Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1244 просмотра

Сколько стоит Наурыз Коже?

Kursiv Research решил выяснить, сколько стоят ингредиенты для наурыз коже на рынке, и проследить изменение цен на них за последние десять лет

Фото: Shutterstock/Mikhail Klyoshev

Наурыз – один из древнейших праздников не только казахов, но и народов всей Центральной Азии. По некоторым источникам, этому весеннему празднику равноденствия дня и ночи уже чуть более пяти тысяч лет. Одним из основных украшений стола в эти дни считается наурыз коже, который по традиции должен состоять из семи компонентов. Kursiv Research решил выяснить, сколько стоят ингредиенты наурыз коже на рынке и проследить изменение цен на них за последние десять лет.

Праздник прихода весны и оживления природы Наурыз казахстанцы отмечают в период с 21 по 23 марта. Эти дни в стране официально признаны государственными праздниками и с 2009 года считаются выходными. До 2009 года, начиная с 1991 года, казахстанцы могли отдохнуть только один день – 22 марта.

История Наурыз мейрамы уходит корнями в далекое прошлое. По некоторым источникам, день весеннего равноденствия чествовался в Древней Греции, Риме и на Руси. Упоминания о празднике встречаются в трудах средневековых авторов.

Как рассказал в официальном ответе «Курсиву» заведующий кафедрой археологии и этнологии Евразийского национального университета им. Л. Гумилева Улан Умиткалиев, согласно археологическим исследованиям, история празднования Наурыза началась еще три-четыре тысячи лет тому назад. Этот день считался концом холодной зимы, пережить которую в степи казахам было очень сложно. Так, с наступлением весны наши предки могли проведать своих дальних родственников, пригласить гостей в свой дом.

С древних времен Наурыз отмечался с особым размахом, отметил ученый. Проводились народные гуляния, девушки и парни танцевали қара-жорга, катались на алтыбакане, участники айтыса состязались между собой в песнопениях, совершались различные обряды с огнем. Наши предки верили в то, что в эти дни можно очиститься от злых духов и всего плохого.

В западных областях Казахстана празднование Наурыза идет уже с 14 марта и носит название «Амал». Один из ритуалов этого праздника – көрісу. В эти дни люди ходят друг к другу в гости и обмениваются рукопожатиями и объятиями, поздравляя с Новым годом.

Ученый также упомянул о существовании поверия, согласно которому, если человек в день весеннего равноденствия подставит лицо первым лучам солнца или поклонится ему, то он будет жить в достатке и благополучии целый год.

Если раньше в эти дни не было солнца, то люди верили в то, что нужно разжечь костер и согреть его, добавил этнолог.

Наурыз празднуют не только в Казахстане, но и в ближнем и дальнем зарубежье – в Азербайджане, Узбекистане, Кыргызстане, Туркменистане, Таджикистане, в некоторых регионах России, Афганистане и Иране. 

Так, в Иране этот праздник совпадает с Новым годом – Наврузом. В Таджикистане он носит название «Гульгардон», в Татарстане называется «Нардуган», а в Армении его принято называть «Навасарди».

Главное праздничное блюдо на Наурыз – это наурыз коже, еще называемое тілеу коже или көл коже. Обычно его готовят из семи ингредиентов. У казахов цифра «семь» всегда была священным числом и с ним связаны многие поверья. Оно упоминалось в сказках и сказаниях. Люди также верили в то, что, в первый раз в Новом году попробовав наурыз коже, надо загадывать желания, которые непременно сбудутся. Помимо наурыз коже, в праздники принято готовить баурсаки, бешбармак, на стол обычно ставят курт, жал, жая и другие блюда казахской кухни.

Автор Pikoso.kz (2)_0.jpg

В разных странах мира, где отмечают Наурыз, подают на праздничный стол разные кушанья, схожие с наурыз коже.

Так, например, в Туркменистане это блюдо из ростков пшеницы. Семья наряжается в красивую одежду, а стол украшается семью продуктами, название которых обязательно должно начинаться на арабскую букву «син». К примеру, яблоко – себ, уксус – сирке, чеснок – сир и т. д.

Похожая традиция и в Азербайджане, где ставят семь продуктов на букву «с». Например, скэд – молоко, сабзи – зелень. В Татарстане и Башкирии на стол также ставятся семь продуктов, названия которых начинаются на персидском языке на букву «с» и еще семь на букву «ш» – сироп, мед, конфеты, молоко и рис и другие.

Во многих странах Азии еще одним украшением стола в дни Наурыза является плов, а также блюдо, похожее на наурыз коже – сумалак, гуджи или халима. Одним из отличий в этих блюдах является то, что сумалак готовят женщины, а гуджи варится мужчинами. Сумалак – это вид халвы из проростков пшеницы с добавлением муки, гуджа – каша из семи круп с добавлением мяса.

В Узбекистане делают сумаляк из проросших зерен пшеницы, со специями и без них, как знак богатства и достатка.

В Таджикистане готовят шашлык и сладкий плов из риса и других злаков.

В Казахстане же в семь основных ингредиентов наурыз коже обычно входит вода, молочные продукты и некоторые крупы. Каждый несет особый смысл. К примеру, по некоторым источникам, вода символизирует человеческую жизнь, ее течение. Соль обозначает вкус в пище, молоко – это знак чистоты, мира и единства. Крупы улучшают здоровье, также они являются знаком богатства и сытости. Мясо – символ счастья и благополучия.

Автор Pikoso.kz_.jpg

Заметим, что, по словам ученого Улана Умиткалиева, наурыз коже не обязательно готовить именно из семи компонентов. Так, в его приготовлении могут быть использованы любые продуктовые запасы, которые остались после зимы. Раньше блюдо готовили из вяленого мяса, прошлогодних остатков пшеницы, проса и курта.

«Этот питательный напиток или суп поддерживал и поднимал ослабленный после зимы иммунитет, был символом конца холодного зимнего периода», - заключил эксперт.

В нынешних экономических условиях Наурыз коже можно назвать достаточно дорогим блюдом.

Традиционно в него добавляют конину, которая все больше становится деликатесом недоступным некоторым категориям казахстанцев. К примеру, среднереспубликанский уровень стоимости конины с костями составлял в феврале 2019 года порядка 1 780,4 тенге. Самое дорогое мясо, как оказалось, в Алматы, Астане и Петропавловске. Так, в Алматы один килограмм конины стоил в среднем 2 011 тенге, в Астане – 1 971 тенге, в Петропавловске – 1 964 тенге.

Похвастаться самой дешевой кониной могут Семей и Талдыкорган, где килограмм можно было бы купить за 1 548 тенге и 1 560 тенге соответственно.

Не всегда и не все могут купить конину и очень часто в традиционном праздничном блюде наурыз коже используют другие виды мяса – баранину или говядину. Средняя цена баранины с костями по республике в тот же период составляла порядка 1 473,95 тенге. Астанчанам в феврале текущего года нужно было заплатить 1 870 тенге за килограмм такого мяса. Самая доступная по цене баранина продавалась в Павлодаре и Таразе.

Говядина, в частности лопаточно-грудная часть, стоила дороже, чем баранина, но дешевле, чем конина. Стоимость такого мяса на рынках Казахстана достигла 1 562,59 тенге. Жители столицы и алматинцы покупали самое дорогое мясо в рассматриваемый период.

За последние пять-десять лет инфляция не могла не задеть и цены на мясо. Так, основной ингредиент наурыз коже – конина – подорожал за последние пять лет на 30,1%, с 1 369 тенге, и более чем в два раза за последние десять лет, с 841 тенге.

Следующий компонент – соль, без которой любое блюдо теряет свой вкус. Соль в Казахстане с 2009 по 2019 год выросла в цене на 69,9%, с 30,6 тенге до 52 тенге за килограмм.

На покупку айрана в магазинах казахстанцы должны были потратить в феврале 285,9 тенге, тогда как пять лет назад этот продукт стоил меньше почти на 70 тенге, а десять лет назад – на 142 тенге. Антилидером по стоимости кефира в стране стал Усть-Каменогорск, где цена данного продукта составляла 348 тенге за один литр. Сравнительно дешевый кефир, за 224 тенге, продавали в розничных местах продажи в Талдыкоргане. Кефир по стране за пять лет поднялся в цене на 32,1 процентных пункта, за десять лет – на 99,2%. В 2009 году цена кефира была равна 143,5 тенге за один литр.

В наурыз коже, как уже говорилось выше, можно добавлять разного вида крупы, главное условие – блюдо должно состоять из нескольких компонентов. Наурыз коже от Kursiv Research включает следующие виды круп: рис шлифованный, пшено и овсянку. 

По данным Комитета по статистике Казахстана, в феврале 2019 года средняя цена на рис в стране составляла 322,8 тенге за килограмм, что на 50,7% выше показателя 2014 года и на 54,3% больше стоимости в 2009 году. Кызылорда, как отечественный производитель продукта, занимает первое место в рейтинге по дешевизне риса в региональном разрезе. Сравнительно дорогая крупа в Актау и Астане, 462 и 459 тенге соответственно.

В наурыз коже также можно добавить пшено, которое любители коже могли купить в феврале за 254,2 тенге за килограмм. Пять лет назад этот продукт питания можно было приобрести за 167,2 тенге, а десять лет назад – всего за 116,4 тенге. Больше ударит по карману покупка пшена жителей городов Усть-Каменогорск и Кокшетау. К примеру, в областном центре Восточно-Казахстанской области кило этой крупы можно было приобрести за 327 тенге.

В праздничное традиционное блюдо можно добавлять овсянку, которая в феврале продавалась в розницу по 330,2 тенге за кило. Стоимость овсяной крупы в Алматы на 18,7% выше среднереспубликанского уровня, тогда как в Караганде – на 38% ниже. Овсянка так же, как и все другие крупы, заметно поднялась в цене.

Вода тоже значительно подорожала. Для нашего наурыз коже мы взяли обычную холодную воду из-под крана и проанализировали ее стоимость из расчета на 1 литр. В этом году 1 кубометр холодной воды, согласно данным статистического ведомства, стоил 68,83 тенге, в 2014 году – 57,65 тенге и в 2009 году – 32,64 тенге. Стоит отметить, что учитывался средний показатель тарифа для тех, кто имеет приборы учета водоснабжения и тех, кто не имеет такого прибора. Учитывая, что в 1 кубометре 1 тыс. литров воды, 1 литр в текущем году стоит 0,07 тенге. В аналогичный период пять лет назад вода стоила порядка 0,06 тенге, десять лет назад – 0,03 тенге.

Из проведенного анализа следует, что в целом все ингредиенты наурыз коже за последние пять лет в среднем подорожали на 36%, а за десять лет – на 100% или в два раза.

Исходя из анализа цен на продукты, необходимые для приготовления наурыз коже, следует, что это праздничное блюдо из семи компонентов является доступным не всегда и не для всех в силу дороговизны ингредиентов. Однако при необходимости можно найти выход и, как и наши предки, использовать только те продукты, которые есть дома.

В приведенном материале отражены средние цены на февраль 2019 года, но заметим, что в силу увеличения спроса со стороны казахстанцев в предпраздничные дни, цены в стране вырастут как минимум на 10–20%.

Наурыз коже (3).jpg

Источники фото в тексте: Shutterstock


2164 просмотра

Лишь треть торгового оборота в Алматы приходится на долю цивилизованного рынка

Обзор коммерческой недвижимости совместно с Colliers International Kazakstan

Фото:Shutterstock/Автор Aureliy

Последние тенденции рынка коммерческой недвижимости Казахстана – это рост свободных площадей за счет увеличения предложения новых и освобождения старых помещений, выбор арендаторами офисов из соотношения «цена – качество» и соответственное снижение ставок по аренде.

Рынок офисной недвижимости двух самых крупных городов Казахстана демонстрирует не только количественный, но и качественный рост за счет высокой конкуренции среди собственников. В свою очередь, это дает арендаторам широкий выбор среди множества различных вариантов.

Офисная недвижимость в Алматы

Алматы уже который год остается лидером по количеству качественных торгово-развлекательных центров и бизнес-цент­ров в республике. Нур-Султан, несмотря на статус столицы, немного отстает.

Ежегодно в Алматы вводятся в эксплуатацию сотни квадратных метров нового рабочего пространства, что создает на рынке среду для конкуренции.

По данным международной консалтинговой компании Colliers International Kazakhstan, средняя доходность инвестиций в качественный объект класса «А» или «B» в городе составляет около 10%, что делает данный сектор недвижимости привлекательным для девелоперов.

Объем предложения офисных площадей в городе сейчас, по оценке агентства, более 1,2 млн кв. м. Совокупный объем рынка, исходя из цен на аренду, превышает 80 млрд тенге в год.

Ставки аренды варьируются от 4 тыс. тенге до 16 тыс. тенге за кв. м – в зависимости от класса объекта. Велика доля объектов класса «B» – это те проекты, которые ранее имели высший уровень качества, но потеряли моральную актуальность и физические характеристики во временном промежутке, а также объекты, изначально реализованные в рамках данной категории, уступающие объектам класса «А» по некоторым характеристикам.

Офисы высокого класса обычно располагаются в элитных районах города, и это сказывается на средних ценах на аренду. В Алматы, в Медеуском районе, цена за 1 кв. м в среднем составляет 6,1 тыс. тенге, в Бостандыкском – 4,2 тыс. тенге, в Алмалинском – 4,1 тыс. тенге, в Ауэзовском –  3,1 тыс. тенге.

Colliers Kazakhstan составил рейтинг офисных зданий представительского класса Алматы. Лучшие проекты среди бизнес-центров южной столицы – БЦ «AFD», БЦ «Esentai Tower», БЦ «Park View».

Заполняемость данных бизнес-центров достигает максимальных показателей при средней загрузке офисной недвижимости на уровне до 92% в классе «А» и 85% в классах «B» и «B+».

Сейчас в Казахстане отсутствует официально принятая классификация офисной недвижимости, поэтому Colliers International принимает за основу самостоятельно разработанную матрицу для оценки объектов. Эксперты Colliers учитывают такие критерии, как площадь, расположение, год постройки, высота потолков, наличие и ёмкость паркинга, возможности смены планировки и изначальный тип планирования, инженерные и IT-решения, инфраструктура объекта, конструктив и качество строительства, сервисное управление и его качество.

Офисы класса «А» – это помещения, которые располагаются в новых современных деловых центрах. Такие центры оборудованы современными инженерными системами; имеют свои конференц-залы; рабочие места, оснащенные оргтехникой и средствами связи. Большое внимание уделяется охранной и пожарной безопасности. Остальные классы отличаются от класса «А» менее комфортными условиями: месторасположением, обслуживанием, перечнем необходимой офисной техники, видом парковки или ее отсутствием и пр.

Офисная недвижимость в Нур-Султане

Столица почти в два раза уступает Алматы по объему предложения офисной недвижимости – общий объем офисных помещений Нур-Султана находится на уровне 680 тыс. кв. м. Средняя рыночная заполняемость столичных бизнес-центров – 86,4%.

Средние ставки по аренде в бизнес-центрах составляют от 5 тыс. до 14 тыс. тенге и варьируются в зависимости от района. Самые высокие минимальные цены наблюдались в Есильском районе Нур-Султана – в среднем 7,4 тыс. тенге. Стоит отметить, что именно этот район имеет наибольшую плотность офисных площадей.

87% площадей офисной недвижимости класса «А» и «Б» расположены на левом берегу Нур-Султана.

К лучшим объектам на столичном рынке офисной недвижимости, по версии Colliers, можно отнести БЦ «Talan Towers» от Verny Capital, БЦ «Q» (первая и вторая очереди) от Astana Development Group, БЦ «Ренко» (первая и вторая очереди) от «Ренко Кат», а также БЦ «Aura» от BI Group.

Как отмечают аналитики Colliers, в столице предложение на рынке офисной недвижимости растет не только за счет введения в строй новых площадей, но и за счет продажи зданий и сооружений, ранее занимаемых национальными компаниями.

Торговая недвижимость города Алматы

В Алматы более 1,8 млн кв. м торговых площадей, то есть более 600 кв. м на каждую тысячу жителей. Это самый высокий показатель по республике.

34% торгового оборота в городе приходится на долю цивилизованного рынка – тех самых ТРЦ, остальные 66% по-прежнему занимают базары.

Сейчас в городе работает 47 объектов торговой недвижимости.

Colliers International выбрал лучшие ТРЦ Нур-Султана и Алматы в разных категориях.

«Лучший ТРЦ для молодежи»

ТРЦ «Dostyk Plaza» и «Mega Park» стали самыми привлекательными для молодежи. Эти центры могут похвастаться удобными и вместительными фуд-кортами с разнообразной кухней, качественным и широким ассортиментом fashion-товаров по приемлемым ценам, а также такими операторами кинотеатров, как Cinemax и Chaplin.

«Семейный ТРЦ»

ТРЦ «Mega Alma-Ata» и «Aport Mall» стали лучшими в этой категории. Разнообразный выбор торговых точек и широкий ассортимент товаров вкупе с большим количеством развлекательных программ (в том числе детских) делают эти ТРЦ местами семейного времяпрепровождения. Aport Mall, пользующийся популярностью даже несмотря на свою удаленность от центра города, предлагает посетителям 220 тыс. кв. м с товарами и услугами для досуга и отдыха, а также единственный в городе крытый аквапарк.

«ТРЦ в спальных районах»

ТРЦ «MOSKVA metropolitan» и «МART» являются основными местами притяжения для жителей спальных районов, в которых они расположены. Средний масштаб данных проектов позволяет вместить в себя арендаторов и бренды, способные покрыть первостепенные потребности частых покупателей – последним теперь не приходится при малейшей необходимости выезжать из своего района в крупные ТРЦ – лидеры рынка.

«Самый перспективный ТРЦ»

ТРЦ «Forum Almaty» обладает рядом рыночных преимуществ – у него выгодное месторасположение, удачное концептуально-архитектурное решение и качественная планировка помещений. Правда, проект несколько раз сменил собственника, и из-за этого сроки запуска неоднократно отодвигались. Техническое открытие состоялось в октябре 2018 года.

Торговые центры Нур-Султана

Рынок торговой недвижимости столицы в три раза меньше рынка Алматы – совокупный объем предложения составляет около 646 тыс. кв. м. Но по количеству торговых площадей на тысячу жителей показатели Нур-Султана сравнимы с алматинскими – более 580 кв. м на 1 тыс.

Из-за климатических особенностей региона качественные торговые объекты в городе Нур-Султан более актуальны, нежели стрит-ритейл формат. Тогда как в Алматы такой формат активно развивается – примером может послужить улица Панфилова, которая стала не только современной платформой для торговли предпринимателей, но и местом отдыха горожан.

В столице ТРЦ и торговые дома продолжают вытеснять торговлю менее комфортного формата. Рост площади рынков и базаров в столице рекордно низкий.

Сейчас в Нур-Султане функционирует 20 объектов торговой недвижимости, некоторые из них обладают рядом преимуществ относительно своих конкурентов.

«Семейный ТРЦ»

Mega Silk Way является самым хорошо организованным и концептуально продуманным ТРЦ столицы. Широкие коридоры, естественное солнечное освещение и разнообразие предлагаемых товаров и услуг делают его одним из самых посещаемых в городе. Кинотеатр и детский развлекательный центр сетевых операторов делают объект востребованным местом семейного досуга.

«Хан Шатыр» – один из первых масштабных проектов города. Здесь представлено наибольшее количество брендов и разнообразные варианты отдыха. Часто ТРЦ позиционируется как достопримечательность города. Напомним, что «Хан Шатыр» спроектирован знаменитым британским архитектором Норманом Фостером и сейчас является одним из тех зданий, что формируют современный облик столицы.

ТРЦ «KeruenCity» ранее принадлежал к семейству Mega Center и приобрел новое название после смены собственника. Объект повторяет концепцию бренда, ориентированную на отдых с детьми. Несмотря на свои небольшие размеры, центр имеет высокий трафик посетителей.

«Лучший ТРЦ для молодежи»

ТРЦ «Keruen» предлагает один из самых широких фуд-кортов, а также продвинутый в технологиях кинотеатр – магнит для молодежи столицы, которая и составляет большинство посетителей данного центра.

Рейтинг последний_0.jpg

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций