Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


3289 просмотров

Как развивается транспортная отрасль Казахстана

Kursiv Research разобрался в основных финансовых показателях транспортной отрасли в республике

Фото: Shutterstock/Suwin

Транспорт всегда был, есть и будет важной отраслью экономической и политической жизни страны. Огромная территория Казахстана, низкая плотность населения, отдаленность населенных пунктов друг от друга, нарастающие процессы интеграции и глобализации в мире делают ее одним из приоритетных направлений развития в стране. 

Казахстан занимает девятое место по площади территорий в мире, и в таких условиях транспорт становится единственным способом преодоления больших расстояний между регионами, это касается как перевозок грузов, так и передвижения людей. Известно также, что страна не имеет выхода к морям и океанам, кроме Каспийского, и как результат - основная доля всех перевозок приходится на сухопутные виды транспорта.

По итогам 2018 года транспортная отрасль обеспечила стране 8,3% от общего объема, произведенного валового внутреннего продукта. По оперативным данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, ВВП республики методом производства составил в тот период порядка 58,8 трлн тенге.

В целом по стране, по итогам прошлого года, перевезено 4,1 млрд тонн груза, тогда как по результатам 2008 года объем таких перевозок был почти в два раза меньше.

Количество людей, воспользовавшихся услугами казахстанских перевозчиков, составило 23 млрд человек. Но еще ровно 10 лет назад такой показатель был заметно ниже и достигал только 11,3 млрд человек.

Еще одними из важных показателей этой отрасли являются грузооборот и пассажирооборот.

Так, под грузооборотом понимается объем работы транспорта по перевозкам грузов, который выражается в тонно-километрах (ткм) и определяется как сумма произведений веса каждой партии перевозимого груза на расстояние её перевозки.

В свою очередь, пассажирооборот транспорта определяется суммированием произведений количества пассажиров каждой перевозки на расстояние перевозки в километрах. Единицей измерения является пассажиро-километр (пкм).

Грузооборот в республике вырос за последние 10 лет с 369,8 млрд ткм на 61,2% до уровня 596,1 млрд ткм в 2018 году.

Пассажирооборот за тот же период 2018 года приравнивался к 281,5 млрд пкм, а в 2008 году только к 127 млрд пкм. Показатели прошлого года выросли аж на 121% по отношению к уровню десятилетней давности.

При анализе некоторых показателей в региональном разрезе стоит отметить, что лидерами по перевозке грузов в ушедшем году стали Карагандинская, Восточно-Казахстанская и Костанайская области. Так, на три эти области приходилось почти 43% всего перевезенного груза.

Аутсайдерами стали Туркестанская, Северо-Казахстанская и Западно-Казахстанская области. К примеру, в Туркестанской области было перевезено грузов и багажа за год около 71 млн тонн, а в Западно-Казахстанской - порядка 40 млн тонн.

Больше всего пассажиров было перевезено в городах Алматы, Нур-Султане (ранее Астана) и Карагандинской области. В южной столице Казахстана услугами транспорта воспользовались 5,2 млрд человек, а в самой столице 2,6 млрд, в Карагандинской области 2,4 млрд. На эти регионы пришлось 44% всех пассажиров.

Антилидерами в этом рейтинге стали Актюбинская, Атырауская и Мангистауская области.

Отметим, что транспортная отрасль Казахстана также имеет важную социально-экономическую значимость, обеспечивая людей работой. Так, в 2018 году фактическая численность работников отрасли составляла 225,6 тыс. человек.

Заработная плата одного работника, занятого в сфере транспорта и складирования, в тот же период составляла 211,7 тыс. тенге, тогда как среднереспубликанский уровень был ниже и приравнивался к 162,3 тыс. тенге.

Примечателен тот факт, что сотрудники, работающие на морском и прибрежном грузовом транспорте, получали самую высокую зарплату в отрасли, что составляло 784,4 тыс. тенге в месяц, далее следуют работники водного транспорта с оплатой в 626,6 тыс. тенге. Люди, работающие в компаниях по транспортированию по трубопроводам и воздушного пассажирского транспорта, получают порядка 475 тыс. и 420,2 тыс. соответственно.

Самыми низкооплачиваемыми считаются работники предприятий речного грузового и пассажирского железнодорожного транспорта с окладом в 132,8 тыс. тенге и 170,2 тыс. тенге соответственно.

Далее рассмотрим показатели отрасли по разным видам транспорта в отдельности.

Железнодорожный транспорт

shutterstock_658551772 (1).jpg

В силу географических особенностей Казахстана активно используемыми видами транспорта в стране являются железнодорожный и автомобильный. Для обычных пассажиров данный вид перевозок является не только удобным, но и бюджетным вариантом передвижения.

По последним данным Комитета по статистике МНЭ РК, по итогам 2017 года эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования Республики Казахстан (без учета линий, проходящих по территории других государств и линий других государств, проходящих по территории областей РК) составляла 15,8 тыс. км, увеличившись за десять лет с показателя 13,9 тыс. км. В целом, отметился незначительный рост.

При учете всех железнодорожных линий по территории страны и ее дорог вне границ, длина путей уже составляла 16,6 тыс. км в позапрошлом году.

Что касается подвижного состава железнодорожного транспорта, то он включал 1,7 тыс.   локомотивов электровозов и тепловозов, 291 автомотрисов, 2,7 тыс. пассажирских вагонов, 28 багажных вагонов, 54,9 тыс. грузовых вагонов и 75,5 тыс. вагонов, принадлежащих частным компаниям.

По итогам 2018 года всего железнодорожным транспортом перевезено 397,7 млн тонн груза и 22,8 млн человек, тогда как по итогам 2008 года перевезено 271,5 млн тонн и 17,5 млн человек.  Хотя по итогам 2013 года, количество пассажиров было больше итогов 2018 года и достигало 28,5 млн человек.

На сегодняшний день железнодорожные пассажирские перевозки осуществляются по 139 различным маршрутам (охвачены все областные центры), из них, 57 маршрутов межобластные, 82 маршрута внутриобластного сообщения, отметили в Комитете транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана.

Как отметили эксперты национального транспортно-логистического холдинга АО «НК «Қазақстан темір жолы» (АО «НК «ҚТЖ») в официальном ответе «Курсиву», доля пассажирооборота железнодорожным транспортом ежегодно снижается. Так, в 2014 году она составляла 58%, в 2017 году - 49%. При этом существенно увеличивается доля пассажирооборота авиатранспортом: в 2014 году – 26%, в 2017 году – 40%. Снижение доли пассажирооборота связано с усилением конкурентных преимуществ авто- и авиатранспорта, обусловленных значительными инвестициями в развитие автодорожной инфраструктуры и авиаперевозок, сообщили в компании.

Грузооборот этого вида транспорта за десять лет увеличился на 31,6% с 215,11 млрд ткм. В свою очередь, пассажирооборот соответственно за десять лет увеличился на 31% с 14,13 млрд пкм до 18,51 млрд пкм.

Доходы предприятий в сфере предоставления услуг железнодорожного транспорта по итогам 2018 года составили 874,9 млрд тенге, в том числе 771,6 млрд тенге от перевозок грузов и 103,3 млрд тенге от перевозки пассажиров. Они составили 31,1% от совокупных доходов транспортной отрасли.

Стоит отметить, что реальный участник рынка АО «НК «ҚТЖ» по итогам 2018 года перевез 283 млн тонн грузов, что на 11 млн тонн больше, чем в 2017 году. Транзит же компании возрос на 10% и достиг свыше 17 млн тонн, поездами перевезено около 18 млн пассажиров, обновлено более 1 тыс. км ж/д пути, в том числе капитально отремонтировано 867 км.

В компании также поделились, что за период с 2010 по 2018 годы осуществлен капремонт и модернизация свыше 5,5 тыс. км пути. В рамках снижения износа основных активов было обновлено порядка 900 локомотивов, свыше 41 тыс. грузовых вагонов, более 1,4 тыс. пассажирских вагонов.

При этом для обновления подвижного состава в партнерстве с мировыми лидерами Talgo, Alstom, General Electric в Казахстане построены и запущены заводы по выпуску пассажирских вагонов, локомотивов, рельсобалочной продукции. Также в альянсе с партнерами активно развиваются перевозки в направлении Кавказа и Турции, Туркменистана, стран Персидского залива, отметили эксперты.      

Совокупный убыток компании за 2018 год составил 56,9 млрд тенге. Как пояснили представители компании, отрицательный финансовый результат 2018 года был обусловлен долговой нагрузкой компании, в связи с чем в компании принимаются меры по эффективному использованию ресурсов, оптимизации затрат, обеспечению прозрачности процедуры закупок, повышению личной ответственности каждого руководителя. 

Автомобильный и городской электрический транспорт

shutterstock_631093238.jpg

К этой категории транспорта относятся все перевозки автобусами, трамваями, троллейбусами, прочий сухой пассажирский транспорт, в частности, метро, грузовой автомобильный транспорт, а также услуги такси.

Так, по итогам 2018 года, компании смогли нарастить количество перевезенных грузов на 99,9%, по сравнению с 2008 годом до 3,4 млрд тонн.

Количество пассажиров, пользующихся услугами данного вида транспорта, возросло за десять лет в два раза - до 22,9 млрд человек.

Грузооборот по итогам прошлого года составил 172,7 млрд ткм, увеличившись по сравнению с итогами десятилетней давности 2008 года в 2,7 раза. Пассажирооборот в это же время составлял соответственно 246,8 млрд пкм и в 2008 году – 107,3 млрд пкм.

Доходы же предприятий в ушедшем году составили 250,4 млрд тенге, в том числе от перевозки грузов – 148,9 млрд тенге (вся сумма приходится на грузовой автомобильный транспорт) и 101,5 млрд тенге.

В разрезе видов автомобильного транспорта 92% всех доходов от перевозки пассажиров пришлось на перевозки автобусами – 93,2 млрд тенге, 3,5% - на перевозки прочим сухопутным пассажирским транспортом, включительно метрополитеном города Алматы, остальные 4,5% на все остальные виды транспорта. Напомним, что метрополитен города Алматы был введен только в 2011 году. И уже в 2013 году по статье «Прочий сухопутный пассажирский транспорт» отмечен доход в размере 548,1 млн тенге за год.

В 2018 году Правительством Республики Казахстан утверждена Комплексная программа по развитию автобусных перевозок на 2018-2020 годы, принимаемые меры в рамках Комплексной программы приведут к сокращению износа парка городских перевозчиков пассажиров до 50%, а также увеличит долю отечественных перевозчиков на международном рынке.

В 2018 году открыто 15 межобластных маршрутов (Кокшетау - Астана, Боровое - Астана, Коргалжын - Астана, Астана - Державенск, Астана - Атбасар, Астана - Шантобе, Астана - Михаиловка, Акколь - Астана, Акимовка - Астана, Астана - Степногорск, Астана - Партизанка, Алматы - Арал и Туркестан - Арал), а также 17 международных маршрутов (в Россию - 5 ед.; Кыргызстан - 3 ед.; Узбекистан - 9 ед.).

Транспортировка по трубопроводам

shutterstock_590235038.jpg

Компании, занимающиеся транспортированием по трубопроводам, обеспечили по итогам прошлого года наибольшую долю в общих доходах отрасли. Так, ими было заработано 1,33 трлн тенге, что составило аж 47,5% всех доходов.

Десять лет назад таким компаниям удалось заработать только 226,4 млрд тенге, что составляло 25,2% от совокупных доходов.

В отчетный период всего перевезено грузов 280,8 млн тонн, в свою очередь грузооборот достиг порядка 138,8 млрд ткм.

Акционерное общество «Национальная компания «КазМунайГаз» обеспечивает 65% транспортировки нефти магистральными нефтепроводами, 77% транспортировки нефти танкерами из порта Актау, а также 95% транспортировки природного газа по магистральным газопроводам.

Транспортировку нефти трубопроводами осуществляет АО «КазТрансОйл», транспортировку газа - АО «КазТрансГаз», танкерные перевозки осуществляет АО «Национальная морская судоходная компания «КазМорТрансФлот».

Так, выручка отдельно по АО «КазТрансОйл» за 2018 год составила 212,5 млрд тенге, что на 1,9% выше аналогичного показателя 2017 года. Чистая прибыль в тот же период составила 51,8 млрд тенге, что на 13,5% выше аналогичного периода позапрошлого года.

Чистая прибыль АО «КазТрансГаз» по итогам прошлого года составила почти 156 млрд тенге.

Воздушный транспорт

shutterstock_132714014.jpg

Данным видом транспорта в стране перевозится наименьшее количество груза: так, в анализируемый период всего 29,14 тыс. тонн груза транспортировано, грузооборот составлял 55,67 млн ткм. Всего около 7,9 млн человек воспользовались услугами авиакомпаний.

Авиакомпании Казахстана обеспечили по итогам прошлого года 343,3 млрд тенге дохода, в том числе 7,3 млрд тенге от перевозки грузов и 336 млрд тенге от перемещения людей.

Неаудированная чистая прибыль «Эйр Астаны» за прошедший год составила $5,3 млн и была обусловлена ростом доходов и стоимости авиатоплива. Общий доход авиакомпании увеличился на 10% по сравнению с 2017 годом и составил $840,8 млн. Провозная емкость увеличилась на 5%, общий пассажиропоток же вырос на 3%, составив 4,3 млн человек. Транзитные перевозки через хабы авиакомпании в городах Астана (ныне Нур-Султан) и Алматы подросли на 48%, что составляет около 40% от совокупного объема международных перевозок. Расходы на эксплуатацию возросли на 14% за счет увеличения стоимости авиационного топлива, в среднем, на 27,5%.

У Qazaq Air рост годового пассажиропотока достиг 22% относительно показателей 2017 года. Авиакомпания перевезла более 307 тыс. пассажиров. Так, общее число пассажиров, перевезенных с начала ее создания летом 2015 года, превысило 750 тыс. человек. Количество выполненных рейсов в прошлом году составило 5,5 тыс., своевременность их выполнения достигла 81%.

«Если рост показателей авиакомпании в 2017 году был связан с большим потоком путешествующих на Международную выставку EXPO-2017, то показатели 2018 года отражают естественный рост деятельности Qazaq Air», – отметил исполняющий обязанности председателя правления, директор коммерческого департамента компании Адель Даулетбек.

Другие виды транспорта

shutterstock_1313394590.jpg

К другим видам транспорта мы отнесли морской и прибрежный транспорт, а также внутренний водный транспорт.

Морским и прибрежным транспортом в стране перевезено 1,8 млрд тонн груза, а внутренним водным транспортом в тот же период - 1,03 млрд тонн. Рост за 10 лет по морскому транспорту составил 6,7%, тогда как по внутреннему транспорту наблюдалось уменьшение таких перевозок на 14,5%. Также отметим некое снижение перевозок грузов морским транспортом в 2018 году по сравнению с 2013 годом - с 4 млн тонн до 1,8 млн тонн.

Данные виды транспорта не распространены в Казахстане как средство передвижения людей. Так, всего за 2018 год их пассажирами стали только 170,43 тыс. человек за год, тогда как еще по итогам 2008 года показатель был в два раза меньше и составлял 88,6 тыс. человек. А грузообороты морского и внутреннего водного транспорта составили 1,4 млрд ткм и 37,5 млн ткм соответственно.

Перевозки Сайт (1).jpg

Фото в тексте: Shutterstock

Ограничение ответственности

Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является предложением или рекомендацией совершать какие-либо сделки с ценными бумагами и иными активами указанных организаций.


2011 просмотров

Как получить место в детском саду в Казахстане?

Kursiv Research выяснил, что нужно сделать для того, чтобы попасть в детское дошкольное учреждение

Фото: Shutterstock/weedezign

Большинство казахстанских семей с детьми сталкиваются с проблемой выбора детского сада, а главное – поступления в него. А сколько же дошкольных организаций работало в Казахстане в 2018 году, хватает ли мест для всех желающих и как получить место в детском саду, все это вы можете узнать в исследовании Курсив.

Молодые мамы в Казахстане часто выходят на работу уже через месяц-два после рождения ребенка. Зачастую это вынужденное решение, обусловленное нехваткой денег. Торопятся из декрета и те, кто строит карьеру, боясь потерять свою должность или хорошую заработную плату.

Повезло семьям, которым могут помочь бабушки и дедушки. Если они готовы присмотреть за ребенком, когда родители находятся на работе, – проблема решена. Остальным приходится искать нянь или частные детские сады, куда можно отдать детей с очень раннего возраста. Для тех, у кого нет денег на дорогие детсады, в стране существуют государственные дошкольные учреждения. Детей в них принимают с двух лет, а оплата является приемлемой. Многие родители уверены: государственные садики проверяют чаще, чем частные – а значит, и порядка в них больше.

В Казахстане в 2018 году работало 10,3 тыс. детских дошкольных организаций (ДДО), в том числе 6,6 тыс. – в государственной собственности и 3,7 тыс. – в частной. Количество ДДО увеличилось по сравнению с 2000 годом в 9,5 раз – с 1,1 тыс. единиц, тогда 923 из них были в государственной, 162 – в частной и четыре – в иностранной собственности.

Больше всего таких организаций в прошлом году было зарегистрировано в Туркестанской области – почти 1,4 тыс., за ней следует Алматинская область с 1,1 тыс. учреждениями. Далее стоит отметить Восточно-Казахстанскую область, в которой функционировало 790 ДДО. Меньше всего их было в городе Астана (ныне Нур-Султан) – 377 единиц, в Атырауской и Мангистауской областях – 325 и 273 организации соответственно.

За 18 лет заметно выросло количество мест в дошкольных учреждениях – с 158,2 тыс. до 832,1 тыс., что составило увеличение в 5,2 раза.

В 6,6 раз выросла численность детей в данных организациях. Так, в прошлом году 880,9 тыс. маленьких казахстанцев посещали детские учреждения, тогда как еще в 2000-м их было всего 133,2 тыс. человек.

Особым показателем дошкольного образования в стране может послужить обеспеченность детей местами в детских садах, которая рассчитывается как количество детей, приходящееся на 100 мест в организации. В ушедшем году наиболее обеспечен местами в ДДО был юг страны, в частности – Шымкент и Кызылординская область. В них показатели обеспеченности составляли 90,8 и 90,9 на 100 мест соответственно. Немного уступает Алматинская область, где на аналогичное количество мест претендовало 98 детей. Средняя же обеспеченность по стране достигала показателя 105,9 желающих на 100 мест. 

Что касается числа педагогических работников сферы дошкольного образования, то за 18 лет оно выросло почти прямо пропорционально численности детей в ДДО. Если в 2000 году было 14,9 тыс. человек педперсонала, то цифра прошлого года – 94,8 тыс. педагогов. Количество же всех фактически задействованных в этой сфере достигло 180,8 тыс. человек.

По данным Комстата страны, заработная плата сотрудников дошкольного образования все еще остается низкой. В 2018 году их средняя зарплата по Казахстану составляла 63,5 тыс. тенге, что меньше среднереспубликанского уровня в 2,6 раза. Напомним, что среднестатистическая зарплата в РК в тот период равнялась 162,3 тыс. тенге.

С 1 июня 2019 года в Казахстане планируют поднять заработную плату работников сферы образования, а значит и сотрудников дошкольных организаций: воспитателей и их помощников. Для примера – сейчас в городе заработная плата воспитателя, имеющего два-три года стажа, составляет 55,9 тыс. тенге. После повышения в июне она должна увеличиться до 70,9 тыс. тенге. На селе такой же воспитатель получает немного больше – примерно 69,8 тыс. тенге, и после повышения плата за его труд составит 88,6 тыс. тенге.

Но даже с учетом повышения зарплаты она достигнет в среднем только около 80–90 тыс. тенге, что не соответствует той ответственности, которую работники дошкольных организаций несут ежедневно.

Стоит также отметить, что за 18 лет рождаемость в стране выросла на 79% – с 222,1 тыс. до 397,8 тыс. человек, что даст свой корреляционный эффект уже в ближайшее время и вызовет еще большую потребность в детских садах.

Как поставить ребенка в очередь в детский сад и получить место?

Автор weedezign1_0.jpg

В 2017 году в Казахстане начались активные работы по автоматизации процесса формирования и функционирования очереди и выдачи направлений в детские дошкольные организации. Эти действия направлены на противодействие коррупции при распределении свободных мест.

Сейчас многие молодые родители при рождении малыша сразу ставят его в очередь в детский сад, так как знают: получить желаемое место не так-то просто.

У каждого казахстанца есть возможность поставить ребенка в очередь при условии, что ему нет семи лет. Сделать это можно через портал электронного правительства egov.kz и через специально созданные порталы (в Алматы – это open-almaty.kz, в Нур-Султане – e.astana.kz, в Акмолинской области – akmola.kz, в Караганде – garden.kargoo.gov.kz и т. д.). Если все же у человека нет возможности воспользоваться электронной услугой, то можно сходить в ЦОН.

Для того, чтобы воспользоваться услугой в электронном виде, родителям или их законным представителям необходимо прежде всего получить электронную цифровую подпись (ЭЦП) в Центре обслуживания населения (ЦОН). Далее нужно зайти на соответствующий сайт. В нашем случае мы рассмотрим Алматы и портал open-almaty.kz. В других городах система работает аналогично.

Итак, если вы являетесь родителем или его законным представителем, при первом посещении open-almaty.kz вам нужно зарегистрироваться на портале и привязать ИИН ребенка к своим данным на сайте, после чего можно подать заявление на постановку на очередь в детские сады.

Отметим, что в новой системе в дальнейшем можно без труда редактировать как персональные данные заявителя, так и данные ребенка. Хотя до создания open-almaty.kz возможности что-либо изменять в ваших данных и в информации о ребенке не было. А в случае, если изменения были необходимы, нужно было снова вставать в очередь, теряя предыдущее место. Также на open-almaty.kz можно снимать заявление с очереди, получать направление в государственную и частную дошкольную организацию.

Сейчас в стране очередь на получение направления в детский сад формируется в единую очередь отдельно по каждому региону и привязана к году рождения ребенка, указанному в поданном родителями заявлении. Напомним также, что раньше очередь шла только в выбранный сад, при этом в случае огромных очередей в него существовала большая вероятность остаться без места.

При начале набора первыми места в детские сады получают те, кто имеет определенные льготы. К льготникам в стране относятся дети военнослужащих и первоочередники, то есть дети, законные представители которых являются инвалидами либо дети-сироты или оставшиеся без попечения родителей, дети из многодетных семей, а также дети с особыми образовательными потребностями. Данные льготы должны быть подтверждены соответствующими документами.

В случае, если родители, у которых были льготы, или те, чья очередь подошла, не выбрали детский сад и не получили направление в течение трех рабочих дней, то их место будет доступно всем очередникам этого возраста. Заявитель же, не выбравший сад, остается в очереди.

Сейчас при распределении мест в электронном формате на портале работают правила «Кто успел, тот и съел» и «Кто информирован, тот и вооружен». Так, если льготники и те, к кому подошла очередь, как мы уже упоминали выше, не выбрали детский сад, или просто по каким-то обстоятельствам к моменту подхода своей очереди передумали отдавать ребенка в сад, то все остальные заявители вне зависимости от своей очередности могут выбрать свободные места, которые есть в конкретный период.

После того, как вы выбрали детский сад, вам нужно с полученным направлением прийти в дошкольное учреждение в течение пяти рабочих дней, а сотрудникам учреждения необходимо отметить ваш приход на электронном портале. Если заявитель не сделает этого, то направление будет аннулировано и ребенок будет направлен в стоп-лист на срок 10 рабочих дней – в это время возможность получения направления будет заблокирована. После того, как ее разблокируют, родители могут получить направление только при наличии свободных мест в дошкольных организациях.

В целом новая система позволяет получить место в детском саду без взносов и подарков – главное, заранее поставить ребенка в очередь, быть информированным о сроках комплектации групп и бдительно караулить освободившиеся места на портале.

Какие затраты вас ждут?

Автор Ana Blazic Pavlovic.jpg

Сейчас в государственных детских садах Казахстана родители оплачивают 100% затрат на питание, бесплатное питание предоставляется только детям с ограниченными возможностями.

Средняя цена дня нахождения в детсаду в марте 2019 года в Казахстане составляла 812 тенге. За месяц среднестатистическим казахстанцам, при условии 20 рабочих дней, нужно заплатить за нахождение своего малыша в саду 16 240 тенге.

Самая дорогая стоимость одного дня в детском учреждении в Нур-Султане (ранее Астана) и Алматы. Так, в Нур-Султане цена за один день в садике составляла 1940 тенге, в Алматы – 1686 тенге.

В Актау эта сумма заметно ниже – 1042 тенге, а в Шымкенте – 986 тенге.

Самыми недорогими услугами дошкольных организаций могут похвастаться жители Кызылорды, Тараза и Туркестана: стоимость дня в детсаду в Кызылорде – 608 тенге, в Таразе – 518 тенге и в Туркестане – 325 тенге.

Еще три года назад родители-алматинцы должны были оплачивать порядка 33 720 тенге в месяц за каждого ребенка, посещающего детсад. Но с февраля 2016 года алматинцам снизили месячную стоимость оплаты почти в два раза – и на тот момент средняя оплата должна была составлять не более 15 тыс. тенге и учитывала только затраты на питание ребенка.

В целом стоимость посещения детского сада в Казахстане можно назвать приемлемой, но количество ДДО и мест в них все же оставляет желать лучшего.ДС_Монтажная область 1.jpg

Фото в тексте: Shutterstock

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

Более 7 млн
тенге
получит из бюджета каждый кандидат в президенты РК на агитацию

Цитата дня

Сегодня я выступаю перед вами не в качестве президента страны: ради интересов страны и народа я принял непростое, но продуманное решение о прекращении своих президентских полномочий… Вся моя работа будет заключена в том, чтобы поддержать деятельность нового президента и обеспечить транзит в спокойной обстановке и продолжать ту работу, которую мы начали

Нурсултан Назарбаев
экс-президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank