирантам. Так, в Казахстане пока нет ни одного крупного местного производителя, который бы мог похвастаться большими объемами выпускаемых духов на экспорт. Сегмент казахстанского производителя - экспортера – это пока еще выпуск мыла и моющих средств.

ГЛАВНАЯ_Косметика_с-серыми-иконками3.jpg

Фото в тексте: Shutterstock

Ограничение ответственности

Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является предложением или рекомендацией совершать какие-либо сделки с ценными бумагами и иными активами указанных организаций.


16867 просмотров

Как абитуриентам выбрать университет в 2019 году

Kursiv Research сделал рейтинг вузов Казахстана по стоимости обучения

Фото: shutterstock/Inspiring

Актуальный вопрос, стоящий сейчас перед каждым выпускником, – выбор профессии и университета. Не все абитуриенты понимают, кем они хотят стать в будущем, и часто принимают решение под влиянием внешних факторов, самые важные из которых – мнение родителей, престижность вуза и цена на образовательные услуги.

У казахстанских выпускников большой выбор учебных заведений. В 2018 году в республике было 124 вуза. Треть из них сосредоточена в Алматы – 41 организация, в столице их только 14. Меньше всего высших учебных заведений зарегистрировано в Мангистауской, Северо-Казахстанской и Туркестанской областях.

Каждый год конкуренция за абитуриентов среди вузов возрастает. Сегодня не только частные вузы, большая часть бюджета которых зависит от оплаты за обучение, но и государственные активно рекламируют себя на рынке образовательных услуг.

В силу неравных стартовых возможностей частные вузы в Казахстане не всегда могут предоставить своим студентам такую же инфраструктуру, как государственные. Не все частные учебные заведения, например, владеют собственными спортивными сооружениями и общежитиями.

С другой стороны, в эпоху цифровизации такой расклад дает определенные преимущества – на балансе частного университета нет такого большого количества имущества, как это бывает в национальных вузах, и, соответственно, не стоит вопрос эффективного использования этого имущества, объясняет доцент факультета экономических наук Казахстанско-Немецкого университета, доктор PhD Даурен Аскаров.

Эксперт сожалеет о том, что сейчас в Казахстане сложилась система, при которой государство больше финансирует национальные вузы, хотя частные университеты смогли бы распорядиться полученными средствами эффективнее, а сам процесс расходования бюджетных средств был бы прозрачнее.

Даурен Аскаров проработал пять лет в национальном вузе и примерно столько же в частном, и часто спрашивал у студентов, почему они выбрали тот или иной университет.

«Большинство студентов, выбравших национальные университеты, говорили о стабильности, большем количестве грантов (и стипендий), а также выделяли наличие общежитий», – рассказывает он.

Студенты уверены, что таким крупным вузам, как Казахский Национальный университет им. аль-Фараби (КазНУ), Казахский Национальный педагогический университет им. Абая (КазНПУ) или Казахский Национальный медицинский университет им. С. Асфендиярова (КазНМУ), не грозят приостановка деятельности или реорганизация.

Студентами, выбравшими частные вузы, в основном являются жители Алматы и других крупных городов, не владеющие государственным языком на хорошем уровне. Они чаще всего объясняли свой выбор отсутствием коррупции при поступлении и обучении, небольшим количеством студентов, простой системой коммуникаций с преподавателями и руководством.

Еще одним трендом в условиях глобализации становится конкуренция извне. Вузы соседних стран (Россия, Беларусь и Китай), стран Западной и Восточной Европы, а также США, Японии и Австралии активно участвуют в образовательных выставках, предлагая льготы (поступление без ЕНТ), интересные образовательные программы и культурный досуг.

«Наиболее агрессивную политику проводят российские вузы, которые начинают «вербовать» наших абитуриентов еще с седьмых-восьмых классов, обещая практически бесплатное поступление. По данным на 2018 год, 25% от всех иностранных студентов в российских университетах составляют казахстанцы», – рассказывает собеседник.

Почему так происходит? По мнению ученого, у казахстанских школьников в большинстве случаев хорошая подготовка, следовательно, иностранному вузу не придется много тратиться на обучение основам по выбранной специальности. Российские заведения предоставляют возможность бесплатного обучения и проживания, плюс более широкий выбор специальностей, чем в Казахстане. Еще один фактор – в России оставили заочное образование, а в РК его отменили, при этом не все казахстанские вузы могут заменить его дистанционной формой обучения.

В случае с Европой, продолжил наш собеседник, дело обстоит немного по-другому. Основной причиной, по которой европейские страны проявляют интерес к казахстанским выпускникам, является старение населения, а как результат – уменьшение работоспособного населения и увеличение давления на бюджет за счет роста пенсионных выплат. Молодежь из Казахстана после обучения остается в Европе, привлеченная большей степенью демократизации общества, уважением прав человека и возможностью карьерного роста без коррупционной составляющей.

«Китай, скорее всего, нацелен на распространение своего влияния через культуру и смешанные браки», – говорит Аскаров о мотивах еще одной страны, заинтересованной в казахстанских выпускниках.

Выбор специальности

В республике по-прежнему высок спрос на специалистов в сфере IT, в области международных отношений, логистики и экономики.

«Среди экономических специальностей особенно можно выделить маркетинг и менеджмент, которые в меньшей степени, нежели учет и аудит или финансы, подвержены риску «захвата» со стороны искусственного интеллекта. К тому же, с учетом того, что в крупных городах страны весьма активно развивается сфера услуг, очень востребованными на рынке труда остаются специалисты в области управления продажами, СММ, связей с общественностью», – добавил доцент Аскаров.

С трудом проникают на рынок образовательных услуг Казахстана новые образовательные программы, которых нет в классификаторе. Такой расклад наш эксперт объясняет консерватизмом в предпочтениях потребителей, которые, по инерции, все еще выбирают право и финансы. При этом на образовательных выставках уже представлены новые программы: энергетическая и экологическая техника, интегрированное управление водными ресурсами и ресурсосберегающая производственная логистика.

Рейтинги вузов

Казахстанские высшие учебные заведения активно участвуют не только в национальных рейтингах, но и в глобальных (к примеру, рейтинг университетов мира QS). Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании составило ежегодный Национальный рейтинг-2019 вузов Казахстана. Методология расчета базируется на трех составляющих: первая – это оценка качества академических ресурсов вуза, на которую приходится 70% от общего числа баллов, вторая – экспертная оценка качества его деятельности (15%), третья – оценка на основе проведения соцопроса работодателей и госорганов (15%).

В список лучших многопрофильных университетов вошли 18 вузов. Лидером стал КазНУ им. аль-Фараби, набрав 99,72% из возможных 100%. На втором месте расположился Евразийский Национальный университет им. Л. Гумилева (ЕНУ) – 84,72%. Третье место замыкает Карагандинский государственный университет им. Е. Букетова – 53,89%.

Среди технических вузов отличились Satbayev University – 95,78%, Казахстанско-Британский технический университет (КБТУ) – 91,9% и Карагандинский государственный технический университет – 89,37%.

Топовыми гуманитарно-экономическими университетами названы КИМЭП – 92%, Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза – 91,34%, Алматы Менеджмент Университет – 71,53%.

Лучшим вузом искусства признан Казахский Национальный университет искусств в Нур-Султане – 100% из 100%.

Среди медицинских учреждений лидером стал КазНМУ им. С. Асфендиярова – 100%, среди педагогических – КазНПУ им. Абая (100%).

«Курсив» составил свой рейтинг топ-20 университетов по стоимости обучения на очном отделении бакалавриата, предварительно отобрав лучшие вузы согласно баллам, присвоенным в Национальном рейтинге вузов этого года.

Самым дорогим по стоимости оказался университет КИМЭП. В настоящее время цена одного года обучения там составляет в среднем 2,9 млн тенге.

Цена одного кредита в КБТУ в этом году равняется 45–60 тыс. тенге. Всего за четыре года студентами должно быть освоено 146 кредитов. Получается, что за один год обучения родители должны заплатить в среднем от 1,6 до 2,2 млн тенге.

Алматы Менеджмент Университет тоже относится к категории дорогих вузов. Стоимость обучения за анализируемый период достигает в среднем 1,1 млн тенге.

Цены в КазНУ им. аль-Фараби на этот учебный год неизвестны, но в 2018–2019 учебном году они находились в интервале от 974 тыс. до 1,18 млн тенге (максимальные цены приходились на специальность «Финансы», «Юриспруденция» и др.).

Оплата обучения в прошлом учебном году в КазНМУ им. С. Асфендиярова варьировалась от 762,9 тыс. тенге («Технология фармацевтического производства») до 1,2 млн тенге («Стоматология»). Для сравнения, цена за обучение в медицинском университете в городе Семей составляет 800 тыс. тенге на все специальности.

В известных алматинских университетах, не попавших в наш рейтинг, стоимость обучения варьируется: в Университете им. С. Демиреля – от 450 тыс. тенге на специальности «История» до 1,25 млн тенге на «Международных отношениях», в Университете международного бизнеса средняя стоимость на русском отделении составляет 750 тыс. тенге, английское отделение стоит дороже – 850 тыс. тенге.

Общий тренд – более высокая стоимость обучения в вузах наблюдается на специальностях, где готовят будущих финансистов и юристов. Вопросы, насколько эти специалисты будут обеспечены работой после окончания вуза и окажутся ли оправданы затраты на обучение, остаются открытыми.

В условиях рыночной экономики, напоминает Даурен Аскаров, основными факторами оценки качества образования в вузе должны быть уровень трудоустройства, размер заработной платы, который компания готова предложить выпускнику того или иного высшего учебного заведения, а также динамика роста заплаты выпускника вуза в первые три года работы.

Ограничение ответственности

Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является рекламой данных организаций.

вузы.jpg

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций