Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


3529 просмотров

Какие страны инвестируют в Казахстан?

Kursiv Research определил, какие страны являются лидерами по инвестициям в Казахстан, сколько денег они вложили в страну за последние 10 лет и отметил самые интересные иностранные проекты за 2018 год.

Фото: Shutterstock/Rawpixel.com

Валовый приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан по итогам 9 месяцев 2018 года составили $17,3 млрд, в том числе 56% пришлось на горнодобывающую промышленность. Основным инвестором Казахстана уже очень долгое время остаются Нидерланды, с долей в 27,4% в совокупных инвестициях.

По итогам 2018 года Казахстан в рейтинге Doing Business от Всемирного банка занял 28 место, тогда как еще в 2017 году был только на 36-м.

Исследование Doing Business проводится Всемирным банком ежегодно в разных странах мира и включает в себя десять основных индикаторов, которые дают возможность оценить степень конкурентных преимуществ и инвестиционной привлекательности экономики той или иной страны.

Так, в этом рейтинге в анализируемый период за Казахстаном оказались такие развитые страны Европы и Азии, как Испания (30-е место), Франция (32-е место), Швейцария (38-е место) и Япония (39-е место).

Наш ближайший сосед – Российская Федерация – расположился на 31-м месте рейтинга, другие страны Евразийского экономического пространства – Беларусь и Армения могут похвастаться только 37-м и 41-м местом соответственно.

Заметим, что по некоторым составляющим рейтинга Казахстан имел в своей копилке призовые места. Например, республика заняла 1-е место среди всех стран по индикатору «Защита миноритарных инвесторов». По индикатору «Обеспечение исполнения контрактов» стала обладателем 4-го места. Но, несмотря на все достижения, страна все еще занимает 102-е место по показателю «Международная торговля».

В целом рейтинг Doing Business теоретически является показателем для будущих инвесторов, которые могут ссылаться на исследования авторитетного института.

Куда вложили свои деньги иностранные инвесторы?

shutterstock_354712889.jpg

Что касается самих иностранных инвесторов, уже работающих в стране, то стоит отметить, что по итогам трех кварталов 2018 года основные интересные им отрасли - горнодобывающая и обрабатывающая промышленность, торговля, транспорт, финансовая и страховая деятельность.

Лидером по доле таких инвестиций стала горнодобывающая промышленность: в анализируемый период на нее приходилось 56,1% в совокупном объеме инвестиций, тогда как в 2013 году эта доля составляла всего 30,5%, а в 2008 году – 17,4%.

В обрабатывающей промышленности было сконцентрировано 16,1% всех инвестиций извне, или $2,79 млрд, пять лет назад на ее долю приходилось в пределах 11,9%, а десять лет назад – 10,8%.

Тройку приоритетных отраслей замыкает сфера торговли. В эту область за анализируемый период иностранные инвесторы вложили $2,63 млрд с долей в 15,2%, хотя еще десять лет назад объем инвестиций в эту сферу составлял $1,03 млрд, что составляло 6,4% валового притока иностранных инвестиций.

На четвертом месте топовых сфер расположился сектор транспорта, куда привлечено около $668 млн, в тот же период 2013 года тут было сконцентрировано порядка $346,1 млн, а за три квартала 2008 года эта сумма была в 5,7 раза меньше, чем в аналогичный период 2018 года, и была равна $117,9 млн.

Отличились также направления финансовой и страховой деятельности, но анализ показывает, что инвестиции в эту отрасль уменьшились с 2008 года с $1,74 млрд до $485,6млн.

В региональном разрезе по объемам иностранных инвестиций за период, который мы оцениваем, лидируют области, богатые нефтью и редкими полезными ископаемыми, такие как Атырауская, Восточно-Казахстанская, Мангистауская и Западно-Казахстанская области. Больше всех инвестиций смогла привлечь Атырауская область – $7,4млрд. Финансовый центр Казахстана – город Алматы тоже вошел в список регионов с самыми крупными инвестициями. Так, в анализируемый период инвестиции в южную столицу составили $3,9 млрд. Самыми неинтересными для инвесторов регионами, согласно статистике Национального банка, стали Северо-Казахстанская, Алматинская, Жамбылская и Костанайская области.

Самые крупные иностранные инвесторы и запоминающиеся проекты

shutterstock_583858726.jpg

Инвестиции в Казахстан поступают из разных стран, но объемы этих инвестиций заметно отличаются. В целом по итогам девяти месяцев 2018 года в страну было привлечено $17,3 млрд, тогда как еще в 2013 году их было больше, и они составляли $18,5 млрд, а в 2008 году их совокупный объем достигал уровня $16,1 млрд.

Лидером по иностранным инвестициям в Казахстан по итогам трех кварталов 2018 года стали Нидерланды, которые вложили в страну около $4,7 млрд и заняли первое место в нашем рейтинге иностранных инвесторов. Их доля в общей сумме иностранных инвестиций составили 27,4%. Ровно десять лет назад Нидерланды инвестировали в Казахстан порядка $3,1 млрд.

В 2018 году одним из активно обсуждаемых инвестиционных инициатив Нидерландов в Казахстане стал проект зарубежной Farm Frites в сельском хозяйстве, которая планирует строительство завода по переработке картофеля.

В течение прошлого года были проведены работы по испытаниям сорта картофеля, выбран регион осуществления проекта, а также ведутся дальнейшие переговоры по проекту. Сам проект изначально планировался в три этапа с 2017 по 2020 годы.

По планам казахстанско-нидерландских сторон на территории Алматинской области построят предприятие по выращиванию нескольких сортов картофеля с общей стоимостью проекта в $165 млн и созданием 150 рабочих мест.

На втором месте с инвестициями в размере $3,9 млрд и долей в 22,8% расположились инвесторы из США. В аналогичный период 2008 года инвестиции из США были гораздо меньше – $1,5 млрд.

Интересным инвестиционным проектом США в Казахстане стала установка фермерских метеостанций. Соглашение о сотрудничестве с DTN подписало АО «Информационно-учетный центр».

Такие установки являются сервисами в онлайн-режиме и отражают прошлую, фактическую и прогнозную информацию о погоде. Стоит отметить, что станции в Штатах занимают 70% рынка метеопрогнозирования.

Цена каждой такой установки составляет $2 тыс., стране необходимо 3 тыс. таких установок, то есть конечные затраты равны $6 млн. Американская сторона профинансирует порядка 75% всех затрат. В стране уже работает пилотный проект с установкой нескольких агрометеорологических станций на полях Акмолинской, Карагандинской, Актюбинской и Костанайской областей.

Третье место гордо ушло к Швейцарии. Эта страна потратила по итогам трех кварталов прошлого года $2,2 млрд, что составило 13% от всего объема привлеченных средств. Один десяток лет назад объем инвестиций был меньше в 6,8 раза.

В стране официально зарегистрировано около 40 швейцарских предприятий, в том числе небезызвестные Nestle, ABB, Novartis и другие. Но самым крупным инвестором все же остается компания Glencore, которая является основным акционером компании «КазЦинк».

Российские инвесторы принесли с собой еще $1,2 млрд, что образовало 6,8% всех зарубежных инвестиций. За три квартала 2013 года в страну было привлечено в 1,4 раза, а десять лет назад в 1,7 раза меньше инвестиций, чем в анализируемый период.

Одним из крупных проектов в 2018 году стало соглашение российского «Лукойла» и казахстанской стороны о совместной деятельности в рамках разведки и добычи углеводородов на морском участке «Женис» казахстанского сектора Каспийского моря. Напомним, что «Лукойл» и «КазМунайГаз» являются стратегическими партнерами в течение многих лет.

Пятое место в рейтинге крупных инвесторов оказалось у восточного соседа – Китая: на его долю приходилось 6,7% всех инвестиций с объемом в $1,2 млрд по итогам девяти месяцев 2018 года, которые в тот же период 2008 года составляли $556,9 млн.

В стране очень активно ведутся работы с китайской стороной, так ранее министр индустрии и инфраструктурного развития, а ныне заместитель премьер-министра страны РК Женис Касымбек отмечал, что с Китаем уже проводятся работы по 55 проектам на общую сумму $27,4 млрд, из которых министерство работает по 32 проектам на сумму $22,8 млрд. За последние три года запущено 10 проектов, из которых за ведомством закреплено пять проектов на сумму $295 млн.

Стоит особо отметить проект по производству цемента ТОО «Dan Ake», China Gezhouba Cement Co. Ltd., который был введен в работу в декабре прошлого года. Инвестиции составили $178 млн.

Также совместно с китайской стороной начато производство автомобилей марки JAC, а также введен в строй порт на территории СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота».

Бельгия инвестировала по итогам трех кварталов 2018 года $929 млн, или 5,4% от всех иностранных вложений, тогда как по итогам 2008 года сумма инвестиций составляла $12,2 млн, что в 76 раз меньше анализируемого периода.

Бельгийский капитал в стране представлен несколькими десятками компаний, в том числе «Ahlers Bridge» (логистические услуги), «QWAY Energy Kazakhstan» (возобновляемые источники энергии), «Agfa Healthcare» (программное обеспечение для госпиталей), «Manuchar» (логистика, дистрибьюторские услуги), «Gosselin» (логистические услуги) и другие.

Франция в тот же период заняла седьмое место рейтинга. Ее вложения в казахстанские проекты составили почти $712 млн, хотя еще по итогам 2008 года ее инвестиции в экономику страны составляли $826,5 млн.

Одним из запоминающихся французских проектов прошлого года стал проект по производству трансформаторов для электровозов на совместном предприятии «Электровоз құрастыру зауыты» (ЭКЗ). Завод является совместным предприятием Alstom и «Траснмашхолдинг», на нем работают более 400 сотрудников, которые обеспечивают техническое обслуживание и поставки электровозов, изготовленных по заказу «Қазақстан Темір Жолы». Со времени своего открытия в 2012 году ЭКЗ порядка 49 грузовых и 20 пассажирских локомативов.

Еще одним проектом французов в Казахстане стало «Эр Ликид Мунай Тех Газы», которое стало совместным проектом AirLiquide и «КазМунайГаз», где доля иностранной стороны составляет 75%. Компания является мировым лидером в производстве газов, в разработке технологий и предоставлением услуг для промышленности. С 1 сентября 2018 года французская компания начала активную работу в Казахстане по поставке водорода, тогда как еще в 2017 году компания провела ряд коммерческих и юридических процедур совместно с Павлодарским нефтехимическим заводом на покупку и поставку водорода и пара. Первоначальная сумма инвестиций в проект составляла 12 млн евро.

Восьмое место за Великобританией, у которой такие инвестиции заметно ниже и оказались на отметке в $454 млн, уменьшившись по сравнению с итогами 2008 года. Так, по итогам 9 месяцев 2008 года сумма инвестиций составляла $1,5 млрд.

В Казахстане функционирует более 650 компаний с британским капиталом, в том числе Rio Tinto, Michael Wilson & Partners, BAE Systems, GlaxoSmithKline, PwC, KPMG, Wood Group, Dentons, Dechert, Morgan Lewis и другие.

Республика Корея стала предпоследней страной нашего рэнкинга с инвестициями примерно в $335 млн, снизившись с показателя в $694,2 млн.

В 2018 году некоторые корейские компании стали интересоваться новыми вложениями в региональные проекты. Так Highvill Kazakhstan решила инвестировать 130 млрд тенге в строительство жилья на территории города Шымкент.

Замыкает нашу топовую десятку Страна восходящего солнца – Япония с инвестициями в размере $304,1 млн против $336,4 млн в 2008 году.

В 2018 году были реализованы следующие проекты: введен в строй завод по производству инженерных систем безопасности, завод по производству пищевой продукции и полуфабрикатов компании NissinFoods, сервисно-сборочный центр Hino Motors, завершен этап строительства транспортно-логистического терминала компании NYK Line.

Инвест_Монтажная область 1 (7).jpg

Фото в тексте: Shutterstock

Ограничение ответственности

Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является предложением или рекомендацией совершать какие-либо сделки с ценными бумагами и иными активами указанных организаций.


15134 просмотра

Какой автомобиль может позволить себе среднестатистический казахстанец?

Kursiv Research определил модели авто, доступные к покупке через льготное автокредитование, для тех, кто имеет заработную плату, равную среднемесячной по стране

Фото: Shutterstock/muk woothimanop

С 2015 года в Казахстане действует программа льготного автокредитования, согласно которой обычные граждане имеют возможность приобрести машину в кредит на выгодных условиях. Kursiv Reseach выбрал несколько моделей автомобилей и проанализировал доступность их покупки в кредит по государственной программе для тех, кто имеет среднестатистическую заработную плату.

Возможность купить железного коня на хороших условиях появилась у каждого казахстанца с апреля 2015 года. Именно тогда в стране была принята государственная программа, направленная на льготное кредитование легковых автомобилей и лизинговое финансирование коммерческой техники. Ее условия выгодны не только гражданам, но и государству. Программа простимулировала рост спроса на автомобили местного производства, тем самым оказав влияние на развитие отечественного автомобилестроения. Некое оживление в автомобильной отрасли, в свою очередь, становится причиной роста рабочих мест, улучшения экономической ситуации в регионах и увеличения ВВП.

Основные условия программы

shutterstock_658595518.jpg

Получить свое новенькое авто можно по следующим условиям. Во-первых, программа льготного автокредитования подразумевает покупку только сделанного в Казахстане авто.

Производством автомобилей и техники в стране занимаются АО «АЗИЯ АВТО», ТОО «СарыаркаАвтоПром», ТОО «СемАЗ», АО «КАМАЗ-Инжиниринг», ТОО «Hyundai Trans Auto», ТОО «Daewoo Bus Kazakhstan».

Во-вторых, машина должна стоить не более 15 млн тенге. Ранее лимит был ниже и составлял только 9 млн тенге.

В-третьих, срок кредитования не должен превышать семи лет. Можно выбрать меньший срок, но ежемесячный платеж будет заметно выше.

Четвертое условие касается размера первоначального взноса. Так, согласно данным с сайтов казахстанских банков-партнеров, первоначальный взнос по кредиту начинается от 10%, в некоторых – от 20%. На интернет-ресурсах нескольких финансовых институтов говорится о нулевом первоначальном взносе, который доступен, если будущий заемщик является участником зарплатного проекта.

Банками-партнерами по программе стали несколько казахстанских банков, в том числе Народный банк Казахстана, ForteBank, Евразийский банк, Сбербанк, ВТБ Казахстан и Банк ЦентрКредит.

И последнее важное условие – ставка по кредиту не должна превышать 4%, эффективная ставка – 4,1% без учета страховки и затрат на регистрацию авто. К дополнительным затратам относятся: полис страхования КАСКО, полис обязательного страхования ГПО, налог на транспорт, постановка на учет, нотариальные и прочие затраты. При учете же всех затрат процент по займу не может превышать 7,5%.

Итоги программы за время реализации

С 2015 по 2018 год государством через национальный управляющий холдинг «Байтерек» в Банк развития Казахстана, а далее в коммерческие банки-партнеры выделено 40 млрд тенге, в том числе на автокредитование – 34 млрд тенге, на лизинг – 6 млрд тенге. В 2019 году будет выделено еще 10 млрд тенге, в том числе 8 млрд тенге на льготное автокредитование и 2 млрд тенге на лизинг.

С момента начала реализации программы и по прошлый год в республике было реализовано 13 992 транспортных средства на сумму 65,9 млрд тенге, из них в кредит – на 56,4 млрд тенге, в лизинг – на 9,5 млрд тенге.

По данным союза предприятий автомобильной отрасли «КазАвтоПром» за 12 месяцев 2018 года участниками программы льготного автокредитования было приобретено 3 252 автомобиля, что составило 10,9% от всех продаж автомобилей местного производства.

За январь-февраль 2019 года по тем же условиям казахстанцами куплено 209 автомобилей. На них пришлось 4,3% продаж авто, произведенных в стране.

В целом местное производство легковых автомобилей в 2018 году по сравнению с позапрошлым годом увеличилось на 78,8% – до 30 016 машин. 60,8% всех автомобилей было произведено АО «АЗИЯ АВТО», остальные 39,2% – ТОО «СарыаркаАвтоПром».

Совокупные расходы соотечественников на покупку казахстанских авто в 2018 году достигли 182,5 млрд тенге, что на 71% выше показателя позапрошлого года.

В топ-5 самых востребованных брендов легковых авто казахстанской сборки по итогам 2018 года вошли Lada, Hyundai, KIA, JAC и Chevrolet.

Так, казахстанцы в общем в прошлом году купили 13 146 автомобилей марки Lada, 8433 машин марки Hyundai, 2635 единиц KIA, 1125 авто JAC и 1082 – Chevrolet, отмечено на сайте союза предприятий.

Вклад предприятий отрасли автомобилестроения в структуру ВВП Казахстана по итогам прошлого года составил 206 млрд тенге, что выше показателя 2017 года на 40,4%.

Налоговые отчисления предприятий, занятых продажами и производством автомобилей, в госбюджет страны достигли 54,9 млрд тенге, что на 23,4% выше показателя 2017 года.

Председатель совета директоров Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олег Алферов считает, что отечественный автопром продолжает свой планомерный рост на протяжении двухлетнего периода. Так, в 2018 году объемы выпуска были увеличены на две трети и приблизились к докризисным цифрам 2014 года.

По его мнению, свидетельством отраслевой динамики стала рекордная рыночная доля отечественных автопроизводителей, в декабре превысившая отметку в 56%. Более половины покупателей новых легковых автомобилей в финале минувшего года выбрали одну из моделей казахстанских автозаводов.

«Мы рассчитываем, что в 2019 году растущий рыночный спрос и возможности программы льготных автокредитов позволят обновить исторический максимум производственных показателей и преодолеть рубеж в 40 тыс. автомобилей, сошедших с конвейеров казахстанских предприятий», – заметил эксперт.

По словам министра индустрии и инфраструктурного развития, а ныне заместителя премьер-министра РК Жениса Касымбека, предоставление льготного кредита в течение нескольких лет может положительно повлиять на отечественное автомобилестроение и привести к созданию более 360 рабочих мест, получению дополнительных объемов реализации продукции на общую сумму 33,7 млрд тенге, увеличению объемов налоговых и других обязательных платежей в бюджет государства на сумму более 9,3 млрд тенге.

Какие машины можно приобрести в кредит

shutterstock_1075477754.jpg

Чтобы казахстанцы могли оформить льготный автокредит, необходимо выполнить несколько основных условий. Одним из них, так же, как и по всем кредитам, является предоставление документа, удостоверяющего личность (удостоверение или паспорт гражданина Казахстана).

Для получения автокредита в банке-партнере запросят справку с места работы, а также проверят наличие пенсионных отчислений за последние шесть месяцев.

Будущему потенциальному заемщику нужно быть готовым к тому, что его заявку отклонят из-за плохой кредитной истории. Немаловажным пунктом в одобрении кредитной заявки может стать платежеспособность клиента. Банк оценивает остаток ваших «чистых» денег после исполнения всех обязательств, в том числе и кредитных, для дальнейшей возможности погашения ежемесячного платежа по льготному автокредиту.

Согласно условиям коммерческих банков, для того, чтобы потенциальному заемщику одобрили кредит, у него должны оставаться свободными 50% чистого дохода.

Kursiv Research решил выяснить, доступно ли льготное автокредитование среднестатистическому гражданину, сколько в месяц нужно будет платить по кредиту и какие модели автомобилей можно оформить. Под «среднестатистическим» подразумевается гражданин Казахстана, который получает среднюю заработную плату по стране.

По оценочным данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, в феврале 2019 года среднемесячная заработная плата в Казахстане, без учета малого бизнеса, занятого предпринимательской деятельностью, составляла 167 682 тенге.

При вычете обязательных пенсионных взносов в размере 10% (16 768 тенге) и индивидуального подоходного налога с учетом вычета одной минимальной заработной платы (10 841 тенге) чистая заработная плата «на руки» составляет 140 072,8 тенге.

С тем условием, что у гражданина нет других кредитов и обязательств, его платежеспособность или максимальная сумма, которую он может покрыть по кредиту, равна 70 036,4 тенге. То есть, ему могут одобрить только ту сумму автокредита, при которой ежемесячный платеж не превысит вышеуказанной суммы.

Для анализа того, какие машины доступны среднестатистическому казахстанцу, если он отдельно покрывает расходы на оформление, страховку и прочие затраты, в исследовании взяты следующие условия: первоначальный взнос – 20% и максимальный срок кредитования – семь лет. Мы проанализировали 27 моделей разных марок машин.

К примеру, Chevrolet Aveo стоит 4,99 млн тенге. При первоначальном взносе 0,98 млн тенге сумма кредита составит 3,92 млн тенге. Ежемесячный платеж по кредиту – 53 581,72 тенге, значит, половины заработный платы казахстанца будет хватать на покрытие кредита.

Ежемесячный платеж по распространенной модели марки LadaLada Granta, цена которой начинается от 2,99 млн тенге, при первоначальном взносе в сумме 0,59 млн тенге и займе в размере 2,39 млн тенге составит 32 750,46 тенге.

Оформив автокредит на Kia Rio стоимостью в 5,7 млн тенге, при первоначальном взносе в 1,14 млн тенге и кредите в размере 4,56 млн тенге, среднестатическому гражданину придется ежемесячно выплачивать 62 329,76 тенге.

Hyundai Accent, стоящая около 5,59 млн тенге, при покупке ее в кредит потребует 61 126,9 тенге ежемесячных платежей в течение семи лет.

Недоступными среди анализируемых 27 машин стали восемь моделей разных марок. Так, стоит отметить Chevrolet Captiva, цена которого составляет 8,39 млн тенге. Для одобрения кредитной заявки банком чистая заработная плата должна быть немного выше и составлять порядка 183 490,06 тенге.

Новая Kia Optima казахстанского производства также является на сегодняшний день недоступной для среднего казахстанца. Цена на такую модель начинается от 9,2 млн тенге, и даже при первоначальном взносе в 20%, или 1,84 млн тенге, ежемесячный платеж составит более 100 тыс. тенге.

Моделями, которые не попадут в список доступных для среднестатического казахстанца, также стали Kia Sportage со стоимостью от 8,3 млн тенге, Kia Sorento – от 11,21 млн тенге, Hyundai Tuckson – от 8,59 млн тенге, Hyundai Sonata – от 8,59 млн тенге, Peugeot 3008 – от 6,99 млн тенге и Peugeot 508 – от 9,15 млн тенге.

Наиболее доступны для соотечественников модели марки Lada, поэтому она вышла в лидеры по спросу среди сограждан и объему покупок такой машины на казахстанском рынке.

В целом среднестатистический казахстанец, у которого есть первоначальный взнос в размере 20% от стоимости машины, может рассчитывать на кредит в размере до 5,1 млн тенге. Сумма выше 5,1 млн тенге, по нашим прогнозам, не будет одобрена банками-партнерами.

Хотим отметить, что сумма первоначального взноса и срок займа могут изменяться и выбираться клиентом самостоятельно по своему усмотрению и возможностям.

Тачки_Монтажная область 1 (6).jpg

Источники фото в тексте: Shutterstock

Ограничение ответственности

Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является предложением или рекомендацией совершать какие-либо сделки с ценными бумагами и иными активами указанных организаций.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министр образования и науки Куляш Шамшидинова считает, что выпускные вечера школьников не должны выходить за территории школ и уж тем более, превращаться в состязания дорогих нарядов и пышных застолий. Согласны ли вы с ее мнением?

Варианты

Цифра дня

158-е
место
занял Казахстан в рейтинге свободы прессы из возможных 180

Цитата дня

Мой вывод – мы идем правильным курсом. Наш мудрый народ един, государство, как высшая ценность нашей независимости, незыблемо. Поэтому твердо считаю, что досрочные выборы главы государства абсолютно необходимы. Для того, чтобы обеспечить общественно-политическое согласие, уверенно двигаться вперед, решать задачи социально-экономического развития, необходимо снять любую неопределенность.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank