Перейти к основному содержанию

1684 просмотра

Сколько стоит Наурыз Коже?

Kursiv Research решил выяснить, сколько стоят ингредиенты для наурыз коже на рынке, и проследить изменение цен на них за последние десять лет

Фото: Shutterstock/Mikhail Klyoshev

Наурыз – один из древнейших праздников не только казахов, но и народов всей Центральной Азии. По некоторым источникам, этому весеннему празднику равноденствия дня и ночи уже чуть более пяти тысяч лет. Одним из основных украшений стола в эти дни считается наурыз коже, который по традиции должен состоять из семи компонентов. Kursiv Research решил выяснить, сколько стоят ингредиенты наурыз коже на рынке и проследить изменение цен на них за последние десять лет.

Праздник прихода весны и оживления природы Наурыз казахстанцы отмечают в период с 21 по 23 марта. Эти дни в стране официально признаны государственными праздниками и с 2009 года считаются выходными. До 2009 года, начиная с 1991 года, казахстанцы могли отдохнуть только один день – 22 марта.

История Наурыз мейрамы уходит корнями в далекое прошлое. По некоторым источникам, день весеннего равноденствия чествовался в Древней Греции, Риме и на Руси. Упоминания о празднике встречаются в трудах средневековых авторов.

Как рассказал в официальном ответе «Курсиву» заведующий кафедрой археологии и этнологии Евразийского национального университета им. Л. Гумилева Улан Умиткалиев, согласно археологическим исследованиям, история празднования Наурыза началась еще три-четыре тысячи лет тому назад. Этот день считался концом холодной зимы, пережить которую в степи казахам было очень сложно. Так, с наступлением весны наши предки могли проведать своих дальних родственников, пригласить гостей в свой дом.

С древних времен Наурыз отмечался с особым размахом, отметил ученый. Проводились народные гуляния, девушки и парни танцевали қара-жорга, катались на алтыбакане, участники айтыса состязались между собой в песнопениях, совершались различные обряды с огнем. Наши предки верили в то, что в эти дни можно очиститься от злых духов и всего плохого.

В западных областях Казахстана празднование Наурыза идет уже с 14 марта и носит название «Амал». Один из ритуалов этого праздника – көрісу. В эти дни люди ходят друг к другу в гости и обмениваются рукопожатиями и объятиями, поздравляя с Новым годом.

Ученый также упомянул о существовании поверия, согласно которому, если человек в день весеннего равноденствия подставит лицо первым лучам солнца или поклонится ему, то он будет жить в достатке и благополучии целый год.

Если раньше в эти дни не было солнца, то люди верили в то, что нужно разжечь костер и согреть его, добавил этнолог.

Наурыз празднуют не только в Казахстане, но и в ближнем и дальнем зарубежье – в Азербайджане, Узбекистане, Кыргызстане, Туркменистане, Таджикистане, в некоторых регионах России, Афганистане и Иране. 

Так, в Иране этот праздник совпадает с Новым годом – Наврузом. В Таджикистане он носит название «Гульгардон», в Татарстане называется «Нардуган», а в Армении его принято называть «Навасарди».

Главное праздничное блюдо на Наурыз – это наурыз коже, еще называемое тілеу коже или көл коже. Обычно его готовят из семи ингредиентов. У казахов цифра «семь» всегда была священным числом и с ним связаны многие поверья. Оно упоминалось в сказках и сказаниях. Люди также верили в то, что, в первый раз в Новом году попробовав наурыз коже, надо загадывать желания, которые непременно сбудутся. Помимо наурыз коже, в праздники принято готовить баурсаки, бешбармак, на стол обычно ставят курт, жал, жая и другие блюда казахской кухни.

Автор Pikoso.kz (2)_0.jpg

В разных странах мира, где отмечают Наурыз, подают на праздничный стол разные кушанья, схожие с наурыз коже.

Так, например, в Туркменистане это блюдо из ростков пшеницы. Семья наряжается в красивую одежду, а стол украшается семью продуктами, название которых обязательно должно начинаться на арабскую букву «син». К примеру, яблоко – себ, уксус – сирке, чеснок – сир и т. д.

Похожая традиция и в Азербайджане, где ставят семь продуктов на букву «с». Например, скэд – молоко, сабзи – зелень. В Татарстане и Башкирии на стол также ставятся семь продуктов, названия которых начинаются на персидском языке на букву «с» и еще семь на букву «ш» – сироп, мед, конфеты, молоко и рис и другие.

Во многих странах Азии еще одним украшением стола в дни Наурыза является плов, а также блюдо, похожее на наурыз коже – сумалак, гуджи или халима. Одним из отличий в этих блюдах является то, что сумалак готовят женщины, а гуджи варится мужчинами. Сумалак – это вид халвы из проростков пшеницы с добавлением муки, гуджа – каша из семи круп с добавлением мяса.

В Узбекистане делают сумаляк из проросших зерен пшеницы, со специями и без них, как знак богатства и достатка.

В Таджикистане готовят шашлык и сладкий плов из риса и других злаков.

В Казахстане же в семь основных ингредиентов наурыз коже обычно входит вода, молочные продукты и некоторые крупы. Каждый несет особый смысл. К примеру, по некоторым источникам, вода символизирует человеческую жизнь, ее течение. Соль обозначает вкус в пище, молоко – это знак чистоты, мира и единства. Крупы улучшают здоровье, также они являются знаком богатства и сытости. Мясо – символ счастья и благополучия.

Автор Pikoso.kz_.jpg

Заметим, что, по словам ученого Улана Умиткалиева, наурыз коже не обязательно готовить именно из семи компонентов. Так, в его приготовлении могут быть использованы любые продуктовые запасы, которые остались после зимы. Раньше блюдо готовили из вяленого мяса, прошлогодних остатков пшеницы, проса и курта.

«Этот питательный напиток или суп поддерживал и поднимал ослабленный после зимы иммунитет, был символом конца холодного зимнего периода», - заключил эксперт.

В нынешних экономических условиях Наурыз коже можно назвать достаточно дорогим блюдом.

Традиционно в него добавляют конину, которая все больше становится деликатесом недоступным некоторым категориям казахстанцев. К примеру, среднереспубликанский уровень стоимости конины с костями составлял в феврале 2019 года порядка 1 780,4 тенге. Самое дорогое мясо, как оказалось, в Алматы, Астане и Петропавловске. Так, в Алматы один килограмм конины стоил в среднем 2 011 тенге, в Астане – 1 971 тенге, в Петропавловске – 1 964 тенге.

Похвастаться самой дешевой кониной могут Семей и Талдыкорган, где килограмм можно было бы купить за 1 548 тенге и 1 560 тенге соответственно.

Не всегда и не все могут купить конину и очень часто в традиционном праздничном блюде наурыз коже используют другие виды мяса – баранину или говядину. Средняя цена баранины с костями по республике в тот же период составляла порядка 1 473,95 тенге. Астанчанам в феврале текущего года нужно было заплатить 1 870 тенге за килограмм такого мяса. Самая доступная по цене баранина продавалась в Павлодаре и Таразе.

Говядина, в частности лопаточно-грудная часть, стоила дороже, чем баранина, но дешевле, чем конина. Стоимость такого мяса на рынках Казахстана достигла 1 562,59 тенге. Жители столицы и алматинцы покупали самое дорогое мясо в рассматриваемый период.

За последние пять-десять лет инфляция не могла не задеть и цены на мясо. Так, основной ингредиент наурыз коже – конина – подорожал за последние пять лет на 30,1%, с 1 369 тенге, и более чем в два раза за последние десять лет, с 841 тенге.

Следующий компонент – соль, без которой любое блюдо теряет свой вкус. Соль в Казахстане с 2009 по 2019 год выросла в цене на 69,9%, с 30,6 тенге до 52 тенге за килограмм.

На покупку айрана в магазинах казахстанцы должны были потратить в феврале 285,9 тенге, тогда как пять лет назад этот продукт стоил меньше почти на 70 тенге, а десять лет назад – на 142 тенге. Антилидером по стоимости кефира в стране стал Усть-Каменогорск, где цена данного продукта составляла 348 тенге за один литр. Сравнительно дешевый кефир, за 224 тенге, продавали в розничных местах продажи в Талдыкоргане. Кефир по стране за пять лет поднялся в цене на 32,1 процентных пункта, за десять лет – на 99,2%. В 2009 году цена кефира была равна 143,5 тенге за один литр.

В наурыз коже, как уже говорилось выше, можно добавлять разного вида крупы, главное условие – блюдо должно состоять из нескольких компонентов. Наурыз коже от Kursiv Research включает следующие виды круп: рис шлифованный, пшено и овсянку. 

По данным Комитета по статистике Казахстана, в феврале 2019 года средняя цена на рис в стране составляла 322,8 тенге за килограмм, что на 50,7% выше показателя 2014 года и на 54,3% больше стоимости в 2009 году. Кызылорда, как отечественный производитель продукта, занимает первое место в рейтинге по дешевизне риса в региональном разрезе. Сравнительно дорогая крупа в Актау и Астане, 462 и 459 тенге соответственно.

В наурыз коже также можно добавить пшено, которое любители коже могли купить в феврале за 254,2 тенге за килограмм. Пять лет назад этот продукт питания можно было приобрести за 167,2 тенге, а десять лет назад – всего за 116,4 тенге. Больше ударит по карману покупка пшена жителей городов Усть-Каменогорск и Кокшетау. К примеру, в областном центре Восточно-Казахстанской области кило этой крупы можно было приобрести за 327 тенге.

В праздничное традиционное блюдо можно добавлять овсянку, которая в феврале продавалась в розницу по 330,2 тенге за кило. Стоимость овсяной крупы в Алматы на 18,7% выше среднереспубликанского уровня, тогда как в Караганде – на 38% ниже. Овсянка так же, как и все другие крупы, заметно поднялась в цене.

Вода тоже значительно подорожала. Для нашего наурыз коже мы взяли обычную холодную воду из-под крана и проанализировали ее стоимость из расчета на 1 литр. В этом году 1 кубометр холодной воды, согласно данным статистического ведомства, стоил 68,83 тенге, в 2014 году – 57,65 тенге и в 2009 году – 32,64 тенге. Стоит отметить, что учитывался средний показатель тарифа для тех, кто имеет приборы учета водоснабжения и тех, кто не имеет такого прибора. Учитывая, что в 1 кубометре 1 тыс. литров воды, 1 литр в текущем году стоит 0,07 тенге. В аналогичный период пять лет назад вода стоила порядка 0,06 тенге, десять лет назад – 0,03 тенге.

Из проведенного анализа следует, что в целом все ингредиенты наурыз коже за последние пять лет в среднем подорожали на 36%, а за десять лет – на 100% или в два раза.

Исходя из анализа цен на продукты, необходимые для приготовления наурыз коже, следует, что это праздничное блюдо из семи компонентов является доступным не всегда и не для всех в силу дороговизны ингредиентов. Однако при необходимости можно найти выход и, как и наши предки, использовать только те продукты, которые есть дома.

В приведенном материале отражены средние цены на февраль 2019 года, но заметим, что в силу увеличения спроса со стороны казахстанцев в предпраздничные дни, цены в стране вырастут как минимум на 10–20%.

Наурыз коже (3).jpg

Источники фото в тексте: Shutterstock

7080 просмотров

Как стать звездой в Казахстане и сколько на этом можно заработать

Именитые казахстанские звезды запрашивают за получасовую программу миллионы тенге

Фотоколлаж: Вадим Квятковский

Зарабатывать миллионы за выступление удается не всем звездам шоу-бизнеса. Получить признание слушателя не так-то просто и достаточно затратно. Только единицы могут самостоятельно оплатить все расходы, связанные с первым выходом на сцену и дальнейшим продвижением на эстраде.

В разных странах, в том числе и в Казахстане, для юношей и девушек, у которых нет денег, но есть талант, стартом становятся конкурсы песен. В Соединенных Штатах – это American Idol, в Великобритании – Pop Idol, в Российской Федерации – «Фабрика звезд», в Казахстане, по аналогии с Pop Idol – SuperStar.kz и X-фактор, The Voice of Kazakhstan.

Именно на таких конкурсах продюсеры и потенциальные инвесторы обычно замечают будущих звезд эстрады. На казахстанской эстраде также можно увидеть артистов, которые когда-то приглянулись продюсерам.

Продюсер Эрик Тастембеков заметил на проекте SuperStar.kz несколько молодых исполнителей, которые и сейчас работают на рынке. Речь идет об Айкыне Толепбергене и Макпал Исабековой.

Известный продюсер Алуа Конарова взяла под свое крыло группу RinGo. Ни один из участников этого казахстанского бойз-бенда не стал победителем конкурса SuperStar.kz или X-фактор, но, несмотря на это, они заняли свое место на эстраде.

После очередного сезона победителя конкурса Нуржана Керменбаева, больше известного под псевдонимом Капкарашка, финалистов проекта Рената Малцагова, Евгения Гартунга и Ерлана Алимова пригласили для работы в группе «Перцы». А Динара Коскельдиева, Жанар Хамитова, Анастасия Усова и Алтынай Сапаргалиева были объединены в группу China Town. Оба проекта просуществовали недолго, но многие из участников все еще связаны со сценой.

Кто такой продюсер и что он должен уметь делать?

Продюсер – это человек, который очень часто по совместительству является организатором, менеджером, маркетологом и инвестором проекта. Именно от него во многом зависит успех исполнителя.

По данным представителей hh.kz, в вакансиях на должность продюсера на их сайте прописано, что в основные обязанности продюсера входит подбор кадров – сольных исполнителей, хорео­графов, музыкантов, авторов слов и композиторов.

Следующей обязанностью является финансовое обеспечение (формируемое за счет спонсоров, продажи дисков и гастрольных туров) артиста и его команды, в том числе разработка детализированного бюджета и его контроль.

Продюсер ответственен за организацию съемок клипа, запись дисков, старт PR-компании, планирование выступлений и гастролей. Будущие костюмы и грим во время выступления тоже контролируются продюсерами.

Помимо перечисленных обязанностей, продюсер должен уметь организовать для своего подопечного концерт, гастроли, частные и корпоративные коммерческие мероприятия, участие в сборных концертах и госзаказах.

Также он должен участвовать в публичных мероприятиях, связанных с проектом, уметь привлечь информационных парт­неров и спонсоров и активно взаимодействовать с пресс-службами партнеров.

Основные требования к продюсеру на сайте hh.kz: опыт работы в шоу-бизнесе от трех лет, знание иностранных языков, креативный подход, коммуникабельность, личная ответственность, аналитические способности, знания в области маркетинга, PR, рекламы.

Сколько продюсерам приходится потратить

Для того, чтобы узнать о затратах продюсеров, «Курсив» обратился к нескольким продюсерам и продюсерским центрам с официальным запросом. Многие из них, ссылаясь на коммерческую тайну или чрезвычайную занятость, отказались отвечать на наши вопросы.

Но в одном из продюсерских центров города Алматы – KS Production, через который прошло немало ныне работающих артистов (рок-певица Асем, этно-фольклорный ансамбль «Туран», этно-джазовый дуэт ST Brothers, трио «Парнас»,
этно-трио «Тенгри», Меруерт Мус­рали), все же поделились своими средними расходами.

Первое и важное дело продюсера – это выбор подопечного и команды, с которой он будет работать. У хороших продюсеров – чутье на будущих звезд. Продюсеры нередко упоминают в СМИ, что исполнителю не обязательно иметь высшее или среднее музыкальное образование, чтобы стать популярным. Есть множество талантливых ребят без спецобразования.

После того, как продюсер выбрал подопечного, начинается работа над репертуаром – поиск и рассмотрение авторов текстов и музыки.

Как отметили представители KS Production, текст песни в среднем обходится продюсерскому центру в сумму от $200 до $500. Композитору за одну песню центр оплачивает от $500 до $1500.

После того, как исполнитель найден, а слова и музыка песни подготовлены, необходимо обратиться к услугам аранжировщика. Аранжировка – это изменение темпов, ритма и размеров музыкального произведения. Аранжировщик выбирает музыкальные инструменты и придумывает партии для них, находит сочетания тембров и правильную насыщенность звучания всей композиции. То есть работа аранжировщика заключается в переработке музыкального произведения.

Процесс записи песни – это еще не конец. После нужно еще провести сведение. Сведение – это этап создания фонограммы, заключающийся в отборе и редактировании исходных записанных треков, объединении их в единый проект и обработке эффектами.

Средние затраты продюсерского центра KS Production на запись, сведение и аранжировку составляют от $1 тыс. до $2 тыс.

Если продюсер решает, что необходимо снять видеоклип, то на него в среднем нужно будет потратить еще как минимум $5–10 тыс., верхняя ценовая планка зависит от идеи, концепции и даже режиссера клипа.

По данным украинской компании Сinema Friends Production, стоимость видеоклипа зависит от сложности идеи, количества локаций для съемки клипа, цены аренды съемочных павильонов, работы массовки и актеров, количества времени, затраченного командой на съемки и расходов на постпродакшн.

Специалисты продакш-компании отмечают, что за более чем 60 лет с момента бума в музыкальной индустрии подход к созданию клипов изменился. Режиссеры и исполнители не стесняются пафосных решений, массовок, ярких пейзажей и спецэффектов. Сейчас песня приобретает большее признание именно благодаря эффектному видеоклипу.

Помимо основных затрат на сам клип, есть еще дополнительные затраты, которые являются неотъемлемой частью съемочного процесса. Во-первых, это затраты на грим (макияж, укладка и т. д.). Стоимость таких услуг за один съемочный день составляет от $300 до $500. Во-вторых, это затраты на костюмы. Средние затраты KS Production по этой статье – от $500 до $3 тыс. Как рассказали в продюсерском центре, цена костюмов зависит, во-первых, от того, кто является дизайнером, и, во-вторых, от того, сколько образов будет в клипе.

Съемкой клипа для будущей звезды затраты продюсера не заканчиваются. Чтобы видеоклип увидели зрители, снова нужно заплатить, но уже телеканалам. Ротация на каналах по их прайс-листу, по данным того же продюсерского центра, обойдется в  $1–5 тыс. Цена зависит от количества дней и времени суток, когда клип будет в ротации.

После того, как артист уже записал несколько песен (обычно это 10–12 песен), продюсер начинает задумываться о записи альбома. На запись альбома в KS Production тратят в среднем $10–15 тыс.

Для всех рекламных постов и объявлений нужны будут профессионально отснятые фотографии. А стоит это недешево – от $1 тыс.

Исходя из озвученных данных, получается, что общие затраты продюсерского центра на одну песню с клипом составляют от $9500 до $23 500 (не включая запись альбома).

Еще один эксперт из шоу-бизнеса, сам уже состоявшийся артист, пожелавший остаться неизвестным, озвучил «Курсиву» свои минимальные затраты на одну песню. По данным собеседника издания, за слова к песне можно заплатить 50 тыс. тенге ($128 по курсу Национального банка), а за музыку к ней – 100 тыс. тенге ($257). Аранжировку, запись и сведение можно сделать за 320 тыс. тенге ($822).

«Съемка клипа, как минимум, будет стоить 2 млн тенге (от $5135)», – отметил представитель эстрады.

Как делят между собой доходы продюсер и артист

Практически все затраты в начале пути будущей звезды несет продюсер. И у него нет никаких гарантий, что его подопечный не провалится, а займет свое место в этом высококонкурентном бизнесе. Но в случае положительного результата и признания артиста продюсер останется в выигрыше.

Доходы, полученные начинающими артистами, как правило, делятся в таком соотношении: 80% продюсеру и 20% самому исполнителю. Если артист состоявшийся, то обычно это 50 на 50% или 60 на 40%, но есть и вариант «как договорятся».

звезда копия.png

 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance